Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающие образовательные технологии это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования и преподавателей и учащихся, но прежде всего – учащихся.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса: любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения, – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности. Большое значение имеет организация урока, соблюдение гигиенических показателей, характеризующих урок:
1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски;
2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная, работы и т.д.
3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4.Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, работа и т.д. Норма – не менее трех.
5.Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут.
6.Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.;
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар ,ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки.).
7.Место и длительность применения ТСО ( в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссий, обсуждения.
8.Физкультминутки и другие. оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма-15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.
9.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.
10.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
11.Психологический климат на уроке.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Литература:
1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.
2. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975.
3. Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.:. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
4. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
6. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40

Рекомендуем посмотреть:

Как выполнить работу над ошибками по русскому языку День здоровья в детском саду. Старшая группа Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы

Похожие статьи:

Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми

Изложение методической системы учителя | Как сохранить здоровье современного школьника на уроках русского языка
Опубликовано: 3591 день назад (21 июня 2014)
Просмотров: 5926
+3
Голосов: 3
Ольга Михайловна Подгорных # 30 июня 2014 в 08:43 +1
Спасибо за такой ценный и полезный материал! Все доступно, понятно и последовательно!
Лариса Анатольевна Сисевич # 30 июня 2014 в 17:15 +1
В условиях ФГОС Ваш материал очень полезен и актуален!! Спасибо, голосую +1
Любовь Николаевна Зубко # 12 июля 2014 в 17:26 0
Спасибо большое за комментарии
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 12 июля 2014 в 17:53 +1
Любовь Николаевна, спасибо за приглашение для ознакомления со столь важным на сегодняшний день материалом. Сохранение здоровья подрастающего поколения это задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. Стандарты второго поколения определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Спасибо, что делитесь данной информацией, которая обязательно приходится многим педагогам, так как в ней решаются определённые задачи:сформировать потребности в здоровом образе жизни, а также создание благоприятной обстановки в классе, создавать условия для дальнейшего развития и адаптации обучающихся в социуме. Но у меня будет к вам и небольшое замечание, не по содержанию, а по оформлению статьи. Вы должны в любой своей публикации указывать автора и должность - это прописано в требованиях Сайта. Я надеюсь, что вы не обидитесь, а прислушаетесь к моему пожеланию. Желаю вам дальнейших творческих успехов и спасибо за информацию!
С уважением, Т.Н.
Валентина Политова # 12 июля 2014 в 18:43 +1
Здоровьесбережение - один из принципов в образовательном процессе. Поэтому, первоочередная и главная задача любого педагога - сохранение здоровья учащихся одновременно с задачей обеспечения качества содержания образования. Спасибо за столь ценный и полезный материал.
Любовь Николаевна Зубко # 13 июля 2014 в 14:21 0
Уважаемые коллеги, большое Вам спасибо! И удачи !