Конкурсы для педагогов и детей

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и окружающему миру (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»
Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста и творческим родителям.
Автор: Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО г. Алдан РС(Я)
Цель: обучение самостоятельному пересказу литературного произведения; расширение и систематизация знаний о диких животных.
Задачи:
• учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;
• формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
• учить пользоваться различной эмоционально-окрашенной интонацией;
• обобщить знания о диких животных леса;
• воспитывать сострадание к представителям животного мира.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Игра «Мамы и детёныши»
Описание игры
Воспитатель произносит слово, дети подбирают к нему пару. (У лисицы- лисёнок, у зайчихи – зайчонок, у медведицы – медвежонок, у волчицы – волчонок, у коровы –телёнок, у белки – бельчонок)
По окончании игры создаётся проблемная ситуация.
Воспитатель:
-Назовите лишнюю пару слов. (Корова - телёнок)
-Почему? (Потому что это домашние животные, а остальные – дикие.)
2.Объявление темы.
-Вы догадались, о каких животных будем говорить на занятии? (О диких животных)
Выявление зоны ближайшего развития (ЗБР)
-Что Вам известно о диких животных?
Выслушиваются ответы детей.
Основная часть.
3.Знакомство с автором.
Рассматривание портрета, выставки книг Е.Чарушина
Воспитатель:
-Ребята, Евгений Чарушин – это писатель, который написал очень много рассказов для детей о животных. Все иллюстрации к своим произведениям автор рисовал сам.
4.Знакомство с художественным произведением Е.Чарушина
-Итак, сейчас я познакомлю вас с рассказом «Лисята». Прошу слушать внимательно, так как вам предстоит пересказ.
5.Первичное чтение.
«Лисята» Автор Е.Чарушин
У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра.
Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них. Эти лисята были настоящие ловкачи.
Раз! – и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха. Два! – он уже на высоком шкафу.
А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.
Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать. Заглянул на шкаф – на шкафу нет. Отодвинул комод – и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет.
И тут мой приятель даже испугался. Видит – охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился на бок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает. Что за чудо такое? Подскочил сапог поближе. Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог – и другой выскочил.
Вот какие ловкачи!
6.Вопросы по содержанию.
-О каких диких животных идёт речь в рассказе? (О лисятах).
-Как Вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (Возможно, он принёс их из тайги, потому что животные остались без матери. Если бы охотник не взял к себе лисят, они бы погибли от голода.)
-Как вели себя лисята в человеческом жилище? (Они много играли, баловались и озорничали.)
-Что значит ловкачи? (Это подвижные, ловкие живые существа.)
-Как играли лисята? (Лисята бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф.)
-Какое происшествие произошло однажды? (Лисята потерялись.)
-Почему художник испугался? (Он не мог понять, куда исчезли лисята. А испугался он, потому что сапог вдруг "ожил".)
-Как отыскались лисята?
7.Физминутка
Лисонька по лесу шла, (ходьба на месте)
Хвостиком снежок мела, (подражание помахиванию хвостом)
А когда проголодалась, (поглаживание живота)
За добычею помчалась (бег на месте).
8.Повторное чтение.
- А сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ.
9.Пересказ.
-Ребята, а теперь попробуйте пересказать это произведение. (Один ребёнок начинает пересказ, другой - продолжает).
10.Пальчиковая гимнастика
Шли лисята по дорожке, (пальцы имитируют ходьбу по тыльной стороне ладони)
И увидели серёжки, (массируют мочки ушей)
Не золотые, новые, (продолжают массировать мочки ушей, отрицательно крутя головой)
А легкие, ольховые (разводят в стороны руки, ладонями кверху).
Воспитатель:
-Какие серёжки называют ольховыми?
11.Анализ пересказа.
-Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?
12.Составление описательных рассказов о диких животных (упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.)
Дети составляют рассказы по картинкам самостоятельно. Выслушав воспитанников, целесообразно задать дополнительные вопросы.
-Опишите внешность лисы.
-Что вы можете сказать о повадках лисы? (Шустрая, хитрая, игривая)
-А если животных двое? (Шустрые, хитрые, игривые)
-Какая бывает белка? (шустрая, рыжая, пушистая…)
-Чем питается белочка?
-Как она зимует?
-Что вы можете рассказать о медведе?
-На картинке медведь изображён в зимнее время года.
-Возможно ли это? В каких случаях?
-В чём особенность окраски зайца?
-С чем это связано?
-Почему у зайца раскосые глаза?
-Что вы можете рассказать о волке?
-Почему его называют санитаром леса?
-Опишите оленя.
-Почему он не проваливается в снег, несмотря на большой вес?
Подведение итога:
-Какие задания вы выполняли на сегодняшнем занятии?
-С каким автором познакомились?
-Какой рассказ мы сегодня читали и пересказывали?
-Чем отличаются дикие животные от домашних?
-Как следует относиться ко всем животным?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого занятия в старшей группе «Бумага своими руками» Конспект НОД в старшей группе на тему: Орешки Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему «Путешествие по сказке Колосок»

Святки, колядки в детском саду. Сценарий для старших дошкольников | Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ИЗО для детей старшей группы
Опубликовано: 299 дней назад (8 февраля 2016)
Просмотров: 1394
+25
Голосов: 25
Ольга Бородачева # 8 февраля 2016 в 14:55 +3
Любовь Владимировна у вас получилось очень интересное и насыщенное занятие, использованы разнообразные приемы, средства для изучения и закрепления материала, очень понравилось возьму в копилочку, желаю дальнейших успехов! Приглашаю вас к себе!
Любовь Владимировна Лычангина # 8 февраля 2016 в 14:59 +2
Ольга, спасибо Вам! Загляну в удовольствием!
Ирина Николаевна Ступченко # 8 февраля 2016 в 16:03 +3
Спасибо за приглашение на такое удивительное занятие. Всё понравилось. Особенно вводная часть, где после небольшой игры дети сами форммулируют свою дальнейшую работу, называют тему занятия.
Это здорово, что этому Вы их учите с младшего возраста. Ведь в школе, этот момент является одним из ключевых по новым стандартам. Да и в целом, всё занятие вызывает только положительные эмоции и комментарий. Удачно подобраны закрепляющие вопросы. Прекрасно вписываются во всю публикацию сопровождающие слайды.
Примите голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 8 февраля 2016 в 16:06 +2
Ирина Николаевна, позвольте Вас поблагодарить за такой потрясающий комментарий! smile
Людмила Васильевна Паршинцева # 13 марта 2016 в 08:05 +1
Любовь Владимировна! Прекрасный конспект НОД по коммуникации, да еще и перессказ по Чарушину. Очень много сюжетных картинок. Огромное спасибо!
Вера Васильевна Агатова # 8 февраля 2016 в 16:57 +3
Ваше занятие мне понравилось.Особенно организационный момент, который задаёт тон всему занятию. Очень интересно подобран фотоматериал, вызывающий положительные эмоции.
Любовь Владимировна Лычангина # 8 февраля 2016 в 17:06 +2
Вера Васильевна, спасибо большое!
Ольга Николаевна Рыбинцева # 8 февраля 2016 в 17:00 +2
Спасибо за приглашение! Очень интересное занятие. Хорошо подобран материал. Хотелось бы воспользоваться вашим конспектом. Примите мой голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 8 февраля 2016 в 17:06 +2
Ольга Николаевна, благодарю за комментарий!
Марина Сергеевна Маликова # 8 февраля 2016 в 17:06 +2
Одна из главных задач детского сада - формирование правильной устной речи. Чем больше мы будем проводить с детьми такие занятия, тем больше у них будет возможность в будущем свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы.
Любовь Владимировна Лычангина # 8 февраля 2016 в 17:07 +2
Марина Сергеевна, спасибо за позитивный отзыв! Удачи Вам!!!
Ирина Владимировна Зорина # 8 февраля 2016 в 17:34 +3
Спасибо за приглашение на занятие. Всё понравилось. Вами подготовлены интересные задания, которые соответствуют возрастным особенностям детей. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через воспитателя. Формы познавательной деятельности обеспечивают сотрудничество воспитателя и обучающихся, включают каждого ребенка в деятельность по достижению целей занятия. Примите голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 9 февраля 2016 в 13:01 +2
Ирина Владимировна, спасибо за развёрнутый комментарий!
Гульназ Айдаровна Газизова # 8 февраля 2016 в 18:00 +3
Добрый вечер! Увлекательное, содержательное занятие получилось у вас, которое построено с учетом возрастных особенностей детей.Красивые, насыщенные фотографии подобраны к занятию. В целом все понравилось, беру себе на заметку.
Любовь Владимировна Лычангина # 9 февраля 2016 в 13:02 +2
Гульназ Айдаровна, спасибо за добрые слова в адрес моей разработки!
Ирина Владимировна Жабина # 11 февраля 2016 в 16:14 +2
Здравствуйте, Любовь Владимировна!
Спасибо за приглашение. Мне занятие очень понравилось, хорошо проиллюстрировано. Материал содержательный, познавательный, соответствует детям старшего дошкольного возраста. Проведена хорошая речевая работа, интересные вопросы, удачная рефлексия. С уважением и голосом 7, И.В.
Любовь Владимировна Лычангина # 11 февраля 2016 в 16:35 +2
Ирина Владимировна, спасибо за развёрнутый комментарий!
Ксения Алексеевна Круглова # 11 февраля 2016 в 17:05 +2
интересное и познавательное занятие, Любовь Владимировна! все задания, даже физ.минутки посвящены животным, о которых идет речь. в продолжении данной работы, с целью развития воображения, можно предложить деткам нарисовать лисят, каким они их увидели со слов автора. по своему опыту скажу, что в школу приходят дети со слабо развитым воображением. они хорошо работаю по образцу, по шаблону, но как только даешь задание на определенную тематику и ничего не предлагаешь - всё, сопли, слёзы, я не умею, я не знаю как. не воспринимайте это как замечание к занятию. это, так сказать, я о своем, наболевшем. я с удовольствием голосу за разработку!!!
Любовь Владимировна Лычангина # 11 февраля 2016 в 17:11 +3
Ксения Алексеевна, согласна с Вами, ведь по первому образованию я учитель. Творческие задания "Нарисуй животное" мы выполняем в свободной деятельности и в конце занятия, если позволяет время. Образцов принципиально не использую,т.к. развиваю воображение. Спасибо за солидарность!
Раиса Владимировна Коломыцева # 11 февраля 2016 в 17:26 +2
Добрый вечер, Любовь Владимировна! Материал интересно и последовательно составлен, имеет познавательный характер и оформлен яркими картинками, с удовольствием голосую!,
Любовь Владимировна Лычангина # 11 февраля 2016 в 17:34 +2
Раиса Владимировна, спасибо большое Вам за комментарий!
Ольга Николаевна Рыбинцева # 11 февраля 2016 в 18:26 +2
Хотелось бы воспользоваться вашим конспектом.
Любовь Владимировна Лычангина # 12 февраля 2016 в 13:03 +2
Ольга Николаевна, спасибо!
Гульнара Михайловна Тузова # 11 февраля 2016 в 19:31 +2
С большим удовольствием и интересом для себя познакомилась с интегрированным занятием в старшей группе. Мне всё очень понравилось, занятие выстроено грамотно, по всем требованиям ФГОС, прослеживается системно-деятельностный подход - в составлении описательных рассказов о диких животных по иллюстрациям. Очень понравилось, что дети дают оценку друг другу при анализе пересказа. Целеполагание мотивирует на весь образовательный процесс, в результате чего достигается цель занятия и решаются поставленные задачи. Огромное спасибо, Любовь Владимировна, за великолепный конспект, беру в закладки и голосую.
Любовь Владимировна Лычангина # 12 февраля 2016 в 13:05 +3
Гульнара Михайловна, огромное спасибо за Ваш развёрнутый и позитивный комментарий!
Любовь Алексеевна Кутянова # 11 февраля 2016 в 20:44 +2
Любовь Владимировна! Отличное у Вас получилось занятие! Плавненько дети сами пришли к теме занятия.В ходе беседы видна индивидуальная работа каждого ребенка. И хорошо продумана система вопросов в заключительной части! Голосую!
Любовь Владимировна Лычангина # 12 февраля 2016 в 13:06 +3
Любовь Алексеевна, спасибо Вам душевное!
Вера Анатольевна Варенцова # 11 февраля 2016 в 21:46 +2
Здравствуйте, Любовь Владимировна! Спасибо за приглашение. Мне понравилось Ваше занятие. Разнообразное по формам работы и предлагаемому материалу. Насыщенное активной деятельностью детей, что очень ценно при новых стандартах. Замечательные фото животных, много проблемных вопросов и заданий. Всё логично выстроено и взаимосвязано. Спасибо за отличную публикацию. Успехов! Голосую.
Любовь Владимировна Лычангина # 12 февраля 2016 в 13:11 +2
Вера Анатольевна, спасибо за позитивный отзыв!
Наталья Николаевна Ерыгина # 12 февраля 2016 в 01:23 +1
Здравствуйте, Любовь Владимировна!
Спасибо за приглашение. Занятие выстроено грамотно, по всем требованиям ФГОС, хорошо проиллюстрировано, интересное, развивающее и познавательное, насыщенное активной деятельностью детей. Мне очень понравилось.
Примите голос! Творческих успехов!
Любовь Владимировна Лычангина # 12 февраля 2016 в 13:12 +2
Наталья Николаевна, спасибо за то, что нашли время для оценки!
Марина Геннадьевна Шабанова # 12 февраля 2016 в 13:55 +2
Любовь Владимировна, спасибо за приглашение. С интересом ознакомилась с Вашей разработкой занятия. Материал оформлен со всеми требованиями сайта, подобран замечательный иллюстративный ряд. Цель обозначена и достигнута, все задачи в процессе занятия решаются. Примите мой голос №15.
С уважением М.Г.
Любовь Владимировна Лычангина # 12 февраля 2016 в 14:01 +2
Марина Геннадьевна, спасибо за оценку!!!
Вера Александровна Орехова # 12 февраля 2016 в 17:04 +2
Любовь Владимировна, спасибо за приглашение.
Интересное и познавательное занятие.
Вы учите детей выразительно пересказывать литературный текст, обобщаете знания детей о диких животных леса, воспитываете любовь и бережное отношение к представителям животного мира.
Примите мой голос +1.
Желаю творческих успехов!!!
Любовь Владимировна Лычангина # 13 февраля 2016 в 06:26 +2
Вера Александровна, спасибо за оставленный комментарий!
Ольга Барышева # 15 февраля 2016 в 17:13 +2
Здравствуйте Любовь Владимировна, спасибо за приглашение. С большим интересом ознакомилась с Вашей разработкой занятия. Все продуманно и прожито, доступно и познавательно, соответствует требованиям ФГОС, подобран иллюстративный ряд, поставленные цели достигнуты. Голос
Любовь Владимировна Лычангина # 16 февраля 2016 в 03:53 +2
Спасибо,Ольга, за комментарий!
Светлана Александровна Рындина # 16 февраля 2016 в 20:22 +2
Любовь Владимировна,с удовольствием ознакомилась с вашим занятием,и вам за него безусловно -ГОЛОС!!!
Любовь Владимировна Лычангина # 17 февраля 2016 в 01:41 +2
Светлана Александровна, спасибо!
Галина Станиславовна Бердник # 19 февраля 2016 в 10:39 +2
Приятно побывать на Ваших занятиях, получить много положительных эмоций от грамотного содержания материала/, которое насыщенно соответствующими иллюстрациями. Спасибо за публикацию актуального материала!
Любовь Владимировна Лычангина # 19 февраля 2016 в 12:28 +2
Галина Станиславовна, спасибо за внимание к моей разработке и положительный комментарий!
Екатерина Борисовна Фимина # 19 февраля 2016 в 23:01 +1
Любовь Владимировна,благодарю за приглашение! Публикация занятия оформлена грамотно, с учётом требований сайта. Занятие включает в себя несколько видов деятельности, что не даёт детям устать и заскучать. Дети развивают речь, учатся добру, пополняют знания о животном мире. Желаю удачи! Примите мой голос. С уважением. Фимина Е.Б.
Любовь Владимировна Лычангина # 20 февраля 2016 в 02:53 +2
Екатерина Борисовна, спасибо за позитивный комментарий! smile
Анастасия Юрьевна Билетова # 20 февраля 2016 в 16:26 +2
Занятие очень интересное.Красочный наглядный материал,детям очень нравится рассматривать его.Интересные задания, которые соответствуют возрастным особенностям детей.Желаю удачи,творческих успехов.
Любовь Владимировна Лычангина # 20 февраля 2016 в 16:54 +2
Анастасия Юрьевна, спасибо сердечное!
Анастасия Викторовна Ечина # 21 февраля 2016 в 16:05 +1
Любовь Владимировна,очень понравился конспект занятий. Необычное начало, где дети сами формулируют тему занятия. Конспект способствует развитию речи, знакомит детей с дикими животными.Физ минутка и пальчиковая гимнастика по этой же теме. Красочные иллюстрации помогают перессказать рассказ. Цель занятия реализована в конце.
Любовь Владимировна Лычангина # 22 февраля 2016 в 08:09 +2
Анастасия Викторовна, спасибо за подробный комментарий.
Татьяна Куриленко # 24 февраля 2016 в 10:45 +2
Здравствуйте Любовь Владимировна, спасибо за приглашение. Интересно выстроено занятие, все ориентировано на то чтобы дети самостоятельно работали, отвечали на вопросы следили за пересказом. А ведь удержать внимание детей в этом возрасте очень сложно. Но думаю, что вы с этим справились. Желаю вам дальнейших творческих успехов. Голос от меня.
Любовь Владимировна Лычангина # 24 февраля 2016 в 10:50 +2
Татьяна, они у меня приучены у тому, что я их всё время подлавливаю вопросами. И они внимательны! При этом не перегружены. За этим я слежу, конечно. Спасибо ха позитивный комментарий!
Наталья Михайловна Аронова # 5 марта 2016 в 09:47 +2
Здравствуйте, Любовь Владимировна! Очень понравилось ваше занятие. оно хорошо вписывается в требования ФГОС ДО. В занятии правильно организована обучающая деятельность с физминутками. Весь конспект связан единым содержанием. Молодец!
Любовь Владимировна Лычангина # 5 марта 2016 в 15:45 +2
Наталья Михайловна, спасибо Вам за комментарий!
Лариса Анатольевна ЕЛИСТРАТОВА # 9 марта 2016 в 01:49 +1
Любовь Владимировна, здравствуйте. Познакомилась с вашим занятием, всё понравилось. Особенно вводная часть, где после небольшой игры дети сами форммулируют свою дальнейшую работу, называют тему занятия.
Этот момент является одним из ключевых по новым стандартам. Да и в целом, всё занятие вызывает только положительные эмоции и комментарий. Удачно подобраны закрепляющие вопросы. Прекрасно вписываются во всю публикацию сопровождающие слайды. Как дополнение можно добавить еще и голоса животных, детям это очень нравится. Спасибо за занятие.
Любовь Владимировна Лычангина # 18 марта 2016 в 18:43 +3
Лариса Анатольевна, спасибо за столь развёрнутый и позитивный комментарий!