Конкурсы для педагогов и детей

Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада

Интегрированная НОД "Чтение художественной литературы".
Автор: Зайцева Любовь Григорьевна, воспитатель МБОУ "Идрицкая СОШ", дошкольное отделение детский сад "Улыбка" Псковской области Себежского района.

Описание: Данное занятие было проведено для обмена опытом образовательной работы с детьми старшего возраста в коллективе педагогов детского сада.
В нем мы попытались соединить разные виды детской деятельности, тем более, что была проведена большая предварительная работа.
Назначение: Конспект может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада.
Интегрирование образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Тема: Виталий Бианки «Чей нос лучше?» Художники – иллюстраторы русских народных сказок: Евгений Михайлович Рачев и Юрий Алексеевич Васнецов.
Цель: Знакомство с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, буквицей.
Задачи:
-учить сравнивать иллюстрации художников, расписывать буквицу;
-формировать позитивное отношение к книге;
-воспитывать любовь к чтению книг.
Предварительная работа:
-экскурсия в библиотеку;
-организация выставки книг в группе;
-изготовление закладок для книг;
-сравнивание книг для взрослых и для детей.
Материалы и пособия:
-книга В.Бианки «Чей нос лучше?» с иллюстрациями Е.Рачева, портрет писателя;
-книги русских народных сказок с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, портреты художников, отдельные иллюстрации;
-листы с контуром букв;
-восковые мелки;
-карандаши, фломастеры;
-магнитофон, аудиозапись.

Словарная работа: иллюстрации, художник – иллюстратор, буквица.
Ход НОД:
Дети заняты играми и уже предупреждены, что игры должны заканчиваться.
-Дили-дон, бом – бом,
Все игрушки соберем,
Кто не будет собирать –
С нами не пойдет читать!
Дети собираются к столу воспитателя.
Воспитатель: Ребята, вы знаете много загадок. Сейчас я вам загадаю еще одну.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает!
Дети: Книга!
Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее, сегодня мы прочитаем книгу В.Бианки «Чей нос лучше?» (Демонстрирует детям портрет писателя).
Чтение книги, по ходу текста – рассматривание иллюстраций.
(В рамках данного занятия чтение книги было осуществлено до слов: «Чудеса! – сказал мухолов – Сколько носов я видел!»)
Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка? Давайте, еще раз рассмотрим иллюстрации.
Ребенок: Птицы разговаривают друг с другом.
Воспитатель: Да, они общаются. Ясно выражен их характер, особенности клюва (носа). Как вы считаете, какой по характеру Мухолов - тонконос?
Ребенок: Любопытный, все спрашивает.
Воспитатель: Действительно, он любопытный!

Дети, рисунки к этой книге нарисовал знакомый вам художник Е. Рачев (Портрет художника).
Прежде, мы рассматривали его иллюстрации к русским народным сказкам.
Помните, он раскрывает характеры героев с помощью одежды (обращает внимание на книгу русских народных сказок).
Воспитатель: Продолжим рассматривать нашу книгу.

Вот клест, он показывает лапкой на свой нос. Нос у него кривой.
Ребенок: А как называют эту птицу?
Воспитатель: Бекас – долгонос! Нос у него длинный, «как карандаш»!
Вот еще две птицы – у них носы тонкие как шило!
Ребенок: А это – уточка!
Воспитатель: Не просто уточка, а широконос, так ее назвал автор.
Ребенок: Нос широкий?
Воспитатель: Да!

У всех птиц разные носы, и каждой из них нужен именно такой! Пеликану, чтобы рыбу ловить и в « мешок» откладывать, а дятлу…
Ребенок: Чтобы деревья лечить!
Воспитатель: Верно, и дупло выдалбливать – жилье делать «для себя и для других птиц».
Воспитатель: Иллюстрируя эту книгу о птицах, художник решил показать нам их беседы – видно, что птицы общаются.
(Размышления детей).
Воспитатель предлагает двоим детям разобрать иллюстрации, лежащие на столе. (Все дети встают со своих мест, продолжают заниматься стоя).


Это иллюстрации Е. М. Рачева.
Рисунок крупный, животные одеты в одежду людей. Это помогает раскрыть образ -
Лиса – барыня,
Волк – боярин,
Заяц - мужичок,
Колобок – озорной мальчишка!
Дети, приобщившись к разговору, высказывают свои впечатления.

Воспитатель: Рассматривая книги, иллюстрированные художником Ю.А.Васнецовым (Портрет художника), отмечаем, что в них животные нарисованы мельче, и хоть на зайке, на петушке тоже надеты предметы одежды. Чаще всего, одежда не полностью покрывает всего персонажа - на козе - только юбка, на зайке - курточка.


Деревья, трава, кустики украшены художником мелкими цветами, белыми точками – «оживкой».
И одного и другого художника называют художниками – иллюстраторами.
Иллюстрация – рисунок в книге(дети повторяют слова).
Воспитатель: Дети, книга – это всегда интересно, загадочно. Она открывает нам много нового.
Пока мы еще не умеем читать.
Ребенок: Только рассматриваем книги.
Воспитатель: И по размеру букв, и по иллюстрациям понимаем, что в них – сказка, или рассказ, о чем эта книга.
Физкультминутка:
Сказка ходит, сказка бродит (ходьба на месте)
Сказка нас сама находит. ( обнимаем себя обеим руками)
Сказка нам велит бежать (имитируем бег на месте)
Прямо в теплую кровать. (руки складываем под щеку)
Сказка нам приводит сон, («плаваем во сне», закрыв глаза)
Пусть красивым будет он! (встаем прямо, руки в стороны, вверх).

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с еще одним интересным явлением.

Посмотрите, первая буква в тексте очень большая и красивая!
Она выделяется среди остальных. Называется она – буквица. Звучит как «царица».
Она первая буква в сказке, хочется всегда сразу начать читать.
Что-то новое, загадочное ждет нас в этой сказке! (Читаем отрывок).
Воспитатель: Поиграем в игру: «Сказки начинаются…»
Кто вспомнит, как начинаются сказки, - получит лист с контуром большой буквы.
Дети: Один за другим:
-В некотором царстве…
-Однажды,
-Давным – давно…
-Было это, когда…
-За высокими горами…
-Пошел как-то старик…
-Это сейчас так…
Раздаем детям листы с контуром буквы.
Детям предлагается сделать красивую буквицу, используя карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Музыкальный фон.

В заключении, изготовленные детьми буквицы размешаем на доске.
Воспитатель: Дети, многие люди могут читать по - очереди одну и ту же книгу. Чтобы она не растрепалась, чтобы листочки ее оставались как можно дольше ровными, книгу надо беречь.
Читая, и останавливаясь в середине, надо пользоваться…
Дети: Закладкой!
Дети дарят гостям закладки, изготовленные своими руками.
Звучит мелодия, все рассматривают книги в книжном уголке.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологии в старшей группе Конспект НОД для детей с ОНР в старшей группе. Лесные жители Конспект интегрированной НОД в старшей группе Конспект НОД в старшей группе на тему: Устройство театра
Участник №45 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Конспект интегрированной НОД на тему: Зима в средней группе | Новогодняя открытка «Елочка» своими руками вместе с детьми 5-7 лет. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 353 дня назад (18 декабря 2015)
Просмотров: 2976
Рубрика: Без рубрики
+25
Голосов: 25
Ольга Панина # 18 декабря 2015 в 11:23 +7
Здравствуйте, Любовь! Познакомилась с Вашим конспектом. Занятие мне очень понравилось. Я считаю, что приобщение к художественной литературе, в наш век компьютерных технологий, очень актуально. И прививать любовь к книге нужно как раз в дошкольном возрасте. Вашим воспитанникам повезло: они не только знакомятся с произведением, но и с художниками-иллюстраторами. Желаю вам дальнейших творческих успехов!
Одно небольшое замечание: обратите внимание на образовательные области. В ФГОС ДО есть области "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие", "Познавательное развитие" а "Познание", "Коммуникация" и "Художественное творчество" были при ФГТ.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 18 декабря 2015 в 13:18 +8
Уважаемая Любовь! Мне понравилась выбранная вами тема и занятие, которое, на мой взгляд, удалось раскрыть полностью. На нём вы решаете различные, но взаимосвязанные задачи. Видна предварительная работа с детьми и их заинтересованность по данной теме. Да и как не заинтересоваться при таком замечательно предоставленном иллюстрированном материале? Хвала и почёт тем, кто его собирал и бережно хранил. Работа оформленная с учётом всех требований сайта, добавляет удовольствия при знакомстве с текстом. Словарную работу можно было расписать поподробнее, но вы, наверное, решили опубликовать только основное. Хочется верить, что любовь к книгам, бережное отношение к ним, перейдёт от педагога к детям. И отношение будет избирательное, которое позволит сформировать художественный вкус, умственное и эстетическое развитие. Спасибо за предоставленный материал. Примите мой голос, пожелания удачи и новогодние поздравления!
Любовь Зайцева # 18 декабря 2015 в 17:56 +5
Уважаемые коллеги, спасибо, что зашли. Принимаю замечания, благодарю за корректность. Успехов всем!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 18 декабря 2015 в 18:59 +8
Любовь, хочется поблагодарить, что не забываете познакомить со своими разработками. Было очень интересно.
Что же касается оформления самой публикации, всё в соответствии требованиям Портала.
Если же судить как оформлена разработка в соответствии ФГОС или ФГТ, уверена, что воспитатели ДОУ разберутся, что к чему и, поверьте позаимствуют ваш материал обязательно. Желаю вам успехов!+1
С уважением, Т.Н.
Любовь Зайцева # 18 декабря 2015 в 19:03 +6
Татьяна Николаевна, спасибо, по-прежнему чувствую Вашу поддержку и становлюсь увереннее! Всяческих Вам успехов!
Елена Горбунова # 18 декабря 2015 в 19:07 +8
Добрый вечер, Любовь Григорьевна! Спасибо за приглашение на отличное занятие, формирующее позитивное отношение к книге! В своей работе воспитатели часто сталкиваются с тем, что знание фамилий и особенностей рисунков художников-иллюстраторов вызывает затруднение у дошкольников. Вы в доступной и интересной форме закрепляете знания детей, учите сравнивать иллюстрации художников. Отличная идея продуктивная деятельность - расписывать буквицу.
Согласна с коллегами по поводу Образовательных областей по ФГОС ДО.
Удачи Вам! + голос!
Раиса Владимировна Коломыцева # 18 декабря 2015 в 19:19 +8
Добрый вечер, Любовь Григорьевна! Очень интересная разработка даёт знания детям о художественной литературе и развивает логическое мышление, любовь к книгам воспитывается путём рассматривания и вовлечения детей в беседу, хорошая задумка раскрашивание буквиц, голосую!
Любовь Зайцева # 18 декабря 2015 в 19:38 +5
Спасибо, Раиса Владимировна! Успехов Вам!
Любовь Зайцева # 18 декабря 2015 в 19:20 +5
Спасибо,Елена!
Алла Ивановна Ефимова # 18 декабря 2015 в 19:48 +8
Интересная и увлекательная работа. Очень понравилось, как вы привлекаете и приучаете детей читать. Интересная идея с рисованием букв. Уверена, дети запомнят занятие надолго.
С удовольствием голосую.
Любовь Зайцева # 18 декабря 2015 в 19:57 +5
Алла Ивановна! Спасибо и удачи Вам!
Валерий Григорьевич Вершинин # 18 декабря 2015 в 20:39 +7
Уважаемая, Любовь Григорьевна! Очень хорошее, значимое занятие с детьми! Это пример того, как нужно разрабатывать тему, как учитывать все моменты урока. Конечно, не только опыт работы, но и - талант педагога, особое чутьё, понимание, что будет интересно малышам, как их увлечь. Примите мой голос.
Любовь Зайцева # 18 декабря 2015 в 21:32 +5
Валерий Григорьевич, спасибо за комментарий и оценку.
Ваше мнение как компетентного в литературе педагога, для меня очень важно.
Успехов Вам во всем!
Екатерина Валерьевна Шваб # 18 декабря 2015 в 21:38 +8
Здравствуйте Любовь Григорьевна, спасибо за приглашение! Занятие получилось продуманное , интересное, увлекательное,доступное и понятное для данного возраста.Думаю никто из детей не остался равнодушным.Примите мой голос.
Любовь Зайцева # 18 декабря 2015 в 22:58 +5
Я Вам признательна за визит, Екатерина Валерьевна!
Татьяна Александровна Толстикова # 18 декабря 2015 в 23:30 +8
Любовь Григорьевна, добрый вечер! Сразу обратила внимание на Вашу публикацию, но оставила удовольствие на вечер, и вот неспешно знакомилась с ней. Очень понравилось Ваше занятие! Я часто хожу в окружную библиотеку, выбирая книги для свои ребят, и всегда обращаю внимание на оформление, иллюстрации. Красиво оформленную книгу ребята берут в руки с удовольствием, к тому же иллюстрации уже говорят и о содержании книги. И знакомство ребят с иллюстраторами не менее важно и интересно, как и с авторами книг. Спасибо за интереснейшую публикацию. С удовольствием голосую. Успехов Вам!
Любовь Зайцева # 18 декабря 2015 в 23:48 +6
Спасибо, Татьяна Александровна! Вы тоже понимаете тему работы с книгой как одну из самых важных.
К сожалению, в наш информационный век книга отступила, и если наше поколение не поможет детям повернуться лицом к книге, ее значимость может быть утрачена для будущих людей.
Годом раньше у нас в саду проходила акция "Подари книгу детям".
Результатом ее явилась собранная силами родителей в каждой из групп небольшая библиотека.
Дети любят книги. Нам же надо уметь ее прочитать детям - не глядя в лист, а только заглядывая, а в основном, взгляд должен быть направлен в глаза детей.
Вот кто так может читать, тот заинтересует ребятню.
Спасибо Вам, и всего наилучшего!
Наталья Александровна Ермакова # 19 декабря 2015 в 18:06 +5
Здравствуйте, Любовь! Великолепно построенное занятие, дети не просто познают новое, но и мыслят. Прекрасная разработка и для преподавателей изобразительной деятельности, можно смело использовать в работе. Очень понравилось, беру в закладки, спасибо за Ваш труд! С удовольствием голосую!
Любовь Зайцева # 19 декабря 2015 в 22:06 +3
Спасибо, я рада Вашему комментарию. Успехов Вам, Наталья Александровна!
Олег Владимирович Мамаев # 20 декабря 2015 в 00:09 +4
Великолепные иллюстрации Вы выбрали для своего конспекта! Я сильно сомневаюсь, что сегодня есть художники, способные создавать картины для детей на таком же высоком художественном уровне, как в СССР. Так что берегите эти книги, вряд ли их уже когда-нибудь переиздадут! Вопросы составлены грамотно, ненавязчиво и полностью гармонируют с прекрасными иллюстрациями. Хорошее "домашнее" занятие для активизации познавательных способностей рябят и пробуждения интереса к чтению. А последнее очень важно в наше безумное время, когда родители уже с самого раннего возраста начинают подсовывать своим детям вместо книг смартфоны, планшеты и прочие гаджеты, быстро отбивающие у дошкольников всякий интерес к чтению и знаниям.
Любовь Зайцева # 20 декабря 2015 в 07:54 +2
Спасибо. Если педагоги так понимают проблему - рано петь реквием книге!
Конечно, важным моментом остается взаимодействие с семьей по данному вопросу. Да и МК по художественному чтению надо хоть изредка проводить в коллективе.
Мне понравилось последнее мероприятие мирового масштаба (смотрела на телеканале Культура) - все читали Войну и Мир Л.Н.Толстого! Были выбраны интересные пейзажи (Корея) и ракурсы (читал дирижер М.Федосеев). Завораживало! Теперь мое время читать. Эти 60 часов поделятся на много-много дней...
Татьяна Леонидовна Столетова # 20 декабря 2015 в 14:14 +3
Спасибо, Любовь, за приглашение. Согласна с коллегами, что наших современных детей сложно увлечь книгой. Вы составили конспект так, что даже равнодушный ребенок увлечется. И потом, очень мало родителей читают детям сказки, тем более обращают на такую мелочь как заглавная буква. Вы молодец, с удовольствием голосую.
Любовь Зайцева # 20 декабря 2015 в 14:24 +2
Я Вам очень признательна за комментарий, Татьяна Леонидовна!
Галина Станиславовна Бердник # 20 декабря 2015 в 16:54 +5
Спасибо за приглашение на публикацию, которая очень мне понравилась необычным сравнение иллюстраций. Надо же как оказывается интересно. И для маленьких детей увлекательно, тем самым Вы учите наблюдать, сравнивать, зрительно изучать детские книжки. Интересные игровые моменты, например, создать красивую буквицу, которая развивает детское творчество.
Любовь Зайцева # 20 декабря 2015 в 17:08 +2
Галина Станиславовна, спасибо, мне важно Ваше мнение!
Успехов Вам!
Александр Семенович Жбанов # 20 декабря 2015 в 19:35 +3
Добрый вечер, Любовь Григорьева!С большим удовольствием познакомился с Вашим материалом.Интересное занятие, в ходе которого дети учатся анализировать, знакомятся с элементами оформления книги, прививается интерес к чтению и бережное отношение к книге. Спасибо Вам! Всего доброго!
Любовь Зайцева # 20 декабря 2015 в 20:26 +3
Благодарю Вас! zst
Любовь Зайцева # 20 декабря 2015 в 20:26 +4
Благодарю Вас! zst
Елена Николаевна Кашникова # 20 декабря 2015 в 20:23 +6
Прекрасное занятие! Ребята учатся анализировать текст и иллюстрации. Навык поможет в школе, в написании сочинения по картине, развивает эстетическое и логическое мышление. Мой голос вам!
Любовь Зайцева # 20 декабря 2015 в 20:26 +3
Спасибо, Елена Николаевна! Успехов Вам во всем!
Лариса Сергеевна Кривохижина # 22 декабря 2015 в 13:53 +5
Занятие интересное, очень здорово, что любовь к книгам вы прививаете в игровой доступной форме. Мне понравилось, что вы вызываете интерес у детей не только к автору книги, но и к авторам иллюстраций, ведь столько прекрасных художников трудится над созданием детских книг, а мы к сожалению редко смотрим кто автор рисунка. Большое спасибо вам за это.
Любовь Зайцева # 22 декабря 2015 в 19:51 +3
Спасибо, Лариса Сергеевна! Успехов Вам!
Светлана Викторовна Тарасенкова # 23 декабря 2015 в 15:14 +3
Огромное спасибо за Ваш труд! Очень интересный материал! Всего самого светлого и доброго!
Любовь Зайцева # 23 декабря 2015 в 15:46 +2
Благодарю Вас, Светлана Викторовна! Успехов Вам!
Игорь Владимирович Грушевский # 3 января 2016 в 01:03 +2
Любовь Григорьевна, интересное занятие! Очень здорово, что Вы знакомите детей с художниками и разбираете их работы! Картина, где Лиса похищает Петушка - это работа для книги? Такая большая работа! Настоящая картина! Получается, изначально художник рисует данный материал как картину? Голос!
Любовь Зайцева # 3 января 2016 в 01:18 +2
Получается, так! Это фото мы предлагали вниманию детей, акцентируя его на портрете художника. Здесь: "Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы...Котик - братик, спаси меня!"
Ирина Владимировна Жабина # 4 января 2016 в 22:11 +3
Уважаемая, Любовь Григорьевна! С профессиональным интересом ознакомилась с Вашей работой. Вы представили нашему вниманию отличный опыт работы с детской книгой, с ее иллюстрациями. Методическая разработка оформлена правильно, грамотно, качественно. Красочные иллюстрации украшают работу. Очень вовремя Вы обратили внимание на необходимость включения в занятие компенсаторно - нейтрализующего момента для снятия утомляемости у детей. С уважением и голосом, Ирина Владимировна.
Любовь Зайцева # 6 января 2016 в 10:56 +1
Спасибо, Ирина Владимировна, за содержательный комментарий. Хочу обратить Ваше внимание, что дети были организованы для занятия из игровой деятельности: "Дети заняты играми и уже предупреждены, что игры должны заканчиваться.
-Дили-дон, бом – бом,
Все игрушки соберем,
Кто не будет собирать –
С нами не пойдет читать!
Дети собираются к столу воспитателя".
Рада за Ваш профессиональный подход к деятельности детей!
С Рождеством!
Екатерина Борисовна Фимина # 13 января 2016 в 00:02 +2
Здравствуйте, Любовь Григорьевна, благодарю за приглашение! Меня заинтересовало Ваше занятие взаимосвязью содержимого текста с личностью художника, проиллюстрировавшего его. Картинки для маленьких детей интересней самого текста и очень важно какие это картинки. Всё это в дальнейшем формирует эстетические наклонности у детей. Такие занятия помогают развитию у детей интереса к книге, внимания, сопереживания. Примите мой голос. С уважением, Фимина Е.Б.
Любовь Зайцева # 16 января 2016 в 23:37 +1
Екатерина Борисовна, спасибо за содержательный комментарий, понимание проблемы, единомыслие.
Елена Владимировна Орлова # 14 марта 2016 в 14:33 +2
Спасибо большое, у вас есть чему поучиться: и в плане содержания работы, и в том, как её преподнести. Добавлю, пожалуй, в закладки.
Любовь Зайцева # 20 марта 2016 в 09:11 +1
Елена Владимировна! Спасибо за комментарий. Я рада, если моя разработка пригодится.