Конкурсы для педагогов и детей

О роли творчества в формировании музыкальной культуры дошкольника

Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ. Творчество как один из видов музыкальной деятельности играет огромную роль в формировании музыкальной культуры дошкольника.
Развитие музыкально – творческих способностей каждого ребёнка – важнейшая задача для музыкального руководителя детского сада.
Самый доступный для детей вид музыкального творчества – импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли». Дети склонны обычно воспринимать импровизацию как игру, что само по себе имеет большое значение.
Импровизация (от лат. неожиданно, внезапно) –моментальное сочинение, создание музыкального произведения в момент исполнения, без предварительной подготовки, то есть придумывание своих вариантов песен.
С самого раннего детства дети бормочут, иногда напевают что – то своё – импровизируют какие – то напевы, попевки. Стоит ребёнку сосредоточится на игре, как он перестаёт обращать внимание на окружающих, уходит в свой мир. Однако эта способность часто легко тормозится и утрачивается, не получая должного развития, так как музыкальным руководителям проще работать с готовым материалом.
Певческие импровизации на музыкальном занятии в детском саду обычно уделяется мало внимания. Предпочтение отдаётся разучиванию и исполнению песен, предусмотренных программой и музыкально – ритмическим движением. Однако этот вид музыкальной деятельности заслуживает большего внимания. Певческие импровизации вызывают большой интерес у детей, и если работа поставлена методически правильно, то дети могут достигнуть определённых результатов. Успех в активизации певческих импровизаций способствует творческий подход к учебному процессу музыкального руководителя, его стремление помочь ребёнку умело использовать приобретённые навыки и умения в музыкальной деятельности, в сочинении своих мелодий, песенок. Работа должна проводиться систематично и последовательно, очень деликатно. Важно доброжелательное, внимательное, бережное отношение педагога к творческим начинаниям детей.
Значение творческих занятий в процессе музыкального воспитания детей трудно переоценить. Развитие творческой инициативы ребёнка способствует эмоциональному и вместе с тем более осмысленному отношению его к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности, вызывает интерес к занятиям, что является важной предпосылкой для успешного преодоления трудностей в обучении.
Поскольку творческая работа ребёнка связана с самостоятельными действиями, она психологически раскрепощает его, появляется смелость и умение принимать быстрые решения аналитически мыслить, самое главное – развивается общая музыкальность ребёнка. Всё это важно как для детей с хорошими музыкальными данными, так и для ребят со средними способностями, как для профессионально перспективных малышей, так и для тех, кто просто будет любить искусство.
На музыкальных занятиях мы стараемся развивать в детях необходимые навыки, на основе которых каждый ребёнок сможет построить собственный творческий процесс. Очень важно для педагога чётко определить свою роль в этом процессе – чем конкретно он может помочь своим воспитанникам, какие должен сделать указания и за какие рамки ему не следует выходить в этой своей помощи. Самое главное – не навязывать ребёнку свою волю, не подавить его творческую инициативу. Необходимо предоставить ребёнку больше возможности для проявления своей индивидуальности. Поэтому все, даже самые необычные сочинения детей, следует внимательно прослушивать, поддерживать оригинальные решения, а то, что не совсем удалось, аккуратно исправлять, ни в коем случае не навязывая своей воли. Задача педагога – опираясь на склонности детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых не возможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. Задания, предлагаемые детям на музыкальных занятиях, должны вызывать у них интерес и стремление проявлять инициативу.
Н.А.Ветлугина в своих исследования отмечает, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления. Обычно у ребёнка вырабатывается установка на подражание образцу пения. Появление же творческих заданий является ломкой сложившегося стереотипа. До сих пор ребёнок должен был петь точно, подстраиваясь к голосу других детей, а теперь он сам находит новые интонации и должен импровизировать. Но вместе с тем систематичность упражнения в пении способствует развитию мелодического слуха, чувства лада. Всё это является ценной предпосылкой для становления песенного творчества.
Мы определили этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом делается установка на создание нового – измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей и использование сочинённых мелодий в жизни.
Таким образом, активизация творческих импровизаций детей дошкольного возраста в условиях повседневной работы музыкального руководителя детского сада зависит от качества работы и творческого подхода педагога к каждому занятию, чёткого определения им своей роли в построении детьми собственного творческого процесса, систематичности и последовательности в обучении.
Песенное творчество – это путь формирования музыкальности детей. В наивном детском творчестве кроются возможности для развития не только специально – музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребёнка, столь существенных для его всестороннего и гармоничного развития.
Мы предлагаем рекомендации педагогам, занимающимся певческой импровизацией детей дошкольного возраста:
- Работа над активизацией певческих импровизаций должна проводится без принуждений, через заинтересованность к творчеству.
- Предлагаемые для импровизации тексты должны быть краткими и образными.
- Педагогу следует быть на занятии «актёром» и «режиссёром», применять игровые приёмы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятельность, поддерживать инициативность и самостоятельность, относиться ко всем творческим, даже самым элементарным проявлениям детей с доброжелательностью и вниманием.
- Необходимо вызывать у ребёнка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных мелодий, то есть развивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дошкольников.
- Все приобретённые детьми знания должны найти себе применение в практической музыкальной деятельности, соответствующей возрасту ребёнка.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Способы развития творческих способностей дошкольников О роли изобразительного творчества для детей дошкольного возраста Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 628 дней назад (19 марта 2015)
Просмотров: 999
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ольга # 19 марта 2015 в 15:09 0
Здравствуйте коллега!Несомненно развитие творческих способностей одна из главных задач музыкальной деятельности. Вы очень глубоко раскрыли один из видов музыкального творчества - импровизация, так как этому уделяется очень мало внимания. очень интересная и востребованная статья! Большое спасибо!
Кринина Ольга Юрьевна # 20 марта 2015 в 20:57 0
Уважаемая Люция Ахатовна! Работа полезна своим практическим применением как для для музыкальных руководителей, так и для педагогов.В статье четко обозначена проблема и как можно добиться хороших результатов. Спасибо за ваш опыт ставлю голос!