Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы в 7 классе. Былина «Садко»

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Новгородский цикл былин. Былина «Садко».
Конспект урока - моя авторская разработка. Думаю, что она поможет в работе не только начинающих свою педагогическую деятельность учителей, но и тем, кто в школе не первый год, а самое главное, работает с душой, кто не равнодушен к результатам работы и учащимся.
Тема: Новгородский цикл былин. Былина «Садко».
Цели: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко», с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко», с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания:
а) Реализация индивидуальных заданий (учащиеся самостоятельно находили информацию для своего выступления, но давали на предварительную проверку).
1а) История былины «Садко» и сведения о ней.
2а) Сообщение об иллюстрациях к былине «Садко» Васнецова.
3а) Иллюстрации Билибина (у ребёнка была подготовлена презентация, сопровождавшаяся комментариями).
б) Рассказ о главном герое былины, истории его жизни и путешествий с использованием цитатного материала текста.
в) Тест на знание содержания былины «Садко» ( рассчитан на слабых учащихся):
1) Назовите место действия былины:
а) Псков б) Новгород в) Смоленск г) Киев
2) Каким музыкальным инструментом владел главный герой:
а) мандолиной б) гитарой в) гуслями г) цимбалами
3) Чем пообещал наградить Садко морской царь:
а) казной б) рыбой - золотые перья в) красным товаром г) городами
4) Кто помог Садко обхитрить морского царя и вернуться на землю:
а) старик б) дружина в) Чернавушка г) рыба – золотые перья
5) Какому святому построил церковь главный герой:
а) Николаю Чудотворцу б) Сергию Радонежскому в) Серафиму Саровскому г) Миколе Можайскому
3. Новая тема:
а) Слово учителя.
- С таким жанром УНТ, как былина, мы встречаемся и ведём разговор не в первый раз. Да, былина – это особенный жанр устного народного творчества. Это русский героический эпос, который всегда вызывал большой читательский интерес, но, к глубокому сожалению, создание этого жанра закончилось в 17 веке и в настоящее время былины остались только в школьной программе по литературе, их бытование постепенно угасает. Угасает неоправданно.
- До сегодняшнего урока мы встречались с былинными героями, которые прославились своими ратными и трудовыми подвигами. Именно величественные образы богатырей – защитников Родины поднимали дух воинов, поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа, служили достойным примером для подражания. На предыдущем уроке мы вспоминали этих героев, поэтому повторяться сегодня нет необходимости. А продолжим-ка мы лучше знакомство с былиной, которую вы читали к сегодняшнему уроку дома. Об истории её создания, о главном герое и его жизни, путешествиях, даже о её иллюстрировании разговор уже начат ребятами, выступившими перед Вами в начале урока.
б) Беседа по вопросам:
- Напомните, к какому социальному сословию принадлежит главный герой? Былина «Садко» не единственная, которая повествует о купеческом сословии, просто Садко – самый известный герой, принадлежащий к купечеству. Более того, существует несколько вариантов этой былины. По одной из таких версий Александр Лукич Птушко снял одноимённый фильм, фрагмент (Садко на торгах) которого предлагается Вашему вниманию.
- Таким ли Вы представляли главного героя, когда читали былину? Чем для Вас лично былинный Садко отличается от того, которого Вы увидели в этом фрагменте в исполнении Сергея Столярова? А что общего между Садко Билибина и Садко из художественного текста?
- Чем Садко отличается от остальных героев русских былин? Какими качествами он обладает? Подтвердите цитатами из текста.
- Как народ оценивает мастерство Садко? А вы? Хотели бы вы познакомиться с этим героем, послушать его пение? (Фрагмент из оперы Римского-Корсакова или из фильма). Какое настроение, какие чувства вызывает у Вас эта музыка и такое исполнение партии главного героя Владимиром Атлантовым? Подберите определения для такого исполнения? (Опера Римского-Корсакова была и остаётся одной из самых любимых у зрителей и слушателей!)
- Как оказался Садко на дне моря? Что увидел у царя морского? Какие предметы, и с какой целью взял с собой Садко, отправляясь на дно, к морскому царю? Найдите соответствующий фрагмент в былине и прочитайте выразительно.
- Почему герою пришлось сломать свои «гусельки яровчаты»? Кто ему это подсказал?
- Посмотрите ещё один фрагмент из фильма А. Л. Птушко и ответьте на вопрос: какую роль играет в событиях былины морская царевна, роль которой исполняет Ольга Викландт? Роль возлюбленной Садко, Любавы, в фильме А. Л. Птушко сыграла 22летняя Алла Ларионова. Это была её первая серьёзная роль в кинематографе. Посмотрите эпизод с её участием, обратите внимание не только на красоту начинающей актрисы, но и на то, как мимикой и жестами ей удалось передать томление, тревогу и тоску в ожидании возвращения героя.
- А как вы представляли себе этих героинь? Какие качества женского характера в них Вам симпатичны? А за что вы их могли бы осудить?
- Помогли ли Вам просмотренные фрагменты художественного фильма, иллюстрации, прослушивание арий из оперы лучше понять сюжет и смысл былины «Садко»?
в) Работа со справочниками и текстом.
- Найти характерные черты жанра былины в тексте «Садко».
- Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров? Если да, то назовите, приведите примеры.
4. Закрепление.
а) Беседа по иллюстрациям к былине.
- Иллюстрации какого художника вам больше понравились? Почему?
- Есть ли среди иллюстраций те, на которых образы героев совпали с вашими представлениями?
- Как вы думаете, какие черты характера былинного героя удалось запечатлеть художнику?
- Если бы заказ проиллюстрировать былину поступил к Вам, на какие эпизоды или на каких героев обратили бы своё внимание вы? Почему?
- Иллюстрации помогают или мешают Вашему восприятию художественного текста?
б) Конкурсное выразительное чтение с комментированием понравившихся фрагментов былины.
5. Домашнее задание: по желанию сделать иллюстрации к любой понравившейся былине или макет памятника былинному герою; написать эссе «Мой любимый герой былины. Чем бы я хотел быть на него похожим?» или попробовать написать былину, сделав героями современных людей( на творческое задание 8-10 дней)
6. Итоги, оценки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Конспект интегрированного урока литература + МХК для 9 класса: Печорин - кто вы?
Опубликовано: 546 дней назад (11 июня 2015)
Просмотров: 15783
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Татьяна Александровна Южанина # 11 июня 2015 в 22:16 0
Добрый вечер! Материал очень емкий и познавательный, но на мой взгляд, в конспекте не хватает иллюстраций. Работа интересная. Голос!
Дина Анатольевна Грачева # 8 июля 2015 в 11:07 +1
Людмила Александровна, как здорово, что Вы осветили эту тему, спасибо! Например, у нас, в Казахстане, в тестировании на ЕНТ по литературе вопросы этой группы вызывают наибольшую трудность у учащихся. Уверена, что будет результативно использование предложенной Вами информации. А тестовых вопросов можно подготовить и для повторения на следующем уроке, как Вы считаете?