Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методическая разработка урока литературы для студентов техникума. Серебряный век русского искусства

Методическая разработка урока литературы на тему: «Серебряный век русского искусства»
Цель: познакомить учащихся с основными течениями модернизма.
Задачи:
1. Образовательные: расширить представление об основных течениях модернизма (символизм, акмеизм, футуризм), раскрыть суть теоретических положений данных течений Серебряного века, мировоззрение поэтов-представителей символизма, ак-меизма, футуризма, выявить особенности поэтики основных течений модернизма, закрепить понятия «модернизм», «декадентство».
2. Воспитательные: воспитывать у студентов интерес к культуре своей страны, эмо-циональную отзывчивость на поэтическое слово, чувство эстетического отклика на произведения искусства (литература, музыка, живопись), развивать интерес к поэзии Серебряного века, содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах;
3. Развивающие: способствовать развитию у студентов навыков выразительного чте-ния и анализа лирического произведения, навыков аргументированной связной монологической речи, воображения, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, развитию умений эффективной работы в малых группах, совершенствовать умения студентов выбирать главное, систематизировать, структурировать материал (создание сопоставительной таблицы).
Тип урока: комбинированный.
Методика: слово учителя с элементами беседы, работа с эпиграфом, работа в группах, изучающее чтение текста, заполнение таблицы, «Бортовой дневник», чтение стихотворений (учителем, подготовленным учеником, актером), аналитическая беседа, работа с видеороликом, работа с репродукциями картин, устное словесное рисование, выполнение практических заданий.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, портреты поэтов Серебряного века, выставка поэтических сборников поэтов Серебряного века.
Эпиграфы (записаны на доске):
Для нас дороже всего свобода исканий.
В. Брюсов
Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.
О. Мандельштам

Зрительный ряд: репродукции полотен В.Серова, М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, К.Коровина, К.Сомова, А.Бенуа и других художников.
Музыкальный ряд:
1. «Вокализ» С.В.Рахманинова.
2. «Концерт для фортепиано с оркестром», “Этюд № 12” ,“Поэма экстаза” А.Н.Скрябина
3.«Листки альбома», «Прометей», «Поэма огня» А.Н.Скрябина (оп.45 №1)
4. Матюшин М.В. Опера «Победа над солнцем»
План урока:
I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового учебного материала (повторение изученного мате-риала, постановка целей урока).
1. Слово учителя с элементами беседы.
2. Работа с эпиграфом.
III. Изучение нового учебного материала.
1) Изучающее чтение карточки-гида (в группах).
2) Заполнение таблицы.
3) Заполнение «Бортового дневника».
4) Творческое представление 1 группы.
5) Чтение и анализ стихотворения А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:
-выразительное чтение стихотворения актером;
-словесное рисование;
-наблюдение над звукописью;
-аналитическое перечитывание.
6) Просмотр видеоролика о творчестве Врубеля, ответ на проблемный вопрос.
7) Творческое представление 2 группы.
8) Чтение и анализ стихотворения А.Ахматовой «Песня последней встречи»:
-выразительное чтение стихотворения учителем (или подготовленным учеником);
-работа с заголовком стихотворения;
-аналитическое чтение.
9) Творческое представление 3 группы.
10) Чтение стихотворений В Хлебникова, А.Крученых, В.Маяковского:
-устное словесное рисование;
- аналитическая беседа.
11) Работа с репродукциями картин художников.
IV. Синтез.
1) Выполнение практических заданий.
5. Рефлексия. Итоги урока. Выставление оценок.
6. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест. Сегодня на уроке нам предстоит поработать с интересным, но достаточно сложным и разнообразным материалом, вы будете работать в парах, поэтому я призываю быть вас предельно внимательными, собранными, активными, культурными в общении.
II. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕ-РИАЛА (ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА).
(Звучит «Вокализ» Рахманинова)
Вступительное слово преподавателя:
Посмотрите вокруг себя…Так необычно всё, что нас окружает: звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.
Поэзия «серебряного века»…
Ахматова, Блок, Брюсов,
Грусть, тоска.
Поэзия «серебряного века»…
Она не на день, а на все века.
Цветаева, Бальмонт и Мережков-ский,
Каменский, Сологуб и Гумилёв –
Какой поток имён громокипящий,
Судьбы, надежды, совести поток.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительной, многогранной культуре века, который позднее получил название “Серебряный”.
-Кто ввел в употребление это красивое образное определение «Серебряный век»?
(Сам термин «Серебряный век» является весьма условным. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века» (1962) вошло в литературный оборот окончательно. А. Ахматова в “Поэме без героя” впервые в литературном творчестве употребила выражение “Серебряный век”).
-Какой смысл вкладывается в понятие «Серебряный век»? Почему появилось это образное название?
(Термин Серебряный век появился по аналогии с золотым веком. Эпитеты «золотой», «серебряный» имеют значение не степени качества, не определенного творческого уровня («Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой – люди друг друга стоят».Н. Оцуп), а говорят о разности основных настроений эпохи).
- О каком времени в развитии искусства идет речь?
- Я обращаю ваше внимание на эпиграф к уроку: «Для нас дороже всего свобода исканий». (В. Брюсов). Как вы понимаете эти слова? Какой смысл вкладывал в них поэт Валерий Брюсов?
(Рубеж 19-20 веков – эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?» (А.Блок).
- Перед деятелями искусства стояла нелегкая задача: изобразить противоречивый характер времени, найти ответы на многочисленные вопросы современности.
- Искания в поэзии привели к появлению модернизма. Поясните значение термина «модернизм», который появляется в эпоху Серебряного века.
(Модернизм (от франц. «новейший», «современный») – новые явления в литературе и искусстве, литературное направление, целью которого является создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека).
- В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. Модернизм не отображает действительность, а создает новые художественные миры, в искусстве наступает эпоха безудержного творческого эксперимента. Искусство становится силой, преобразующей реальность.
- Назовите основные течения, которые развиваются в поэзии Серебряного века?
(В модернизме развиваются 3 основных течения – символизм, акмеизм, футуризм, представители которых пытаются по-своему, по-особому раскрыть мир и преподнести это видение читателю).
Наша задача на уроке – охарактеризовать новые литературные течения, возникшие на рубеже 19-20 веков в поэзии, и их художественные особенности
- Почему рубеж 19-20 веков (эпоху Серебряного века) в искусстве часто на-зывают русским Ренессансом?
На рубеже ХIX-XX веков был отмечен необыкновенный творческий подъем в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Поэтому взглянуть на поэзию Серебряного века мы попытаемся через призму других видов искусства.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Итак, я приглашаю вас в литературное кафе для того, чтобы познакомиться с основными течениями в поэзии Серебряного века, так как на рубеже веков именно в кафе, актовом зале Политехнического музея, в кабаре собирались ведущие поэты. У поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей того времени было немало общего в творческих исканиях, поэтому в кафе звучала и музыка. Сегодня мы с вами тоже попытаемся создать атмосферу творчества. Вы разделились на 3 группы, каждая из которых – это представители поэтов, принадлежащих к основным течениям Серебряного века: символизму, акмеизму, футуризму.
Я с удовольствием представлю завсегдатаев этого заведения:
Содружество «Снежная маска» (символисты).
Содружество «Цех поэтов», из которого возник впоследствии… акмеизм
Содружество с громким названием ХЛАМ (Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты) (футуристы)

(Группам раздаются карточки-гиды, в которых собраны основные положения символизма, акмеизма, футуризма и даны контрольные вопросы. Каждая группа работает с карточками: учащиеся читают текст с карандашом, отмечая те факты, которые необходимо занести в таблицу. Ключевые вопросы, данные в карточках, нацеливают учащихся на поиск главной информации. Все учащиеся по ходу творческого представления групп заносят рабочие записи в сводную таблицу, которую будут дополнять сведениями из учебника дома к следующему уроку).
В карточках-гидах даны цитаты из статей, трактатов представителей направлений Серебряного века. После того как вы познакомитесь с материалом и осмысленно заполните таблицу, я предлагаю вам заполнить «Бортовой дневник»: выпишите в первую колонку высказывание представителя направления, которое вас поразило, заинтересовало, на которое у вас есть эмоциональный отклик, а во вторую колонку напишите ваш комментарий к выписанной цитате.
Установка перед работой с карточками:
- Каково же было отношение представителей модернистских течений к миру, искусству?
- Какие задачи поэты нового времени ставили перед собой?
- На поиски чего было направлено их творчество?
(Представленная далее таблица - результат работы групп)

Даты Название направления, поэты Отношение к миру Роль поэта Отношение к слову Близкий род искусства
1890 – 1910 Символизм
Д.Мережковский З.Гиппиус,
В.Брюсов, Ф.Сологуб,
З.Гиппиус,
К.Бальмонт, А. Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, И.Анненский
Мир не по-знаваем ра-ционально, тайный смысл бы-тия можно познать в творчестве с помощью символов Поэт разгадыва-ет тайны бытия, он тайновидец мира, создает свой собствен-ный таинствен-ный мир в по-эзии Слово многозначно и символично, на-меки, иносказания, ассоциативные свя-зи между образами Музыка
Для символистов первым из ис-кусств, выра-жающим под-линные чувства человека, была музыка.

1910-1912 Акмеизм
Н.Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С.Городецкий Мир позна-ваем, надо открыть красоту ре-ального ми-ра Поэт –первооткрыва-тель мира, воз-вращает слову ясность, просто-ту Четкая определен-ность, точность слова, конкретная образность Живопись, ар-хитектура, скульптура
1912-1914 Футуризм
И.Северянин, В.Каменский,
В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, С.Есенин Мир надо переделать, опроверже-ние тради-ций Поэт разрушает старое Свобода в обраще-нии со словом (словотворчество, формотворчество) Живопись

1 карточка-гид
Символизм
1.Когда оформляется символизм как течение в русской литературе? Назо-вите теоретиков данного течения.
2.Какие этапы (школы) в нем выделяют? Назовите русских поэтов – пред-ставителей данного течения.
3.Назовите основные принципы символизма. Поясните значение термина «символ».
4. Каковы философские истоки символизма?

Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм. Началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) и три сборника стихотворений «Русские символисты» (1895), где большинство стихотворений принадлежали Валерию Брюсову.
В русском символизме выделяют две школы: старших символистов 1890 годов (Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Константин Бальмонт) и младших символистов 1900 годов (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский). Кризис символизма происходит в 1910 году.
Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ – многозначное иносказание, конкретный образ, наделенный неисчерпаемостью значений: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении» (Вяч.Иванов). Символизм – течение модернизма, для которого характерны «три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности, т.е. импрессионизм, передача тончайших впечатлений от мира…», «новое сочетание мыслей, красок и звуков». Рационально нельзя познать жизнь, только творческая интуиция может приобщить творца к высшей реальности: «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Брюсов «Ключи тайн»). В момент творческого вдохновения происходит интуитивное прозрение: «Искусство сознательно предается своему высшему и единственному назначению: быть познанием мира, вне рассудочных форм» (В.Брюсов «Ключи тайн»).
Главное средство созерцания тайных смыслов – символ, многозначный образ, выражающий суть явления. Философ Н.А. Бердяев писал: “Символ есть связь между двумя мирами: чувственным и воображаемым, видимым (реальным) и невидимым (потусторонним)”. «Символизм – это поэзия намеков, а поэт – творец сугубо личных и чисто художественных ценностей» (Брюсов, «Русские символисты»). Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию: «В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами» (Д.Мережковский). Символисты освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха. Поль Верлен, французский символист, утверждал: «Музыка превыше всего», и символисты использовали звукопись для создания своих символов.
Например,
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно бесшумно шуршат камыши.
(звуки «Ш» передают шуршание камыша)
У К. Бальмонта можно прочитать:
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея…
(сонорные звуки «Л» передают плавность, плеск волн, завораживающий поток звуков)
В основе символизма – философия Владимира Соловьева. Существует мир земной – это мир времени, зла; и мир вечности – высший мир, мир добра. Дмитрий Мережковский (один из философов и теоретиков символизма) писал: “Без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет поэзии, нет свободы”. Цель всего космического процесса развития – выход из мира времени в мир вечности. Способом преодоления земного, прорыва в вечность является творчество, а символ – это средство проникновения в тайный смысл бытия. Мережковский так сформулировал сущность символизма:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами…
Вот как об этом писал Иннокентий Анненский: «Мне вовсе не надо обяза-тельности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому».
«Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть ху-дожником. Искусство только там, где дерзновение за грань, где порывание за пределы познаваемого». (В. Брюсов)
Творческое представление 1 группы «Снежная маска» (символисты). Какими же они себя видят? (рассказ с опорой на вопросы и данные таблицы)
1 группа раскрывает позицию символистов, опираясь на ключевые вопросы и данные таблицы
Затем проверяется «Бортовой журнал» 1 группы.
Чтение и анализ стихотворения А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Чтобы почувствовать особенности поэзии символизма, я предлагаю вам послушать стихотворение А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Инте-ресно высказывание А. Блока в «Записных книжках»: «Всякое стихотворе-ние – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение».
Установка перед чтением (вопросы записаны на слайде):
Какие образы-символы вы увидели?
Какие ассоциации у вас возникли?
Какие звуки создают настроение стиха?
(Стихотворение звучит в исполнении мастеров слова)
(Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности. Присутствие символов усугубляет эти чувства: «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Эти символы я понимаю как жизненный путь, пролегающий в темноте, мраке, и фонарь как олицетворение надежды, маленького счастья, и опять тьма, болезни. Безжизненные удары усилены в четвёртой строке повтором звуков [д, т, д, т] (“Всё буДеТ Так. ИсхоДа неТ”). Нет спасения, даже смерть не освободит от страданий не отпускающей душу безысходности. Композиция этого стихотворения – зеркальная, т.к. в начале и в конце стиха одинаковые строчки «ночь, улица, фонарь, аптека…» и «Аптека, улица, фонарь…», все идет по кругу, жизнь не прекращается, но и не меняется: «И повторится все как встарь…» и «Умрешь-начнешь опять сначала…». Стихотворение воспроизводит тусклую, беспросветную, враждебно холодную действительность. Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится символом ограни-ченности жизни, ее пустоты).
- Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Его стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные. Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и утончала его восприятие, развивала родственную художническую интуицию.
- Если отразить содержание поэзии символизма с помощью красок, какие бы цвета вы выбрали?
(Мрачные цвета: серый, черный, иногда белый, голубой).
- Символизм – это не только литературное течение, оно существовало и в живописи, и в музыке, и во всех видах искусства были общие идеи, особен-ности. Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в галерею ху-дожника-символиста Михаила Александровича Врубеля. Музыкальным фоном нашей экскурсии будет музыка Сергея Рахманинова. Всмотритесь в полотна живописца, вслушайтесь в звуки музыки композитора той эпохи…и попытайтесь ответить на вопрос:
- Какое настроение, внутреннее состояние человека передает искусство символизма?
(Видеоклип о творчестве Врубеля)
(Искусство символизма передает настроение грусти, уныния, тревоги, смя-тения, неудовлетворенности жизнью, страх перед жизнью, неверие в воз-можность человека познать мир, изменить его).
-Вспомните, почему именно таким было мироощущение людей на рубеже веков, как это можно объяснить, исходя из исторической ситуации рубежа веков?
(На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX в. Пришел период социальных, политических потрясений. Основные события эпохи – это войны (русско-японская 1904-1905, гражданская, Первая мировая война 1914), революции (1905, Февральская и Октябрьская 1917), свержение самодержавия, небывалые перемены. С 1902 – массовое создание политических партий. 1906 – создание I Государственной Думы, аграрная реформа А.П. Столыпина. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было).
-Человек этой кризисной эпохи предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства.
Скорбь великая растет в душе у всех…
Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?
Каким путем, куда идешь ты, век железный?
Иль больше цели нет, и ты висишь над бездной? — писал в конце XIX в. Дмитрий Мережковский.
-Как называется особый тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, характеризуется погружением в сферу индивидуальных переживаний? (декадентство)
2 карточка-гид
Акмеизм
1. Кем и когда было создано объединение акмеистов? Русские поэты – представители данного течения.
2.Чем акмеизм противопоставлен символизму? Что является высшей ценностью для акмеистов?
3.Какие выразительные средства используют акмеисты? Как выражается внутренне состояние человека в поэзии акмеистов?

Акмеизм (от греч. акме – цвет, цветущая сила, вершина, высшая сте-пень чего-либо) – литературное течение, сплотившее больших русских по-этов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, Сергея Городецкого.
В 1909 году молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта Вячеслава Иванова, создали «Поэтическую академию», где изучали теорию стихосложения. В 1911 году посетители «Поэтической академии» основали новое литературное объединение – «Цех поэтов», название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководителями цеха стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Осенью 1912 года на заседании цеха было принято решение создать новое поэтическое течение – акмеизм. Эстетической реформой акмеизма принято считать труд Михаила Кузмина “О прекрасной ясности” и статью Николая Гумилёва “Наследие символизма и акмеизм».
Акмеизм был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, противопоставляли себя символизму, подвергали критике туманность и зыбкость символистского языка и образа. Проповедовали ясный, свежий и «простой» поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались бы, как в символизме, к «таинственным мирам»: «Борьба между символизмом и акмеизмом есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время» (С.Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии»). Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое. Задача литературы – вернуться к «прекрасной ясности» художественного образа, открыть в самой действительности не тайные ее стороны, а ее собственную красоту». Михаил Кузмин в статье «О прекрасной ясности» так охарактеризовал главные задачи акмеизма: «заново открыть ценности ре-ального мира, воспеть их… борьба за этот мир, звучащий, красочный». Не случайно акмеисты часто использовали яркие краски (красный, рубиновый, зеленый, розовый). “У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё”, - писал в манифесте акмеистов Сергей Городецкий. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.
Положение программы акмеистов можно проиллюстрировать стихотворением С. Городецкого «Адам»: (акмеизм еще называли адамизм):
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он.
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы-
Вот первый подвиг. Подвиг новый-
Живой земле пропеть хвалы.
На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии. «Любите слово, будьте экономны в средствах и скупы на словах, точны и подлинны, - и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности» (М.Кузмин «О прекрасной ясности»). Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь. Часто состояние чувств не раскрывается непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера «материализации» переживаний была характерна, например, для многих стихотворений А. Ахматовой.
Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто акмеистами и заиграло яркими красками реального мира.

Творческое представление 2 группы «Цех поэтов» (акмеисты). Какими же они себя видят? (рассказ с опорой на вопросы и данные таблицы)
2 группа раскрывает позицию акмеистов, опираясь на ключевые вопросы и данные таблицы
Затем проверяется «Бортовой журнал» 2 группы.
Чтение и анализ стихотворения А.Ахматовой «Песня последней встречи»
Установка перед чтением: (вопросы записаны на слайде)
-Почему так называется стихотворение?
-Каковы внутренние переживания героини?
-Через какие детали передается тяжелое душевное состояние?
(Лирический конфликт в стихотворении связан с разрывом отношений между героиней и ее возлюбленным.
Это стихотворение о любви, о несбывшихся надеждах, о трагедии прощания, расставания навеки. Лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения. Чувства героини, ее состояние передаются через детали внешнего мира. Смятение героини передано через жест – перчатка надета не на ту руку.
Душевное состояние героини передается через восприятие ею окру-жающего мира: она видит много ступеней, слышит в шелесте листьев про-щание с жизнью, свеча в спальне горит «равнодушно-желтым огнем». Эмоциональность речи передается через эллипсис – пропуск слов, смысл которых восстанавливается из контекста).

-Устали? Давайте отдохнем, порисуем. Нарисуем-ка лицо. Но поскольку мы с вами в литературном кафе - нарисуем лицо звуками, словами. А поможет нам стихотворение одного замечательного поэта Серебряного века, которое называют «заумной жемчужиной». Поэт предлагает "слышать" портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.
Приготовились, начинаем: (стихотворение звучит в исполнении мастеров слова)
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пuээо пелись брови,
Лuэээй - пелся облик,
гзu-гзu-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
вне протяжения жило лицо.
Это удивительное стихотворение написано поэтом-футуристом Вели-миром Хлебниковым.
-Какой портрет нарисовало вам ваше воображение?
-«Заумный язык» Хлебникова - язык, „непосредственно несущий смысл“, „в котором звук сам по себе, буква сама по себе несли бы всю полноту смысла“, надо любоваться словом вне зависимости от смысла. Он закрепил за целым рядом согласных определенное цветовое значение — поэт называл это звукописью. Чувственные губы, глаз со зрачком (звук «в» обозначает в теории Хлебникова «круг с точкой в центре»), прямые густые брови (звук «п» - прямая линия между двумя точками), гармония, красота (обилие гласных), цепь сверкает («з», по Хлебникову, означает отражение света на поверхности). Хлебников отмечал: «»Б», или ярко-красный цвет, а потому губы – бобэоби, Вээоми – синий, Пuээо - черный».
-А сейчас давайте послушаем еще одно стихотворение поэта Алексея Кру-ченых.
(Видеоролик об А.Крученых, сам автор исполняет стихотворение из одних согласных)
-Ребята, а каково ваше отношение к такой поэзии?
-«Не следует отвергать творчество, если оно непонятно данному слою читателей» (Велимир Хлебников «О стихах»). Поэзия футуризма не похожа на традиционную классическую поэзию. Кажется, что в таких стихах отсутствует смысл. Попробуем последовать совету Хлебникова и разобраться, что же это за течение – футуризм и в чем состоят особенности поэтики футуризма.

3 карточка-гид
Футуризм
1.Когда появился футуризм, кем он представлен?
2.Какие школы выделялись в футуризме?
3.Какова эстетическая программа футуристов?
4.Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала?
5.Какова цель футуристов? В чем особенность поэтики футуризма?

Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. futurum - будущее). Литературное течение зародилось в Италии в 1909 г. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале 20 века и впервые публично заявил о себе в сборнике «Садок судей» (1910). Авторами сборника были Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Василий Каменский.
В футуризме появились три школы: 1. эгофутуристы (Игорь Северянин, Георгий Иванов, Грааль Арельский) – выступали за индивидуализм, выражение авторского «я» в оригинальной, изысканной форме 2. Кубофутуристы или «Гилея» (Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников) – главный принцип: формотворчество 3. Имажинисты (Сергей Есенин, Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф) – призывали вернуть слову его первоначальную яркость.
В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу" (1912 г.) футури-сты провозгласили отказ от старой культуры ("Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности"):
«Мы приказываем чтить права поэтов:
На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова».
Футуристы отрицали классическую литературу, считали ее устаревшей, не соответствующей времени, выступали за все новое: слова, чувства, рифмы и т.д.., стремились к новым формам выразительности: словотворчество, неологизмы (окказионализмы – авторские неологизмы), новый графический способ оформления стихов (стихи часто набирались шрифтами разных размеров), звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм (вводили в стихи частушки, рекламы, фольклорные заговоры и др.), отказ от знаков препинания, введение «телеграфного» синтаксиса (без предлогов). Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлен в будущее. Идти в будущее означало творить его. “Только мы - лицо нашего времени. Прошлое тесто. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов”, — так они о себе заявляли в декларации «Пощечина общественному вкусу». Они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни, в искусстве, творцов будущего в настоящем:
(Фрагмент манифеста из сборника «Садок судей 2»)
…Мы выдвинули впервые новые принципы творчества…
Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фониче-ской характеристике.
Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
Нами уничтожены знаки препинания, - чем роль словесной массы выдвину-та впервые и осознана.
Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах.
Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках – всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.
Богатство словаря поэта – его оправдание».
Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. В поисках “самовитого слова” (ценного “само в себе”, вне всякого конкретного смысла) они писали стихи, в которых принципиально отсутствовал смысл, но которые, по замыслу создателей, несли в себе какой-то “сверхсмысл”. В их практике важен был не конечный результат, а сам процесс творчества. Особенно интересно в этой связи частое отсутствие конечных редакций текстов у самого талантливого из футуристов В. Хлебникова: отбрасывая или теряя листок с написанным стихотворением, он тут же мог приняться за новую вариацию на ту же тему.
Футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения. Внешняя манера поведения, вызывающие одежды, голосовые данные – имели большое значение. Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были не похвала и сочувствие, а агрессивное неприятие, протест. Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу обывательского общества (эпатаж - умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания). Важнейшая для футуристов реакция на их искусство - даже не осмысление литературного текста, а подчеркнуто агрессивное неприятие, протест в резких формах. Складывается своего рода репертуар эпатирования: хлесткие названия («Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб» - сборники произведений, манифест «Идите к черту»), уничижительные отзывы о предшествующей культурной традиции, вызывающее внешнее оформление выступлений (удары гонга, отмечающие начало и конец выступления, они выходили на эстраду с разрисованными лицами, не читали, а выкрикивали стихи, деревянная ложка в петлице Малевича, желтая кофта Маяковского, диванная подушка на шнуре через шею у А.Крученых). Поэтому необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала.
Главная цель творчества футуристов – пробуждение к действию. Для футуризма характерно бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. Новые эстетические возможности апробируются футуристами в связи с переориентацией с читаемого на произносимый текст. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях (лозунг «Искусство для масс»), поэтому футуристы много выступали перед аудиторией.
Творческое представление 3 группы «ХЛАМ» (футуристы). Какими же они себя видят? (рассказ с опорой на вопросы и данные таблицы)
3 группа раскрывает позицию футуристов, опираясь на ключевые вопросы и данные таблицы.
Затем проверяется «Бортовой журнал» 3 группы.
Один из самых известных поэтов-футуристов – Владимир Маяков-ский. Я предлагаю вам охарактеризовать особенности поэтики футуризма на примере его стихотворения «А вы могли бы?»
(Учащиеся слушают аудиозапись, где это стихотворение читает сам поэт)

(Стихотворение проникнуто настроением подъёма, жизненной силы и мощи: герой способен на всё, он первооткрыватель. Он «смазал» одним движением всё рутинное, привычное, сонное и скучное. «Карта будня» - это метафора, которая воплощает в себе обыденность. Герой не хочет с ней мириться: «плеснувши краску из стакана», он преображает реальность. В этом и состоит его задача как художника. Он призван бороться со всем, что прочно вошло в быт и сознание человека, он должен открыть людям глаза, показать им прекрасное. В стихотворении создается особый предметный ряд: блюдо студня – океан, чешуя рыбы (вывеска) – зов губ, водосточная труба- флейта. Эти зрительные образы возникают по ассоциации. Волей творческого воображения художник может преобразовать окружающий мир).

-Литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками - «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Почти все поэты-футуристы были художниками.
Акмеизм ориентирован на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Появилось новое объединение художников. Ядро объединения составили художники Александр Бенуа, Константин Сомов, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Борис Кустодиев, Николай Ре-рих, Иван Билибин. Они стремились увидеть свою страну, ее историю и со-временность в динамике времени, в масштабе всего мира, обращаются к прошлым эпохам. Это породило жанр исторического пейзажа, своего рода фантазии на темы разных эпох. Особенно их привлекали периоды расцвета дворянской культуры: в России - XIX век, во Франции - XVIII. Важнейшая их черта - эстетизм, любование классической строгостью линий и форм.
-Выберите репродукции картин, относящихся, по вашему мнению, к акмеизму. Мотивируйте свой выбор (репродукции картин представлены на слайде). - Чем примечательны картины художников-футуристов?
(на слайде представлены картины и художников-акмеистов, и художников-футуристов).
(В картинах Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Аристарха Лентулова доминирует мотив всеобщей стройки, преображения мира, стремление непосредственно запечатлеть мотив движения, динамического развития фигур и вещей в пространстве. Простые формы изображаемого предмета разлагаются на элементарные геометрические тела. Художники-кубофутуристы соединяли на своем полотне самые разнообразные проекции – изображаемый или воображаемый объект может быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху).

IV. СИНТЕЗ
-«...Символизм можно назвать... «поэзией намеков», – писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Если символизм – «поэзия намеков», то как по аналогии можно определить акмеизм и футуризм?
(Акмеизм – поэзия точности (ясности), футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).)

- Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века? Как меняется отношение поэтов к действительности, к слову? (можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов к утверждению действительности у акмеистов и преобразованию ее у футуристов).
Помимо трех основных течений поэзия Серебряного века явила бле-стящее созвездие ярких индивидуальностей и самостоятельных крупных звёзд, стоящих вне групп. Поэты, не примыкавшие ни к каким литературным группировкам («Одинокие звезды»): И.Бунин, М.Цветаева, Владислав Ходасевич.

-Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях (суждения представлены в раздаточном материале к уроку):
а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;
б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.
(а) Для символистов нехарактерно активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности точности поэтического языка; б) ошибочным является утверждение о расплывчатости поэтических формулировок в лирике акмеистов: стремление к ясности и точности в максимальной степени отличает их поэтический язык.)
- Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие цитаты из статей поэтов Серебряного века? (цитаты даны в раздаточном материале к уроку)
А) «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недогова-ривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». (контрданс - английский деревенский танец, пары танцуют одна напротив другой)
Б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».
В) "Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности»
(а) Символизм; в приведенной цитате из статьи О. Мандельштама в пародийно преувеличенном виде представлена одна из граней поэтики символизма; б) футуризм; цитируется 4-й пункт футуристического манифеста из сборника «Садок судей II»; в) акмеизм; высказывание принадлежит М. Кузмину, статья "О прекрасной ясности", появившаяся в 1910 году в журнале "Аполлон")

Русский Серебряный век оказался коротким: история отпустила ему… около трёх десятилетий. Но за это время появилось так много новых имён, было создано столько значительных произведений, опробовано и изобретено такое множество поэтических приёмов, что их вполне хватило бы на столетие.
-Я считаю, что Серебряный век был Началом, Продолжением и Концом, а чего - помогите, пожалуйста, сформулировать. Продолжите мои высказывания:
Серебряный век был началом: модернистской эпохи, Настоящего Двадцатого века, творчества многих русских писателей, которые составили его славу.
Серебряный век был продолжением: он не смог бы состояться без наследия русского “золотого века”.
Серебряный век был концом: (в 1920-е годы литература начала существовать совершенно в ином историческом и культурном контексте).

-Каковы, на ваш взгляд, заслуги Серебряного века?

Оттепель на Родине опять
Мы из льда позора, толщи снега
По крупицам будем собирать
Золото серебряного века.(Юрий Козлов)

Но сколько б дальше не промчалось лет,
Теперь мы знаем: время не помеха.
И с упоеньем будем мы читать
Поэзию «серебряного века». (Н.В. Пучкова)

V. РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
-Сегодня мы сделали попытку совместно составить мозаичное полотно, прикоснувшись к одному из уникальнейших моментов в жизни нашей страны – Серебряному веку.
-Какие открытия сделали вы для себя на этом уроке?
-Как вы понимаете слова эпиграфа «Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда».( О. Мандельштам)
Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре Серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего века...”

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: дополнить сводную таблицу по течениям Серебряного века материалом учебника (Русская литература 20 века. 11 класс. 1 часть. /под ред.Журавлева. - с.17-23), написать синквейн (Серебря-ный век), индивидуально: выступить в роли поэта – символиста Блока и рассказать о себе и о своем творчестве (слово о поэте).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы для 11 класса. Мастер и Маргарита Урок литературы в колледже. Творчество Тряпкина Конспект урока литературы в колледже. Нравственная проблематика рассказа Екимова «Фетисыч» Методические материалы к уроку литературы и литературного краеведения

Похожие статьи:

Литературный спектакль для старшеклассников. Сценарий

Урок литературы, 10 класс. Творчество Достоевского

Урок литературы «Жизнь и творчество Фета», 10 класс. Конспект

Никнеймы
Опубликовано: 2750 дней назад (13 октября 2016)
Просмотров: 3412
+2
Голосов: 2
Тамара Борисовна Вершинина # 14 октября 2016 в 22:23 +1
Здравствуйте, Людмила Александровна! Очень интересный материал! С вашего разрешения беру себе в закладки. Чувствуется, что проделана большая работа по этой трудной теме. Успехов вам. Примите мой голос.