Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия для детей с ОВЗ, 12 - 15 лет

Конспект НОД с детьми с ограниченными возможностями здоровья 12 – 15 лет по теме «Материалы, используемые в ткачестве».
Автор: Людмила Александровна Казакова, воспитатель.
ГБУ РМЭ «Савинский детский дом – интернат для умственно-отсталых детей» деревня Савино, республика Марий Эл.

Описание материала. Занятие для детей 10-15 лет с ОВЗ, детям старшего дошкольного возраста. Дети узнают из каких материалов первобытные люди изготавливали себе одежду, как получали нитки из льна, шерсти, какие нитки используются в ткачестве для основы и утка. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми ткачеством, воспитателям дошкольных учреждений, детских домов, детских домов – интернатов. Может быть использован как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей на тему: «Материалы, используемые в ткачестве».
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель:
Формировать представление детей об одежде первобытных людей, об
истории получения ниток.
Задачи:
- расширять знания детей о том, как в старину получали нитки из растений, о материалах, используемых в ткачестве;
- активизировать их познавательную деятельность;
- формировать умение различать основу от уточной нити;
- коррекция тактильных ощущений; работать над формированием мотивации к труду.
Словарная работа: полотно, волокна, прялка, веретено, кудель, натуральные и химические волокна.
Демонстрационный материал:
Гербарии: хлопок, лён, семена льна, прялка с куделью, веретено, иллюстрации: льняное, хлопковое поле, с предметами для обработки льна, куклы в одежде из листьев и шкуры.
Раздаточный материал:
Кусочки ваты (хлопок), пучочки непряденой шерсти, стебельки льна, образцы ниток, шнур, соломка, полоски ткани, красный квадрат, синий квадрат, карандаш, полоски цветной бумаги.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций, коллекций, художественное слово, практическая работа, физкультминутка, гимнастика для глаз, итог.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Беседа
1. Сообщение темы занятия:
- Ребята, сегодня мы поговорим о том, как и из чего люди научились
делать нитки, какими нитками мы пользуемся для работы на станках.
2. Беседа – диалог.
- Скажите, что служило одеждой человека, когда не было платьев, брюк, юбок, рубашек? Дети читают стихотворение.
Чтоб в морозы не замёрзнуть,
Чтоб спастись от холодов,
Человек в любую шкуру
Завернуться был готов.
Шкуру чистил он сначала,
Закреплял, чтоб не упала,
И ходил и в дождь, и в снег
В этой шкуре человек.
Если ж солнце греет жарко,
Нет мороза круглый год,
Он из фиговых листочков
Сшить себе одежду мог.
Даже пригоршня соломы
Им одеждой стать могла,
В ней ходили люди дома,
Вот какая жизнь была.
- Верно. Первая одежда была сделана из листьев, шкур животных. Такая одежда была удобной? (Нет. Листья засыхали, рвались. А в шкуре летом жарко, она тяжёлая).
Стали люди задумываться о более удобной одежде. Так как они были очень наблюдательные, то заметили: растёт в поле такая трава - лён.
(Показ коллекции)
Если её стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи соткать полотно. Ну а из полотна можно сшить одежду.
Чтобы получить из растения пряжу, из пряжи - ткань, а из ткани – одежду, нужно было очень много трудиться. Этой работой занимались в основном женщины им помогали дети. И уходило у них на это примерно полгода.
- Во-первых, чтобы растение выросло, что нужно сделать? (Посеять
семена).
Лён сеяли в конце мая, а дёргали в конце августа. После лён молотили, собирали семена, чтобы посеять на следующий год. (Показ семян)
Затем, связанный пучками лён отвозили вымачивать в озеро или в реку. Через два месяца лён вытаскивали из воды, сушили.
Затем его мяли в ступе, чтобы было легко прясть. После этого лён трепали специальным приспособлением, очищали от мусора, от пыли и получали льняные волокна, которые уже можно было прясть.
- Девочки, вы видели приспособления для обработки льна? (Видели в музее)
А сейчас давайте вспомним, как раньше играли дети, чтобы запомнить, что нужно делать со льном, чтобы получить льняные нитки.
Упражнение для координации речи с движениями. (Физкультминутка)
Уж я сеяла, сеяла ленок
Я полола, полола ленок.
Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж я стлала, стлала ленок.
Я мочила, я мочила ленок,
Я сушила, я сушила ленок.
Уж я мяла, уж я мяла ленок
Я трепала, я трепала ленок
Я чесала, я чесала ленок,
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я ткала, я ткала ленок.
- Кроме льна нитки получают из хлопчатника. Они называются хлопчатобумажными. (Показ коллекции). Волокна хлопка очищают от мусора, отделяют от семян и они готовы для прядения.
Гимнастика для глаз:
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
III. Практическая часть.
Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто и не знает, давно это было. Только заметил человек, что стебли некоторых растений легко разделяются на волокна - нити, да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Это и называется «прясть».
Давайте мы тоже попробуем прясть (Педагог разделяет льняной стебелек на части и показывает волокна детям; затем раздает каждому небольшие кусочки ваты (хлопок), пучочки непряденой шерсти, стебельки льна и показывает, как скручивать из волосков или волокон нить).
- Возьмем в левую руку кусочек ваты, зажмем ее в кулаке. Пальчиками правой руки вытянем из ваты несколько волосков и крепко их скрутим. Повторим движение несколько раз. Отложим в сторону вату, возьмем шерсть, потом лен и сделаем с ними то же самое. А теперь потяните ниточку за кончик, чтобы проверить ее прочность. Что у нас получилось? Какую ниточку легче было скрутить - из ваты, шерсти или льна? Вышли ниточки длинные или короткие, ровные или с «катышами», рыхлые или тугие?
(Во время работы педагог обращает внимание ребят на то, что скручивать нужно только вытянутые нити, а не комок кудели.)
- Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получалась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то тонкая, то толстая – много будет огорчений.
- Вот видите, что у нас получилось - и ниточка коротенькая, и прясть неудобно, потому что пальчики левой руки не работают, а только держат кудель. Чтобы их освободить, стали люди привязывать кудель к специальной подставке - прялке. А чтобы скрученные волоски не раскручивались, чтобы нитка получилась прочной и ровной, конец ее привязали к деревянной палочке - веретену. Верхний конец у него заострен. Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, и чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка. ( Педагог садится за прялку и показывает, как нужно прясть. Вызывает детей попробовать прясть).
- Теперь вы будете учиться вращать веретено. Берем карандаши (они очень похожи на маленькие веретенца), держим на весу правой рукой, вращаем слева направо, по ходу солнышка. Большой пальчик отталкивает карандаш, указательный и средний пальчики придерживают его. Главное - не выронить. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниточек можем напрясть. Если нити скрутить между собой, то они получатся более прочными.
В зависимости от того, из каких волокон получены нитки, они бывают натуральные и химические.
IV. Обобщающая беседа.
- Как вы думаете, какие нитки называются натуральными (природными)?
- А тёплую одежду из какой пряжи получают? (Из шерсти). Это какое
волокно? (Натуральное)
Натуральные волокна получают из растений и от животных. А химические - из других веществ в лабораториях.
- Ребята, а мы где используем нитки? (в ткачестве для основы и утка).
Покажите основу на станке.
- А нити утка где у нас? (намотаны на челнок)
На столе у вас лежат разные нитки, разложите их на две группы: на красный квадрат нитки, которые идут для основы, а на синий квадрат нити - для утка.
- Ребята, какие нитки мы используем для основы? (Прочные на разрыв хлопчатобумажные и льняные нити).
- А для утка что мы используем? (Различные нитки, шнур, соломку).
- Верно. Пряжа утка может быть более нарядной. Можно брать не очень прочные нити, так как мы их не натягиваем.
- Когда нити основы и утка переплетаются, получается полотно (ткань), а из ткани, как я уже говорила, шьют одежду. (Выполнение переплетения из полосок бумаги).
Наши изделия тоже получаются переплетением нитей основы и утка.
Давайте это посмотрим на станке. (Работа за станком).
V.Итог.
Что нового мы узнали на занятии? (Ответы детей). Теперь вы знаете как в старину получали нитки из растений, что создание одежды - очень трудоёмкая работа и над этим работают очень много людей. Поэтому нужно бережно относиться к одежде.
Литература.
Дыбина . О. В.Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида Технология нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях при работе с детьми ОВЗ Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ Конспект урока чтения для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Похожие статьи:

Методическая разработка конспекта занятия для 1 класса по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапией

Классный час по профилактике правонарушений

Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе

Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса

Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»

Сценарий развлечения для детей с ограниченными возможностями здоровья 10 – 15 лет
Опубликовано: 897 дней назад (26 июня 2014)
Просмотров: 2346
+1
Голосов: 1
Светлана Александровна Овчинникова # 28 июня 2014 в 06:00 0
Людмила Александровна, прочитала конспект на одном дыхании. Конспект написан грамотно, продумана и внедрена практическая деятельность на протяжении всего урока. Понравился момент с эксперементом, где дети сравнивали нити из разного материали. Теоритические знания были закреплены с помощью тактильных ощущений, это поможет лучше усвоить учебный материал. С помощью таких уроков и происходит социализация детей с ОВЗ.