Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Декоративно – прикладное творчество для младших школьников

«Вышивка» – как один из видов декоративно – прикладного искусства
Автор: Судакова Людмила Анатольевна, Руководитель изостудии "Фантазия" КГБС(К)ОУ «Барнаульская С(К)ОШИ №4 V вида».
Описание материала: Материал будет интересен педагогам дополнительного образования,учителям начальных классов для работы во внеурочное время, в группах продленного дня. Данный материал может пригодиться учителям труда начальных классов, которые заинтересованы в том, чтобы занятия ручным трудом по разделу «Вышивка» приносило детям большое удовольствие, и при этом было обучающим, полезным для формирования трудовых умений, эстетического вкуса. Возможно, материал заинтересует учителей обслуживающего труда.
Целью данной работы является обобщение опытом со специалистами, работающими с детьми в данном направлении.
Задачи:
1. Познакомить с последовательностью и технологией выполнения детских работ.
2. Познакомить с методическими рекомендациями для организации деятельности обучающихся по разделу «Вышивка»
3. Познакомить с игровыми ситуациями при ознакомлении учащихся с тканью и ее свойствами.
Приобщение младших школьников к народному искусству
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Заметив у учащихся интерес к рукоделию, несмотря на то, что это мальчики, я предложила им заняться вышиванием. Показала ребятам изделия украшенные вышивкой и объяснила, что вышивка – это такой вид художественной обработки ткани, при котором ткань украшается с помощью иглы и ниток. Ребята с удовольствием приняли мое предложение: заняться этим видом декоративно – прикладного искусства.
Почему я обратила внимание на данный вид труда?
Дело в том, что процесс вышивания очень увлекателен и выполняет ряд функций. К ним относятся развитие психических процессов учащихся (мышление, память, внимание), познавательная функция, формирование трудовых умений, развитие творческих способностей, пространственного мышления, организация самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса. Работа таким мелким инструментом, как игла, развивает мелкие мышцы пальцев рук, координацию движений, способствует развитию глазомера. Помимо сказанного, вышивание оказывает большое влияние на воспитание аккуратности, усидчивости, терпения, настойчивости, стремление преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постоянно контролируя свои действия, что особенно важно.
Прежде чем приступить к вышивке мы познакомились с различными видами тканей из льна, хлопка, шелка, шерсти, искусственных волокон. Причем я не только рассказала о них, но и предоставила возможность разглядеть их и брать в руки. Это позволило детям освоить такие понятия, как «жесткий», «гладкий», «пушистый».
Затем мы познакомились с инструментами и приспособлениями необходимыми для вышивки. Научились пользоваться ими. Упражнялись в закреплении ткани в пяльцах, в работе с пяльцами сначала с иголкой без нитки, затем с ниткой. Выучили правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой.
В дальнейшем непосредственно приступили к практической работе.
Изучили простейшие швы, которые отрабатывались на предметных картинках (линиях, кружках, квадратах). После овладения швами ребята самостоятельно стали находить более сложные сюжетные рисунки, разнообразные по содержанию, для выполнения которых требовались: разная цветовая гамма и разные виды швов. Все это способствовало развитию творческого мышления, фантазии детей, давало возможность на практике проверить свои силы в художественном оформлении.
Особое место на занятиях уделялось качеству. Прилагались все усилия к тому, чтобы изделия были как можно более высокого качества. Здесь дело осложнялось тем, что детям всегда нравились, выполненные ими работы, они фактически не видели в них недоработок, недостатков. Учитывая это, постепенно, через взаимоконтроль в парах, группах приучала ребят контролировать себя, не гнаться за количеством, а работать под девизом: «Лучше меньше, да лучше». Процесс обучения вышивки строила таким образом, чтобы изделия, выходящие из рук, просто не могли быть не качественными. Этому способствовали определенные упражнения, вспомогательные приспособления, выбор изделий различной сложности.
Наблюдая за работой детей, я мысленно разделила их на три группы.
Первая группа – дети быстро и качественно справляющиеся с работой.
Вторая группа – дети, у которых работа вызывает небольшие затруднения и в качестве, и во времени исполнения.
Третья группа – дети, плохо справляющиеся с работой, не качественно.
Я думаю, в перспективе работать над тем, чтобы дети из слабой группы перешли в среднюю, а из средней в сильную.
На данный момент все учащиеся умеют самостоятельно подготовить свое рабочее место. Большинство из них правильно определяют материалы и инструменты, необходимые для изготовления данного изделия, умеют соблюдать порядок на рабочем месте в течение всего занятия без напоминания руководителя или товарищей, экономно расходуют материалы, правильно изготовляют изделия по образцам, соблюдают правила техники безопасности.
Все работы, выполненные ребятами, помещаются на постоянно действующую выставку. Дети видят результат своего труда, сравнивают, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.
Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумным, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач.
Важно совершенствовать эстетический вкус ребенка, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности.
Детские работы, выполненные учащимися 3 класса









Методические рекомендации для организации деятельности обучающихся по разделу «Вышивка»
Организация занятий
В организации занятий выделяются следующие этапы:
1. Организационная часть.
2. Повторение пройденного.
3. Изложение нового материала.
4. Подготовка к практической работе.
5. Практическое выполнение задания.
6. Заключительная беседа. Подведение итогов.
7. Уборка рабочих мест.
Методы обучения
На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Словесные методы – это рассказ, беседа. Рассказом начинается новая тема, например об истории, характерных особенностях и применении вышивки какой – либо области, республики. Так, знакомя ребят с ярким, самобытным искусством народов Сибири рассказывается детям о суровой природе Сибири, о своеобразии традиций, сложившихся в искусстве этих народов, о том, что находит отражение в их творчестве (картины быта, образы природы, животного мира). Рассказывается и о назначении выполняемых изделий. Рассказом сопровождается демонстрация образцов орнаментов, вышитых изделий.
В беседе принимают участие все кружковцы. Беседа оживляет занятие, активизирует внимание ребят. Короткие беседы проводятся на каждом занятии. Спрашивая детей, предлагая им сравнить, проанализировать, выясняется степень знаний кружковцев, их подготовленность к работе, а также степень усвоения материала.
В ходе занятия используется вводная беседа, в процессе которой кратко повторяется пройденное, определяется цель занятия. Беседа возбуждает у учащихся интерес к знанию. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятии.
К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных схем, таблиц, образцов. Такие демонстрации преследуют различные цели, например, знакомят ребят с народными промыслами, с работами художников, с материалами и трудовыми процессами.
Основное место на занятиях кружков отводится практической работе. Это графические работы, различные упражнения, все виды практических работ, сам процесс практического выполнения.
Графические работы включают в себя подготовку рисунка для вышивки, подготовку эскиза и технического рисунка, изготовление выкроек, выполнение эскизов для изделий, конструирование изделий. На все это обращается большое внимание, так как такие виды работ, упражнений развивают творческое мышление, фантазию детей, дают возможность на практике проверить свои силы в художественном творчестве.
При ознакомлении кружковцев с технологией вышивки многие приемы требуют отработки, определенных упражнений. Виды упражнений зависят от характера выполняемой работы. Начинающим кружковцам предлагается поупражняться в закреплении ткани в пяльцах сначала с иголкой без нитки, затем с ниткой. Проводятся упражнения в закреплении нитки на ткани.
Упражнения целесообразны также и при выполнении графических работ. Так, например, качество выполняемой вышивки в значительной мере зависит от точности нанесения рисунка на ткань. Чтобы избежать ошибок при переводе рисунка на изделие, вначале выполняются упражнения по переводу рисунка на бумагу, где можно заметить и исправить ошибки и искажения линий.
Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Инструктаж применяется при обучении детей практическим действиям. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения работе, при ознакомлении с правилами работы с иглой, ножницами, пяльцами и т.д.
Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж проводится перед выполнением практического задания для ознакомления с последовательностью выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Дети наблюдают за движением рук и одновременно слушают объяснения.
В процессе выполнения задания группой дается дополнительный инструктаж отдельным группам кружковцев, не усвоившим задание.
Занятия по вышивке требуют большой индивидуальной работы с кружковцами. Как правило, большинству детей при фронтальном показе все кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями. Так бывает при выполнении новых технических приемов вышивки. В этом случае проводится индивидуальный инструктаж с каждым кружковцем.
Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия. При этом демонстрируются лучшие образцы выполнения швов, цветовые сочетания, лучшие рисунки, отмечаются характерные недостатки, типичные ошибки. После окончания темы проводится просмотр готовых изделий, где отмечаются достоинства выполненных работ, а также недостатки, анализируются ошибки, обобщаются навыки, полученные в результате прохождения темы.
Для таких просмотров оформляется небольшая выставка, чтобы ребята могли ознакомиться с работами, сравнить их со своими.
Игровые ситуации при ознакомлении учащихся с тканью и ее свойствами
Цель: формировать у учащихся умение определять ткань в зависимости от ее происхождения, закреплять навыки определения вида ткани (хлопчатобумажные, льняные). Развивать и обогащать словарь за счет слов, обозначающих названия и свойства тканей.
1. Преподаватель рассказывает о том, что царица полевых цветов – ромашка сшила себе платье из самых различных тканей, а каких, сама ромашка не знает. «Мы с вами можем назвать эти ткани?»
Детям демонстрируется ромашка, лепестки которой изготовлены из ткани. Учащиеся определяют ткань, из которой изготовлен лепесток, затем аргументируют свой выбор, рассказывают об основных свойствах названной ткани. Учащиеся класса контролируют ответ, при необходимости вносят исправления и дополнения.
2. Преподаватель создает следующую ситуацию:
- Ребята, представьте, что мы с вами находимся в магазине «Ткани» и нам нужно подобрать ткань для куклы Тани.
Преподаватель открывает витрину с полосками ткани.
- Кто из вас приобретет ткань для летнего платья?
Дети выбирают ткань, объясняя при этом:
- Для летнего платья нужна тонкая ткань, чтобы не было жарко. Вот такая. Она изготовлена из хлопка.
При подборе тканей для зимней одежды у детей такое мнение: нужна ткань шерстяная, пушистая, теплая, она изготовлена из шерстяных нитей.

Рекомендуем посмотреть:

Открытка с вышивкой крестом на картоне. Мастер-класс с пошаговыми фото Оформление часов вышивкой Вышивка пайетками на тему: Лето. Мастер-класс с пошаговыми фото Вышивка крестом "Пионы". Мастер-класс с пошаговыми фото

Похожие статьи:

Новогодняя вышивка крестом

Участник №24 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 сентября по 31 октября 2014 года
Конспект осенней прогулки с учащимися начальной школы. Наблюдение за березой | Сирень из крепированной бумаги. Мастер – класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3453 дня назад (15 октября 2014)
Просмотров: 8119
Рубрика: Статьи
+6
Голосов: 6
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 15 октября 2014 в 10:35 +4
Здравствуйте Людмила Анатольевна! Познакомилась с вашим материалом «Вышивка» – как один из видов декоративно – прикладного искусства. Очень интересный и познавательный материал вы нам предоставили. Замечательные аккуратные работы учащихся 3 класса. Хорошо, что работы детей помещаются на постоянно действующую выставку. Дети видят результат своего труда, сравнивают, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.Во время занятия развивается мышление, память, внимание, усидчивость, мелкая моторика ручек, фантазия и творческий подход к работе, а также трудолюбие. Мне понравился ваш материал думаю многие педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов воспользуются вашим материалом. Желаю вам творческих успехов. Примите мой голос.
Татьяна Волкова # 15 октября 2014 в 16:25 +2
Доброго времени суток. Замечательные работы детей вы представили, разные виды вышивки, разнообразные сюжеты, все так тщательно и красиво вышито, для чего требуется большое терпение, усидчивость и, несомненно, художественный вкус в выборе образца, голос.
Ирина Леонидовна Кривенкова # 15 октября 2014 в 16:45 +2
Добрый день. Просто удивительные работы! Спасибо за предоставленный материал, он пригодится мне в работе.
Оксана Сейитмедова # 15 октября 2014 в 19:55 +1
С большим удовольствием познакомилась с Вашим мастер-классом!Мастер-класс интересный, легкий для восприятия и для повторения. Фотографии хорошего качества, четкие, яркие, лишнего ничего нет. Мне очень понравилась работа и ее результат!Принимайте голос +1
Татьяна Николаевна Гудкова # 17 октября 2014 в 22:20 +1
Подобные занятия, при грамотной работе педагога, хорошо повышают самооценку ребенка, развивают сенсорное восприятие, уравновешивают нервные процессы, вызывают положительные эмоции. Особое внимание привлекает продуманность работы автором материала. Судя по конечному результату у него все получилось.
Вера Александровна Орехова # 18 октября 2014 в 16:29 +2
Людмила Анатольевна, интересный материал Вы предложили. Думаю, многие педагоги воспользуются вашими рекомендациями и советами.
Искусство вышивания имеет многовековую историю.
Вышивка и сегодня не утратила свою привлекательность, изящество, ценность, актуальность. Наверное, каждый человек хотел бы украсить свой дом чудесно вышитой картиной — пейзажем или натюрмортом, а сколько радости у родителей от подарка своего ребенка, который он выполнил сам, вложив в него свои способности, чувства.
Декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Прекрасно, что находятся учителя, которые в наше время не только желают обучить юных деток рукоделию, в том числе и вышивке, но и делятся своим опытом и знаниями с другими.
Замечательные работы детей Вы представили нам. Материал оформлен всоответствии требованиям конкурса. Спасибо!
Желаю удачи!
Светлана Анциферова # 23 марта 2016 в 17:37 0
Людмила Анатольевна, спасибо за статью, за то, что делитесь опытом! Как грамотно, доходчиво изложено! Очень повезло Вашим ребятам с руководителем! Нет слов, чтобы выразить всё восхищение! Посмотрите, какие прекрасные комментарии вызвала Ваша работа! И спасибо Вере Александровне Ореховой за развёрнутый комментарий. Нам, родителям, особенно интересно и познавательно знакомиться с творчеством и мнениями истинных профессионалов.