Конкурсы для педагогов и детей

Взаимосвязь профессиональной компетенции воспитателя с успешной реализацией ФГОС ДОУ

Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста.
В.Э. Пахальян.


Современные условия развития Российского общества диктуют переход на новый, качественно иной уровень образования. Согласно «Федеральному закону об образовании в РФ» ст. 10 дошкольное образование является первым уровнем общего образования.
Общество задает цели и определяет содержание процесса воспитания и образования в общем русле социализации личности. Роль педагога, реализующего этот социальный заказ, значительна. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. И очень важна профессиональная компетентность педагога.
ФГОС предъявляет новые требования к профессиональной компетентности педагога, отличные от настоящего уровня. В связи с этим появилась необходимость в создании документа, регламентирующего единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Таковым является приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который вступил в силу с 01 января 2015 года.
Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность».
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека.
Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
• интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
• коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.
• информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.
• рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Итак, давайте подробнее рассмотрим профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования согласно профессиональному стандарту.

Требования к образованию и обучению: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации.
Знать и основываться в своей работе на нормативно-правовую базу
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2. Краевой закон «Об образовании в Краснодарском крае» № 2770-КЗ от 16.07.2013 г.;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
5. План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на 2014-2016 годы, утвержденный Минобрнауки России от 31.12.2013 г.
6. Концепция дошкольного воспитания (Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1
7. Методические рекомендации для ДОО по составлению ООП ДО на основе ФГОС ДО и примерной ООП ДО
8. Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО
• Знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения;

В связи с введением ФГОС изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Особенности организации партнёрской деятельности взрослого с детьми
(Н.А. Короткова)
1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического
и дисциплинарного принуждения).
3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства).
4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Мотивация – заинтересованности, взаимодействия с педагогом, игровая – мощное средство!!!
Ведущими видами совместной деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Для разных видов детской деятельности мы используем разные формы работы с детьми.
Во время игровой деятельности используется все разнообразие игр: сюжетные, дидактические, подвижные, игры – драматизации и др. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная , изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка
Ключевым мероприятием является реализация проектов, осуществляемых в совместной деятельности детей, педагогов и родителей воспитанников.
Детское экспериментирование становится неотъемлемой частью работы педагога ДОУ.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

• ИКТ компетенции.
Использование ИКТ позволяют сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас. Презентации - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование необходимо использовать в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, обязательно использовать комплексы упражнений для глаз, проветривать помещение.
ИКТ помогают в процессе взаимодействия с родителями при проведении родительских собраний, оформление родительского уголка. Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.
С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет.
Современная телекоммуникационная сеть является мощной информационной системой, позволяющей педагогам обмениваться различными типами сообщений, участвовать в конкурсах, обучаться и размещать свои материалы в Интернете.
• Умение проектировать воспитательно-образовательный процесс. Это планирование и реализация образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС основываясь на ООП ДО

Содержание ООП ДО включает следующие аспекты:
1. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
2. Характер взаимодействия со взрослыми
3. Характер взаимодействия с другими детьми
4. Система отношений ребёнка к миру, другим людям, самому себе.

• Умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности
деятельности.
Включает в себя владение методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированной у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
В связи с выходом первых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования у педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу мониторинга детского развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны
проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
Мониторинг социализации и социокультурного развития дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:
— беседа с ребёнком по теме итоговых занятий
— живое наблюдение за ребёнком в различных видах детской деятельности;
и его активностью в ходе проведения итоговых занятий
— анкетирование родителей;
— анализ продуктов детской деятельности (работа детей в книгах для
развития и альбомах для рисования).
Мониторинг позволяет получить объективную информацию о состоянии и динамике социокультурного развития детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
Образования.

Коммуникативная компетентность.
Согласно положения о нормах профессионального поведения (этики) педагог служит для воспитанника образцом тактичного поведения, умения общаться, уважения к собеседнику, поведения в споре, справедливого, ровного и равного отношения ко всем воспитанникам.
Педагог является для воспитанников примером пунктуальности и точности, а его внешний вид – образцом аккуратности, элегантного делового стиля.
Он может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
1. коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
2. социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
3. альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
- Владеть методами и средствами психолого-педагогического
просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и
дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с
ними для решения образовательных задач.
Для скоординированной работы детского сада и родителей мы используем активные формы и методы работы с родителями (законными представителями):
• общие и групповые родительские собрания;
• консультации;
• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
• Дни добрых дел;
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• оформление фотомонтажей;
• совместное создание предметно – развивающей среды;
• работа с родительским комитетом группы;
• телефон Доверия;
• почта Доверия;
Наглядно – информационное направление включает в себя:
• родительские уголки
• папки - передвижки различной тематики
• семейный и групповые альбомы
• семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
• эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
• копилка Добрых дел и др.
Повышение уровня профессиональной компетентности.
Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов в нашем дошкольном учреждении создана рабочая группа по успешной реализации и внедрению ФГОС ДО. Разработан и утвержден план мероприятий.
На первом этапе работы группы проведено анкетирование педагогов по вопросам введения и реализации ФГОС ДО по результатам которого выявлено:
80% педагогов не имеют достаточных теоретических знаний
У 15% педагогов отсутствие желания заниматься новым, поскольку
традиционная методика дает хорошие результаты
У 5% педагогов боязнь неудачи при применении нового.
Мы поставили следующие цели:
а) определить состояние образовательной работы в нашем учреждении;
б) изучить характер взаимоотношений между детьми, провести диагностику уровня их физического, психического и социального развития;
в) повысить уровень образовательной работы и ее конкретных результатов;
Исходя из поставленных целей методической работы и требований к личности и деятельности педагогов ДОО, инновационную работу в нашем образовательном учреждении мы наметили провести в следующих направлениях:
1) В информационной области:
- обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках методической и научно- методической литературы; (консультации, семинары, семинары- практикумы, участие в научно- практических конференциях)
- информирование педагогов о современных вариативных и парциальных программах, педагогических технологиях.
То есть, в рамках инновационной методической работы мы обеспечивали информирование педагогов ДОУ об инновационных фактах и явлениях.
2) В диагностико - прогностической области:
- изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;
-прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной методической помощи педагогам ДОУ;
3) В области содержания образования:
-создание условий для реализации вариативных образовательных программ, современных педагогических технологий;
-методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования.
Немаловажным при организации работы в данном направлении является работа в системе. В ДОО составлен план работы по повышению профессиональных компетенций педагогических работников, где вовлечены все участники образовательного процесса.
Мы используем следующие формы методической работы:
репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги);
репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции, организационно- деятельностные игры);
эвристико- продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок);
продуктивные (научные конференции, теоретические семинары ).
Так, для совершенствования коммуникативных навыков педагогов планируются:
семинары-практикумы по основам педагогического общения, как средству гуманизации процесса образования;
тренинги по овладению педагогами моделью личностно- ориентированного взаимодействия с педагогами;
тренинг по осознанию профессиональных мотивов;
мастер-классы по организации родительских собраний и других современных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Мы определили для себя основные направления деятельности:
расширение информационной среды дошкольного учреждения;
обучение и развитие воспитанников с помощью компетентностно -ориентированных технологий (проектная, исследовательская, методы информационно- коммуникационного обучения);
Процесс разрешения данного вопроса начали с формирования теоретической готовности педагогов к внедрению в образовательный процесс проектной, исследовательской деятельности. С этой целью:
был подготовлен библиографический перечень литературы по проектной, исследовательской деятельности;
подготовлена учебно-методическая литература;
педагоги прошли курсы обучения на компьютере по программе Intel;
также проводились:
Педагогический совет «Качество педагогического планирования образовательной работы в ДОУ»;
методическая неделя, где освещался вопрос повышения профессионального мастерства педагога по организации самообразования;
регулярные консультации по вопросам инновационной деятельности; консультации информационного характера «Проектирование компонентов образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса», «Организация мониторинга в ДОУ» «Комплексное сопровождение ребенка в условиях ФГОС»;
обучающие семинары на уровне учреждения: «Повышение профессиональной компетентности педагогов через проектную деятельность"
семинар – практикум« Методология и разработка проектов в дошкольном учреждении»; семинар по планированию воспитательно-образовательной деятельности в группах ДОУ в условиях ФГОС и др.
Немаловажную роль в формировании теоретической готовности педагога к инновационной деятельности имеет его самообразование, в связи с чем было проведено:
консультации по вопросу "Самообразование как средство профессиональной компетентности педагога дошкольного образования";
практическое занятие "Составляем план по самообразованию".
Обучающие семинары являются, на наш взгляд, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки.
Необходимым условием организации обучающих семинаров является посильное участие всех педагогов.
Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями.
Для этого мы используем творческие дебаты по теме «Работаем по - новому!»:
-закон об образовании РФ ФЗ №273;
-разъяснение по СанПиН 2.4.1.3049-13;
-обсуждение Проекта ФГОС дошкольного образования.
Изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению.
Семинары позволяют:
Изучить нормативно – правовые документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.
Разработать программно – методическое обеспечение, формы работы с дошкольниками по образовательным областям, режим во всех группах;
Определить объекты и диагностический инструментарий мониторинга результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
Открытые просмотры играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом.
Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
Для повышения квалификации кадров были созданы информационные условия, обеспечивающие повышение эффективности процесса управления, формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса; организацию обмена опытом профессиональной деятельности через создание творческих отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; размещение материалов на сайт ДОУ.
Таким образом, у нас сложилась система работы по повышения педагогических компетенций в нашем ДОО, в расчете на то, что она нам поможет повысить уровень предоставляемых образовательных услуг в ОО, повысить профессиональную компетентность работающих педагогов, включить большинство педагогов в инновационную педагогическую деятельность.
Мы опирались на высказывание великого ученого психолога Немова «Методическая работа более результативна, если ею управляют: планируют, организуют, контролируют обучение, поддерживают мотивацию кадров».

Рекомендуем посмотреть:

Арт-терапия в работе с детьми Исследовательская деятельность детей в ДОУ Через художественную литературу — к здоровью детей Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования
Участник №89 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Экологический проект в старшей группе на тему: Насекомые | Игра – викторина для детей старшей группы с презентацией
Опубликовано: 323 дня назад (21 января 2016)
Просмотров: 4064
Рубрика: Статьи
+12
Голосов: 12
Зарина Илдаровна Гималиева # 22 января 2016 в 07:50 +2
Полезный материал. Реализация ФГОС стало настоящей проблемой. В Вашей статье подробно и качественно рассмотрены приемы и методы (способы) плодотворного обучения по новым стандартам.Очень важно, чтобы сами педагоги и воспитатели понимали эту необходимость и владели всей информацией, могли применить их в своей деятельности. Это нелегко, порой очень трудно, особенно для тех, кто "привык" сложившейся системе многих лет. Спасибо!
Светлана Михайловна Сучкова # 28 января 2016 в 22:56 +1
Удачный материал.
Алла Ивановна Ефимова # 29 января 2016 в 10:15 +2
Добрый день Людмила Идрисовна, статья очень интересная, Вы так четко рассказали. Желаю вам творческих успехов! Примите мой голос!
Елена Александровна Тарасова # 29 января 2016 в 14:33 +2
Статья очень познавательная, содержит ссылки на соответствующие нормативные документы и ценный опыт по введению ФГОС в практику работы ДОО. Успехов. Голос
Людмила Юрьевна Кравцова # 29 января 2016 в 15:49 +2
Здравствуйте ваш материал очень интересный и так все подробно расписано мне понравилось. Так держать.
Екатерина Николаевна Демидова # 29 января 2016 в 18:13 +2
Людмила Идрисовна спасибо за вашу работу. В связи с в ведением ФГОС, появились новые требования не только к работе воспитателей, но всей ДОО.Сохраню себе в закладки, чтобы еще раз подробнее прочитать. В статье есть подробное описани всего, что должен знать педагог, тем более начинающий.
Ирина Анатольевна Князева # 30 января 2016 в 00:09 +2
Людмила Идрисовна! Спасибо за приглашение!С большим интересом познакомилась с Вашей публикацией!Ваша публикация очень интересна, грамотно оформлена, заслуживает внимания. Удачи Вам и с большим удовольствием голосую за публикацию!
Наталья Николаевна Ерыгина # 30 января 2016 в 09:52 +1
Здравствуйте, Людмила Идрисовна! Спасибо за приглашение!С большим интересом познакомилась с Вашей работой!Полезный, познавательный материал, содержащий нормативно-правовую базу и мероприятия по практическому введению ФГОС в работу ДОО многие педагоги возьмут себе на вооружение. Спасибо за публикацию! Голос!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 2 февраля 2016 в 05:12 +2
Здравствуйте, Людмила Идрисовна! Благодарю за приглашение! Публикация грамотная, актуальная, заслуживающая внимания. Материал информативный, содержательный. Согласна с Вами, введение ФГОС в работу дошкольных образовательных организаций процесс не лёгкий, но необходимой, требование времени. С Вашего позволения беру в закладки для коллег. Благодарю за полезную информацию, примите голос № 7, всего Вам самого доброго.
Ольга Анатольевна Осина # 3 февраля 2016 в 11:54 +1
Здравствуйте! Полезный материал. В своей статье Вы правильно, грамотно и содержательно раскрыли материал.Сделали ссылки на нормативо - правовые документы.Удачи в работе!
Татьяна Геннадьевна Галактионова # 3 февраля 2016 в 12:37 +1
Здравствуйте, Людмила Идрисовна! Большое спасибо за приглашение! Вы очень грамотно и доступно описали в своей статье как правильно сейчас организовать работу всего ДОУ,как разумно принять нововведения в системе дошкольного образования и включиться в работу коллективно!Успехов и удачи Вам! Примите,пожалуйста мой голос!
Анастасия Борисовна Ефимова # 3 февраля 2016 в 15:33 +1
Здравствуйте, Людмила Идрисовна!Очень интересная и познавательная статья! В статье есть подробные описания всего, что должен знать педагог.Обязательно поделюсь с вашей статьей со своими коллегами. Желаю удачи в работе!Мой голос
Елена Константиновна Сапрыкина # 3 февраля 2016 в 19:12 +1
Спасибо большое за материал. Интересуюсь этой темой. Мне предстоит в следующем учебном году работать по новым ФГОС в качестве учителя-предметника, но изучаю эту проблему с момента появления новых стандартов, так как являюсь завучем. В вашей статье нашла для себя полезную информацию. Очень важна любая информация именно от воспитателей, ведь адаптация ребёнка при переходе из дошкольного учреждения в школу порой очень болезненна. А профессиональное мастерство воспитателя - залог успеха обучения ребёнка в школе.
Спасибо.
Людмила Идрисовна Мельникова # 9 февраля 2016 в 20:04 0
Здравствуйте! Я очень рада, что мой материал Вам пригодился! Я его готовила для выступления на районном методическом объединение, при этом изучила много литературы, нормативных документов, пытаясь собрать все в единое целое.