Конкурсы для педагогов и детей

Формирование эстетической культуры обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества

Декоративно-прикладное искусство в школе
Автор: МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области, преподаватель изобразительного искусства Спицина Людмила Ивановна
Тема: Формирование эстетической культуры обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества
Данная тема актуальна, потому что желание быть успешным человеком, требует от каждого формирования разносторонних умений и навыков, коммуникативных компетенций, т.е. умение вступать в речевое общение, формулирование выводов, обладание знаниями, позволяющему высказать своё мнение (перефразировать мысль).
В современных условиях искусство должно проникнуть во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни нравственных и интеллектуальных свойствах личности. Всё это требует всеобщности эстетического воспитания. Ведь духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Главная воспитательная функция искусства состоит в том, чтобы вся жизнь школьников – классная и внеклассная – должна быть организована «по законам красоты».
Не достаточно только, научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, в повседневной труде, в повседневных человеческих отношениях.
Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения.
В своей педагогической практике широко использую организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции обучающихся.
К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:
– обращение к опыту обучающихся;
– решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;
– организационно-деятельностные игры (ОДИ);
– проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;
– интеграция обучения.
Одним из главных направлений в моей педагогической деятельности является приоб-щение детей к народному декоративно-прикладному искусству, к его истокам.
Цель - развитие художественных способностей детей через творческие задания, интегрированные занятия, посещение выставок, экскурсии.
Успешность выполнения этой цели осуществляю через выполнение следующих
Задач:
- овладение обучающихся знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;
- ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства «Декоративное рисование», «Художественная роспись», «Бумагопластика», «Аппликация».
- развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
- воспитание интереса и любви к народному искусству.
Формирование творческих умений, навыков развиваю у обучающихся применяя различные инновационные технологии: проектно-исследовательского обучения, здоровьесберегающие технологии игротехники и игротехнологии использую как в учебном так и воспитательном процессе, которые реализуются через основные направления деятельности – нравственное, эстетическое, интеллектуальное, развитие творческих способностей. Ведь целью моей проблемы над которой я работаю в школе – это формирование и развитие творческих умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Эта цель конкретизируется, так как работаю с ребятами разного возраста, а также поставленными задачами: создать условия для творческой работы обучающихся, как основы для успешной реализации в социуме. Тема успешно будет развиваться, если будут выполнены ряд условий: наличие у обучающихся положительной мотивации, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и творческих способностей личности, применение инновационных технологий, благоприятный микроклимат в классе, использование разнообразных форм и методов для реализации поставленной цели и положительных результатов.
Большую роль в своей педагогической работе уделяю на интегрированные уроки, которые дают обучающимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал обучающихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Инновационные технологии – это интегрированные уроки, заочные путешествия, экскурсии, презентации, творческие отчёты - применяю их на своих уроках изобразительного искусства, музыки, МХК.


Урок ИЗО "Сказочная гжель" 5 класс
Положительные результаты обучающихся видны в кружковой деятельности, во внеклассной работе.
Это участие в выставках как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.



Ативность детей проявляется в возрастающей самостоятельности, раскрывая свои способности в технологическом творчестве. Огромное значение в активизации деятельности обучающихся в технологическом процессе имеют психологическая установка на глубокое освоение материала, введение элементов игры ( игровая технология), а также постановка перспектив опережающего характера.
Технология образования в основу закладывает не знания, умения и навыки, а личность её становление и развитие. Знания – это лишь средство становления личности.
Формы внеурочной работы - позволяют реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности.
Формирование художественно-эстетических способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства в кружковой деятельности является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования обучающихся. Под формированием художественных способностей обучающихся понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых ими при изготовлении изделий. Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей обучающихся является декоративно-прикладное искусство.




Занятия оригами – увлекательное путешествие в бумажную страну, где ребенок может испытать свои возможности и проявить свои способности, стремиться к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное.
Волшебный мир рукоделия - имеет художественно-эстетическую направленность.
Это формирование практических умений работы с удивительным материалом – бумагой, для раскрытия творческого потенциала детей. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекает детей. Занятия оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Оригами имеет огромное значение в развитии творческого воображения, фантазии, художественного вкуса у детей. Занятия оригами развивают чувство коллективизма – часто на занятиях делаются коллективные работы. В процессе занятий обучающиеся знакомятся с некоторыми вариантами оригамной аппликации по мотивам народной росписи, вышивки. Это узоры в полосе, растительные орнаменты Хохломы, гжельские узоры, коврики, платочки, украшенные цветами оригами.
Несомненно, занятия оригами несут положительный эмоциональный заряд – весело сделать изделие своими руками и тут же поиграть с ним.
Развитие творческих способностей детей в таких видах декоративно – прикладного искусства как бисероплетение, декупаж, квиллинг- открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.
Важно создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для духовного, нравственного развития личности ученика на основе постижения им традиций национальной культуры, воспитание эстетического отношения ребёнка к окружающему миру в процессе освоения знаний, умений и навыков в различных видах творческой деятельности.
Декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд. Произведения декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.
Изучая декоративно-прикладное искусство, обучающиеся соединяют знания традиционных технических приемов изготовления изделий с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают на этой основе декоративные работы, украшающие повседневную жизнь. Работу обучающихся над изготовлением изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением, можно назвать творческой.


Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое применение в учебном процессе. Оно рассматривается как средство формирования художественно-эстетических способностей обучающихся. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него.
Развитие художественно-эстетических способностей обучающихся осуществляется в процессе их включения в активный творческий труд, формирование бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.
Применение инновационных педагогом технологий создаёт условия для гармонического развития личности обучающихся - это формирование организаторских способностей, активное участие детей в проведение открытых уроков (творческие работы, информационные справки и т.д.), участие в олимпиадах, в выставках художественного и декоративного творчества, развитие творческих способностей через концертную деятельность, применение инновационных технологий развивает у обучающихся индивидуальные творческие способности и как результат ежегодное поступление в ВУЗы - в основном это художественно –графический факультет.
Моё педагогическое кредо, заключается во всестороннем развитии каждого ребёнка, на основе его неповторимости и уникальности и раскрытие в нём потенциальных способностей средствами искусства. Главный механизм реализации педагогической деятельности: управление, воспитание, обучение, развитие и психологическая подготовка обучающихся (готовность к преодолению трудностей, формирование внешней и внутренней мотивации). Помогают реализовать поставленные мною перспективные цели – мои профессиональные слагаемые, основные функции моей педагогической деятельности, личные качества.
Выводы: таким образом – при формировании и развитии умений и навыков творческих способностей, весь процесс обучения ребёнка направлен на построение у него образа собственного действия в мире, собственной картины мира и собственной позиции. Это даёт возможность:
-расширить границы самостоятельности обучающихся в учебной и внеклассной деятельности;
-способствовать формированию творческих способностей обучающихся, приобретение социально-личностных и коммуникативных компетенций;
-создавать условия для успешного адаптирования, успешной социализации личности в современном мире.
В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс занятий декоративно-прикладного искусства.
Работы обучающихся






Рекомендуем посмотреть:

Итоговая работа учащихся объединения "Художественная компьютерная графика" Мастер-класс с пошаговым фото. Изготовление и роспись дымковской барышни Декоративно-прикладное творчество в школе Внеклассное мероприятие для школьников. Декоративно-прикладное творчество

Похожие статьи:

Проект школы нового поколения в 1-4 классах

Участник №13 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 февраля по 25 апреля 2015 года
Классный час в школе на тему: Великая Отечественная война, 8 - 10 класс
Опубликовано: 662 дня назад (16 февраля 2015)
Просмотров: 3959
+7
Голосов: 7
Татьяна Александровна Морозова # 16 апреля 2015 в 13:58 +1
Уважаемая Людмила Ивановна!
Вы написали очень хорошую статью о формировании эстетической культуры у детей. На самом деле это очень важная задача - научить детей видеть прекрасное в повседневной жизни, в труде, научить наслаждаться творчеством.
Видно, что материал построен на реальных практических наработках, что Вы давно этим занимаетесь и результат на лицо. Дальнейших Вам успехов. Ставлю Вам наивысшую оценку.
Людмила Ивановна Спицина # 30 июня 2015 в 14:36 0
Спасибо Вам большое, Татьяна Александровна!
Татьяна Валерьевна Заводчикова # 10 июля 2015 в 20:30 0
Добрый вечер,Людмила Ивановна!
Спасибо за отличную статью о формировании эстетической культуры у детей.Бесспорны слова Сухомлинского: " Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка". Мне как педагогу близок Ваш творческий подход, эмоционально-ценностный , выбранные методики работы с детьми: проблемный метод, методика работы в сотрудничестве и много новых интересных методик. 'Творчество - самоценно,- как писал философ и педагог Гессен, и Ваше творчество в работе с детьми конечно же заслуживает высокой оценки коллег, Вы, большая молодец, видна колоссальная проделанная работа, наверняка, в этом материале представлен Ваш опыт работы с детьми собранный по крупицам. Работы детей просто великолепные,ждём какой- нибудь мастер-класс по бумагопластике или оригами. Творческих успехов в работе с детьми!