Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: Порхающие цветы

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Порхающие цветы».
Автор: Шестоперова Людмила Константиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 128», г.Рязань.

Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Порхающие цветы». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы.

Цель:
формировать у детей элементарные представления о насекомых;
познакомить с циклом развития бабочки;
формировать потребность общения с природой и навыки правильного поведения в ней;
воспитать интерес, любовь к природе, чувство добра и другие положительные черты характера;
развивать внимание, мышление, память, речь детей.

Материал:
набор открыток;
иллюстрации с изображением различных насекомых (среди них много бабочек);
таблица «Цикл размножения бабочки»;
сказка В. Берестова «Честное гусеничное»;
музыкальные произведения (Эдвард Григ «Бабочка», А. Вивальди «Весна»);
пластмассовые детские наборы насекомых, бабочек;
интерактивная доска.

Ход занятия:
Воспитатель: Дети послушайте стихотворение:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки…
(Михаил Пляцковский «Весна»)
Воспитатель: О чем оно?
Воспитатель: Да, о весне. Назовите признаки весны.
- Ответы детей. (Тает снег, птицы возвращаются с юга, день становится длиннее, солнце начинает пригревать, оживает природа, проталины, подснежники, ледоход, животные выходят из зимней спячки, появляются насекомые, набухают почки на деревьях).
Воспитатель: Вы сказали, что просыпаются насекомые. Отгадайте о них загадки. (После того как ребенок отгадал загадку, на экране появляется изображение насекомого).
Загадки:
1.Черен, да не ворон
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Ответ: жук-олень

2.Прыгает пружинка
Зеленая спинка
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
Ответ: Кузнечик

3.Не зверь, не птица,
А нос как спица.
Ответ: Комар

4.Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Ответ: Пчела

5.Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Ответ: бабочка

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки. И сегодня мы с вами будем говорить о бабочках.

Посмотрите, как они красивы и изящны. У них голова, грудь, брюшко, шесть ног, крылья, усики и большие глаза.
На что похожи бабочки?
- Ответы детей.
Воспитатель: Да, конечно, на цветы. Бабочка – одно из самых красивых существ на земле.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему бабочки так любят цветы?
- Ответы детей.
Воспитатель: Да, они питаются нектаром – цветочным соком. Нектар спрятан глубоко в чашечке цветка. Как же его достать? Очень просто: рот бабочки – длинная трубочка, свернутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскрывается и бабочка достает нектар со дна цветка. (Вы любите пить сок через трубочку, так же пьет его и бабочка).
- На экране изображение бабочки, пьющей нектар из цветка.
Воспитатель: Дети а вы когда-нибудь видели маленьких деток у бабочки, стрекозы, жука, мухи?
Дети – нет.
Воспитатель: Да, у них никогда не бывает детишек. Они появляются на свет сразу взрослыми.
Бабочка на листочке откладывает очень много маленьких яичек. Почему много? Их склюют птицы, унесут муравьи, их могут раздавить, но несколько яичек уцелеют, из них появятся гусеницы, которые превратятся в куколок, а из куколок появятся бабочки.
- На экране изображение цикла от яйца до бабочки.
Воспитатель: Ребята, послушайте сказку Берестова Валентина Дмитриевича «Честное гусеничное».

Чтение сказки:
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
- До чего ж я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. - Жаль, что никто-никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
- Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!
Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
- Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх.
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. "Какой ужас! - подумала Гусеница. - Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!" И Гусеница упала в траву.
А девочка увидела её и сказала:
- Какая красивая!
- Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. - Сегодня они говорят одно, а завтра- совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней - незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.
- Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам поиграть, выходите, дети.
Звучит музыка. Воспитатель-бабочка «откладывает яички»- касается ребенка -он приседает на корточки.
Из яичек появляются гусеницы – дети ползают на четвереньках по ковру, «грызут» листочки.
Затем ребенок-гусеница обматывает себя шелковой нитью (дети медленно кружатся на месте) и превращается в куколку, которая находится в коконе. Куколке становится неудобно, тесно в коконе (дети начинают двигать плечами, кокон разрывается и из него вылетает, взмахивая крыльями дети-бабочки, под музыку летают над цветами (вырезанными из разноцветной бумаги и разложенными на ковре)), говоря слова и выполняя соответствующие движения:
Мы — бабочки весенние,
На цветах сидели.
Ветер дунул — полетели.
Мы летели и летели
Ветер снова набежал,
Высоко он нас поднял
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил.

Воспитатель: дети, предлагаю вам игру «Кто лишний»? (Ребенок должен объяснить почему это животное лишнее).
- воробей, бабочка, синица, щегол;
- стрекоза, муха, паук, божья коровка;
- пчела, муравей, жук, дождевой червь;
- стрекоза, шмель, бабочка, пчела.
Воспитатель: А сейчас попробуйте найти ошибку в моем рассказе:
• бабочки поедают мух, тлей…;
• птицы очень любят божьих коровок;
• колорадские жуки любят яблоки;
• у водоемов не живут насекомые;
• бабочки, жуки очень любят жить в банках и коробках, куда их, поймав, сажают дети.
Чтение жалобы из «Жалобной книги природы» от бабочек.
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать красивых бабочек, но прежде разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Шестиногие малыши»
Прилетела к нам вчера
Полосатая оса,
А за нею - шмель-шмелёк
И красивый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
А за ней комарики
На воздушном шарике.
Божия коровка – черная головка.
Бабочка – павлиний глаз,
Посмотри-ка ты на нас.
Прилетел и жук-олень
И сказал всем добрый день.
А веселая пчела к чаю меду принесла.
Пожжужали, полетали,
От усталости упали.

Дети рисуют бабочек.

Воспитатель: Ребята, каких красивых бабочек вы нарисовали. Расскажите у кого какая бабочка.
Рассказы детей.
Подведение итога занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе НОД по экологическому воспитанию детей 4-5 лет НОД по экологии в старшей группе
Конспект занятия для старшей группы на новогоднюю тематику
Опубликовано: 574 дня назад (15 мая 2015)
Просмотров: 1013
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Татьяна Юрьевна Пушкина # 15 мая 2015 в 15:24 0
Здравствуйте, Людмила Константиновна! Прекрасный конспект НОД по познавательному развитию. Хорошая подборка картинок, стихотворений, загадок. Голосую за Вас!
Татьяна Егоровна Мухина # 15 мая 2015 в 15:28 0
Людмила Константиновна! Спасибо за Ваш конспект. По своему содержанию он доступный, интересный. Хорошая подборка материала.
Марина Васильевна Молчанова # 16 мая 2015 в 08:40 0
Здравствуйте Людмила Константиновна. Мне очень понравился ваш конспект. Он интересен и много используется наглядного материала.