Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по музыке для школьников 5 - 8 классов

Методический материал по проведению игры «Музыкальная битва»
Автор: Терентьева Людмила Леонидовна, учитель музыки
Место работы: ГБОУ СОШ №625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга им. Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина
Описание материала: материал используется для учеников 5-8 классов.
Педагогическая цель: формирование у детей интереса к знаниям о музыке.
Задачи: закрепление пройденного материала.
Развивающие: развитие командного и бойцовского духа.
Воспитательные: вырабатывание внимания и интереса к предмету, доброжелательного отношения друг к другу.
Образовательные: Знакомство с основами музыкальной грамоты, получение исторических знаний в области музыки.
Оборудование: 2 стола, 2 скатерти (или ткань) зеленого и красного (цвета команд); колокольчик или кнопка со звуковым или световым сигналом; 12 картонных карточек размером 6 см. на 6 см.: 6 карточек – зеленого цвета; 6 карточек – красного цвета; мешочек из непрозрачной ткани.

Правила игры:
1. Учителем проводится жеребьевка команд-участниц. В жеребьевке участвуют 12 человек по 6 человек в каждую команду. Ученикам предлагается вытащить из тканевого мешочка карточку зеленого или красного цвета, таким образом, формируются команды: «зеленого стола» и «красного стола». После жеребьевки команды садятся за стол.
2. Каждая команда из своего состава выбирает капитана. В обязанности капитана входит: нажатие на кнопку, выбор участника для ответа на вопрос.
3. Игра состоит из трех раундов.
Каждый раунд состоит из 6 вопросов и за каждый вопрос-ответ команда получает баллы (баллы начисляются в зависимости от трудности вопроса).
4. В случае подсказок со стороны болельщиков или шума среди игроков, у команды отнимается от 1 до 2 баллов.
5. Капитаны команд первыми нажимают на кнопки и дают слово членам команд или отвечают сами.
6. На обсуждение вопросов дается 1 минута.
7. Если капитаны команд нажимают на кнопки одновременно, то право ответа решает ведущий.
8. Если капитаны нажимают на кнопку раньше, чем звучит сигнал «Время», ответ не засчитывается. Право ответа переходит другой команде.
9. В том случае, если команды не могут ответить на вопрос или дают неправильный ответ, группы поддержки могут дать правильный ответ в пользу своей команды, оценивающийся в 1 балл.
10. После окончания I раунда, проигравшая команда уходит из-за стола. Выигрывающая команда выбирает себе в соперники следующую команду.
11. Во II и III раундах правила игры аналогичны.
12. Победившей командой считается та, которая победит в 3 раунде.

Ведущий игры объявляет состав команд и зачитывает правила игры.
После чего ведущий объявляет первый раунд открытым и переходит к вопросам:

Вопросы к I раунду игры (в I раунде разыгрывается 16 очков).
1. Слово «консерватория» происходит от латинского, означающего «охранять». Первоначально, 400 лет назад, «консерваториями» назывались в Италии городские приюты для сирот и беспризорных, где детей обучали ремеслам, а также музыке, в особенности пению - с целью подготовки певчих для церковных хоров. А в наше время, что такое «консерватория»?
За ответ - 2 балла.
Правильный ответ: Консерватория – это высшее учебное, музыкальное заведение, где обучаются игре на разных музыкальных инструментах и вокальному искусству.

2. ... Осенью 1717 г. жителей немецкого г. Дрезден облетела весть: в город прибыл знаменитый французский органист и клавесинист Луи Маршан. Победив в муз.соревнованиях известнейших исполнителей Франции и Италии, он бросает вызов любому: кто здесь, в Германии, захочет помериться с ним силой, т.е. состязаться в игре на органе и в импровизации на нем? На этот вызов откликнулся молодой, но уже известный у себя на Родине музыкант и композитор. Как было его имя?
За ответ - 3 балла.
Правильный ответ: И.С. Бах.

3. Какие слова сказал М.И.Глинка о музыке, услышанной им в исполнении крепостных музыкантов?
За ответ - 1 балл.
Правильный ответ: Музыка – душа моя!

4. Всегда ли сочинение музыки было основной профессией композитора? Очень неодинаково складывалась жизнь многих композиторов, прежде, чем они смогли полностью посвятить себя музыке. Например: Римский-Корсаков окончил морское училище и служил гардемарином, Чайковский стал юристом-правоведом, Мусоргский был пехотным офицером и т.д. Назовите, кем являлся А.П.Бородин?
За ответ - 3 балла.
Правильный ответ: Он был ученый-химик, хирург, композитор.

5. В июле 1791 г. в Вене на квартиру знаменитого композитора явился таинственный незнакомец и заказал траурную мессу. Композитор, будучи тяжелобольным, принял этот заказ, но закончить это произведение не успел. Кто был этот композитор и какое музыкальное произведение он начал писать?
За ответ - 4 балла.
Правильный ответ: Вольфганг Амадей Моцарт, создавший «Реквием».

6. Разговор будет об инструментах струнно-смычковой группы. Работа мастеров Италии делать муз. инструменты славилась на весь мир. Знаменитыми мастерами были Амати, Страдивари, Гварнери. Какие инструменты делали эти мастера?
За ответ - 3 балла.
Правильный ответ: скрипки, виолончели.

По итогам первого раунда, ведущий подсчитывает очки и объявляет победившую команду, участники которой выбирают себе соперника для 2 раунда.
После того как команда будет выбрана, ведущий повторно зачитывает правила игры и объявляет второй раунд открытым:

Вопросы к II раунду игры (во втором раунде разыгрывается 16 очков).
1. В мире музыки существуют разные музыкальные инструменты: большие и маленькие, но королем всех инструментов является... Назовите этот инструмент и объясните почему?
За ответ - 2 балла.
Правильный ответ: орган.

2. В 18 в. слава об этом маленьком мальчике-вундеркинде разнеслась по всей Европе. Ему рукоплещут в Вене, Париже, Лондоне, Риме и др. городах. Кто был этот чудо-ребенок, впоследствии ставший знаменитым композитором?
За ответ - 2 балла.
Правильный ответ: Вольфганг Амадей Моцарт.

3. Прославленный русский композитор П.И.Чайковский писал прекрасную, чарующую музыку. Он является автором опер, балетов, симфонических произведений, фортепианной музыки и т.д. Сколько балетов написано Чайковским и назовите их?
За ответ - 3 балла.
Правильный ответ: 3 балета: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

4. О каком великом немецком поэте Людвиг Ван Бетховен сказал такие слова: «Я думал встретить царя поэтов, а встретил поэта царей»?. Приведите один из примеров их встречи и какая черта характера была присуща Бетховену?
За ответ - 4 балла.
Правильный ответ: Отдых Бетховена в санатории, встреча его с немецким поэтом Гёте, последствия встречи с императорской семьей. Бетховен унаследовал характер от деда, основные черты: гордость, независимый нрав, настойчивость и работоспособность.

5. Так сложилась судьба этого великого композитора, что ему пришлось покинуть Россию и переехать на жительство в США, но до конца своих дней он оставался русским композитором, таковым он остался и в наши дни. Назовите, кто был этот композитор?
За ответ - 2 балла.
Правильный ответ: Сергей Васильевич Рахманинов.

6. Из распахнутых окон льется чарующая музыка, играет сам композитор. Музыка то нежная, то завораживающая, то бурная, то стремительная... Вскоре и название у нее появилось «Лунная соната». Когда композитор принес свое творение к издателю, на титульном листе стояло посвящение «Ерафине ...?». Кто был этот композитор и кому было посвящено это произведение?
За ответ - 3 балла.
Правильный ответ: Графине Джульетте Гвиччиарди.

По итогам второго раунда, ведущий подсчитывает очки и объявляет победившую команду, участники которой выбирают себе соперника в 3 раунде.
После того как команда будет выбрана, ведущий повторно зачитывает правила игры и объявляет третий раунд открытым:

Вопросы к III раунду игры (в третьем раунде разыгрывается 16 очков).
1. Как называется прием такого пения, когда обе партии поют одну и ту же мелодию, но начинают петь ее в разное время: сначала поет один голос, затем с той же мелодией вступает другой голос.
За ответ - 1 балл.
Правильный ответ: Канон.

2. О каком композиторе великий Бетховен сказал такие слова: «Не ручей имя ему должно быть, а море»?
За ответ - 2 балла.
Правильный ответ: Бах.

3. Многие композиторы сочиняли оперы, балеты, симфонии и др. музыку. А кто был этот композитор, сочинявший музыку исключительно для своего любимого инструмента - фортепиано и назовите эти произведения?
За ответ - 4 балла.
Правильный ответ: Ф. Шопен.

4. В нашей стране существует много театров - больших и малых: Есть художественные театры, театры музыкальной комедии, юного зрителя, кукольные и т.д. Но самыми известными на всю страну являются «Малый театр оперы и балета им.Мусоргского» и «Большой театр оперы и балета». В каких городах находятся эти театры?
За ответ - 3 балла.
Правильный ответ: «Малый театр оперы и балета» (ныне Михайловский) в Санкт-Петербурге и «Большой театр» в Москве.

5. Всем известно, что русским композитором М.И.Глинкой написано 2 оперы: одна на сказочный сюжет по сказке А.С.Пушкина - «Руслан и Людмила», а вторая - на исторический сюжет и имеет два названия.
Как называлась эта опера первоначально и какое название она получила впоследствии. В наше время эта опера опять идет под первым названием?
За ответ - 4 балла.
Правильный ответ: «Жизнь за Царя» впоследствии «Иван Сусанин».

6. Назовите оперы русского композитора Римского-Корсакова Н.А., написанные на сказочный сюжет.
За ответ - 2 балла.
Правильный ответ: «Снегурочка», «Кащей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Садко» (опера-былина), «Золотой петушок».

По итогам третьего раунда, ведущий подсчитывает очки. Победившая в третьем раунде команда признается победителем всей игры.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе Андрей Рублёв. Биография Конспект урока-проекта по МХК, 9 класс Методические рекомендации по составлению рабочего листа к уроку МХК

Похожие статьи:

Конспект урока МХК в 6 классе

Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом

Музыкальная сюжетно-ролевая игра для детей 3-4 лет

Музыкальная викторина для школьников 9, 10, 11 класса

Внеклассное мероприятие по музыке, 3 класс

Опубликовано: 3433 дня назад (1 декабря 2014)
Просмотров: 5434
+5
Голосов: 5
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 1 декабря 2014 в 10:25 +3
Здравствуйте Людмила Леонидовна!Поздравляю вас с первой публикацией на Портале. Спасибо за приглашение на интересную игру «Музыкальная битва» для школьников 5-8 классов. Вами проведена большая предварительная работа подобраны серьезные и интересные вопросы.Ребята любят соревноваться, а на вашей игре соревнование проходит знаний, во время которого развивается речь, внимание, память, мышление. Думаю, что ребятам было очень интересно и интерес к предмету возрос на все 100%.В поставленной вами задачи развитие командного и бойцовского духа тоже выполнено полностью. Мне понравилась ваша игра. Позвольте вам подсказать пока у вас есть еще время напишите автора, место работы. Перед описанием материала. И выделите тему шрифтом Н1. Желаю вам дальнейших творческих успехов. Примите мой первый голос.
Людмила Леонидовна Терентьева # 1 декабря 2014 в 10:37 +1
Галина Евгеньевна, спасибо Вам огромное за комментарий и очень ценное замечание!
Юлия Акимовна Карасева # 1 декабря 2014 в 11:25 +1
Очень познавательный материал. Нетрадиционная форма проведения занятия. Сразу видно, учитель-мастер своего дела! Поздравляю с первой публикацией! Удачи и творческих успехов!
Татьяна Владимировна Мельникова # 1 декабря 2014 в 14:43 0
Людмила Леонидовна, спасибо за приглашение! Мне очень понравилась форма работы. Вы Мастер в своём деле-это видно.Наверняка ваши уроки музыки очень насыщенные, интересные и самые любимые. И поэтому не сложноотвечать ребятам на вопросы. я почему то в этом уверена. Беру в заметки, бду использовать в работе)Творческих успехов, с первой публикауией Вас! Голос!
Людмила Леонидовна Терентьева # 1 декабря 2014 в 15:24 0
Спасибо, Татьяна Владимировна за Ваш комментарий! Очень приятно!
Людмила Ивановна Атаманова # 16 августа 2015 в 21:02 0
Нестандартные уроки музыки, где каждый урок ребенок делает открытие - есть залог формирования высокой внутренней мотивации к обучению. Успехов Вам в нашем нелегком деле.