Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Влияние возраста отлучения домашнего животного от матери на его социализацию в жилище человека

Проектная работа "Влияние возраста отлучения домашнего животного от матери на его социализацию в жилище человека"
Данная работа выполнена учащейся 7-го класса под руководством учителя биологии и экологии.

Введение.
Домашние животные играют огромную роль в нашей жизни, они стали частью наших семей и нашего жизненного пространства. Сегодня практически в каждой семье проживает хотя бы одно животное. Значение домашних животных в жизни человека нельзя недооценивать хотя бы потому, что на протяжении большей части жизни человечества, люди существуют бок о бок с такими животными, как собака, кошка, лошадь, корова и многими другими. Отношение человека к своим меньшим собратьям в большинстве случаев потребительское – люди заводят и содержат животных ради собственной выгоды: собака охраняет дом и имущество, корова дает молоко, лошадь занимается извозом, домашняя птица несет яйца. В благодарность за свою службу животное может рассчитывать на корм и уход. Но судьба их может сложиться по-разному. Уход и содержание животного заботят далеко не каждого хозяина. Так часто можно встретить бездомного щенка, замерзшего котенка…
Начало моего проекта было положено 3 сентября 2011 года, когда у знакомых в сеннике я увидела кошку с ее «приплодом» - двумя котятами. На мой вопрос о судьбе котят я услышала ответ – ликвидируем… На семейном совете было решено: взять одного кота, второму семью нашли на следующий день – подруга уговорила своих. Котят пришлось забрать сразу же. Так в нашем доме появился первый питомец Тёма в возрасте 1,5 месяца. Через год у нас поселился Барсик. Его мы забрали из помёта дворовой кошки у соседей в возрасте 4 месяцев поздней осенью. Рост, развитие, формирование повадок у двух представителей одного вида шли по-разному.
Цель моего проекта: изучить влияние возраста отлучения животного от матери на его рост, развитие, формирование повадок, социальную адаптацию на примере домашнего кота.
Исходя из цели проекта, можно поставить следующие задачи:
- изучить биологическую, экологическую литературу по темам «История одомашнивания животных», «Уход за домашними животными», «Адаптации животных», «Изменчивость организмов», чтобы получить представление о теоретической основе выбранной мною темы.
- систематизировать результаты наблюдений за домашними питомцами, проводимых в течение 3-х лет.
- определить оптимальный возраст отлучения животного от матери.
- составить рекомендации по уходу за домашним питомцем на основе полученного опыта.
Объект исследования - котята, отлученные от матери в разном возрасте.
Предмет исследования - особенности роста, развития, формирования повадок котят, отлученных от матери в разном возрасте.
Во время работы над проектом использовались такие методы как сравнительный анализ, наблюдение и описание, систематизация данных.
Актуальность работы: она может быть полезна тем, кто впервые берет в свой дом питомца, ведь оптимальный возраст отлучения от матери поможет животному лучше адаптироваться в новой среде, избежать стресса как со стороны животного, так и со стороны хозяина. В нашем районе нет специализированных ветеринарных клиник, где можно было бы получить консультацию по данному вопросу. Поэтому с результатами своих исследований я поделюсь с друзьями и знакомыми, составив рекомендации по уходу за домашним питомцем.
Глава 1.
1.1. Из истории одомашнивания животных.
Одома́шнивание или доместикация (от лат. domesticus «домашний»)
— это процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.
Вся история рода людского проходила рядом с животными, но не все виды животных способны уживаться с человеком, только немногие смогли преодолеть страх перед людьми. Животные для человека были и остаются поставщиками мяса, пуха, пера, меха, меда, воска, лекарственных средств, органических удобрений. Разные народы приручали множество самых неожиданных животных — антилоп, журавлей, страусов, питонов, и даже крокодилов. Грандиозный эксперимент по одомашниванию диких животных, первоначально собак, коз и, возможно, овец, был начат человечеством еще 15 тысячелетий назад, когда сам человек располагал еще довольно ограниченным запасом слов. Некоторые ученые считают, что первобытные люди содержали в неволе и приручали даже мегатериев (ныне вымерших гигантских ленивцев) и пещерных медведей. А карфагенский полководец Ганнибал в войнах с римлянами конца III в. до н. э. использовал боевых слонов. Однако приручить еще не значит одомашнить. Число видов одомашненных животных очень невелико - не более 25. Для одомашнивания необходимо, чтобы содержащееся в неволе животное принесло потомство. Только тогда можно заняться отбором и, сохраняя особи с самыми ценными для человека свойствами, спустя много столетий получить уже не просто прирученное, а настоящее домашнее животное. Например, в древности при дворах правителей Сирии, Индии, Средней Азии, даже Европы часто держали гепардов, ценившихся за красоту и превосходные охотничьи качества. История знает два примера, когда ручные гепарды принадлежали великим людям: один - Чингисхану, другой - Карлу Великому. Однако прирученные гепарды не стали домашними, так как они не могут размножаться в неволе.
Согласно данным генетических исследований, все домашние кошки происходят от представительниц подвида - степная кошка (ливийская дикая кошка), мелкий хищник, семейства кошачьих, появившейся в природе около 130 тыс. лет назад.
Одомашнивание кошки произошло примерно 9500 лет назад на Ближнем Востоке в районе Плодородного полумесяца, где зародились и располагались древнейшие человеческие цивилизации. Одомашнивание кошки началось при переходе человека к оседлому образу жизни и с началом развития земледелия, когда появились излишки пищи, и возникла необходимость их сохранения и защиты от грызунов.
В одном из древнейших земледельческих поселений мира – Иерихоне в слоях, датируемых 7000 тыс. до н.э., найдены костные останки этого древнейшего домашнего животного. Это была поджарая, длинноногая степная кошка. Египетская богиня Бастет, или Баст изображалась с кошачьей головой и являлась покровительницей любви. Она служила символом Солнца и Луны, была покровительницей душ умерших в загробном мире, отвечала за плодовитость животных и людей. Такое многообразие "обязанностей" было обычным для древнеегипетских божеств. Возможно, связь кошки с именем древнеегипетской богини дошла и до наших дней: считается, что одно из наименований котят и кошечек – рuss, рussy, рussycat представляет собой трансформацию древнеегипетского Bastit-Psht. Умерших кошек, как сообщает Геродот, отвозили в город Бубастис (центр культа богини Баст в Нижнем Египте), бальзамировали, погребали в священных покоях. В одном из некрополей в Бени-Хасан (Центральный Египет) насчитывается до 130 тыс. кошачьих захоронений.
В те времена у кошек уже сформировались изменения в поведении, которые сделали их домашними животными, а окончательную точку в приручении поставила Европа. Италия, Швейцария, Германия и Британия последовательно принимали в своих границах домашних кошек, активно расселяя их в домах граждан и возлагая на них особые надежды в борьбе за урожай. Сейчас кошки есть, во всех странах мира, и они занимают первое место среди домашних животных во многих странах. Психологи нашли самый убедительный аргумент в пользу кошек: люди, у которых есть кошки, живут дольше и счастливее других.
1.2. Адаптация домашнего животного в новой среде.
Животное, попав в новую среду, приспосабливается к изменившимся условиям, то есть адаптируется.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., 1997, с. 18).
Английский учёный Д. Мак-Фарленд в своей книге «Поведение животных» разделяет адаптации на генотипические (внутренние) фенотипические (внеш-ние).
При генотипических адаптациях приспособление к условиям имеет генетическую основу и появляется в процессе эволюции в результате естест-венного отбора.
Фенотипические адаптации развиваются у животного в зависимости от того какие экологические факторы на него влияют и какова их интенсивность. Основа появления фенотипических адаптаций – модификационная (фенотипическая) изменчивость. Изменчивость - это возникновение индивидуальных различий. Модификационная изменчивость не вызывает изменений генотипа, она связана с реакцией генотипа на изменение внешней среды: в оптимальных условиях выявляется максимум возможностей, присущих данному генотипу (например, сбалансированное питание – увеличение массы тела). Степень варьирования признака у организма, то есть пределы модификационной изменчивости, называется нормой реакции. Фенотип формируется в результате взаимодействий генотипа и факторов среды. Фенотипические признаки не передаются от родителей потомкам, наследуется лишь норма реакции, то есть характер реагирования на изменение окружающих условий.
Социальная адаптация (социализация) - адаптация животного в условиях человеческого общества.
Именно этот вид адаптации возникает в первые дни появления животного в доме человека, и от того насколько успешно она пройдет, зависит здоровье животного, поведенческие реакции, отношение к хозяину. Для социальной адаптации животного огромное значение имеет его возраст. Наблюдения врачей-ветеринаров, разводчиков кошек показывают, что оптимальный возраст социализации животного – 1,5-2 месяца
Домашнему животному будет намного лучше адаптироваться в доме, если он будет с самого начала расти и развиваться только в той среде, где ему довелось появиться на свет.
Социальная адаптация может быть затруднена, если животное воспитывалось в естественной среде, без присутствия человека более 2-х месяцев с момента рождения. В этом случае излишнее внимание в первые дни появления животного в доме, как и полное его отсутствие, могут привести к затруднению социальной адаптации.
Глава 2. Результаты наблюдений за домашними питомцами.
2.1. Объект наблюдения №1 – кот Тёма.
Время наблюдения: с 4 сентября 2011 года по настоящее время.
Возраст отлучения от матери – 1 месяц 14 дней.
В помёте 2 котенка (самцы) (приложение1).
Общее состояние животного удовлетворительное.

Кормление.
По словам бывшей хозяйки кошачьего семейства котята уже самостоятельно питались цельным коровьим молоком из миски. Но трудности начались именно с этого. Из миски котёнок кормился неохотно, кроме того из-за цельного молока начались проблемы с пищеварением. Поэтому кормить его пришлось жидкой манной кашей на разбавленном кипяченой водой молоке (2 части воды/1 молока) из шприца, через неделю в прикорм ввели манную кашу на курином бульоне. Таким образом, к 2 месяцам кот приучился к самостоятельному питанию, но в еде был очень разборчив, ел без удовольствия, остановился в росте. С 2,5 месяцев ввели отварное куриное мясо и филе судака. Изменение в питание было принято с радостью.
В настоящее время Тёме уже около 3-х лет, но даже в этом возрасте с питанием угодить очень трудно: молоко и молочные продукты, каши и супы его не привлекают, отказывается он и от готового кошачьего корма. Основа его питания – мясо, рыба, ливерная колбаса, куриная печень, белый хлеб.
Туалет.
Приучение к лотку начиналось с первого дня пребывания питомца в нашем доме. Один раз в 1,5-2 часа котенка сажали в лоток с наполнителем. Так продолжалось в течение нескольких дней. В результате проблем с туалетом не было. Тёма быстро понял назначение лотка, чем очень порадовал все наше семейство. Проблемы начались позже. В возрасте 3,5 месяцев из лотка вышвыривался весь наполнитель (лоток стал маловат для питомца). Было принято решение приучать кота к улице. До этого момента Тёма на улице бывал только на руках у хозяев. Как мы ни старались, но кот совершенно не понимал чего от него хотят. К тому же был конец ноября, и холод гнал его домой. Но выход нашелся: содержимое лотка высыпали под ближайший куст сирени и по запаху Тема определился с туалетом.
Поведенческие реакции.
В течение первой недели котенка нельзя было оставить одного, реакцией было громкое мяуканье. Отлучение от матери переносилось животным очень тяжело, особенно ночью. Поэтому пришлось устроить ему спальное место рядом с кроватью родителей. Ночные заботы о питомце они взяли на себя. С первых дней Тёма не боялся людей, был весьма любознательным. В 2,5 – 3 месяца после адаптации к новой среде он стал очень игривым и жизнерадостным. Интересно общение с котом: он очень много мяукает, оповещая нас обо всем, что с ним происходит: голоден, хочет играть, вернулся с улицы, откликается, когда его зовут. Так он с нами разговаривает.
Кот неласков, но не агрессивен, всегда находится рядом с нами. Не признает доминирования над собой кого-либо из членов семьи. По его поведению можно понять, что он считает себя равным человеку.
В первые полгода жизни отлучался из дома редко и на короткие сроки. С представителями своего вида вначале был очень осторожен, старался избегать конфликтов, но со второго года отношение к собратьям поменялось на весьма агрессивное: очень часто вступает в драки, приходит домой с ранами. Инстинкт охоты в нем не развит. Тёма не воспринимает мышей как объект охоты или часть рациона питания.
2.2. Объект наблюдения №2 – кот Барсик.
Время наблюдения: с 24 октября 2012 года по настоящее время.
Возраст отлучения от матери – 4 месяца.
В помёте 4 котенка (самцы и самки).
Общее состояние животного хорошее.

Кормление.
По словам первой хозяйки кошка не бросала котят, кормила их, но они прикармливались и с другими домашними животными – курами, свиньями (основа рациона – пропаренная рожь, пшеница, картофель). С удовольствием пили молоко после вечерней дойки.
Проблем с кормлением не возникло. Барсик быстро привык к новому месту кормления, в выборе пищи был не прихотлив, ел с удовольствием. Не отказывался и от сухого кошачьего корма, но его из рациона пришлось убрать, так как это негативно сказалось на его пищеварении. Кот стал быстро расти. Если Барсика не ограничивать в питании, то это может привести к лишнему весу.
Туалет.
Барсик – уличный кот, но выпускать его из дома в первую неделю было нельзя, так как он ушел бы к прежним хозяевам. Поэтому началось приучение к лотку, которое закончилось безуспешно. Приходилось строго следить за поведением кота и вовремя нести его в лоток, что удавалось не всегда. Через неделю мы сдались и выпустили его на улицу.

Поведенческие реакции.
Впервые выйдя из нашего дома, кот пропал на два дня. Икать его было сложно, так как он не привык к имени, поэтому не откликался, когда его звали, не воспринимал человека в качестве хозяина. И когда его обнаружили из укрытия он не выходил. На помощь пришел Тема. К нему голодный котенок вышел сразу же, так как все 4 месяца своей жизни он провел среди кошек.
Барсик не был диким, так как минимальное общение с людьми в его жизни было. Но в первый месяц он сторонился нас, выходил только ради еды. В эти моменты он с удовольствием сидел на руках, был очень ласков, много мурлыкал. При удобном случае прятался в укромном месте. Так продолжалось около полутора месяца.
Не играет с человеком, хотя с удовольствием бегает во дворе за мухами, играет с игрушками, но теряет интерес, если видит что инициатор игры человек. Сейчас ему 2 года. Он полностью освоился в нашем доме. Признает доминирование человека. Но до сих пор боится резких звуков и движений. Очень тихий. О своих потребностях сообщает тактильным контактом – трется о ноги. Мяукает очень редко.
В общении с собратьями - осторожен. Прекрасный охотник на мышей, крысолов.
Выводы по главе:
Сопоставив полученные результаты можно сделать следующие выводы:
У кота Тёмы (объект наблюдения №1) социальная адаптация развивалась быстрее, но раннее отлучение от матери сказалось на росте в первый месяц после отлучения от матери, на развитии охотничьих инстинктов, на общении с себеподобными.
У кота Барсика (объект наблюдения №2) социальная адаптация затянулась на 1,5 месяца, протекала сложнее. Это сказалось на невосприимчивости животным обучения со стороны человека. Но позднее отлучение от матери обеспечило кота крепким иммунитетом, навыками общения с себеподобными, хорошо развитым охотничьим инстинктом.
Выводы по работе:
Домашние животные для человека являются неотъемлемой частью жизни. Они были и остаются поставщиками мяса, пуха, пера, меха, меда, воска, лекарственных средств, органических удобрений. Разные народы приручали множество самых неожиданных животных — антилоп, журавлей, страусов, питонов, и даже крокодилов. Но наибольшей популярностью у человека пользуются кошки.
История приручения кошек берет свое начало за тысячи лет до нашей эры. Основную заслугу в этом приписывают египтянам, которым одомашнить кошку помогла в том числе и религия. Однако самое активное одомашнивание началось все же позже и было связано с расцветом многих цивилизаций. Именно тогда у кошек сформировались изменения в поведении, которые сделали их домашними животными, а окончательную точку в приручении поставила Европа. Италия, Швейцария, Германия и Британия последовательно принимали в своих границах домашних кошек, активно расселяя их в домах граждан и возлагая на них особые надежды в борьбе за урожай.
Попадая в наши дома, животные адаптируются к быту человека – социализируются. Возникают адаптации, при этом некоторые качества животного развиваются активнее (рост массы тела, общее развитие животного и др.), некоторые менее активно (качества, заложенные в генотипе, но не развивающиеся в фенотипе в результате смены среды).
Слишком раннее отлучение животного от матери, как и слишком позднее (без присутствия человека в воспитании) приводит к стрессу животного.
На ранних этапах развития закладывается иммунитет, который обеспечивается грудным вскармливанием, поэтому ранний перевод на искусственное питание приводит к остановке в росте, проблемам со здоровьем животного.
С первых недель жизни мать обучает потомство навыкам игры, охоты, защиты, общения с себеподобными, что во взрослой жизни обеспечивает нормальную жизнедеятельность животного. Человек не может предать данные навыки, поэтому раннее отлучение от матери приводит к неправильному развитию навыков и повадок в поведения животного, даже заложенных в генотипе, так как искусственно созданная среда не способствует развитию этого признака.
Позднее отлучение животного от матери (без присутствия человека в воспитании) приводит к стрессу, так как социальная адаптация может затянуться на 1,5-2 месяца.
По данным, собранным мной в ходе моего исследования, можно сделать следующий вывод: оптимальный возраст отлучения котенка от матери – 2-3 месяца. Если котенок «дикий», общение с человеком отсутствовало, то возраст отлучения от матери – 2-2,5 месяца (социальная адаптация пройдет успешнее). Если кошачье семейство живет в доме человека, этот возраст может быть более поздним – 3-4 месяца, привыкание к обществу человека будет проходить одновременно с естественным вскармливанием, обучением матерью необходимым навыкам и повадкам.
Заключение.
Очень часто люди, заводя домашнего питомца, не задумываются о том, какие трудности приходится ему перенести в новой среде. Животное воспринимается как игрушка, часть обстановки, неживой объект. Но потребительское отношение со стороны человека не всегда является признаком малодушия. Зачастую это результат незнания, некомпетентности в вопросе воспитания домашних животных. В заключении моей работы я представляю рекомендации, составленные мной на основе выводов по проектной работе.
Рекомендации:
1. Взять в свою семью домашнего питомца – серьезный шаг и большая ответственность, поэтому в решении этого вопроса должны участвовать все члены семьи.
2. Оптимальный возраст отлучения котенка от матери 2-3 месяца.
3. С первых часов появления питомца в вашем доме познакомьте его с лотком, уделите этому процессу должное внимание, так как даже приученное животное из-за стресса может «отметиться» в неожиданном месте. Если это все же произошло, промокните мочу животного бумагой и поместите ее в лоток, это поможет определиться котенку с туалетом.
4. Внимательно наблюдайте за пищеварением животного, скорее всего, в первые дни оно будет нарушено из-за смены рациона питания. Не используйте в рационе питания цельное коровье молоко, так как оно не усваивается организмом кошки до 6 месяцев. Основу питания должны составлять жидкие каши на некрепком курином или рыбном бульоне, отварные курица, говядина, рыба. Можно вводить в прикорм нежирные кисломолочные продукты.
5. Понаблюдайте за поведением животного в первые дни его пребывания в вашем доме: если котенок с удовольствием играет с игрушкой, не пугается вашего приближения, отвечает на ласки мурлыканьем, это свидетельствует о том, что социализация прошла нормально. Если же котенок прячется, когда вы приходите, пытается убежать при вашем приближении, значит, социализация не прошла подобающим образом. В данном случае стоит оставить животного в покое на некоторое время, не приближаться к нему, разговаривать спокойным тоном, чтобы показать, что ему нечего бояться. Для определения уровня социальной адаптации можно провести несложные тесты (приложение №3).
6. Если ваш питомец пуглив, не пытайтесь насильно приучить его «к рукам», это будет иметь обратный эффект. Предложите ему разнообразные игрушки, в процессе игры привыкание наступит быстрее.
7. Наберитесь терпения! Даже самый «ершистый» питомец в конце концов примет вашу заботу, если вы отнесетесь к нему с пониманием.

Рекомендуем посмотреть:

Красная книга Творческая работа учащегося: Сочинение-рассказ по данному сюжету Творческая работа: Сочинение-рассказ по данному сюжету Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе
Осенний праздник КВН для старшеклассников. Сценарий | Игра "Самый умный" для 9-11 классов с ответами
Опубликовано: 3491 день назад (27 сентября 2014)
Просмотров: 1783
+5
Голосов: 5
Ирина Геннадьевна Анульева # 29 сентября 2014 в 17:48 +1
Здравствуйте,Людмила Сергеевна!С интересом прочитала проектную работу учащейся 7-го класса "Влияние возраста отлучения домашнего животного от матери на его социализацию в жилище человека"Проектная деятельность учащихся-особый вид самостоятельной деятельности,направленный на изучение проблемы,имеющей интерес для учащихся, но главная трудность для обучающихся состоит в определении темы исследования, а Ваша тема оказалась интересной,жизненной и актуальной!Проектный метод позволяет активизировать познавательную деятельность школьников,формировать учебную компетенцию для непрерывного самообразования.Спасибо за опубликованный материал и оригинальную тему! С уважением,ИГАнульева
Людмила Сергеевна Галкина # 29 сентября 2014 в 18:55 0
Спасибо за положительный отзыв! Надеюсь, что кому-то мой материал послужит основой для проектной работы, я не понаслышке знаю как сложно определиться с темой. Третий год готовлю ребят к конференции экологического центра и на поиск темы уходит 90% всего времени! Рада быть полезной!
Фанзиля Рашитовна Валиева # 1 октября 2014 в 13:15 +1
Здравствуйте,Людмила Сергеевна!С интересом познакомилась проектной работой учащейся 7-го класса "Влияние возраста отлучения домашнего животного от матери на его социализацию в жилище человека" Тема Вашей проектной работы интересная и актуальная.Участие в проекте позволит учащимся развивать любознательность, наблюдательность, умение работать со справочной литературой, будет прививать интерес к дополнительной информации, умение самостоятельно высказывать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать. А также воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.Спасибо за полезный материал! Удачи Вам!Голосую+1
Людмила Сергеевна Галкина # 1 октября 2014 в 17:42 0
Спасибо за комментарий!
Светлана Николаевна Никишова # 1 октября 2014 в 15:14 +1
Людмила Сергеевна, соглашусь с мнением коллег по поводу актуальности данной темы проекта. Мне понравилось как учащийся справился с поставленной перед ним задачей. И Вы и он много потрудились. С удовольствием голосую.
Людмила Сергеевна Галкина # 1 октября 2014 в 17:42 0
Спасибо за положительный отклик!
Ольга Третьякова # 1 октября 2014 в 18:06 +1
Тема действительно оригинальная... я - детсадовец, поэтому проект с такой темой необычен для меня. но задумка и исполнение - отличные. Вы со своей ученицей неплохо постарались. А как звучит "социальная адаптация животного"))) молодцы! Вы не только прививаете любовь к животным, но и стараетесь облегчить их жизнь)))
Людмила Сергеевна Галкина # 1 октября 2014 в 21:20 0
Спасибо огромное!
Ирина Михайловна Клаус # 1 октября 2014 в 18:06 +1
Людмила Сергеевна! Вы знаете, мне очень понравилась ваша работа. Считаю, что проект очень грамотный, выстроенный логически, все проструктурировано.Тема заявленная необычна, нова. Молодцы! Зайдите ко мне в блог, познакомьтесь с некоторыми темами, буду рада вашему мнению! Спасибо
Людмила Сергеевна Галкина # 1 октября 2014 в 21:19 0
Обязательно загляну, спасибо за приглашение!
Татьяна Юрьевна Брюшинина # 2 октября 2014 в 09:17 0
Какая интересная познавательная работа! Все мне показалось интересным - и история одомашнивания, и адаптация домашнего животного, и наблюдение вашей ученицы за котом Барсиком.))) Так же мне очень понравилось, что работа достаточно лаконично выполнена, не раздута искусственно лишними словами. Замечательным показалось и то, что дети, которые будут читать или слушать вашу работу, обязательно взглянут на домашних животных по новому, под другим углом, не как на игрушку с которой можно баловаться а порой и издеваться, наблюдая за домашним животным почувствуют его характер, поймут в чем он возможно нуждается, а при регулярном наблюдении вероятно даже смогут выявить первые признаки заболевания у него. Замечательная, нужная, полезная работа! С удовольствием почитаю продолжения исследований, когда вы их выпустите.
Людмила Сергеевна Галкина # 2 октября 2014 в 20:40 0
Спасибо за содержательный комментарий!