Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока информатики для 6 класса. Что такое алгоритм

Разработка урока по информатике в 6 классе на тему «Что такое алгоритм»
Цели.
Образовательные:
формирование понятий алгоритм, исполнитель алгоритма;
обучение составлению простых алгоритмов в виде словесного описания;
отработка навыков умения исправлять ошибки в готовых алгоритмах.
Развивающие:
развитие умения планировать собственную деятельность;
развитие интереса к предмету;
развитие умения выделять главное и делать выводы;
развитие алгоритмического вида мышления.
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности, бережного отношения к труду;
воспитание стремления к организации собственной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: изучение нового материала (беседа) с последующим закреплением через решение задач.

Учебник: Л. Л. Босова, Информатика и ИКТ, учебник для 6 класса, Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2012

Оборудование: компьютер, экран, медиапроектор.

Цифровые ресурсы: мультимедийная презентация.

Дидактический материал: схема для выполнения задания «Лабиринт».
План урока.
1. Организационный момент. (1 минута)
2. Актуализация знаний. (4 минуты)
3. Изложение нового материала. (13 минут)
4. Физкультминутка. (3 минуты)
5. Первичное закрепление (10 минут)
6. Проверка усвоения новых знаний. (5 минут)
7. Подведение итогов. Домашнее задание. (4 минуты)
Содержание урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Сегодня на уроке мы начинаем изучение новой главы «Алгоритмы и исполнители». Тема нашего урока – «Что такое алгоритм».
Основной целью сегодняшнего урока является знакомство с понятиями «алгоритм», «исполнитель алгоритма», а так же изучение свойств алгоритма.
2. Актуализация знаний.
- Давайте посмотрим на экран. Перед нами Вася Пчелкин. Он очень рассеянный мальчик. Давайте поможем ему собраться в школу таким образом, чтобы не опоздать к первому уроку

- Вторая наша задача состоит в том, чтобы помочь Васе получить пятерку по математике. Для этого необходимо знание порядка действий.
- Вася получил оценку «5». А сколько получилось у вас? (114)
- Вася спешит домой, чтобы обрадовать маму. Но никогда не надо забывать о правилах дорожного движения. Давайте составим план перехода дороги по пешеходному переходу, чтобы с Васей не случилась беда.
- Скажите, а вам случалось решать подобные задачи: переходить дорогу, производить вычисления, собираться в школу? Что общего у всех этих, казалось бы разных задач?
(добиваюсь ответов: составили план, описали действия, получили результат)
3. Изложение нового материала.
- Мы получили с вами определение алгоритма.
Алгоритм – это описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. Алгоритмы появились давным-давно. Давайте послушаем, откуда мы взяли такое название.
(учащийся рассказывает заранее подготовленный доклад на тему «Откуда взялись алгоритмы»)
- Алгоритм составляют для человека, животного или технического устройства, который будет его исполнять. Он так и называется – исполнитель. Причем исполнитель является бездумным. Это означает, что он не должен рассуждать, он только совершает четкое предписание, алгоритм. Как вы считаете, кто может выступать в качестве исполнителя алгоритма?
- Люди различного вида деятельности каждый день сталкиваются с алгоритмами, они окружают нас везде.
- Алгоритм обладает определенными свойствами. Рассмотрим их.
1. Результативность.
Посмотрите на алгоритм, с помощью которого исполнитель может приготовить бутерброд с маслом и сыром. Какой результат будет у этого алгоритма?
(бутерброд)
- Каждый алгоритм должен быть составлен таким образом, чтобы в конце исполнитель получил какой-либо результат.
2. Дискретность.
- Это свойство означает, что любой алгоритм должен быть разбит на шаги. Выполнение каждого шага, кроме первого не может быть выполнено без предыдущих шагов. Последний шаг приводит к результату. Сколько шагов в алгоритме для приготовления бутерброда?
3. Определенность.
- Действия на каждом шаге должны быть однозначно и точно определены. Если сказано, что мы на определенном шаге отрезаем хлеб или намазываем масло, то именно это мы и должны делать, без всяких оговорок.
4. Понятность.
-Алгоритм должен быть понятен как его автору, так и исполнителю. Если бы вы делали бутерброд, вы бы могли следовать данному алгоритму? Он вам понятен?
5. Выполнимость.
- Алгоритмы составляют для определенных исполнителей. Поэтому они должны быть написаны на понятном ему языке и содержать команды, которые он может выполнить.
6. Массовость.
- Любой алгоритм пишется для ряда однотипных задач. Сколько бутербродов мы можем составить по данному алгоритму?
- Итак, мы с вами изучили шесть основных свойств алгоритма. Их необходимо запомнить!
4. Физкультминутка.
- Перед вами алгоритм для проведения физкультминутки. Давайте побудем немного исполнителями и постараемся точно выполнить все команды.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головой три кивка,
А четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
5. Первичное закрепление.
- А сейчас вам предстоит самим составить алгоритм. Нужно быть очень-очень внимательными. Перед вами сад, разбитый на клетки. Одна клетка – один шаг. Между некоторыми клетками стоят перегородки. Они обозначены на схеме красным цветом. Вы находитесь в левом нижнем углу. Ваша задача составить алгоритм быстрее всех, чтобы добраться в правый нижний угол и забрать букет в подарок маме. Для удобства можно стрелочками показать путь на рисунке. Приступаем!
(перед каждым - рисунок с лабиринтом, учащиеся составляют алгоритм в тетрадях)
- Давайте обменяемся тетрадями с соседом и проверим получившийся алгоритм.
- Оказывается алгоритмы составлять совсем не просто! Посмотрите какое большое количество шагов содержит наш вроде бы простенький алгоритм.
6. Проверка усвоения новых знаний (тестирование).
- Я думаю, что тема сегодняшнего урока была достаточно легкой и понятной, для того, чтобы выяснить все ли вы поняли, мы ответим на несколько вопросов в форме тестирования.
1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
Алгоритм – это …
A. описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
B. описание действий, которые совершает человек для достижения цели.
C. команды, которые выполняет компьютер для создания какой-либо программы.
2. Дополните.
Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое средство, выполняющее … .
3. Выберите несколько правильных ответов из предложенных.
Свойствами алгоритма являются:
A. легкость,
B. массовость,
C. достоверность,
D. понятность.
4. Из предложенного списка выберите задачу, для которой алгоритм не может быть составлен.
A. посадить дерево,
B. навести чай,
C. посчитать количество окон в доме,
D. посчитать количество звезд на небе.
5. Какой из документов является алгоритмом.
A. правила техники безопасности,
B. список книг в библиотеке,
C. расписание движения автобусов,
D. домашнее задание в дневнике.
Учащимся предлагается оценить полученные знания самостоятельно

Ключ:
1 – A,
2 – команды алгоритма,
3 – B, D
4 – D
5 – A
- Поставьте себе по одному баллу за каждый верный ответ и получите оценку своим знаниям, полученным на уроке.
7. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание.
1. §3.1, стр. 65 – 67
2. Составить алгоритм для создания рисунка «Снеговик» в графическом редакторе Paint для своего одноклассника.
Объявляю оценки за работу на уроке.

Рекомендуем посмотреть:

Что такое технология потоковых данных Использование облачного хранилища данных в образовательном пространстве Восьмеричный переход Конспект урока информатики по теме «Разветвляющие алгоритмы», 10 класс

Похожие статьи:

Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Конспект открытого урока по информатике в 9 классе

Конспект урока информатики в 8 классе

Конспект урока информатики в 3 классе

Конспект урока информатики во 2 классе

Внеклассное мероприятие по информатике. Дети в Интернете | Календарно-тематический план по информатике для 5 класса к учебнику Босовой
Опубликовано: 900 дней назад (23 июня 2014)
Просмотров: 8882
+3
Голосов: 3
Ольга Михайловна Кунавина # 23 июня 2014 в 18:56 0
Уважаемая Людмила Сергеевна! Ваш материал соответствует уровню восприятия детей 6 класса и дает четкое представление об алгоритме.Мне очень понравился тест, предлагаемый Вами в конце занятия, т. к. он нацелен не только на проверку усвояемости понятия на первом уровне, но и содержит задания на соответствие. Обязательно возьму эту идею на вооружение. Предлагаю Вам оценить мою работу по внеурочной деятельности, т. к. мнения учителя информатики математикам всегда важно. http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-mihailovna-kunavina/uchebno-metodicheskaja-razrabotka-obrazovatelnaja-programa-vneurochnoi-dejatelnosti-tema-resursosberezhenie.html
Татьяна Вениаминовна Волкова # 23 июня 2014 в 21:00 0
Людмила Сергеевна, ваша работа - педагогическая находка, Информатика - многослойный предмет, его можно и нужно проводить с интересом для школьников,чтобы они участвовали в процессе обучения. Игровые моменты, использованные вами, просто необходимы и делают урок занимательным и интересным. Мой голос +1
Александр Сергеевич Левченко # 8 апреля 2015 в 12:17 0
Доступно, наглядно, понятно. Спасибо за хороший материал.
Екатерина Владимировна Лейман # 26 мая 2015 в 16:38 0
Очень интересный материал, хороший план, понравился тест и физкультминутка, только не хватает рефлексии.
Материал довольно сложный, сразу не все запомнят свойства, а тем более что они означают, лучше их записать.
А еще, хотелось бы какое-нибудь задание на компьютере, всё-таки информатика.
Дальнейших творческих успехов! Голос!