Конкурсы для педагогов и детей

Как создать благоприятный психологический климат на уроках математики

Статья с презентацией. Создание благоприятного психологического климата на уроках математики
Автор: Чупракова Людмила Валентиновна
место работы: МКОУ СОШ п. Вазюк


В данной статье представлено краткое описание педагогических приемов по созданию благоприятного психологического климата на уроках математики. Материал содержит рекомендации по созданию благоприятной атмосферы на разных этапах урока.Статья будет полезна не только учителям математики, но и учителям других предметов.


Цель: создание благоприятного климата на уроке математики; развитие интереса к математике.

Задачи:
1.«Открытие» ребенка на общение;
2.«Соучастие» ребенка в процессе;
3.«Возвышение» ребенка;
4. Предупреждение утомления учащихся;
5. Раскрытие творческих возможностей учащихся.

Свою работу я хотела бы начать с притчи:
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эта притча взята не случайно, так как именно в наших руках, руках учителей, возможность создать как в конкретном классе, так и в школе, такую атмосферу, в которой школьники смогут максимально раскрыть свои способности.
Активное развитие ребенка, формирование основных качеств личности происходит в школьные годы, и во многом зависит от той психологической атмосферы, которая создается на уроке. Поэтому создание психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Атмосфера урока выступает необходимым условием, обеспечивающим развитие школьника: ребенок либо раскрывается, проявляет свои способности, активно сотрудничает с педагогом и другими учениками, либо, напротив, замыкается, становится пассивным, отстраненным.
Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком: (слайд 2. На экран проецируются преобладающие эмоции) при благоприятном психологическом климате: доброжелательность, защищенность, мобильность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода «Я». При неблагоприятном психологическом климате: агрессивность, незащищенность, леность, зажатость, пессимизм, пассивность. Благоприятная психологическая атмосфера способствует и лучшему усвоению учебного материала учащимся и полноценному развитию его личности. Поэтому, создание благоприятного психологического климата в классе является важной составляющей педагогической работы, так как психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность современного общества.

Для создания благоприятного климата должны выполняться три функции:
1.«Открытие» ребенка на общение
2.«Соучастие» ребенка в процессе
3.«Возвышение» ребенка.

(Слайд 3. На экран проецируются функции и педагогические операции).

Функция «открытие» ребенка на общение призвана создавать школьнику комфортные условия на уроке. Для выполнения этой функции можно применить следующие педагогические операции:

1.Выбор пластической позы.
Поза учителя на уроке может способствовать или препятствовать «открытию» учеников на общение. Допустим, учитель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Ученики в этом случае внутренне «сжимаются», опускают глаза, боятся взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

2. Подача информации с позиции «МЫ»
Для этого нужно устранить три барьера: физический, социальный и терминологический.
Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства. Известно, что размеры личного пространства составляют примерно 60 сантиметров.
Социальный барьер возникает, когда педагог занимает позицию, которую можно выразить словами: «на 5 знаю только я» или «не мешайте мне работать».
Терминологический барьер возникает, если учитель чрезмерно использует всевозможные специальные научные термины или слова иностранного происхождения.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».

3. Установление личного контакта
Личный контакт может устанавливаться различными способами: вербально, визуально, тактильно. Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Это может быть обращение к ученику по имени. Всем приятно слышать свое имя. Визуальный – это контакт глаз. Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока ученики приветствуют учителя стоя. В этот момент их глаза примерно на одном уровне с глазами учителя, что способствует визуальному общению. Тактильный контакт осуществляется через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации.

Вторая функция «соучастия» ребенка в процессе имеет свои частные педагогические операции:

1.Демонстрация расположенности
Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, учитель тем самым влияет на улучшение самочувствия школьников, и в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

2.Проявление интереса.
Эта операция выражается в двух умениях - умении слышать и умении задавать вопросы. Для учителя услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

3.Оказание помощи.
Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

Третья функция «возвышение ребенка» реализуется через следующие педагогические операции:

1.Просьба о помощи
В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы школьник поверил в себя, свои силы, свои способности, учитель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ученика, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной. После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника.

2.Поддержание оптимистического рубежа
Нужно «возвышать» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать трудности.

К условиям, которые определяют эффективность влияния учителя на психологический климат в классе, относятся следующие: (Слайд 4. На экран проецируются условия эффективности влияния учителя).

1. Личностные качества педагога (открытость, любовь к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность).
2. Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая подготовленность).
3. Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее условие психологической атмосферы урока. Учитель должен понимать, что его отношение к работе, умение разговаривать с детьми, с родителями, другими учителями, умение радоваться успехам детей, умение выражать свои эмоциональные чувства и владеть ими - все это и многое другое оказывает влияние на его взаимоотношения с учениками. Учитель обязан входить в класс с хорошим бодрым настроем. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ученику, позитивная реакция учителя на высказывание учеником собственной точки зрения, тактичное исправление допущенных учеником ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор, а так же небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся создать благоприятный психологический климат на уроке. В течение такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не смог справиться, что-то не выполнил. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Учитель поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. (Слайд 5. На экране проецируются педагогические приемы на различных этапах урока )

Педагогические приемы для создания благоприятного психологического климата.
Начало урока:
Начать урок можно с настройки, например, познакомить с планом урока, что делают учителя практически на каждом уроке. Но сделать это лучше в полушуточной манере. Например, так «сначала мы выясним насколько глубоки наши знания – а для этого проведем маленький устный опрос». Найдем в тайниках памяти что-нибудь ценное (учитель называет тему повторения). Потом попробуем ответить на вопрос (называется тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – будем решать задачи». Так как сейчас практически каждый класс технически оснащен, то хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть жизнеутверждающей или успокаивающей, настраивающей на лирический лад. Или можно обратиться к учащимся с загадочной улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого очень пригодится вам в жизни. С первых минут урока нужно обращать внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. В результате на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и устремленности на качественное получение знаний.

Введение роли
Наверное, каждый учитель сталкивается в своей практике с ситуацией, когда ученики высказывают жалобы по домашнему заданию (непонятно, слишком много и другие). Для того чтобы эти жалобы не сваливались на голову учителя, можно ввести роль «Защитника». Все жалобы учеников передаются защитнику, который отстаивает интересы учеников. Спорные вопросы об оценках по письменным работам также могут быть решены на стадии разговора ученика с «защитником». Эту роль нужно предложить ученику, который пользуется авторитетом у одноклассников и хорошо знает предмет. Учитель должен серьезно относиться к этой роли и давать возможность «защитнику» реализовать свои права. Если в классе по каким-то причинам создается напряженная обстановка, то можно ввести роль «психолога». В конце каждого урока психолог оценивает атмосферу урока, степень ее доброжелательности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме (нужно только научить - как) замечание любому участнику урока, в том числе учителю.

Привлекательная цель
Вспомним фильм «Джентльмены удачи». Воспитанники детского сада не хотят есть кашу. Заведующий детским садом, герой Евгения Леонова, не заставляет их насильно есть, а предлагает ребятам основательно подкрепиться перед полетом в космос. Такая цель понятна и привлекательна – и вот ребята уже с удовольствием поглощают ненавистную кашу. Воспитатель достиг своей цели. Здесь использован простой педагогический прием, который применим в школе, независимо от возраста и предмета обучения. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Игровая учебная деятельность.
Если на уроке нужно проделать большое число однообразных упражнений, что зачастую вызывает скуку у ребят, можно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например, вместе с детьми «покоряются вершины». Решая примеры, перемещаются фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров. Или можно провести «эстафету». На доске написаны примеры в 2 столбика, ученики разбиты на 2 команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды и т.д. выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание. Можно предложить «логическую цепочку»: ученики соревнуются, выполняя по очереди задание, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. В старших классах можно провести «Марафон»: нужно на скорость выполнить множество однотипных базовых заданий, которые постепенно усложняются. Побеждает тот, кто выполнит правильно большее количество заданий. На уроках геометрии ребята с интересом участвуют в игре «Да и нет»: учитель загадывает число, геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да - нет». Учитель может использовать эту игру для создания интригующей ситуации перед изучением новой темы, организации отдыха на уроке.

Опрос
Лист защиты
Каждый учитель сталкивается с ситуацией, когда ученик приходит на урок неподготовленным. Если учитель строгий, то при проверке знаний создается напряженная обстановка: попался – наказан, не попался – повезло. Доброму учителю можно признаться до урока, сочинив что-нибудь для убедительности. Добрый учитель пожурит, пообещает проверить домашнее задание потом, но из-за своей загруженности скорей всего забудет. И та и другая ситуация плохо действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Что же делать? Перед каждым уроком на столе учителя лежит лист защиты, куда каждый ученик, если он не готов к уроку, без объяснения причин может вписать свою фамилию, и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель же держит ситуацию под своим контролем.
Задержанная реакция.
При фронтальном опросе (вопрос – ответ) учитель часто задает быстрый темп работы. При этом очень часто энергичные и активные дети не дают проявить себя детям толковым, но обладающим медленной реакцией. В этом случае можно предложить небольшой, но полезный прием. Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика. Никаких выкриков с места, вопрос- небольшая пауза – ответ.
Щадящий опрос.
Провести его можно так. Класс разбить на 2 группы по вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечают ребята первого варианта. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель . Ученики второй группы, прослушав ответ учителя сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку (или просто + или -). На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы. Ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли учителя. И после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. Задав, например, 10 вопросов, учитель добивается того , что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

Оценивание
Очень часто на уроках математики можно услышать слово «хорошо»- в разных интонациях и по разному поводу. Учитель этим словом завершает одну часть урока и переходит к следующей: «Хорошо, а теперь перейдем к решению задач». Учитель этим словом хвалит ученика. Им же выражает свое согласие с учеником и несогласие тоже: «Хорошо, но как же ты тогда объяснишь вот это?». Но ведь в русском языке много других слов, с помощью которых можно выразить свое отношение к работе учеников. Например: «Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Ты сегодня очень внимательна!», «Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!». В этом случае эмоциональная атмосфера урока будет лучше. Оцениваем мы не только цифрой, оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой. Главная цель оценки – стимулировать познание. Ученику нужен успех. Но в школьной жизни успех перемежается с неудачей. Как говорить о последней? В этой ситуации тоже можно найти правильные слова. Например:–« Ты меня очень огорчил этой работой.» – «Работа хуже, чем обычно. Наверно, ты неважно себя чувствовал.» Язык богат – будем же щедрыми. Можно расширить также оценки: две 5 сразу или зачет «автоматом».

Приемы подачи домашнего задания
Даже подачу домашнего задания можно разнообразить. Привнести в него некую тайну, загадку. Например, можно устроить почту. Письма-задания свернуть в виде треугольников. Дежурный в роли почтальона, раздающего эти письма. В преддверии 70-летия Победы это будет актуально. Или провести лотерею. Дети достают из коробки номера заданий. Если нужно дать много заданий разного типа, то выбор кому что решать можно сделать, кидая кубик. И в зависимости от этого каждый ученик выбирает свою часть заданий, написанного на доске. Можно предложить школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Расскажите ученикам, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот день, когда его задали. Полезно попробовать делать уроки рано утром. Некоторым по психофизиологическим причинам это окажется очень удобно, и они повысят свою успеваемость. А некоторым ребятам окажется очень полезно читать параграф учебника до того, как его объяснит учитель. Пусть попробуют.

Завершение урока
Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не за звонком. Пусть это будет простая фраза типа: «Урок завершен, успехов вам!». Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока, пусть она будет благожелательной. (Слайд 6. На экране проецируются слова-пожелания).
Презентация на тему: Создание благоприятного психологического климата на уроках математики

Рекомендуем посмотреть:

Устный счет как способ повышения математической культуры учащихся Факультативные занятия по математике Методы обучения математики Деятельность учителя математики по успешному включению обучающихся в процесс социализации

Похожие статьи:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Инновационный опыт работы

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Интеллектуальная игра по математике для учащихся 6-9 классов с презентацией
Опубликовано: 629 дней назад (21 марта 2015)
Просмотров: 5181
+1
Голосов: 1
Ирина Юрьевна Фёдорова # 23 марта 2015 в 22:38 0
Полезная информация. Готовое выступление на ШМО учителей математики или педсовете. Спасибо.
Людмила Валентиновна Чупракова # 24 марта 2015 в 06:05 0
Ирина Юрьевна, здравствуйте! Спасибо,что оценили мою работу!