Конкурсы для педагогов и детей

Умственное развитие детей от 1, 5 до 3 лет

Автор: Наумова Людмила Владимировна
Место работы: МДОУ №133"Нзабудка" г. Комсомольск на Амуре

В статье описывается экспериментальное исследование, направленное на умственное развитие детей раннего возраста, и предлагаются методические рекомендации работникам ДОУ
Пути воздействия на умственное развитие ребенка в возрасте от одного года шести месяцев до трёх лет
В отечественной педагогике дошкольное детство определятся как оптимальный период для умственного развития и воспитания ребенка. Первые три года жизни - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Уже на втором году жизни при соответствующих условиях у ребенка начинают развиваться различные психические процессы, совершенствуются движения, начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Учеными установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее и эффективность школьного обучения.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное развитие ребенка. Более того, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков экспериментально доказали, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.
Целью нашего исследования было изучить особенности возраста от 1 года 6-ти месяцев до 3-х лет и найти соответствующие возрасту методы научения детей действиям со множествами для дальнейшего развития самых элементарных представлений о количестве и последующего формирования понятия числа.
Мы предположили, что с детьми с 1г.6 м. до 3-х лет жизни, возможно, вести пропедевтическую работу по развитию у них количественных представлений. Целенаправленное обучение будет развивать не только количественные представления, но и способствовать раз-витию у детей умственных операций: анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей. Формировать интеллектуальные умения и новые интересы.
Так как дети 3-го года жизни способны извне принимать и выполнять практические задания, их можно и необходимо учить воспринимать конкретное множество, различать в нем все элементы, а так же учить приёмам различия совокупностей, воспринимаемых различными анализаторами, обучать практическим приемам их сравнения, формируя первые представления о равных и неравных множествах.
Педагогический эксперимент мы проводили на базе МДОУ № 133 г. Комсомольска-на-Амуре. В констатирующем этапе эксперимента участвовали по 24 ребенка из двух параллельных групп раннего возраста данного детского сада. В обеих эти группах до начала проведения эксперимента в педагогическом процессе педагоги использовали одну и ту же программу «Детство». Стаж работы воспитателей, работающих в них, был примерно одинаковым, условия и предметно-развивающая среда равные.
Исследование мы начали с изучения первоначального (исходного, стартового) уровня овладения действиям со множествами детей от 1 года 6 мес. до 3-х лет, применяя критерии и методы обследования, разработанные В.В. Даниловой В.В. и Е.А. Тархановой. Констатирующий эксперимент включал четыре серии. Каждая из их, в свою очередь, включала конкретную цель и задания. Уровни развития действий с элементами множеств и формирования элементарных математических представлений устанавливались по следующим критериям: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость детей в процессе игры-занятия; отношение ребенка к результату своей деятельности.
Итак, в первой серии мы проверяли употребление в речи детьми раннего возраста существительных и других частей речи в единственном и множественном числе. Для этого каждому ребенку предлагали назвать предъявляемые ему игрушки. Во второй серии, просили детей показать игрушки по названному экспериментатором слову. Целью этого задания было уточнить понимание детьми слов дочислового количественного сравнения совокупностей, при обозначении их числительными «много - мало», «один - много», «больше - меньше». Целью третей серии эксперимента стало проверить наличие умения пользоваться приемом наложения и приложения элементов сравнительных совокупностей, понимание слов, характеризующих равные множества (столько же, поровну, одинаково), неравные (больше, меньше), способность увидеть при сравнении лишние элементы. Кроме этого, мы стремились выявить возможности восприятия детьми до 3-х лет совокупности в единстве со всеми образующими ее отдельностями, возможности научения анализировать совокупности как целое и видеть в ней каждый элемент отдельно. И, наконец, в заключительной, в четвертой серии эксперимента, мы стремились выявить уровень понимания детьми значения вопроса: «Сколько?» и реакцию на это слово.
В результате проведенного обследованиям детей обеих групп (экспериментальной и контрольной) был обнаружен весьма низкий уровень развития действий со множествами и формирования количественных представлений. Так, в экспериментальной группе на высоком уровне из 12 детей старшей подгруппы оказалось лишь 4 ребенка, а из младшей не оказалось ни одного. Средний уровень продемонстрировали из 12 обследуемых детей старшей подгруппы - 8 малышей, а из младшей подгруппы - 4 ребенка.
Полученные данные позволили констатировать, что детей полутора - 3-х лет весьма легко включить в занятие по ознакомлению с количественной стороной предметов. Их зрительная, мускульно-двигательная сосредоточенность, желание понять и выполнять задание, свидетельствуют о проявлении внимания, заинтересованности. Подобные занятия повышают эмоциональный тонус, выражение чувств удовлетворения от правильного выполнения задания, особенно, если слышат одобрение со стороны взрослого. Однако, даже для детей конца второго года жизни количественная сторона даже неопределенной множественности не является еще самостоятельным признаком в предметных совокупностях. Для них более значимыми являются такие признаки, как величина, цвет.
Проанализировав календарные планы воспитателей обеих групп и побеседовав с ними, было установлено, что работа по освоению действий со множествами педагогами велась не регулярно. Не все воспитатели владели технологией организации педагогического процесса по данной проблеме.
Формирующий эксперимент строился по следующим этапам.
• Восприятие неопределенной множественности происходит в возрасте с 1года 6 месяцев до 2-х лет;
• Различительная способность «одного и много», с одновременным активным овладением грамматическими формами единственного и множественного числа различных частей речи появляется в возрасте 2 лет;
• Зарождается тенденция к различению и обособлению малого и большого множества (конец 2-го и начало 3-го года жизни);
• Дети в возрасте 2 г. 3 мес. до 3 лет начинают самостоятельно сопоставлять «много» из отдельных предметов, сопровождая действия словами «еще, еще...» или «вот, вот», показывающими нарастание, увеличение, а также делить множество на отдельные элементы.
• Овладение способом сопоставления элементов одного и другого множества приемом наложения элементов одной совокупности на элементы другой происходит в возрасте с 2 г. 3 мес. до 3 лет.
Как очевидно, намеченные этапы (ступени) отражают диалектические закономерности развития детей. Появление каждого нового этапа (ступени) - объективный процесс. Каждая новая ступень «вытекает» из «старой», находится в ней в «зародыше». Эти ступени и легли в основу разработки нашей опытной программы обучения детей от 1 года 6 месяцев до 3-х лет.
Поэтому были намечены следующие задачи формирующего эксперимента:
1. Развивать у детей в возрасте 1 года 6 мес. - 3-х лет анализирующее восприятие. Научить их при анализе множества не только воспринимать группу в целом, но и выделять все предметы внутри совокупности, а также видеть лишний и недостающий предметы.
2. Обучить создавать совокупности из отдельных предметов, понимать нечисловую характеристику их и самим называть совокупности словами «много», «мало», «один», видеть в совокупностях равные (одинаковое) количество и находить, и называть «лишний» предмет.
3. Научить способу наложения элементов одной совокупности на элементы другой; выделять каждый отдельный элемент в обеих совокупностях, четко соотносить их элементы 1:1 (в приеме наложения), и воспринимать обе совокупности как равные (одинаковые) по количеству.
4. Сформировать навыки действия правой рукой слева - направо.
Перед каждым занятием мы стремились создать у детей определенное настроение, вызвать желание заниматься, создать «установку» на выполнение заданий (Д.Н. Узнадзе).
В ходе игр-занятий мы пытались вести детей от «простого к сложному»: уточняли названия предметов множества (Что это?), признаки (Какого цвета? Величины?), и наконец, количество предметов (Сколько?). Таким образом, показывали малышам, что одни и те же предметы можно рассмотреть с разных сторон.
Дальнейший анализ совокупности проводился путем группировки предметов совокупности по цвету, размеру, после чего подчеркивалось количество элементов в каждой созданной группе. Так мы обеспечивали становление у детей первоначальных знаний о том, что одним и тем же предметам можно давать различную характеристику, в том числе и количественную.
Эксперимент, проведенный с детьми третьего года жизни, помог убедиться в том, что в результате обучения действиям с различными совокупностями, в процессе организованных действий, под определяющим воздействием взрослого у детей к 3-м годам развивается анализирующее восприятие и постепенно происходит выделение признака количества независимо от предметов, их количеств и свойств. Под влиянием обучения дети проявляли способность различать разноколичественные предметные совокупности, множества звуков, создавать и группировать совокупности объектов, усвоили слова неопределенно количественных числительных: «много», «мало», числительное «один», правильно соотносили их с соответствующими группами.
Сравнение результатов, полученных до обучения и после формирующих воздействий показало, что значительно возросло количество детей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, отнесенных к высокому и среднему уровню развития действий со множествами и формирования количественных представлений: 12 из 24 детей (высокий уровень), 10 детей (средний уровень).
Основная причина таких результатов, на наш взгляд, является целенаправленная, постоянная и кропотливая работа с детьми раннего возраста по ознакомлению с элементарными математическими представлениями в ходе специально организованных игр-занятий и в повседневной деятельности.
Результаты обучения детей экспериментальной группы позволили нам составить методические рекомендации для педагогов по в освоению действий со множествами детьми в возрасте от 1г.6м. до 3-х лет.
Экспериментальная работа, проведенная с детьми раннего возраста, убедительно показала наличие широких потенциальных возможностей умственного развития и усвоения знаний в ранний период их жизни. Анализ проведенного эксперимента продемонстрировал значимость специальной организации, упорядочивания и систематизации работы по ознакомлению со множествами.
Обучая детей различным способам действий с множествами, обогащая их речь специфическими словами, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественных отношений, мы, тем самым, создаем «умственное богатство», «умственный запас» для последующей жизни.
Презентация на тему: Умственное развитие детей 1 года 6 месяцев – 3 лет в процессе освоения действий со множествами

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Как развивать логическое мышление у дошкольников Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Конспект совместной игровой деятельность в группе раннего возраста (2-3 года)
Опубликовано: 276 дней назад (9 марта 2016)
Просмотров: 573
Рубрика: публикации
+3
Голосов: 3
Ольга Ивановна Кабанова # 9 марта 2016 в 16:41 +1
Здравствуйте, Людмила Владимировна! Спасибо за приглашение ознакомиться с Вашей публикацией "Умственное развитие детей 1 года 6 месяцев – 3 лет в процессе освоения действий со множествами". У Вас ещё есть время исправить ошибки в оформлении работы. Прочитайте внимательно правила и укажите описание материала, для кого предназначен и т.д. Желаю успеха!
Алена Викторовна Крюкова # 9 марта 2016 в 17:45 0
На занятии учтены индивидуальные особенности детей, их эмоциональное состояние. Очень интересно.
Галина Юрьевна Ерышова # 10 марта 2016 в 07:38 +1
Здравствуйте, Людмила Владимировна! С удовольствием прочитала вашу публикацию-я тоже работаю на группе раннего возраста... Вами проделана очень большая экспериментальная работа, обработаны результаты, доказана эффективность выбранных методических приемов-значит вы на правильном пути! Спасибо, примите мой голос!
Алла Ивановна Ефимова # 11 марта 2016 в 08:36 +1
Поздравляю вас с первой публикацией на сайте. Пусть пока не все так гладко в работе, как хотелось бы, но ничего страшного, со временем научитесь и все будет хорошо.
Статья интересная, вы провели огромную работу.Жаль, что не прописали цели и задачи...
МОЛОДЕЦ!!!
С удовольствием отдаю вам голос №1 и желаю удачи в работе на сайте.
Марина Алексеевна Дурнева # 12 марта 2016 в 17:26 +1
Здравствуйте, Людмила Владимировна! Спасибо за приглашение! С удовольствием прочитала вашу публикацию. Вы проделали очень большую экспериментальную работу (провели развивающие занятия с дошкольниками, обработали результаты, доказали эффективность выбранных методических приемов). Статья интересная и полезная. По поводу оформления работы присоединяюсь к замечаниям коллег. С удовольствием голосую!
Елена Владимировна Орлова # 14 марта 2016 в 14:24 0
Спасибо! Примите голос!
Людмила Владимировна Наумова # 21 марта 2016 в 09:49 0
Спасибо, уважаемые коллеги, за Ваши отзывы и комментарии!
Шушканова Ирина # 19 мая 2016 в 11:56 0
Здравствуйте, Людмила Владимировна!С огромным удовольствием прочитала статью. Проделана очень большая экспериментально-развивающая работа. Мне очень понравились приемы. Это очень интересный, полезный, актуальный материал