Конкурсы для педагогов и детей

Конспект родительского собрания во второй младшей группе

Конспект родительского собрания во второй младшей группе "Как по-настоящему любить ребенка"
Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания по материалам книги Кэмпбел Росса «Как по-настоящему любить своего ребенка»для родителей детей младшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, воспитателям, родителям.
Цель: Оказание помощи родителям в анализе своего родительского поведения и воспитательного воздействия; ознакомление с формами проявления любви к ребенку.
Задачи:
1.Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на детей.
2.Помочь родителям проанализировать свое взаимодействие с ребенком .
3.Познакомить родителей с формами проявления любви к ребенку ( по материалам книги Кэмпбэл Росса «Как по-настоящему любить своего ребенка»)
Форма проведения : круглый стол
Материал: ручки, листы бумаги
Ход собрания.
Педагог-психолог:
- «Здравствуйте , уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о материнской любви и ее значении для полноценного развития ребенка, рассмотреть методы воспитательного воздействия на детей , познакомиться с формами проявления любви к своему ребенку. Выбор темы родительского собрания может вас удивить, ведь нет на свете матери , которая бы не любила своего ребенка. Но вот о том, как правильно любить детей , мы сегодня и поговорим.
Нам предстоит много и плодотворно работать, так что давайте начнем нашу встречу со знакомства.
Упражнение 1.
«Назови свое имя».
Ведущий называет свое имя, сидящий за ним- имя ведущего и свое, следующий-имя ведущего и всех предыдущих участников практикума и тд.
Педагог-психолог- Все мы имеем о себе представление как о личности, как о женщине, имеем представление о своей внешности- красивая, стройная; характере- добрая, обидчивая и тд. Но многие ли из нас имеют представление о себе , как о маме?
Упражнение 2
.Мини сочинение на тему: «Какая я мама?
Напишите , пожалуйста, 10 прилагательных или 10 существительных, характеризующих вас , как маму.
Родителям дается 5 минут на выполнение этого упражнения, затем проводится обсуждение. (Из практики известно,что родители очень редко описывают себя как любящую, любимую, чаще — строгую, требовательную . На этом надо обязательно заострить внимание родителей- ведь это — свидетельство неумения проявлять и получать любовь)
Педагог-психолог: -Французы говорят о том, что материнская любовь должна состоять из молока с медом. Молоко-это все материальное , что необходимо для существования ребенка. Но вместе с молоком мать должна передать ребенку и мед- удовлетворение потребности в любви. И любовь эта должна быть безусловной!
Безусловная любовь, безусловное принятие своего ребенка-это способность любить ребенка не за то, что он умный, красивый, добрый, а просто так, просто за то, что он есть.
Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком ( девочкой), то я буду любить тебя...» или « не жди ничего хорошего , пока не перестанешь драться, ( кусаться, лениться и тд).» Приглядимся, в этих фразах прямо сообщается ребенку , что его принимают условно, что его любят ( или будут любить), только , если...
Психологами доказано, что потребность в любви , в нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей . Ее удовлетворение- условие нормального развития ребенка.
Да, любой родитель искренне любит своего ребенка. Да, любовь буквально переполняет родительские сердца. И это прекрасно! Наша задача- научиться выражать ее.
Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря , что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия их должно быть не менее 8-ми ( поцелуй на ночь и «Доброе утро» не считаются). Конечно, ребенку подобные знаки безусловной любви особенно важны, ведь они его питают эмоционально, помогая развиваться психически. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении , а то и нервно-психические расстройства.
Какие же способы удовлетворения этой потребности существуют? По мнению известного психотерапевта Кэмпбел Росса их всего четыре : контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.
Контакт глаз.
Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку
( не сверху вниз, а , желательно, на одном уровне) чрезвычайно важен не только для установления контакта , но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Хотя мы этого и не осознаем, но используем контакт глаз , как основное средство для передачи своих чувств. Чем чаще родители с любовью смотрят на ребенка, тем больше он пропитан этой любовью и тем более заполнен его эмоциональный «резервуар».
Известно, что внимательнее всего ребенок слушает нас , когда мы смотрим ему в глаза. Но задумывались ли вы о том, как смотрим- с любовью ли, с строго ли, с осуждением... Оказывается, что выразительнее всего мы смотрим на ребенка в те моменты, когда ругаем, поучаем, критикуем.
Но необходимо предостеречь родителей и от такой часто встречающейся формы наказания, как сознательное уклонение от прямого взгляда для демонстрации своего неодобрения. Такую форму наказания ребенок может воспринимать даже тяжелее, чем физическое наказание.
Вот одна цитата из книги Росса Кэмпбел: «То, как мы проявляем свою любовь к ребенку, не должно зависеть от нашего удовольствия или неудовольствия от его поведения. Мы можем справиться с плохим поведением ребенка другими способами, такими, которые не помешают струиться постоянному потоку нашей любви к нему. Мы можем говорить о дисциплине, требовать ее, не прерывая связующую нить любви. …следует настоятельно подчеркнуть, что глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь, и строгий взгляд — не лучшее средство укрепить дисциплину».
Упражнение 3
.«Передай эмоцию взглядом»
Сейчас я предлагаю вам в течении 5 мин , разбившись на пары, попробовать передать взглядом гнев, осуждение, любовь, всепрощение.
После выполнения упражнения проводится обсуждение : что легче всего было передать взглядом, а что труднее?
Физический контакт
Казалось бы, что может быть проще, чем выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением! Однако большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Совершенно не обязательно постоянно обниматься и целоваться. Физический контакт — это прикосновение к руке, поглаживание по головке, спинке, это просто взъерошить волосы на голове, приобнять за плечи, шутливо потолкаться …
Совершенно ошибочное мнение, что ласковые прикосновения нужны только девочкам, мальчики даже в большей мере нуждаются в подобном общении. Это является принципиально решающим для мальчиков от рождения и до 7-8 лет, решающим в развитии.
Исследования показывают, что девочки до года получают в 5 раз больше физической ласки, поэтому с мальчиками до трех лет возникает гораздо больше осложнений. Есть и еще одна печальная статистика- в психиатрических клиниках мальчиков в 5, 6 раз больше, чем девочек, и это соотношение резко возрастает в подростковом периоде. По мере того, как мальчик растет, взрослеет, потребность в таком физическом проявлении любви, как объятия и поцелуи уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Теперь его больше притягивает мужская линия поведения-возня, борьба, похлопывания по плечу, рукопожатие, шутливые потасовки, драки.
Важно: для мальчиков физический контакт является жизненно важным в раннем детстве. Чем меньше мальчик, тем это важнее. Для девочек же физический контакт становится важнее с годами и достигает своего пика в 10-11 лет, когда девочка стремится утвердиться как женщин (неосознанно).
Пристальное внимание.
Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредоточиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновенье не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству; он должен быть уверен в своем праве на не распыленное внимание, заботливую сосредоточенность и подлинный глубокий интерес именно к нему, именно в эту минуту. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей самый важный человек в мире. Если мы покупаем ребенку игрушки, угощаем его мороженным и сладостями, выполняем его просьбы , нам кажется , что это может заменить пристальное внимание, но это не так. Очень соблазнительно спрятаться за подарками — это более легкий путь, но далеко не самый лучший. Если ребенок недополучает пристального внимания ,он чувствует, что все на свете важнее, чем он, и это служит причиной его беспокойства. В результате у такого ребенка отсутствует чувство безопасности и тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие.
Как же осуществлять пристальное внимание, что для этого нужно?
- необходимо желание родителя и 15-20 минут времени;
-уединитесь с ребенком в каком -либо месте;
-отключите телефон; предупредите родных, чтобы не беспокоили вас- сейчас есть только вы и ребенок;
-сядьте удобно, посадите ребенка на колени лицом к себе, обнимите , загляните в его глазки; поцелуйте; шутливо потормошите и тд.
-расспросите о том, что случилось с ним за день, обсудите все его «проблемы», расскажите о том, как прошел ваш день, не забудьте обмолвиться и о том, как вы скучали за ребенком, как устали- дайте ребенку возможность проявить к вам сострадание, пожалеть вас.
- просто почитайте или поиграйте с ребенком.
Упражнение 4
Шкала ценностей.
Итак, друзья-родители, что и кто наиболее важен в вашей жизни. Я предлагаю вам набросать на листе бумаги вашу шкалу ценностей. Будьте предельно честными с собой. Кто и что ,и сколько времени занимает в вашей жизни?
Смотрите: сутки — 24 часа -это 100%, сон , 8 часов-36%, карьера, работа-минимум 8 часов-36%, утренние сборы-5%, домашняя работа-? %, хобби-?%, общение по телефону-?%, просмотр телепередач, интернет -?%,...., ребенок-?%, супруг-?%
Итак, как мы с вами видим, ребенку мы можем уделить крайне мало времени, поэтому просто обязаны количество заменить качеством !
И последняя составляющая проявления родительской любви —
дисциплина.
Сразу же необходимо отметить, что дисциплину можно отнести к проявлениям родительской любви только в том случае, если она не отождествляется с наказанием и понимается как способствование ребенку стать самим собой.
Все родители стремятся приучить ребенка к дисциплине, но не всем это удается. Почему?
Во-первых, потому, что многие родители считают, что дисциплина и любовь к ребенку это разные вещи, в то время как эти два понятия неразделимы. Росс Кэмпбелл пишет: «Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине дать ему почувствовать, что его любят: вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины».
Во-вторых, зачастую ,как способ достижения дисциплины, используется только наказание, в то время как наказание является далеко не единственным и тем более не самым главным (а скорее самым отрицательным и примитивным) методом достижения дисциплины. Например, гораздо важнее наказания такой способ обучения ребенка дисциплине, как личный пример.
Очень важно выработать семейные табу, например, нельзя обижать животных, нельзя повышать голос, нельзя...
Этих нельзя не должно быть слишком много, и , естественно, эти нельзя должны строго соблюдаться всеми членами семьи. На случай нарушения- продумайте наказание.
Помните, наказывать лучше не делая человеку плохого, а лишая его хорошего. Для этого в семейном арсенале должны обязательно быть мероприятия — например, совместное воскресное чаепитие, посещение кафе, парка, велосипедная прогулка и тд. Ребенок не захочет жертвовать семейными традициями, нарушая табу. Более подробно о дисциплине мы поговорим на одном из следующих собраний.
Дорогие родители! Сегодня мы провели с вами огромную внутреннюю работу, попытались осознать себя как родителя, оценить свои методы и формы общения с ребенком. Я желаю вам всех благ на нелегкой стезе воспитания и выражаю надежду, что наша встреча поможет вам в общении с ребенком, общении целеустремленном и продуктивном.
Спасибо за участие.

Рекомендуем посмотреть:

Первое родительское собрание в группе раннего возраста Родительское собрание в 1-й младшей группе. Конспект Конспект родительского собрания в детском саду. Младшая группа Родительское собрание в 1 младшей группе на тему: Новый год

Похожие статьи:

Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе

Как правильно вести взрослому в конфликте между детьми
Опубликовано: 731 день назад (5 декабря 2014)
Просмотров: 3752
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Ирина Юрьевна Куликова # 5 декабря 2014 в 12:17 +1
Очень важно в наше время воспитывать не только детей,но и родителей. У невоспитанных родителей будут невоспитанные дети.Поэтому считаю вашу работу очень своевременной и интересной.Надо показывать родителям,как поступать в тех или иных случаях.Тем более ,что и родители-то многие сами еще дети.Большое спасибо за интересный материал.Заходите ко мне на страничку.У меня еще недостаточно кармы,чтобы завести блог.Но у меня тоже есть материал "Как любить детей".Обязательно поделюсь.
Ирина Николаевна Зотова # 5 декабря 2014 в 15:06 +1
Людмила Владимировна, здравствуйте! Очень приятно, что есть такие педагоги, которые занимаются такими важными вопросами "Как по настоящему любить ребенка". Честь вам и хвала! Материал очень интересный, думаю, что ваше собрание прошло динамично. Я прочитала на одном дыхании. Родители действительно сейчас еще сами в большинстве своем - дети. И конечно же им нужно подсказывать и направлять их в нужное русло. Надеюсь, что и вы получили от собрания именно ту отдачу, которую предполагали. Желаю вам успехов в вашей работе. Голосую! Большая просьба повысить мне карму. Заранее признательна вам. С уважением Ирина Николаевна.