Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семинар - практикум для воспитателей детского сада

Семинар-практикум для воспитателей: "Порядок, правила, ответственность"
Цель: Обсуждение точек зрения педагогов на вопрос « правила жизнедеятельности детей в группе». Выработка наиболее актуальных правил поведения детей.
План проведения семинара- практикума:
1. Вступительное слово педагога- психолога.
2. Работа в группах
Ход практикума:
1. Порядок , правила, ответственность- безусловные ценности общественной жизни. Так получилось, что сегодня не только дошкольники , но и практически все взрослое население России пытается ответить на вопрос ,что же такое «правила, обязательные для всех « и кто должен их придумывать , а также как добиться того, чтобы такие правила не только существовали , но и еще соблюдались. На последний вопрос существует два ответа. Один вполне традиционный как для всей страны, так и для ее дошкольной педагогики: необходимы внешние контролеры, неусыпно следящие за своими подчиненными. Другой – научить каждого человека самостоятельно контролировать себя, дорожить порядком , воспитывать детей так, чтобы следование общепринятым правилам стало их внутренней потребностью. Второй путь сложнее, он заставляет преодолевать многие привычные стереотипы, и речь на нашем семинаре сегодня пойдет именно об этом.
Задание №1:
Психолог передает по кругу мягкую игрушку и просит каждого ответить на вопрос, что же такое правило в его понимании ( н-р, это порядок действий в той или иной ситуации)
Совместная жизнь детей в группе не обходится без ситуаций , требующих наведения порядка. Считается, что детям нужен внешний контролер ( воспитатель), без которого проблемы не могут быть решены. Ребенку отводится роль пассивного, а значит безответственного исполнителя, установленных взрослым правил. Есть еще другой путь: развивать в детях самостоятельность, которая сопряжена с ответственностью, т.е. обучить детей самостоятельному , «целесообразному» поведению. Такое обучение состоит из трех этапов:
1. Разработка правила. Как обеспечить участие ребенка в разработке правила ?
2. Механизм соблюдения правила. Как помочь ребенку самостоятельно следовать правилу?
3. Оценка правильности поведения. Как обеспечить ребенку возможность самооценки личного поведения?
Разрабатывая правила необходимо обратить внимание на следующие позиции:
1. Формулируйте требования конкретно. Например, « В помещении группы ходи медленно», « Поиграл- убери на место», « Каждый имеет право высказываться , но в свою очередь»- так легче запомнить правило и понять его суть.
2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме. Например, « Не бегай- ходи медленно», « Не дерись – ребята давайте жить дружно»- обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос « Чего нельзя?» , но не дает ответа на вопрос « А что-же можно?»
3. Предлагайте детям альтернативные способы поведения , которые будут соответствовать правилам. Например, « Нельзя кричать в группе, но можно- говорить спокойно, кричать на улице, в лесу.» « Нельзя бегать, но можно – ходить в помещении группы медленно, бегать на открытой площадке, бегать на занятиях по физкультуре, бегать в специально отведенном месте»
4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правил. Например, в помещении группы ходи медленно! Кукла бегает и разрушает постройки других кукол ( ссора). Кукла бегает и падает ( травма). « Каждый имеет право высказаться , но в свою очередь» - воспитатель предлагает детям вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у детей сидящих на достаточном удалении друг от друга – услышали ли они , какое блюдо любит его товарищ. Эта ситуация обсуждается и вырабатывается вышеозначенное правило.
В силу возрастных особенностей детям для следования правилу недостаточно только его произнесения. Он нуждается во внешних атрибутах, наглядных средствах , напоминаниях о необходимости соблюдать правило.
Работа в группах.
Педагогам предлагается разделиться на несколько групп и выполнить задание:
Задание № 2
1 группа- выработать несколько правил , касающихся поведения
2 группа- выработать правила , касающиеся гигиенических навыков.
Задание № 3
Продумать ,как можно проиллюстрировать эти правила, какие внешние атрибуты мы можем задействовать. Например, листы ожидания( кто за кем и сколько играет с той или иной игрушкой, а время можно отслеживать но песочным или гелевым часам, или книга « Наши правила», или ответственные за порядок в центрах активности, или инспектор правил тд.
Но вот правило выработано, согласовано, подкреплено внешними средствами. Теперь необходимо постоянно обращаться к нему, пресекать нарушения , поощрять детей, его выполняющих.
Сначала правило будет нарушаться очень часто, но постепенно дети привыкнут.
Теперь на повестку дня выступает вопрос: как же добиться выполнения правил или какие применить способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.
Способы и критерии самооценки должны быть просты и понятны
Работа в группах.
Давайте подумаем , а какие мы можем предложить способы оценки поведения
Например, « Светофор»( три цветных круга из плотной бумаги) . на нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правил- прикрепляют прищепку- брелок к кругу соответствующего цвета:
Красный цвет- нарушал правило все время, желтый- иногда, зеленый- всегда соблюдал правило). Бывают случаи, когда малыш не хочет прикреплять свою прищепку на желтый или красный цвет, не стоит настаивать, но необходимо поговорить с ним наедине и договориться, что он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка спрячется. Важно чтобы ребенок не просто говорил, что его прищепка на желтом круге, потому что он плохо себя вел, а потому что нарушил 2 или 3 правила.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Учимся, играя» Семинар практикум для воспитателей ДОУ с презентацией Семинар - практикум для воспитателей ДОУ Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи

Похожие статьи:

Семинар практикум для педагогов по теме: Снежинка своими руками

Правила поведения с гиперактивным ребенком. Консультация для родителей ДОУ | Почему дети ругаются?
Опубликовано: 3425 дней назад (3 декабря 2014)
Просмотров: 5470
Рубрика: Семаинары
+2
Голосов: 2
Aнжела Ильинична Кицан # 3 декабря 2014 в 14:09 0
Материал интересный,возьму на заметку.Большое спасибо!Творческих вам успехов!С наступающим Новым годом!+1