Конкурсы для педагогов и детей

Настольные логопедические игры для детского сада своими руками

Логопедические игры для дошкольников
Автор: Мальцева Елена Михайловна, учитель-логопед МБОУ «Северокоммунарская СОШ», МБДОУ «Северокоммунарский детский сад» п. Северный Коммунар Сивинского района Пермского края

Описание работы: Логопедические игры по преодолению ОНР предназначены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме закрепляют знания по лексическим темам «Мебель», «Ягоды», «Грибы», «Овощи». Аналогичные игровые поля можно приготовить по другим лексическим темам. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных и школьных учреждений, воспитателям, учителям начальных классов, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.

Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.

Задачи:
• проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков;
• учить применять их в практической деятельности – игре;
• воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.

Оборудование: кубик, фишки,игровые поля по лексическим темам.
Игровое поле по теме «Мебель»

Рис. 1
Игровое поле по теме «Овощи»

Рис. 2
Игровое поле по теме «Ягоды»

Рис. 3
Игровое поле по теме «Грибы»

Рис. 4
Правила игры: В игре могут принять участие от 2 до 3 детей, а на индивидуальном занятии – учитель-логопед. Ребёнок бросает кубик, совершает ход на столько клеток, сколько точек на кубике. Игра начинается с правого нижнего поля. Выигрывает тот, кто первый дойдет до подарка.
Вариант 1:
Игру можно усложнить. При неверном ответе на вопрос логопеда, ребёнок пропускает ход.
Вариант 2:
Игру можно усложнить, если учитывать условные обозначения (жёлтый круг – «уступи ход», зелёный квадрат «вернись на начало», красный треугольник – «дополнительный ход»).
Разные варианты игры предусматривают разный уровень сложности, что позволяет ее использовать для детей разного возраста и уровня речевого развития.
Игра «Назови предмет»
Цель – расширение и пополнение словарного запаса по лексической теме.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик, совершает ход на столько клеток, сколько точек на кубике. Называет предмет, который изображен. Затем ход передается другому ребенку. Выигрывает тот, кто первых доберется до подарка.

Рис.5
Аналогично можно поиграть с детьми по лексическим темам «Грибы», «Мебель», «Ягоды».
Игра «Кто больше?»
Цель – упражнять в подборе определений к существительным.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик, совершает ход на столько клеток, сколько точек на кубике. Называет предмет, который изображен на игровом поле, а затем подбирает признаки к данному предмету мебели, например, стол – письменный, деревянный, старый, кухонный. Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков. Затем ход передается другому ребенку. Выигрывает тот, кто первых доберётся до подарка.
Игра «Ласковое словечко»
Цель – образование существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик, совершает ход на столько клеток, сколько точек на кубике. Называет предмет, который изображен, а затем называет его ласково, например, стол - столик. Затем ход передается другому ребенку. Выигрывает тот, кто первых доберется до подарка.
Игра «Вкусное варенье»
Цель – образование относительных прилагательных.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик, совершает ход на столько клеток, сколько точек на кубике. Называет ягоду, а затем называет варенье из этой ягоды, например, малина – малиновое варенье. Затем ход передается другому ребенку. Выигрывает тот, кто первых доберется до подарка (смотри рисунок 4)
Игра «Хвастунишка»
Цель – формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры:Ребенку предлагается назвать предмет мебели со словом много, например, у меня много стульев.
Игра «Один - несколько»
Цель – изменение имени существительного по числа.
Ход игры:Дети по очереди бросают кубик и совершают ход на столько клеток, сколько точек на кубике.Детям предлагается задание: назвать предмет во множественном числе.
Игра «Первый звук»
Цель – формирование и развитие звукового анализа.
Ход игры:Ребенку предлагается определить первый звук в названии предъявленной картинки.
Игра «Последний звук»
Цель – формирование и развитие звукового анализа.
Ход игры: В ходе игры детям предлагается назвать последний звук в названии той картинки, на которой он находится.
Игра «Синий - зелёный»
Цель – формирование и развитие умение различать твёрдые и мягкие согласные.
Ход игры: Ребенку предлагается определить первый звук в названии предъявленной картинки, затем выложить камень зеленого цвета, если первый звук мягкий согласный, камень синего цвета, если первый звук – твердый согласный.

Рис.6
Аналогично можно определять первый и последний звук в названии картинок по другим лексическим темам «Грибы», «Мебель», «Ягоды».
Игра «Слогарик»
Цель – формирование слогового анализа и синтеза слов.
Ход игры: В ходе игры детям предлагается определить количество слогов в названии той картинки, на которой он находится. Задание можно усложнить: ребенку предлагается придумать слово, которое начинается на тот же слог, что и предмет на картинке, например, капуста - кабачок.
Аналогично можно определять количество слогов в названии картинок по другим лексическим темам «Грибы», «Мебель», «Ягоды»

Рекомендуем посмотреть:

Логопедические игры для дошкольников Игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии у дошкольников Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками Дидактическое пособие «Теремок» для развития речи дошкольников

Похожие статьи:

Логопедические игры своими руками для дошкольников

Логопедические игры своими руками

Логопедическая игра для старших дошкольников

Логопедическая игра для детей 5 – 8 лет «Кто быстрее»

Логопедические игры для дошкольников и младших школьников

Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы
Опубликовано: 1116 дней назад (19 ноября 2013)
Просмотров: 9375
+2
Голосов: 2
Алёна Сергеевна Каргина # 9 февраля 2015 в 13:45 0
Мой голос за Вас.Мне очень понравилось, что в Вашей работе присутствует задание на формирование фонематического слуха.