Конкурсы для педагогов и детей

Конспекты урока ИЗО, 5 класс. История костюма

План - конспект урока изобразительного искусства.
Автор: Герасимовская Маргарита Евгеньевна, учитель изо.
Место работы МБОУ ОГ №3 им. К. П. Гемп.
План - конспект урока изобразительного искусства
Раздел: Искусство Древнего мира.

Тема урока: «История костюма».
Цель урока:Познакомить учащихся с историей костюма разных эпох,обратить внимание на стилевое единство декора одежды определённой эпохи, страны и определённой социальной группы; отметить строгую регламентацию одежды для людей разных сословий на примере просмотра костюма в Древней Греции, Византии, эпохи Средневековья и эпохи Возрождения, Барокко. Создать эскиз костюма одной из эпох, с последующим завершением в цвете.
Задачи:
1).Образовательная – познакомить учащихся с историей костюма, сформировать представление об основных элементах костюма различных эпох.
2).Воспитательная - Воспитывать нравственно- эстетическое отношении к миру, искусству, истории культуры; внимательность, усидчивость, прививать навыки культуры труда и аккуратности.
3).Развивающая – Развивать ассоциативно - образное мышление, творческую фантазию.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения урока: объяснение, беседа, демонстрация, практическая работа;
- для учителя:
иллюстрации: иллюстративный материал с изображением костюмов различных эпох.
- для ученика: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночка для воды.
План урока
1) Организационная часть - 2 мин.
2) Объяснение нового материала - 15 мин.
3) Практическая работа - 20 мин.
4) Подведение итогов - 3 мин.
Ход урока
1. Организационная часть - 2 мин.
-Приветствие;
-назначение дежурных;
-Проверка явки учащихся;
-Заполнение классного журнала;
-Проверка готовности учащихся к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночка для воды);
-Настрой учащихся на работу.
2. Объяснение нового материала - 15 мин.
История костюма.
Слова учителя: История одежды уже насчитывает несколько десятков тысячелетий. Как только первобытному человеку понадобилась защита от холода, и он надел на себя первую шкуру животного, с этого момента, можно считать, и началась история одежды. Остановимся подробнее на различных исторических эпохах и одежде, которую тогда носили. Безусловно, каждый период в истории вносил свой стиль в одежду, свои формы, материалы, цвета, рисунки ткани. Но происходящие из века в век изменения в моде вовсе не отменяли старые силуэты и модели одежды. Наоборот, они лишь вносили новые линии, или возвращались к старым забытым моделям. Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое.
Кто может сказать что такое Одежда?
Ответы детей: Одежда — совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.
учитель: Назовите, пожалуйста, для чего мы носим одежду?
Ответы учеников: Общие цели одежды:
•защита от холода, жары и других природных факторов
•прикрытие наготы, когда это соответствует культуре поведения
•украшение (мода)
•гигиена
•вспомогательные функции (например, спецовка, карманы)
•сигнальная функция: в одежде заложена информация о социальном статусе, о возрасте, о поле, о национальности, о наличии вкуса, о некоторых психологических особенностях человека (см. стиль одежды)
Слово учителя:
Первобытное общество
Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человечества. Уже в эпоху палеолита человек умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы - листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы, например, выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха, страусового яйца или панцирь черепахи.
Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма. Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей.
Впоследствии узоры татуировки стали переносить на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.
Костюм Древнего Египта
Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных. В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала.
Мужской костюм
Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом.
Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.
Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.
Женский костюм
Женская одежда гораздо больше закрывала тело.
Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазарис» — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой.
Были также и закрытые калазарисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.
Рабыни ходили практически нагими.
Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками.
Костюм Древнего Востока
1)Древнеперсидский костюм.
Мужская одежда
Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов («анаксаридов») и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе мидийский костюм, ставший официальным.Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цвета (вероятно, это понравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов.Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.
Женский костюм
Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой.
Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару.Древние персы любили наряжаться и украшать себя. Украшениями считались и царские награды, почетные подарки, которые высшая власть жаловала за заслуги.
2)Костюм Древней Японии
Мужчины носили одежду в виде широкого, сшитого в нескольких местах полотнища и матерчатую повязку вокруг головы. Они занимались ловлей рыбы и ракушек, татуировали тело с целью отпугивания больших рыб и птиц.Женская одежда представляла собой покрывало без подкладки, которое надевали через отверстие посередине; волосы завязывали пучком, тело натирали красным порошком, а лица белили.
Верхняя одежда мужчин напоминала длинный запахивающийся справа налево халат «кину» с довольно узкими рукавами и поясом. Штаны, называемые хакама, были длинными и перехватывались шнуром ниже коленей.
Женская одежда в верхней части была похожа на мужскую и тоже называлась кину, юбка—мо имела сбоку разрез. Головные уборы походили на колпаки, кроме них носили платки. Одежда простого народа состояла из рубахи с длинными рукавами, которую подпоясывали веревкой, и штанов. Кроме этого типа одежды существовала, одежда, выполненная из одного полотнища ткани, в середине которого делалось отверстие для головы.
3) Костюм Древнего Китая
Китайский костюм менялся от эпохи к эпохе, от местности к местности, поэтому трудно говорить о национальном китайском костюме.
В древнекитайской одежде (примерно до первых веков н.э.) отсутствовали принципиальные различия между мужской и женской одеждой. И мужчины и женщины носили куртки с запахом и что-то вроде штанов, сшитые из грубой холстины. Знать в это время носила многослойные длинные одежды с длинными широкими рукавами. Одежда запахивалась направо, завязывалась на боку и была изготовлена из шелка. Китайцы издавна пытались разграничить социальный статус людей с помощью одежды и украшений. Так, в разные династии существовали определенные знаки отличия в виде вышивки разных животных и птиц на одежде чиновников разных уровней, которые запрещено было своевольно использовать в одежде. Например, за вышитого на одежде дракона можно было поплатиться жизнью – поскольку изображение дракона на одежде мог носить только император.
Одежда Древней Греции
На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд до сложных изысканных нарядов. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками. Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер. Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения того времени требовали, чтобы женский костюм был более длинным, более закрытым.
Древнеримский костюм.
В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже — из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.
Основой римского мужского костюма являлась «туника», которая считалась нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, — из легких шелковых разноцветных тканей — иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.
Древнерусский костюм
Древняя Русь страна, где основным занятием населения было землепашество и скотоводство. Поэтому изготовлялись главным образом льняные ткани и шерсть. Лен мог быть различной выработки — от грубого холста до тончайших полотен. Русские одежды обычно украшались различными вышивками щелком, жемчугом. Основой мужского костюма была рубаха. Народ обычно носила одну холщовую рубаху, которая являлась одновременно и нижней и верхней одеждой. Рубахи носили навыпуск и обязательно опоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, вышивая или оторачивая тканью контрастного цвета.
Второй обязательной частью одежды русских мужчин были порты — неширокие, длинные, сужающиеся книзу и доходящие до щиколотки. Держались они на шнурке — гашнике, который завязывался вокруг талии. Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а народ — холщовые. Порты заправлялись в сапоги или их обертывали онучами и поверх надевали лапти. Неотъемлемой частью и боярского и крестьянского костюма была шапка. Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней). Богатые женщины носили одновременно две рубахи — исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом.
Поверх рубахи замужние женщины обычно носили понёву — юбку, запахнутую вокруг фигуры. Эта юбка состояла из трех сшитых между собой полотнищ и крепилась вокруг талии шнуром — гашником. Поневу часто шили из пестрых тканей. Женская обувь мало отличалась от мужской. Женщины носили либо лапти с онучами, либо бескаблучные сапоги из цветной кожи. Эти сапоги часто вышивали.
В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать волосы. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. Поэтому сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т.е. опозориться. Наиболее характерной прической для девушки была одна коса, заплетенная низко на затылке. Часто на голову надевали венец обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью
Костюм раннего Средневековья
Ткани изготавливались в домашних условиях. Ткани были из льна, крапивы, конопли, шерсти. Шелк являлся предметом роскоши и был доступен только богатым феодалам, покупавшим его у Византийских купцов. Помимо этого шили одежу из меха и кожи. Одежда мужчин и женщин была однородной, различаясь по длине и украшениям. Мужская одежда состояла из двух туник, надетых друг на друга. Также носили штаны, которые могли быть до колен или длиннее, они прикреплялись обмотками к икрам. Женщины тоже носили две туники, только обе были длинной до пят. И у мужчин, и у женщин талия, а чаще бедра плотно охватывались поясом (тканым или кожаным с металлическими накладками) с прикрепленными к нему оружием, оберегами, гребнями и кошельками.Крайнее распространение получил плащи длинной обычно до икр. Они могли шиться из шкур, кожи или шерсти. Закреплялись они разнообразными фибулами, булавками, завязками.
Костюм позднего Средневековья
Готический стиль в модной одежде является продолжением и развитием готического стиля вообще. Он представляет собой причудливое сочетание строгости и излишеств. Преобладание вертикальных линий и обилие острых углов – вот важнейшие черты готики, как в архитектуре, так и в одежде. В готике получают распространение крайне неудобные предметы одежды – от крайне удлиненных остроносых туфель до островерхих конических головных уборов высотой до метра. В XIV в. появляются распашные одежды (т. е. одежды, разрезные спереди сверху донизу), а также воротники. Костюм начинает повторять форму тела. Эпоха готики явила миру длинную, плотно облегающую в области лифа одежду, со шлейфом и совершенно узкими рукавами, либо, наоборот, сильно расширяющимися от плеча к запястью. Высокий конусообразный головной убор с длинной вуалью или накидкой и узкие остроносые башмаки дополняли наряд модницы того времени.
Облегающие формы одежды были запрещены духовенством в 1195 г. и постепенно изменились на более широкие.
Костюм эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения перенесла центр моды в Италию, где особую роль сыграло античное наследие. Над созданием нового идеала красоты в одежде трудились не только портные, но и художники. Характерная особенность новой моды — богатство ткани, отделка каймой, шитьем. В этот период в платье впервые отделяется лиф от юбки.
Костюм эпохи Барокко
В XVII в. законодательницей моды снова становится Франция, не без влияния французского короля Людовика XIV появляется стиль барокко. Этому стилю присущи величавость, высокопарность, торжественность. Женский наряд поражает контрастом форм: тонкий стройный стан и пышная куполообразная юбка, дополнением мог служить огромный стоячий воротник. Для создания одежды используют парчу, муар, бархат, атлас, украшают огромным количеством дорогих кружев, лент и бантов. Мода на кружево доведена до предела — кружево везде, на всех видах одежды, даже на обуви.
Костюм эпохи Рококо
В период 1730-1750 гг. появляется новый стиль в искусстве и одежде — рококо. По-прежнему главное в костюме — украшательство. Весь цивилизованный Мир одевается на французский лад. Платье, открытое спереди, на корсаже и юбке из той же ткани, сзади заканчивается складкой Ватто, называется французским и становится обычным туалетом светских дам и выходным платьем буржуа. Оно очень красиво в движении, при поворотах. С середины 60-х годов пошло быстрое сужение юбки платья, она стала ниспадать мягкими свободными складками.
С провозглашением Наполеона императором, а Франции — империей искусство было поставлено в зависимость от нового порядка. Текучесть, легкость форм, украшающие стройные фигуры, сменила сухая четкая геометричность.
Костюм эпохи Ампир
В начале XIX в. все подчинено стилю ампир. Лиф становится жестким, высоко поддерживая грудь, затянутую в корсет. Обнаженные руки прикрывают шалями, платками и шарфиками. Костюму стиля ампир свойственны тяжелые шелка и лионский бархат, массивные античные орнаменты на тканях, золотое шитье на шлейфах платьев у знатных дам, диадемы с драгоценными камнями. Из Англии пришла мода на спенсер — короткий жакет, повторяющий своими линиями и размером лиф платья. Его утепляли мехом и подкладкой, отделывали шнуром, тесьмой, бейками и пуговицами разнообразно, но с чувством меры.
Костюм эпохи романтизм
С 1814 г. складывается новое направление моды — романтизм. Узкая юбка, характерного силуэта, подчеркивает нижнюю часть женской фигуры (область бедер). Такой покрой называют «турнюр» — длинное, ниспадающее до пола платье, отделанное воланами и лентами. Официально вошли в обиход летние хлопчатобумажные ткани. Пышные прически прикрывались на улице шляпками с маленькой тульей и большими полями, украшенные страусовыми перьями, цветами и лентами. В женский гардероб потихоньку начинают проникать атрибуты мужской одежды. Все это отражено в английском костюме и английском плаще-дождевике.
3. Практическая работа – 20 мин.
Сейчас вы открываете свои альбомы. Лист целесообразно расположить вертикально. Итак, задание сегодня у вас следующее: вам будет нужно в своих альбомах изобразить костюм эпохи, которая вам понравилась. Работу выполняем красками.
Если всё ясно, то можете начинать работу. Эту работу вы сдаете сегодня и получаете за нее оценку.
Целевой обход: помощь учащимся, которые испытывают затруднения в работе.
4. Подведение итогов - 3 мин.
До конца урока осталось 5 минут! Поэтому сейчас заканчивайте на этом работу на сегодня.
Напоминаю вам, что эту работу нужно сдать сейчас! но кто не успел – доделываете дома и сдаете на следующем уроке.
На следующий урок с собой вам нужно будет принести всё необходимое для рисования: альбом, кисти, краски, карандаш, линейку, ластик, баночку для воды.
Выставление оценок. Уборка рабочих мест.
Всем спасибо за урок и до свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Материалы на тему: Путешествие в страну белого цвета Материал на тему: Путешествие в страну черного цвета Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Народное искусство-это музыка

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Конспект урока ИЗО в 5 классе с презентацией. Щепная птица счастья
Опубликовано: 667 дней назад (6 февраля 2015)
Просмотров: 7454
+6
Голосов: 6
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 6 февраля 2015 в 21:21 +5
Поздравляю вас с дебютом на Портале!
Маргарита Евгеньевна, благодарю вас за доверие и приглашение!
Познакомилась с разработкой конспекта урока ИЗО, тема, которого вызывает интерес, но у меня к вам будут пожелания по оформлению публикации:
- тему работы записать, используя шрифт Н1;
- в разработке не увидела задач урока;
- необходимо в конспекте прописывать деятельность учителя и учащихся: Учитель: слова учителя (Учащиеся:предполагаемые ответы детей)
- хотелось бы увидеть в разработке более подробную практическую часть, что рисуем и как рисуем, так как в требованиях прописано наличие фото продуктов практической деятельности учащихся.
Желаю вам успехов, у вас есть время подредактировать ваш материал.
С уважением, член экспертного совета, Татьяна Николаевна
Маргарита Евгеньевна Герасимовская # 6 февраля 2015 в 21:35 +4
Спасибо, исправлюсь smile
Светлана Анатольевна Савостьянова # 6 февраля 2015 в 21:51 +5
Маргарита Евгеньевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашим конспектом урока изобразительного искусства «История костюма». Как Вы реализуете образовательные, воспитательные цели урока я увидела - это отображено в конспекте, представлен интересный материал по истории костюма, а вот развивающая цель реализуется при выполнении практической работы, поэтому хотелось бы увидеть 1-2 работы учащихся или Ваши, как Вы предлагаете детям это выполнить. Наверняка рассказ о костюмах сопровождался показам слайдов с фотографиями костюмов. Если бы вы вставили их в конспект, он бы от этого только выиграл. У Вас ещё есть время для редактирования, поэтому вместо слово «цели» вставьте слово задачи и поменяйте окончания, а цель: знакомство с историей костюма или сформулируйте сами. Учтите слова Т.Н. по оформлению заголовка. Поддерживаю материал +1
Маргарита Евгеньевна Герасимовская # 6 февраля 2015 в 22:03 +4
Спасибо, все исправлю.
Надежда Павловна Панфилова # 7 февраля 2015 в 06:20 +5
Здравствуйте!Очень интересный конспект урока.Хорошо подобранный информационный материал,фото помогли детям расширить свой кругозор,получить мотивацию к созданию своих творческих работ.Тему "История костюма"в изобразительном искусстве можно увидеть и в "Технологии",и при изучении"Окружающего мира".Спасибо за труд.На своем уроке вы воспитывали,развивали.А итог урока-выставка работ,наверное,была впечатляющей.Голосую.
Маргарита Евгеньевна Герасимовская # 7 февраля 2015 в 09:18 +3
Спасибо,Надежда Павловна! Очень приятно.
Татьяна Петровна Цуканова # 7 февраля 2015 в 16:40 +4
Здравствуйте, Маргарита Евгеньевна! Мне понравился план-конспект урока изобразительного искусства. Интересно, познавательно, любопытно было знакомиться с историей костюмов по эпохам, по странам! Спасибо за хорошую подборку, думаю, что не только в школьной программе , но и в дополнительном образовании Ваш конспект найдет немало педагогов, которые воспользуются им на своих занятиях! С дебютом и удачи! Мой голос. С уважением Т.П.
Маргарита Евгеньевна Герасимовская # 7 февраля 2015 в 17:04 +3
Спасибо.
Елена Алексеевна Покидова # 8 февраля 2015 в 21:02 +3
Здравствуйте,Маргарита Евгеньевна!Спасибо за приглашение.Несмотря на то ,что я педагогДОО,мне было интересно познакомиться с Вашим планом-конспектом ведения урока.Я узнала много любопытного из истории костюмов разных эпох-Вы проделали большую работу.Но мне кажеться -надо было уделить время показу приемов рисования и материала много-Вы успели сделать все на одном уроке?Может быть я ориентируюсь сообразно своих деток..А в целом хорошо.