Конкурсы для педагогов и детей

Рассказ для детей 5-8 лет. Как ямка превратилась в пруд

Рассказ "Котлован"

Автор: Цветкова Мария Александровна
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида №193 г. Ярославля, воспитатель
Описание материала: Материал будет интересен воспитателям, учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Сказку можно использовать на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, для пересказа и просто во время внеклассного чтения.
Цель: Приобщение детей к эмоциональному восприятию и пониманию образного содержания произведения.


Когда-то спокойную утреннюю тишь леса нарушил странный для тех мест звук. Доносился он издалека. Звук был громким, трескучим и постепенно приближался. К опушке леса медленно подъезжал трактор с большим ковшом. И вот он вдруг остановился. Дверь открылась. Водитель выпрыгнул из кабины и начал шагами мерить территорию опушки. Потоптав землю сапогами и что-то пробубнив себе под нос, он снова заскочил в трактор. Двигатель громко заревел на весь лес. Отъехав подальше от деревьев, трактор стал рыть ковшом землю, где росла полевая трава. Вывалив землю с одной стороны, он поворачивался в другую и снова продолжал копать. Копал и копал. Сначала вширь. А когда по ширине уже вместилось бы пять таких тракторов, начал копать вглубь.
Гора земли с травой все прибывала и прибывала. Ковш стал сваливать почву, смешанную с песком, потом на нее повалились тяжелые рыжие комки глины. Трактор загудел еще громче, когда ковш, зарываясь в грунт земли тяжело заскрипел и наконец с чавкающим звуком поднялся. Водитель выскочил из кабины и посмотрел на дно вырытой ямы.
«М-да», - произнес он, глядя, как яма стала медленно заполняться водой. Потом что-то пробурчав себе под нос, он заскочил в кабину, сбросил глину с ковша в кучу и уехал. Уехал и больше его в этих краях не было. Зачем он сюда приезжал? Зачем столько земли перелопатил? Никто не знает. И вот снова в лесу наступила тишина. Лишь небольшая перекличка птиц, да мерное постукивание клювом о ствол сосны дятла.
Вода постепенно прибывала из ключа, который потревожил ковш трактора. Вот она уже плавно заполнила все дно ямы, поднимаясь выше и выше. Так на опушке леса образовался небольшой водоем. Еще вчера непонятная яма и гора земли, песка и глины явно не вписывалась в ландшафт этого леса. Безобразно выделялась чернотой и буростью посреди красивой зелени.
Но шло время. Травка стала пробиваться на склонах лежащего грунта. А вскоре и вовсе все покрылось разношерстной травой и цветущими растениями. У водоема стали чаще появляться лесные зверьки и птицы. С собой они приносили семена и побеги разных трав. Так постепенно вокруг воды вытянулись ростки осоки и камыша, появились кувшинки. Лягушки быстро облюбовали это место и теперь весело квакали. Насекомые – комары, стрекозы – тут же залетали стайками над водой. На широких листьях кувшинок то и дело сидели лягушата и вожделенно грелись на солнышке. Иногда они вытягивали свои головы вверх, высматривали добычу, комаров. Забегали по воде жуки-плавунцы и другие насекомые. Этот новый водоем стал популярным местом у лесных жителей.
Сегодня это настоящий пруд. Заросшие валуны земли теперь отлично вписываются в лесную жизнь. То птички, то зайчики поочереди пробегут по ним и смотрят вниз на воду в пруду, где отражается небо, облака и солнце днем, а по ночам звезды. Интересно смотреть на жизнь, бурлящую в воде. Кузнечики не переставая стрекотали и прыгали по лесному ковылю, растущему вдоль пруда. А иногда кузнечик-зевака прыгал слишком высоко, не рассчитав траектории, и падал в воду. Затем быстро шевелил лапами и бороздя по воде выбирался к берегу весь мокрый и слегка испуганный. Но все же, их никто не обижал там. Лягушки не охотились на кузнечиков, им и комаров хватало. Комарам пискливым было все равно, меньше их никогда не становилось. Мирно они существовали друг с другом и всем здесь нравилось.
Шло время, летние дни стали короче. Прохладными стали ночи. Мошкара и комары летали всюду, кузнечики все прыгали, а гусеницы ползали по стеблям осоки. Пруд затягивало ряской, давая время своим обитателям подготовиться к осенним холодам. Чаще стал шуметь ветер в лесу, заставляя деревья часть листвы скидывать прямо в воду. Тучи заливали свинцом небо и сутками напролет лил дождь. Некоторые насекомые уже приготовили заранее себе местечко в стеблях растений, где потом будут ждать следующей теплой весны и лета.
Осень пришла. Пруд, как и весь лес, стал готовиться к предстоящим холодам. Затянув воду тиной, он укрывал всех от непогоды. Лягушки уже реже показывались и чаще заныривали на дно, где копали для себя в иле укромное местечко для спячки. Жуки водяные старательно собирали ряску и набивали ею свое жилище вблизи берега. Птицы тоже были все в делах. Многие из них готовились к полету в теплые края. Залетали иногда утки. Сядут на затянутую тиной поверхность пруда, поплавают немного туда-сюда, клюв водичкой пополощут, да улетают.
У всех нынче дела. Белки занимаются запасами на зиму. Прибегают посидеть у воды мыши-полевки, погрызут какой-нибудь стебелек и вместе с ним убегают.
А между тем пруд стал покрываться разноцветными листьями: то красными осины, то желтыми березы, липы, клена, даже зеленые с разных деревьев падали. Большой ковер из листьев плавал на поверхности водоема.
Солнце стало редко появляться из-за туч. А жизнь в лесу как будто замерла. Но пруд, вырытый неизвестным человеком, был, есть и будет притягивать к себе всех жителей леса, какая бы погода не стояла и укрывать многих от ненастья.
Вот уж и птицы большими стаями улетают на юг. Может быть уже завтра будет мороз и поверхность пруда затянется пленкой льда. Растения вокруг водоема высохнут и будут шуршать стебельками друг о друга. А первый снег ляжет так ровно, что скроет водоем. И жизнь в нем закипит только весной в мае, когда проснутся жуки, выползут личинки кузнечиков, а лягушки будут весело квакать. Все это будет завтра.
Вот так неизвестно зачем вырытая яма превратилась в пруд. Этот случайный водоем дал и еще даст многим обитателям жизнь и пристанище. Все в природе закономерно.





Рекомендуем посмотреть:

Экологическая беседа для детей подготовительной группы Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы ДОУ Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии

Похожие статьи:

Рассказы для младших школьников. Рассказы о лете

Дизайн участка детского сада своими руками с фото | Сказка о временах года для детей 5-7 лет
Опубликовано: 468 дней назад (23 августа 2015)
Просмотров: 986
+8
Голосов: 8
Кристина Ивановна Мясникова # 26 августа 2015 в 21:09 +2
Очень познавательный рассказ, интересен будет для чтения детей в старших группах, продолжайте писать в том же духе.Скачаю себе и обязательно почитаю детям.
Екатерина Андреевна Рыжова # 26 августа 2015 в 21:35 +2
С большим удовольствие прочитала. Согласна, детям будет интересно слушать такой рассказ!Замечательные иллюстрации подобраны к рассказу, что придает ему еще более красочную ценность.
Наталья Викторовна Уменко # 26 августа 2015 в 21:50 +4
Спасибо за рассказ. На самом деле этот рассказ интересный для учащихся начальной и средней школы. Его можно использовать и на уроках литературного чтения, и на уроках русского языка, и на уроках окружающего мира. Но, Мария Александровна, пожалуйста, посмотрите 4 абзац снизу, в предложении "...то красными осины, желтыми березы...", что-то не так. Сложное сочетание слов. А в целом здорово. У Вас хорошо получается. Удачи
Надежда Викторовна Макарова # 26 августа 2015 в 23:09 +2
Здравствуйте, Мария Александровна. Спасибо за приглашение. Рассказ очень понравился. Описание природы очень красочно, но самое главное - очень хотелось читать дальше, чтобы узнать о "судьбе" этой ямы))) Думаю, что деткам тоже будет интересно, как и мне. Возьму, с Вашего позволения, Ваш рассказ для внеклассного чтения, уж очень понравился))). Спасибо за полученное удовольствие от прочтения! Примите мой голос!
Елена Евгеньевна Грудинина # 27 августа 2015 в 04:24 +2
Здравствуйте, Мария Александровна! Прочитала Ваш рассказ. Мне очень понравился. Очень хорошие иллюстрации. Я думаю для моих детей детского объединения тоже будет полезной информацией. Кто знает, может это им поможет в работе над созданием проекта с использованием бисера. Если вы не против. Спасибо, получила большое удовольствие!
Мария Александровна Цветкова # 27 августа 2015 в 14:00 +1
Всем большое спасибо за добрые слова! zst
Евгения Владимировна Шкедова # 27 августа 2015 в 20:23 +2
Пока читала Ваш рассказ,вспомнила свое детство...Я очень любила рассказы о природе,животных и насекомых,даже мечтала стать биологом! Так вот, хочу выразить благодарность за эти забытые моменты детства! Замечательный слог будет понятен деткам и красочно нарисует в их воображении тот пруд!
Светлана Юрьевна Буяновская # 2 сентября 2015 в 13:47 +2
С большим удовольствие прочитала.
Елена Анатольевна Стовпец # 26 сентября 2015 в 16:26 +2
Интересный, познавательный рассказ. Голос!
Игорь Владимирович Грушевский # 3 января 2016 в 01:53 +1
Мария Александровна, очень понравился Ваш рассказ! Такой приятный! Словно в жару нежной прохладой повеяло от Вашего рассказа smile И захотелось подойти к тому пруду. Начало классное (особенно, если ты ребёнок). У нас возле детского сада несколько строек было и мы, дети, всегда с удовольствием наблюдали, как работают экскаваторы и тракторы, башенные краны smile Ну, а тут экскаватор в лес приехал и давай землю копать! Это же так интересно для ребёнка smile Я всё боялся, что на месте котлована что то построят, но там появился чудесный пруд! Здорово! smile Голос!
Дарья Владимировна Мясникова # 14 января 2016 в 17:37 +1
Мария Александровна, добрый день! Чудесный, милый, образный получился у Вас рассказ. Он будет очень полезен, как сказка перед сном. У него даже есть психотерапевтическое действие - успокаивает нервы. Видно насколько автор наблюдательный человек с добрым сердцем,любящим природу:)
Мария Александровна Цветкова # 3 февраля 2016 в 22:10 +1
Спасибо за оценку!!! dance
Галина Васильевна Егорова # 29 марта 2016 в 05:01 +1
С интересом прочитала ваш рассказ. Он и познавательный, и развивающий. Кроме этого, учит видеть красоту вокруг, наблюдать и радоваться жизни. Доступным языком вы изложили суть рассказа. Яркие иллюстрации помогают восприятию. Мой голос.
Татьяна # 11 августа 2016 в 21:46 0
По моему это полный бред. Интересно как может трактор проехать в лес. И еще трактору пруд не выкопать, это может сделать только экскаватор. Сейчас дети очень хорошо разбираются в технике и этот бред у них вызовет только смех