Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка - 2 класс

Конспект урока русского языка «Обобщение о словах, которые пишутся с заглавной буквы» 2 класс
Предмет: русский язык
Тема: «Обобщение о словах, которые пишутся с заглавной буквы»
Класс: 2
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма урока: урок-игра
Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в собственных именах существительных.
Задачи:
• Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
• Развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь; формировать орфографический навык, исследовательские умения.
• Воспитывать познавательный интерес к родному языку
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
• Регулятивные УУД - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
• Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, классифицировать, находить ответ на проблемный вопрос.
• Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные – закрепить знания о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить умение правильного написания заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Т.Г. Рамзаева - М.: Дрофа, 2009.
Оборудование и материалы для урока: большой бумажный цветок, кроссворд, телеграмма, послания с заданиями, карточки для контроля знаний, карточки с группами слов, шоколадные медальки.

Ход урока:
1.Организационный момент
Цель: содействие установлению нормального рабочего настроя у обучающихся и готовности к сотрудничеству.
Учитель читает наизусть стихотворение:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем
И друг другу помогаем.
(Дети тихо садятся на места)
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?
- Раз всё в порядке продолжаем урок.
Дети эмоционально настраиваются на работу

2. Постановка цели и задач урока.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Проведение игры «Для ума» – Разгадывание кроссворда.
- Разгадав кроссворд вы узнаете, чем же мы будем заниматься на уроке.
1. Оно сообщает о ком – либо или о чём – либо. ( Предложение)
2. Его можно записать из букв. ( Слово)
3. Их мы произносим. ( Звуки)
4. Он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу. (Текст)
5. • Это часть слова. ( Слог)
6. Она бывает устная и письменная. ( Речь)
7. Общая часть у родственных слов (Корень)
8. Орфограмма, которая называется разделительный мягкий … )знак)
9. Знаки, которые используются, чтобы сообщить название рассказа, стихотворения, картины… (кавычки)
10. Слова, которые называют предметы. ( Существительное)
• _ Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Повторение)

- Итак, цель мы поставили, значит, наша работа получится. Поднимите глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо. А теперь послушайте, что я вам расскажу.

Далеко - далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть страна Грамматика. В ней живут разные звуки, буквы, слова и предложения. И все они служат Королеве Грамматике (показать наглядность на доске). Однажды все узнали, что Злодей (показ на доске) похитил Королеву и заточил её в свою темницу. Он это сделал специально, чтобы никто не смог больше изучать буквы и знать науку грамматику, чтобы все в этой стране стали безграмотными.
- Жалко вам Королеву? Хотите ей помочь?

- Королева Грамматика надеется на вашу помощь и прислала вам телеграмму. Давайте её прочитаем.
Телеграмма (читает ученик): "Дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, освободиться из темницы. Выполните все задания, которые я вам прислала вместе с волшебным цветком. Как только вы выполните все задания, то волшебный цветик-семицветик распустится, и силы зла исчезнут. И в стране Грамматике опять будет порядок. Надеюсь на вашу помощь!" Королева Грамматика.

- Поможем Королеве Грамматике?
- Итак, в путь!
Ты расти, расти цветок, распускайся лепесток!
Красный, жёлтый, голубой! Расцветай-ка! Зло долой!

3. Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий
Чистописание
- Ребята, давайте вспомним с вами, над какой темой мы сейчас работаем на уроках русского языка? (тема урока написана на доске, учащиеся хором её читают).
- А когда же мы пишем слова с большой, заглавной буквы? (формулируют правило)
-А почему хотя бы одно слово в предложении, но будет написано с большой буквы? (это начало предложения)
Для того, чтобы увидеть первое задание, надо потренироваться и красиво прописать в тетради буквы и слова, которые там даны.
Пропись букв и словарного слова под контролем учителя.Правильная посадка при письме.
Объяснение правильного написания заглавной буквы М, написания словарного слова Москва и соединения букв в данном слове.


4. Обобщение и систематизация знаний
Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне
А вот сейчас мы посмотрим, какое же 1 задание нам приготовила Королева Грамматика (взять с 1 лепестка задание).
Задание № 1 (читает ученик). "Ребята! Я вам предлагаю найти и исправить ошибки в одной работе школьника. Если исправите все ошибки, то этот лепесток распустится. Будьте внимательны!"
Рифмовка с элементами неправильного написания.
Самостоятельно, попробуйте исправить ошибки, а потом мы проверим, как хорошо у вас это получилось.
Я пишу в тетрад_: карова, а корова - нездорова!
Я пишу: сабака фомка, а собака лает громко.
Я пишу: белчонок тишка, а бельчонок целит шышкой
Прямо в лоб мне и кричит: "Лучше правила учи_"

Дети работают устно над работой, представленной на доске; находят ошибки, исправляют их, доказывают и обосновывают свой ответ.
- Молодцы! Открывается 1 лепесток волшебного цветка.
2 лепесток.
- Выполняем следующее задание. Кто готов? (взять задание со 2 лепестка). Читаем.
Задание № 2 (читает ученик). "Чтобы распустился следующий лепесток - поиграйте со своим учителем. Весёлой вам игры!"
Игра "Золотой ключик".
- Кто знает сказку "Золотой ключик"?
- Давайте вспомним имена и клички персонажей сказки Алексея Толстого "Золотой ключик".
• Деревянный мальчик: Буратино
• Девочка с голубыми волосами: Мальвина
• Лиса: Алиса
• Кот: Базилио
• Владелец кукольного театра: Карабас-Барабас
- Как написаны все слова? (с большой буквы) - Почему?
- Давайте расположим имена и клички в алфавитном порядке
Дети выходят к доске с табличками в руках в алфавитном порядке: Алиса, Базилио, Буратино, Карабас-Барабас, Мальвина
- Молодцы! Хорошо поиграли! (открывается 2 лепесток цветка).
Какой же можно сделать вывод?
Вывод (дети формулируют правило):
3 лепесток.
-Посмотрим, что за задание на третьем лепестке
Задание № 3 (читает ученик). "Чтобы дальше помогать Королеве Грамматике вы должны быть сильными, ловкими и здоровыми. Покажите, как вы следите за своим здоровьем!"
Физкультминутка.
1) Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Тольятти)
- Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и отдыхать и следить за своим здоровьем.
(открывается 3 лепесток волшебного цветка)
Формулируют вывод: имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда!

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
4 лепесток
-Кто же прочитает следующее письмо Королевы?
Задание №4 (читает ученик). "Дорогие, ребята! Помогите разобраться, где писать большую букву, а где маленькую. Слова одинаковые, но пишутся по - разному. Почему?"
На доске:
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Вася рыбаков был у рыбаков.
Улетел орёл за город орёл.


-Какой же можно сделать вывод?
Дети работают самостоятельно. Анализируют, обосновывают и доказывают правильный ответ.
Формулруют вывод. Вспоминая, что есть и многозначные слова.
(открывается 4 лепесток волшебного цветка)

5 лепесток
Прочитаем, что же прислала Королева на пятом лепестке.
Задание № 5 (читает ученик). "Сгруппируйте слова по группам и 6 лепесток волшебного цветка распустится!"
На доске: Дружок, Лиза, Пушкин, Москва, Мурка, Маршак, Буренка, Саша, Аня, Самара, Барто, Наташа, Жучка
1 группа: имена, 2 группа: фамилии, 3 группа: клички, 4 группа: города,

Дети на доске распределяют слова в необходимые группы
Составьте с любым словом предложение и запишите его.
Устно составляют предложения и записывают их в тетрадь, подчеркивая заглавную букву в слове
(открывается 5 лепесток волшебного цветка)

6 лепесток
Задание № 6 (читает ученик). "Ребята! Все жители в стране Грамматики знают, что вы можете работать на уроке самостоятельно. Попробуйте написать тест, в котром есть волшебные слова, после которых лепесток распустится.

А сейчас положите перед собой карточки с заданием по вариантам. Если слово пишем с заглавной буквы, ставим «+», если нет – «- ».
1 вариант
1. ирина
2. котёнок
3. воробей
4. россия
5. киев
6. страна
7. дядя
8. иванович
2 вариант
1. нина
2. река
3. жучка
4. мальчик
5. петрович
6. город
7. волга
8. александр
Выполняют тест на карточках.
Взаимопроверка. Обмениваются карточками с соседом по парте и проверяют работу по эталону, который находиться на доске
Контроль проверки работ и обсуждение допущенных ошибок .Просматривают допущенные ошибки.

(открывается 6 лепесток волшебного цветка)

- Молодцы, ребята! Все шесть лепестков волшебного цветка распустились. Осталась серединка. Не устали? Открываем последнее задание.

7. Рефлексия
Цель: самооценка обучающимися результатов своей деятельности
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
- И наконец читаем последнее послание Королевы Грамматики!
Задание (читает ученик). "Ребята! Последнее вам задание. Ответьте на вопросы Злодея. Закончите предложения, и тогда волшебный цветок распустится, и все силы зла навсегда исчезнут. И опять в стране у нас будет мир, все будут дружить и веселиться! Вперёд к победе!"
1) Начало предложения пишется:.
2) Фамилия, имя, отчество людей пишутся:.
3) Все географические названия пишутся:

Дети вслух заканчивают предложения, и весь цветок открывается.

- Молодцы! Вы освободили Королеву Грамматику из темницы. Теперь у них в стране все будут изучать науку грамматику. - А зачем знать эту науку? (ответы детей)
- Вы все хорошо работали, отвечали на вопросы, справились со всеми заданиями Королевы и освободили её от злого Злодея. На память об этом Королева Грамматика дарит вам всем медальки, желает успехов в учёбе, радостных дней в школе и хороших, прочных знаний по всем учебным предметам
Получают награды за помощь..
Домашнее задание.[/b]

Для вас она также приготовила домашнее задание не простое, а математическое.

Страница: (90-65)+35= 60
Упражнение: (86+14) + 3 = 103

Решение примеров.
Запись домашнего задания

Самооценка
В тетрадке на полях оцените себя(зелёный, желтый, красный) :
1ый кружок – то как вы работали на уроке
2ой кружок – то, как вы поняли данную тему
3ий кружок – ваше настроение после урока
Рисуют в столбик три круга, закрашивают их в определенные цвета.
- Урок закончен. Всем большое спасибо за работ
.



Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс Анализ заданий учебников русского языка 2 класса Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Коррекционно-развивающее занятие по русскому языку "Части речи" 4 класс
Опубликовано: 766 дней назад (31 октября 2014)
Просмотров: 3868
+2
Голосов: 2
Галина Васильевна Егорова # 1 ноября 2014 в 08:03 +1
Посмотрела ваш урок. Содержание интересно, разнообразно. Материал направлен на развитие самостоятельности, памяти, внимания. Про физминутку не забыли, тоже хорошо. Разные виды работ помогают лучшему усвоению материала. Но есть некоторые недочеты при оформлении. Вы не прописали автора, должности, места работы. И фотографии нужно размещать по ходу текста, а не в самом конце, как отдельный элемент. Это такие требования для всех при публикации. А за сам урок я голосую +1
Мария Алексеевна Елизарова # 1 ноября 2014 в 09:59 0
Спасибо за комменарии. Учту, сказанные вами недостатки smile
Ольга Рафиковна Малянова # 2 ноября 2014 в 21:58 +1
Мария, Вы молодец!!!Голосую...
Мария Алексеевна Елизарова # 2 ноября 2014 в 22:00 0
Спасибо за ваше внимание! smile
Зоя Васильевна Похожалова # 3 ноября 2014 в 08:50 +1
Урок пригодиться многим,так как материал развивает познавательный интерес к родному языку.Осуществляется плавный переход от одного задания к другому.Особенно понравилась физкультурная минутка..Организационный момент настроил учащихся на установлению нормального рабочего настроя и готовности к сотрудничеству. Спасибо.
Мария Алексеевна Елизарова # 3 ноября 2014 в 13:07 0
И вам спасибо smile