Конкурсы для педагогов и детей

Проект в начальной школе. Русская усадьба

Проектная деятельность в начальной школе. Русская усадьба
I. Введение
В настоящее время большинство людей проживает в городах – в маленьких провинциальных, крупных промышленных, огромных мегаполисах. Ритм жизни в современном городе очень высок. У людей сейчас много дел и мало времени. Большую часть времени занимает работа, дорога, пробки, магазины. Да и экологическая обстановка в городах очень тяжёлая.
Другое дело – деревня. Чистый воздух, полный покой, раздолье, купание в реке или озере, прогулки в лесу, общение с домашними животными (не только кошками и собаками, а и с теми, которых не встретишь в городе). Конечно, не всем людям захочется жить в деревне, но для детей – это прекрасный вариант провести выходные, каникулы или праздники. В нашем классе дети, у которых есть родственники в деревне, с удовольствием посещают их при первой возможности, ну а тем, у кого такой возможности нет, остаётся только завидовать.
Туристические агентства предлагают большой выбор туров семейного отдыха с проживанием в крестьянских усадьбах. Такие усадьбы популярны в Австрии, Швейцарии, Германии и других странах. Конечно, не у всех есть возможность пожить в настоящем деревенском доме. Тогда мы решили создать «Мини - усадьбу» сами. Всё то, чего нам хочется, о чём мы мечтаем, мы решили воплотить в проекте «Русская Усадьба».
II. Основная часть
2.1. Описание проекта
1. Дидактическая цель проекта:
- формировать первоначальные представления у детей о культуре, истории и жизни русского народа через использование деятельностного подхода.
Методические задачи проекта:
- проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме;
- разработать перспективное планирование по теме проекта;
- создать условия для детского творчества;
- воспитывать интерес к народному искусству.
2. Ожидаемые приращения обучающегося:
- Обучающиеся получали знания о многовековых традициях, передаваемых из поколения в поколение, о жизни и быте людей в деревне;
- сбор информации из книг, журналов и других источников, анализ содержания, жизненные наблюдения;
- совместная деятельность в ходе работы над проектом.
3. Тип проекта: творческий.
Доказательство гипотезы: знакомить детей с историей и жизнью русского народа эффективнее всего через исследовательскую и творческую деятельность.
Тип деятельности: творческая деятельность, связанная с оформлением и дизайном.
4. Формируемая компетентность:
- участие учителя на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства.
- на уроке окружающего мира мы говорили о здоровье, комфортной среде обитания для человека (чистый воздух, чистая вода, близость к природе).
- обучающиеся решили создать макет дома, в котором комфортно будет жить.
5. Процесс целеполагания:
- люди, живущие вдали от вредных промышленных предприятий, дольше сохраняют своё здоровье.
- дети летом любят отдыхать в деревне, так как там чистый воздух, часто вблизи водоёмы, в которых можно купаться, есть домашние животные, которых не встретишь в городе и общение с которыми приятно для детей.
- в соответствии с этими факторами мы решили создать модель «идеального дома», жизнь в котором будет здоровой и приятной.
- продуктом проекта является макет «Русская усадьба».
6. Планируемый результат:
- ученики в парах разрабатывают декоративный макет русской усадьбы и приусадебного хозяйства, используя технику объемного конструирования из бумаги, представляют проекты классу, аргументируя выбор стиля и названия работы. Оформление выставки.
Ожидаемые результаты:
- сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
- познавательная и творческая активность обучающихся в ходе индивидуальной и совместной работы;
- применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных деятельности своего отношения к народному искусству.
7. Этапы выполнения творческого проекта:
а) подготовительный этап (разработка технологии изделия):
- выбор и анализ конструкции изделия (макет русской избы и приусадебного участка);
- разработка технологии изделия (деревенский дом, огород, загон для домашних животных, сад):
- процесс обработки и сборки изделия (создание макета, аппликация, плоские и объёмные детали);
- применяемые материалы (бумага, картон);
- необходимые инструменты и оборудование (ножницы, клей, нож для бумаги, шило).
б) технологический этап:
- строгое соблюдение последовательности выполнения операций;
- постоянное и безукоризненное соблюдение правил безопасной работы.
в) заключительный этап:
- оформление материалов проекта;
- окончательный контроль.
8. Процесс планирования:
Этапы работы Сроки Задания для выполнения работы
1. Подготовка 1 неделя - источники информации (наблюдения, книги, журналы, интернет)
- беседа о прикладном творчестве, литературном творчестве
- посещение библиотек, показ репродукций
- демонстрация работ учителем
- определение темы и цели проекта.
- составление плана работы над проектом
2. Планирование 2 неделя - создание технологических карт
- работа по созданию проектного продукта
3. Изготовление 3 неделя - работа в группах, затем составление единой композиции
4. Презентация
4 неделя - каждая группа представляет свою часть работы, проект собирается воедино.
5. Оценка результатов 5 неделя - участники проекта делятся мнениями, оценивают качество, объем работы, качество отчета, учитель оценивает креативность работы
9. Процесс реализации:
В ходе работы у обучающихся возникали некоторые затруднения, которые решались в рабочем порядке. Непреодолимых затруднений не было. Обучающиеся работали с увлечением.
Вместе с детьми искали нужную литературу, читали, анализировали, изготавливали технологические карты.
Обучающиеся были увлечены проектом, были творчески активны, придумывали свои детали дизайна, а учитель корректировал и помогал их реализовать.
10. Процесс рефлексии:
Работа над проектом помогла сформировать у детей навыки адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа.
У детей сформировался устойчивый интерес к исследовательской деятельности, к истории своего народа.
Изделие выполнено качественно, доказана его общественная польза. Обучающиеся работают активно, эффективны парная и групповая работы.
Обучающиеся не всегда могут выразить свои идеи на практике, учитель помогает в этом.
При изготовлении проектного продукта обучающиеся сделали много открытий в технике ручного творчества, с которыми познакомили своих одноклассников и других детей.
Согласно целям и задачам данного проекта мы выяснили, что знакомить детей с историей и жизнью русского народа эффективнее всего через исследовательскую и творческую деятельность. Деятельностный подход в обучении обеспечивает качественное усвоение обучающимися не только знаний, но и способов действий, а также способность их к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познанием мира (в специально организованных для этого условиях).
2.2. Работа над макетом
Мы разделились на группы. Каждая группа выполняла свою работу.
1) «Постройка дома»
Для сооружения макета деревенской избы нам потребовались следующие материалы и инструменты: цветная и белая бумага, картонная коробка, клей, ножницы, канцелярский нож, кружева.
В качестве основы мы взяли картонную коробку из – под обуви, чтобы макет был прочным. Мы обклеили её бумагой, вырезали окна, дверь и оформили их. Крыша дома выполнена из бумаги. Занавески сделаны из кружев.
2) «Домашние животные»
Материалы и инструменты: цветной картон, бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Для изготовления животных мы пользовались технологическими картами – схемами.
3) «Загон для домашних животных»
Материалы и инструменты: деревянные палочки, пластилин.
Загон — место на выгоне или пастбище, огороженное жердневой изгородью, куда загоняют домашний скот, чаще лошадей и коров, предназначенное для отдыха и дополнительной подкормки.
Забор выполняется из деревянных шпажек, которые скрепляются между собой пластилином.
4) «Пруд с птицами»
Материалы и инструменты: цветной картон, бумага, ножницы, клей.
Пруд выполняется в виде аппликации, фигурки птиц объёмные.
5) «Фруктовый сад»
Материалы и инструменты: цветной картон, бумага, ножницы, клей.
При изготовлении беседки использовалась белая и цветная бумага. Изделия объёмные. Деревья выполнялись в технике объёмной аппликации.
6) «Огород»
Материалы и инструменты: цветной картон, бумага, ножницы, клей.
«Грядки» создавались в технике плоской аппликации.
7) «Колодец»
Материалы и инструменты: бумага, клей, ножницы.
Для изготовления колодца приготовили 20 бумажных трубочек, путём наложения их друг на друга, собрали параллелепипед.
8) «Цветочная клумба»
Материалы и инструменты: цветная бумага, клей, ножницы.
Цветы выполнены в технике объёмной аппликации.
III. Заключение
Разработка данного проекта – путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.
Помимо работы предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, а также
определяется социальная позиция ребенка.
При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.
Работа над проектом благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности, развивает креативное мышление и творческие способности обучающихся.
IV. Список литературы
1. Бумажное волшебство/ Ольга Орлова. – М.: Эксмо, 2010. – 128 с.
2. Замечательные поделки своими руками / Н. В. Че. – Самара, Клуб семейного досуга, 2009. – 96 с.
3. Работа с бумагой в нетрадиционной технике / Н.Г. Пищикова. – М.: Академия развития, 2012 – 64с.
4. Секреты бумажного листа / Н.Макарова. – М.:Мозаика – Синтез, 2008.- 180с.
5. 100 поделок из бумаги / Г. И. Долженко.– М.: Академия развития, 2011. –97с.
Фото к проекту





Рекомендуем посмотреть:

Игра - путешествие 1 класс. Конспект Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе Исследовательская работа о родном крае в начальной школе

Похожие статьи:

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе

Конспект урока окружающего мира, 4 класс. Наука и техника в 19 веке
Опубликовано: 606 дней назад (14 апреля 2015)
Просмотров: 1303
+3
Голосов: 3
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 14 апреля 2015 в 19:02 0
Мария Алексеевна при размещение работы в блог не стоит спешить и быть внимательной. В данной работе вы забыли указать в начале указать свои данные. Не указан класс с которым вы выполнили данный проект. Было бы интересно узнать по какому УМК вы работаете. scratch Сама идея очень интересная и грамотно описаны этапы проекта. Думаю многие коллеги воспользуются Вашей идеей. Примите голос и удачи Вам.
Мария Евгеньевна Вашурина # 18 апреля 2015 в 12:19 0
Голосую за оригинальность проекта! Молодцы!
Лариса Геннадьевна Пятерникова # 14 июня 2015 в 18:03 0
Мне понравился Ваш проект! В своей работе Вы использовали разные виды деятельности. И хотя Ваш проект предназначен для начальной школы, я как воспитатель подготовительной к школе группы могу использовать Вашу идею в своей работе. Спасибо.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 18 июля 2015 в 06:51 0
Примите голос.
Вернемся ребята в другой с вами век,
узнаем, где и как жил тогда человек...
Исследовать будем, а так же творить,
работу отстаивать и говорить.
Эти строчки родились сами собой. Мне проект понравился, спасибо за идею.
Мария Алексеевна Лаврентьева # 18 июля 2015 в 13:25 0
Большое спасибо!