Конкурсы для педагогов и детей

Исследовательская работа в начальной школе. Злодеи в русских и башкирских народных сказках

Исследовательская работа "Злодеи в русских и башкирских народных сказках"
Введение
Что больше всего любят читать и слушать дети? Что им рассказывают на ночь мамы и бабушки? По каким историям снято больше всего художественных и мультипликационных фильмов? Ответ очевиден – это сказки.
Сказка – самый любимый и популярный жанр народного творчества. На протяжении многих веков она передавалась из поколения в поколение, сначала устно, а потом письменно, поражая слушателей своим сказочным, фантастическим миром.
Возникнув в глубокой древности, сказка постепенно изменялась, на смену одним героям приходили другие. Персонажи в сказках разные: есть положительные, есть отрицательные. Отрицательные персонажи вредят людям, убивают или пожирают их, обижают стариков и детей. Кто они такие? Откуда берутся? Кто и как их может победить? Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили прочитать сказки и узнать о героях подробнее. И тут возник вопрос: а похожи ли злодеи в сказках разных народов или нет? Мы живем в Башкортостане, поэтому решили прочитать русские и башкирские сказки.
Так определилась
цель исследования:
найти сходство или различие сказочных злодеев.
Каких сказочных злодеев знают дети? Мы провели анкетирование среди учеников 2 – 4 классов, чтобы выявить знания детей о них, и выяснили проблему: ученики знают злодеев из русских сказок (Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, баба яга, ведьма), но злодеев башкирских сказок почти не знают (дэв, дракон).
Перед началом чтения мы выдвинули гипотезу: злодеи в русских и башкирских сказках совсем не похожи, ведь каждый народ имеет свои особенности, и сказки сильно различаются.
Задачи:
- проанализировать10 русских и 10 башкирских сказок;
- описать персонажи по следующему плану:
1) имя;
2) внешность;
3) кому вредил;
4)как вредил; 5) в чем сила злодея;
6) как был побежден;
7) помощники злодея.
- найти их сходство или непохожесть.
Объект исследования
– русские и башкирские волшебные сказки.
Предмет
– общие черты и черты отличия злодеев в русских и башкирских волшебных сказках.
Тема исследования актуальна, так как данные по этой проблеме мало изучены. Исследовались положительные герои сказок, богатыри, батыры, а материала по злодеям мы не нашли.
Источники получения информации:
- сборники сказок;
- словари;
- глобальная сеть Интернет.
Методы исследования:
- анализ текста;
- сравнение;
- умозаключение;
- анкетирование.
Глава 1. Какие злодеи живут в сказках?
Для изучения сказочных злодеев мы выбрали 20 сказок: 10 русских и 10 башкирских.
Русские сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Марья Моревна», «Иван - крестьянский сын и чудо – юдо», «Хрустальная гора», «Булат-молодец», «Два Ивана – солдатских сына», «Никита Кожемяка», «Терёшечка», «Царевна-Лягушка», «Чудесная рубашка».
Башкирские сказки: «Урал-батыр», «Исмай», «Золотая рыбка», «Убыр-эби», «Свекровь-убыр и ее несчастная невестка», «Камыр-батыр»,
«Сыновья Бугар-хана», «Батыры-Близнецы», «Красная подушка»,
«Мировой батыр».
Читая сказки, мы составили характеристики злодеев по следующему плану:
1) имя;
2) внешность;
3) кому вредил;
4) как вредил;
5) в чем сила злодея;
6) как был побежден;
7) помощники злодея.
Вот какие злодеи живут в русских сказках: морской царь, Кощей Бессмертный, чудо-юдо, Змей Горыныч, баба яга.[ 3,4,5,6.7]
Персонажи башкирских сказок: юха, аждаха, дэв, иргаил, убыр-эби, убырлы-карсык, ифрит.[ 1,2]
На первый взгляд злодеи абсолютно разные. Чтобы понять, что означают имена злодеев, мы обратились к словарям и интернету.
Аждаха (перс.) – дракон; убыр (тюрк.) – ведьма; дэв, дайва (авестийское), див (фарси) – злой дух, великан, покрытый шерстью. Иргаил (тюрк.) – карлик; ифрит (тюрк.) – людоед; юха (перс.) – змея. [9]
Змей (общеслав.) – ползающий по земле; Кощей (вост.-слав.) – худой, тощий; баба яга (вост.-слав.) – букв. неприятная, злая. [8]
В башкирских сказках встречается также Ажаль – это смерть, которая ходит
по земле и уничтожает все живое. [1]
Всех злодеев мы разделили на три группы: змеи, злодеи, имеющие образ человека, и волшебные существа.
Глава 2. Виды злодеев
2.1 Змеи
К ним относятся Змей Горыныч, чудо-юдо, аждаха и юха. [1,5,6] И русский, и башкирский народ представлял змеев в виде драконов с разным количеством голов. Это могли быть 3, 6, 9, 12-головые драконы. Змеи имели непомерную силу, умели летать, жечь огнем дома, пожирать людей. Их оружие – огонь из пасти, огненный палец и бьющий хвост. Убить их трудно, так как на месте срубленной головы вырастает новая. Вредят они и всему народу (жителям целого города), и отдельным людям (поедают девушек). Змеи иногда имеют помощников – черный конь, черный ворон, черный пес, иногда родственников (сестра, которая превращается в страшную львицу). Победить змея может только богатырь (Иван-царевич, Никита Кожемяка, Булат-молодец) с помощью хитрости и волшебного меча.
Таким образом, в русских и башкирских сказках змеи похожи друг на друга, но имеют разные имена. В русских сказках – Змей Горыныч или Чудо-Юдо, причем всегда мужского пола.
В башкирских сказках – аждаха (он тоже мужского пола), а также встречается змея женского пола юха, которая, превратившись в красивую женщину, обманом губит героя (См. приложение 1).
2.2 Злодеи, имеющие образ человека
Мы выделили следующих персонажей:
- морской царь, заманивший героя в свое царство; [3,6]
- злой земной царь, который хочет отнять жену батыра; [1]
- карлик, обладающий огромной силой; [1]
- Кощей Бессмертный, обладающий черной магией; [3,4,5,6,7]
- ифрит (сын старухи - людоедки) [1]
- женщины-злодейки. [1,2,3,4,5,6,7]
В русских сказках это баба яга, живущая в лесу в избушке на курьих ножках. Героя, попавшего к ней случайно, она хочет изжарить и съесть. Еще это ведьма, которая губит людей (съедает, заколдовывает, и т.д.). [5]
В башкирских сказках много женщин-злодеек:
- царица горных духов; [1]
- мяскяй (похожая на бабу Ягу); [1]
- убырлы-карсык (старуха-обжора); [2]
- убыр-эби (людоедка); [2]
- мать дэвов. [1]
Описываются злодейки одинаково: безобразная злая старуха, поедающая людей. Может превращаться в кого угодно. Бывает бессмертна, смерть хранится в яйце. Но иногда баба яга в русских сказках бывает добрая, помогает героям. Имеются дочери у аждахи – пярии (нечистые духи). [1]
Иргаил – подземный карлик, сам с вершок, борода в тысячу вершков. Обладает отменным аппетитом, может съесть за раз полный казан мяса, оставляя без обеда нескольких человек. В подземном царстве является хозяином воды и не даёт её людям. Злой, сварливый, мстительный. Его побеждает батыр и возвращает воду жителям подземного царства. Встречается только в башкирских сказках.
Кощей Бессмертный существует только в русских сказках. Обладает колдовством, большой силой, коварен и хитёр. Похищает прекрасную девушку, заставляя её выйти за него замуж. Описывается глубоким стариком, костлявым, страшным, лысым, непривлекательным. Его смерть герой находит в яйце на конце иглы при помощи друзей – медведя, волка, щуки, ястреба.
Итак, злодеи в образе человека похожи в русских и башкирских сказках (См. приложение 2).
2.3 Волшебные существа
К ним относятся дэвы из башкирских сказок. [1] Дэв – это огромный великан, обросший шерстью. Может иметь 5, 7, 9, 10, 12 голов. Имеет длинные когти, уродлив. Угрожает батырам, жителям городов. Вред от них большой – преграждают путь к живой воде, поедают девушек, убивают людей. Обладают волшебством и огромной силой. Погубить дэва может только могучий батыр, обезглавив его.
Дэвы имеют родственников: сыновей, дочерей, зятьев, жен и матерей. Дэвы-женщины тоже злые волшебницы и вредят людям. Погубить их можно молитвой или мертвой водой.
Таким образом, дэвы – это волшебные существа, поступками напоминающие змей, но имеющие другой облик и смертные. Эти злодеи встречаются только в башкирских сказках (См. приложение 3).
Заключение
Прочитав сказки и описав персонажей-злодеев, мы узнали их имена, как они выглядят, кому и как вредят, кто их может победить. Мы составили сравнительную характеристику злодеев. (См. приложение 4)
Мы выяснили, что хотя герои русских и башкирских сказок называются по-разному, они во многом похожи. Змеи и аждахи одинаково выглядят и вредят людям. Ведьмы и убыр-эби – это злые страшные старухи-людоедки.
Но имеются и различия. В русских сказках нет существ, похожих на дэвов. В башкирских сказках встречается змея женского пола – юха, а все Змеи Горынычи – мужского.
Злодеи в русских сказках одиноки, не имеют семьи, родственников. Кощею, не смотря на его желание, не удается жениться. А у злодеев башкирских сказок родственников много. У дэвов есть жены, матери, братья, дочери, сыновья, сестры, зятья. У убырлы-карсык есть сын-людоед ифрит. Пярии – дочери аждахи.
И в русских, и в башкирских сказках злодеев можно победить хитростью или силой. У обоих народов добро всегда побеждает зло, и все-все сказки заканчиваются хорошо.
В результате исследования мы познакомились с различными сказками, узнали много нового и интересного. Чтобы лучше представить себе героев сказок, мы нарисовали их так, как представляли. (См. приложения) Наша цель достигнута, гипотеза частично подтверждена.
Читайте сказки разных народов, и перед вами откроется необычный сказочный мир, полный тайн, чудес и добра!
Список литературы
1.Башкирское народное творчество. Том 3.Богатырские сказки. Уфа: Башкирское книжное издательство,1988,448с.
2.Башкирское народное творчество. Том 4.Волшебные сказки и сказки о животных. Уфа: Башкирское книжное издательство,1988,512с.
3.Вас приветствует сказка. Русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. Харьковская книжная фабрика «Глобус»,1993,240с.
4.Лучшие русские сказки. М.: Дрофа – Плюс, 2004,184с.
5.Любимые русские сказки. М.: Эксмо,2006,208с.
6.Русские народные сказки. Сост. В.П.Аникин. М.: Детская литература, 1987,544с.
7.Сказки. Сост. Н.П.Могильный, Н.В.Тимченко. М.:МП НПО Мада, 1993,224с.
8.Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение,1971,542с.
9.Экба З.Н. Башкирско – русский словарь слов арабского и персидского
происхождения. Уфа:Китап,2004,208с.
Приложение 1
Результаты анкетирования учащихся начальных классов
В анкетировании принимали участие 70 человек.
Каких сказочных злодеев вы знаете?
Русские сказки:
• Кощей Бессмертный – 70 человек
• Баба Яга – 70 человек
• Змей Горыныч – 70 человек
• Кикимора – 3 человека
• Ведьма – 11 человек
• Соловей-разбойник – 7 человек
• Леший – 3 человека
Башкирские сказки:
• Дэв – 15 человек
• Дракон – 5 человек
• Ажаль – 2 человека
• Мяскяй – 1 человек



Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская деятельность во 2 классе Конспект исследовательского проекта для 1 класса Исследовательская работа о родном крае в начальной школе Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками
Конспект урока окружающего мира, 4 класс. Наука и техника в 19 веке | Сочинение ко Дню Победы, 4 класс
Опубликовано: 600 дней назад (14 апреля 2015)
Просмотров: 1728
+2
Голосов: 2
Оля # 14 апреля 2015 в 17:10 0
Это очень интересное исследование. Но когда я читала работу, то на каждом этапе меня мучили вопросы: "Почему именно злодеи? Зачем в сказках появились эти злодеи? Какие стороны жизни народ отображал в характерах и поведении этих персонаже? И как к ним относиться: со страхом, с ненавистью, с жалостью, с состраданием". Мне интересно все это узнать, потому что, хоть я и взрослый человек, но тоже люблю сказки разных народов мира. Думаю, что и детям будет интересно перенести сказки на жизнь. Спасибо за внимание. Очень интересно!
Рима Касимовна Саярова # 14 апреля 2015 в 19:08 0
Добрый вечер Мария Алексеевна! Изучила ваш материал, вы очень хорошо потрудились, Прочитав вашу исследовательскую работу, для себя узнала нового. Я сама башкирка. вспомнила детские годы, как я в детстве любила читать своей бабушке вслух сказки, легенды. романы на башкирском языке. Особенно в журнале "Агидель" встречались такие сказки. Это было давно. Для меня знакомы герои мэскэй эбей, убыр эбей, аждаhа,Ен, дэу, газраил. Прочитав ваш материал узнала ещё новых башкирских отрицательных героев. теперь будем знать. это очень интересно. Нам в нашей работе с детьми любая информация полезная. Спасибо. Поддерживаю и голосую!
Ольга Александровна Черноволенко # 15 апреля 2015 в 08:06 0
Здравствуйте, Мария Алексеевна! Действительно, очень интересное исследование! Вами проведена большая работа! Я из Челябинской области, так что мы тоже в детском саду изучаем народное творчество башкирского народа. Ваша работа будет очень полезна педагогам Башкирии, Южного Урала. Молодцы!
Наталья Геннадьевна Завалишина # 18 июля 2015 в 06:40 0
Добрый день, Мария Алексеевна!
Исследование Ваше было интересно читать: детей Вы приобщаете к изучению истории через чтение сказок(это народное творчество), активизируете их внимание, развиваете речь, учите анализировать и обобщать. В старших классах им все это пригодится. Вы- молодец! Голосую.
Можно задать вопрос: а не хотели бы исследовать с детьми положительных героев? Спасибо.