Конкурсы для педагогов и детей

Как нарисовать кельтский орнамент

Мастер-класс по рисованию кельтского орнамента
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель ИЗО.
Назначение материала: для педагогов изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, старших школьников и всех кому интересно изобразительное искусство.
Элементы мастер-класса могут быть использованы на уроках технологии и черчения.

Цель: выполнить рисунок кельтского орнамента.
Задачи:
Познакомить с техникой построения кельтского орнамента, его смысловым значением.
Развивать умения анализировать, сравнивать.
Воспитывать волевые качества: упорство, трудолюбие; повышать уверенность в собственных силах.
Назначение: украшение интерьера, подарок.
Хитросплетения кельтского орнамента
Многим нравится стиль кельтских узоров и орнаментов — бесконечные петли и узлы, переходящие из одного элемента в другой, а потом, через множество переплетений, возвращающиеся обратно.

Как утверждают историки, древние кельты умели не только воевать, но и творить, в большинстве своем они были хорошо образованы и религиозны. Они мастерски украшали замысловатыми узорами одежду, свои тела, высекали орнаменты на каменных стенах храмов. В кельтских узорах переплелись мотивы религиозных верований кельтов с сюжетами их древней мифологии, главная же отличительная особенность кельтских орнаментов – в их символизме.

Каждый орнамент составлен из отдельных узлов. Каждый узел создается из отдельной нити — нити жизни. Нить жизни, нить орнамента нигде не прерывается, она символ непрерывности и связи всех вещей во вселенной.

Английские и ирландские монахи использовали такие орнаменты в ранних христианских рукописях, указывая таким наглядным способом дорогу тем, кто идет по духовному пути.


Хочу познакомить вас с приемами рисования кельтского "солнечного" креста.

Нам понадобятся следующие принадлежности:

- белая бумага (формат А3) и лист бумаги в клеточку;
- карандаш простой;
- циркуль;
- линейка;
- резинка;
- фломастеры.

Сначала предлагаю упражнение, чтобы уяснить, как рисовать переплетения прямых и окружностей.

На тетрадном листе начертите две линии, пересекающиеся под прямым углом.
Отступите от места пересечения линий три клетки вниз и повторите рисунок. Это линии креста. Добавьте им толщину, чтобы из линий они превратились в нити.
Из центра квадрата, образовавшегося в центре проведите круг любого радиуса ( в примере радиус равен удвоенной стороне квадрата). Добавьте толщину линии. Увеличив радиус на две клетки, нарисуйте еще две окружности.
Схема будет завершаться соединением углов креста.

Обводить орнамент следует чередуя линии, как на образце.

Плетение выполнено, обведено, следует убрать карандашные линии.

Начинаем закрашивать. Покажем свет розовым цветом.
Тень – коричневым цветом. В углах – черным.
Полутень – оранжевым цветом.

При желании можно закрасить фон.

После упражнения переходим к непосредственному рисованию кельтского "солнечного" креста. Этот символ - "слияние" круга (знак солнца, света) и креста (знак неба, жизни, вечности). Четыре сложно переплетающиеся окружности еще означают четыре стороны света, четыре измерения нашего мира.

Лист лучше обрезать до квадрата. И отступив один сантиметр провести рамку. Далее проводим диагонали, чтобы определить центр.
Выбираем одну из диагоналей и на ее половине от центра вверх отмеряем 5 см. Синяя точка на фото. Это центр большой окружности. Красные точки – это диаметр малой окружности, но об этом позже.

Отмечаем на таком же расстоянии точки-центры для оставшихся трех окружностей.

Проводим окружности. Точки, где они пересекутся (показаны желтым) будут радиусами малых окружностей.
Проводим малые окружности.

Расстояние АВ на диагоналях делим на пять равных частей ( у меня получилось по 1 см). Через точки 1,2,3,4 будем проводить окружности.





Чтобы показать, какие окружности нужно соединить между собой, я закрасила их разными карандашами.
Середину стираем.
Повторяем операцию с двумя другими окружностями.


По мере повтора этой операции из середины удаляется все больше линий. Те, которые необходимы, я выделяю фломастером.


Проводим средние окружности (показаны красным и желтым).
Стираем из середины линии пресечения.


Начинаем обводить, показывая плетение. Здесь пригодится навык, который мы получили, выполняя упражнение.





Убираем все карандашные линии.

Плетение я предлагаю выполнить теплыми оттенками.

Начинаю с показа теней.


Желтым и оранжевым показываю освещенные, выступающие части плетения.

Работы на этом можно было и закончить, но мне захотелось показать фон.
Для контраста фон - холодных оттенков.

Спасибо за внимание.
Многие кельтские узоры из-за их близости к природным первоисточникам считаются оберегами, способными защитить человека от недоброго глаза, порчи и наговора, уберечь от болезни.
Поэтому рекомендую попробовать выполнить подобную работу, если возникают сложности с построением, не опускайте рук. Возьмите один их рисунков в качестве шаблона и разукрасьте. Успехов!

Рекомендуем посмотреть:

Как нарисовать астры в вазе Витражи своими руками Нетрадиционная техника рисования акварелью и свечой Рисование на срезе дерева. Мастер-класс с пошаговым фото

Похожие статьи:

Рисование осеннего листа

Конспект занятия для 2 класса на тему «Основные и дополнительные цвета»

Эстамп по аппликации. Натюрморт «Фрукты»

Нетрадиционные техники рисования для школьников

Участник №1 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию» декабрь - февраль 2014-2015
Коллективная деятельность в средней группе с применением технологических карт на тему: Новый год | Новогодний плакат своими руками. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 729 дней назад (6 декабря 2014)
Просмотров: 17364
+28
Голосов: 28
Эльвира Серенкова # 9 декабря 2014 в 14:52 +4
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Зашла к Вам в гости, а тут такое чудо! Ваш мастер-класс по рисованию кельтского орнамента -изумительный! У Вас присутствует талант не только художника, но и педагога!И с геометрией у Вас тоже все в порядке! Не каждому удастся так доходчиво, понятно, пошагово, грамотно объяснить такую сложную тему! Я иногда использую в своей работе кельтский орнамент (я работаю с кожей -иногда мы выжигаем орнаменты на изделиях)- но я даже не предполагала, что его можно самой вот так по кругам разобрать и создать! Я обычно просто срисовывала- куда- зачем идет линия и пыталась воспроизвести! А оказывается есть схемы создания, и все просто; надо только быть внимательным, аккуратным, последовательным в работе! И, конечно, мне нравится уже раскрашенный вариант орнамента- такой яркий, сочный, колоритный!Некоторые ребята любят рисовать орнаменты - я думаю, что для них Ваш материал также будет полезен. Оформление работы и фотоматериал также безупречны. С огромным уважением к Вашему труду и таланту отдаю Вам свой голос+1! И желаю удачи и вдохновения!
Мария Анатольевна Гановичева # 9 декабря 2014 в 17:21 +4
Спасибо огромное! Вы такая внимательная! Я волновалась, что будет слишком сложно для восприятия. Мне кельтика очень нравиться, в ней мне видятся корни древне-русского орнамента. Но это для историков - этнографов вопрос, надо копать серьезно. На этой теме конечно не разыграешься, творчества мало, но дисциплинирует детей. Им нравиться.
Елена Солдатова # 9 декабря 2014 в 19:07 +2
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Заглянула к Вам в мастер-класс по рисованию и самой захотелось рисовать.Вами подготовлен подробный, понятный, интересный мастер-класс.Творческих Вам успехов! Отдаю Вам свой голос.
Оксана Николаевна Сидорова # 11 декабря 2014 в 10:25 +2
Добрый день Мария Анатольевна!Мне очень понравился Ваш мастер-класс. Все очень понятно, последовательно и точно.Спасибо.
Фатима Митхатовна Алтынбекова # 11 декабря 2014 в 14:56 +2
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Я еще раньше на Вашей страничке любовалась кельтскими орнаментами и думала о том, каким образом они выполнены. И вот, наконец-то, шикарный мастер-класс! Все очень методически верно, последовательно и доходчиво. Думаю, что всем, кто его посмотрит, захочется выполнить. Ну, а я возьму на вооружение и обязательно сделаю со своими учениками. Спасибо! Мой голос - Ваш!
Елена Ивановна Сауткина # 12 декабря 2014 в 06:28 +1
Здравствуйте,Мария Анатольевна!С радостью ознакомилась с вашим замечательным мастер-классом! Всё здорово,подробно рассказывается, как нарисовать такой сложный орнамент.Удачи Вам и творческих успехов. v
Кристина Олеговна Ракова # 13 декабря 2014 в 11:23 +2
Спасибо за пошаговое описание работы! На уроке черчения начать, на изо продолжить! Здесь точно без волевых качеств не получится! Очень красивый узор, выглядит будто красками расписан.
Цитата: "Возможны оба варианта. _Разукрасить_ - придавать кому-л., чему-л. красивый, нарядный вид с помощью каких-л. украшений, отделки. _Раскрасить_ - расписывать красками (обычно разноцветными." И "резинку" в описании работы может на "ластик" заменить? smile
Наталья Альбионовна Боушева # 16 декабря 2014 в 16:53 +1
Очень доступно и интересно. Кельтский орнамент сложный, но благодаря вашему мастер классу всё понятно.
Спасибо.
Мария Анатольевна Гановичева # 16 декабря 2014 в 17:05 0
Чувствовала, что надо начинать было с простенького. Спасибо за положительный отзыв!
Лилия Михайловна Шаготова # 16 декабря 2014 в 22:57 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Я веду уроки рисования в начальной школе. Поэтому мне интересно все, что касается этих уроков. Ведь учителя начальных классов - универсальные учителя-должны уметь все. В 3 классе по программе "Школа 2100" есть тема кельтский орнамент. Мне было объяснять довольно сложно, а вы все объяснили очень просто и доходчиво, последовательно, хотя я считаю эту тему очень сложной.
В своем мастер - классе Вы познакомили с техникой построения кельтского орнамента, его смысловым значением.Развиваете у детей умение анализировать, сравнивать.Воспитываете упорство, трудолюбие, а так же повышаете уверенность в собственных силах. Цель Ваш мастер - класс достиг, у детей все получиться. Хотелось бы посмотреть как ребята справились с этой задачей.Фотографии качественные. Спасибо. Удачи! Мой Вам голос!
Мария Анатольевна Гановичева # 17 декабря 2014 в 09:51 +1
Спасибо вам за подсказку, я поняла, что эту тему можно давать как рельеф. Плетение будет просто передать или из пластилиновых полос или из толстых капроновых нитей. Благодаря вашему комментарию скоро родится новый мастер-класс. smile Может это будет урок коллективной деятельности (это мой "пунктик")
Я думаю, что в 3 классе этот орнамент действительно рисовать трудно, может стоит взять упражнение и только его выполнить на уроке. Но это если дети владеют циркулем.
Валентина Николаевна Трофимова # 16 декабря 2014 в 23:08 +1
Добрый вечер, в такие хитросплетенные орнаменты очень нравиться мальчикам рисовать. Они скрупулезно вырисовывают каждый переход светотени. Да в 3 классе есть такая тема, учителя не любят ее. Ваш мастер класс пособие для этого урока изо. Единственное, что мне не очень нравиться - по моему фломастер не подходит кельтскому узору, он не дает плавных переходов.
Мария Анатольевна Гановичева # 17 декабря 2014 в 09:57 0
Согласна с вами. Мальчикам анализировать проще (особенность мозга). Кельтика в образцах почти всегда в графике, потому я и взяла фломастеры. Пробовала делать акварелью ( в блоге, если интересно, есть в фото), у самой терпенья не хватало, растянулась на пару дней работа, по-этому предлагаю фломастеры или карандаши. Карандаши есть многоцветные - любые переходы покажут.
Мария Александровна Ширшова # 5 января 2015 в 11:27 +1
Добрый день,заворожена вашей работой. У меня дочке 10 лет .Она очень увлекается такого рода рботами. Она будет в восторге,когда я ей дам попробовать начертить подобную хитрость. Очень полезна для развития логического мышления.
Мария Анатольевна Гановичева # 5 января 2015 в 16:55 0
Спасибо за позитивный отзыв! А вы еще скажите, что это она будет нити жизни рисовать, вообще увлечется ребенок. могу ссылочку дать, где я училась кельтику рисовать.
Ольга Николаевна Белаш # 14 января 2015 в 19:07 +1
Очень подробно и доступно изложено. Тем таких нет в моем планировании, но можно попробовать выполнить такую работу на кружке.Думаю, детей заинтересует ваш мастер-класс. Спасибо за проделанную вами работу. Вот мой голос .
Валентина Ивановна Усова # 15 января 2015 в 10:25 +1
Мне показалось очень занимательным предложенное занятие. Узнала новое о смысле узоров. Орнамент красивый и сейчас многие дети увлечены его срисовыванием, а вы объясняете, что его можно построить. Значит каждый ребенок и взрослый тоже может создать свой орнамент на основе вашего мастер-класса. Стоит только изменить количество линий или их толщину и получим совершенно другой узор. Детей надо учить думать и это занятие просто интегрированное - здесь и черчение и история и МХК и ДПИ, поэтому считаю очень полезной Вашу разработку.
Елена Борисовна Новоалександрова # 20 января 2015 в 10:00 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Удивительный и в тоже время сложный мастер класс. Я не обращала внимание на такие сложные узоры, думала что это невозможно нарисовать. Я думаю, что рисуя такие узоры, еще и развиваются математические способности. Спасибо за подсказку.+1
Выготов Сергей # 20 января 2015 в 15:28 +1
Очень пригодился мастер класс. Искал что-то подобное, украсить футболку своей девушки. Благодарю!
Татьяна Владимировна Нистратова # 22 января 2015 в 09:15 +1
Это просто фантастика! Сама пыталась разгадать способ построения такого узла. А здесь готовый мастеркласс. Рекомендовала своей подруге - учителю черчения - от неё отдельное спасибо.
Елена Юрьевна Первухина # 22 января 2015 в 21:04 +1
Очень подробный, очень скрупулезный мастер класс!
Только я думаю он больше подойдет для учеников старших классов.
Вначале представлены графические рисунки кельтских орнаментов.
Они отличаются живыми линиями, нарисованными в ручную, т. е . без использования
линейки. Конечно рисование подобных орнаментов без инструментов - это удел настоящих художников .
Построение геометрического орнамента по вашей подробной схеме принесет истинное удовольствие любителям
Черчения и логических задач. Спасибо большое за вашу работу !
Мария Анатольевна Гановичева # 23 января 2015 в 18:57 0
Вы на 100 процентов правы. Заходите в мои фото в блоге, если Вам интересны рисованные кельтские орнаменты. Но любой из них строится. А насчет логических задач Вы тоже правы и я их просто обажаю (задачку Энштейна решала полдня, пока не решила, про семерых иностранцев)
Антонина Михайловна Юмашева # 24 января 2015 в 17:27 +1
Наивысшая оценка! Мастер - класс супер! С огромным уважением к Вашему труду и таланту отдаю Вам свой голос! И желаю удачи и вдохновения!
Марина Викторовна Вертинская # 27 января 2015 в 19:16 +1
Это просто чудо, завораживает. Очень интересная работа. Думала, что сложно, но так все замечательно расписали и показали на фотках.Спасибо!
Мария Анатольевна Гановичева # 27 января 2015 в 19:22 0
Согласна, мне напоминает ювелирные украшения и ручное ткачество одновременно. Спасибо за внимание к работе!
Елена Николаевна Лебедева # 27 января 2015 в 19:54 +1
Мария Анатольевна, спасибо за мастер-класс. Очень увлеклась рассматриванием, если бы был циркуль под рукой, наверняка не удержалась бы, чтобы попробовать. Я очень долгое время увлекалась древнерусскими магическими знаками и символами. Обожаю Славянскую писанку, которая изначально несла в себе информацию о мире при помощи символов. Так что Ваш мастер-класс не только для любителей черчения smile Понятно описание и пошаговые фото. Успехов!
Кристина Викторовна Омышева # 28 января 2015 в 18:32 +1
Здравствуйте Марина Анатольевна!!Потрясающий мастер-класс!!Все расписано доступно,поэтапно.
Людмила Викторовна Веселова # 28 января 2015 в 20:25 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Шикарная работа, обязательно попробую хотя бы отдельные элементы с третьеклассниками. Доступно все показано и описано даже для новичков. Спасибо! Успехов ВАМ! +1
Надежда Ивановна Дятлова # 29 января 2015 в 09:16 +1
Мария Анатольевна, здравствуйте!!!!! С кельтским орнаментом я еще не знакома, но какое удовольствие получила, читая исторические данные о нем, рассматривая непрерывные линии орнамента! Ну, а его создание.... это выше всяких похвал!!!!!!!! Жаль, что в детском саду можно лишь предложить ребятам попробовать его раскрасить. Спасибо за замечательный мастер-класс с подробным объяснением!!!!!!!!!!!
Мария Анатольевна Гановичева # 29 января 2015 в 17:16 0
Я обещаю Вам сделать МК, как этот орнамент можно слепить рельефно с младшими школьниками. В голове такая задумка давно зреет. Спасибо за внимание!
Ольга Валерьевна Лукашенко # 29 января 2015 в 17:43 +1
Фантастический мастер-класс! Хорошая работа для ума и рук. Дети 6-7 классы очень любят такие задания. Еще и погружение в историю орнамента! Работа с цветом! Конечно, за одно занятие очень сложно успеть выполнить, но дети с удовольствием продолжают свои творческие изыскания и дома.Очень важно объяснить последовательность построения. Спасибо!!!
Шарипова Нурсулу # 30 января 2015 в 13:41 +1
Здравствуйте! Оболденный мастер класс, интересно,Желаю вам рбота была оценина по творческих побед, что ваша достоинству! Спасибо еще раз за мастер класс!
Любовь Сергеевна Новоселова # 31 января 2015 в 13:21 +2
Мария Анатольевна, замечательный мастер-класс. Узор сложный, но интересный, тем более несёт такую энергетику. Чертить не мой конёк, но я обязательно научусь такому превосходному узору.Очень полезна для развития логического мышления. Спасибо.
Мария Анатольевна Гановичева # 31 января 2015 в 14:26 0
Спасибо! Я планирую еще один МК по кельтике, только полегче. Но времени нет сделать хорошо, а как попало я не люблю!
Людмила Алексеевна Гаврилова # 31 января 2015 в 19:21 +1
Сложная и кропотливая работа! Но очень подробно и доступно объяснено.
Мавлия Агзамовна Хисматова # 31 января 2015 в 21:30 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Вы меня просто заинтересовали своим фантастическим мастер-классом. Я обязательно попытаюсь освоить методику кельтского орнамента. Спасибо Вам за качественный, совершенный конспект МС. В исламских мечетях для украшения используются именно такого рода орнаменты, потому, что там нет изображений людей. Желаю Вам успехов во всём. Вам мой голос!!!
Кучерова Анна Витальевна # 3 февраля 2015 в 10:10 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Большое спасибо за профессиональный мастер-класс. Ваш мастер-класс характеризуют такие слова как: чёткость, доступность, последовательность, художественная выразительность! Думаю, это хорошая методическая разработка, которую можно использовать в работе с детьми и взрослыми. Спасибо за творчество.
Елена Алексеевна Покидова # 4 февраля 2015 в 17:44 +1
Здравствуйте,Мария Витальевна!Спасибо за приглашение на МК.Всегда думала,что такие сложные узоры нарисовать смогут только профессионалы.Но ,благодаря ВашемуМК,с работой смогут справиться и школьники.Действительно,узор заряжает какой то энергетикой-чувствуется душа,вложенная в рисунок.Удачи Вам в дальнейших работах.Вашим ученикам повезло.
Елена Николаевна Фатеева # 5 февраля 2015 в 20:32 +1
Великолепный мастер-класс!!! Мне, конечно, в работе не пригодится, но я восхищаюсь вашим мастерством и кропотливостью в творчестве. Желаю дальнейших успехов во всех начинаниях.
Светлана Николаевна Пикулева # 5 февраля 2015 в 21:59 +1
Здравствуйте, Мария Витальевна! Воспользовалась вашим предложением и посетила вашу страничку. Очень подробный пошаговый материал. Посмотрев на кельтские узоры, думаешь как они замысловато устроены. Но на примере вашего мастер-класса можно легко изобразить такое чудо. Спасибо за приглашение. Буду ждать от вас новых идей.
Оксана Владимировна Сколкова # 6 февраля 2015 в 21:05 +1
Мастер класс очень интересный, многие мои знакомые интересуются кельтикой и когда я давала ссылку, то сказали, что эта работа очень интересная. И такой больше нет. Мне понравилось историческое вступление. Само построение сложное, но для специалистов понятное. Я раскрасила уже готовый вариант ( шестой рисунок снизу), который распечатала на принтере. Только цвет для фона у меня черный. Спасибо автору, было интересно!
Елена Геннадьевна Глушкова # 7 февраля 2015 в 18:29 +1
Для меня ваш мастер-класс стал маленьким открытием! Спасибо!Большое спасибо!
Ольга Николаевна Гоголинская # 8 февраля 2015 в 21:25 +1
Вы очень творческий и неравнодушный человечек, так грамотно и четко построили свой мастер--класс. Я для себя сделала открытие.
Светлана Ивановна Догадина # 9 февраля 2015 в 20:45 +1
Очень интересно, занимательно. Творческих успехов
Лариса Юрьевна Захарова # 12 февраля 2015 в 20:08 +1
5! Класс! к своему стыду впервые услышала о кельтском орнаменте, очень понравилось и захотелось попробовать самой. Мастер-класс очень подробный и понятный, видно, что Вы увлекаетесь данным видом рисования и можете доступно донести до понимания воспитанников. Спасибо! Голосую! Творческих успехов!
Наталья Владимировна Лисова # 17 февраля 2015 в 22:27 +1
Получила удовольствие, зайдя к вам на МК. Техника действительно интересная! Очень красивая получилась работа!Надо будет попробовать сделать что-то в такой технике. спасибо!
Оксана Викторовна Копнина # 18 февраля 2015 в 13:11 +1
Спасибо, мастер-класс доступный, все понятно. Замечательная работа