Конкурсы для педагогов и детей

План - конспект урока физики по технологии сотрудничества, 9 класс. Свободное падение

План - конспект урока физики в 9 классе на тему: «Свободное падение»
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель физики.

Назначение: обмен опытом по организации коллективной деятельности учащихся на уроках физики.

Описание: данный конспект предназначен для учителей физики при закреплении знаний по теме "Свободное падение". Может использоваться в качестве внеурочного экспериментального задания при изучении механики.
Форма проведения урока – деловая игра.
Класс предварительно делится на группы, внутри которых распределяются роли.
Роли: "Галилей", "компьютерный гений", "режиссер","помощник Галилея" .
В процессе урока группы выполняют эксперимент и отчет о нем в виде презентации в формате PowerPoint на ноутбуках.

Цель урока: организация активной деятельности учащихся, основанной на применении знаний об равноускоренном движении.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания о свободном падении тел через проведение исследований.
Развивающие: развивать навыки самоконтроля, самостоятельности в приобретении знаний при решении экспериментальных задач.
Воспитательные: воспитывать умения работать в группе, адекватно оценивать свои знания. Содействовать развитию умения применять знания теории на практике, развитию творческих способностей, познавательного интереса к предмету.

Оборудование: портрет Галилея, карточки для с/р, ноутбуки, шаблон презентации PowerPoint, тела для эксперимента (мячи разной формы и размера из спортзала, коробочки, пластиковые бутылки и т.д. в зависимости от фантазии выполняющих), фото и видеокамера, секундомер и калькулятор (на сотовых телефонах).

План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Задание практического характера.
5. Подведение итогов урока.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Установление рабочей дисциплины. Отметка отсутствующих. Сообщение целей и плана урока. Уточнение состава и распределение ролей внутри группы.

2.Актуализация опорных знаний
Каждая группа получает листы с заданием по теме «Ускорение». Рядом с цветными кругами нужно написать характеристики физической величины - УСКОРЕНИЯ.

Обсуждение задания в группах.
Отвечает один представитель от группы устно. Группа, первая выполнившая задание правильно, получает приоритет в выборе тел для эксперимента.
По мере выполнения задания все группы получают тела для эксперимента.

3. Изучение нового материала.
Речь сегодня пойдет о свободном падении тел.
Вы наблюдали движение тела, падающего с некоторой высоты? Приведите примеры такого движения.
Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие умы - Аристотель, Галилео Галилей, Исаак Ньютон.
Сегодня на уроке вам предстоит определить характер и проверить закон движения тел, на которые действует только сила тяжести. Вы станете учеными, выполняя эксперимент.
До этого урока мы познакомились с тремя формулами, позволяющими определять ускорение.
Сегодня мы воспользуемся

Где a - ускорение (м/с), h - высота, то есть перемещение (м), t - время (с).

Помните о технике безопасности при выполнении эксперимента. Для предотвращения несчастных случаев следует сбрасывать предметы аккуратно, чтобы исключить всякую возможность попадания их в других учащихся. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Четко следуйте индивидуальным заданиям.
Участники групп расписываются в журнале инструктажей по ТБ.

И каждый приступает к выполнению своей роли в группе.
"Галилей", взяв тела для выбрасывания, ждет, пока на улице про окном появятся "режиссер" и "помощник Галилея". Когда они подают сигнал готовности, "Галилей" поочередно, с паузами во времени, выбрасывает три предмета из окна. Когда "режиссер" и "помощник Галилея" возвращаются с улицы и отдают свои результаты, "Галилей" выполняет расчеты по этим данным.

"Компьютерный гений" получает шаблон презентации, который оформляет, получая данные от всех остальных участников группы.

"Режиссер" отправляется на улицу под окно, из которого будут падать предметы. Стоя на безопасном расстоянии, выполняет фото и видеосъемку. Передает свою информацию на ноутбук.
"Помощник Галилея" отправляется на улицу под окно, из которого будут падать предметы. Стоя на безопасном расстоянии, засекает и фиксирует в таблицу время падения предметов. Собирает упавшие предметы, приносит в класс. Помогает Галилею в расчетах .

4. Выполнение задания практического характера.
В процессе урока группы выполняют эксперимент и отчет о нем в виде презентации в формате PowerPoint на ноутбуках.
Учащиеся совместно планируют свои действия, предлагают формулировки хода работы, делают выводы по ней, выполняют отчет.


5. Подведение итогов урока

Выводы, которые могут получить учащиеся в ходе выполнения экспериментальных заданий:

При этом ученики привлекают свой личный опыт для объяснения явлений, анализируют проблемные ситуации, используют логические умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

6. Рефлексия: учащиеся по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
я приобрел


Учащиеся дают оценку успешности достижения целей урока, называют основные трудности в работе и в ходе совместного обсуждения способы для их преодоления. Затем, анализируя свою деятельность, выбирают наиболее трудный этап выполнения экспериментальных задач.

7. Домашнее задание: закончить презентацию для тех, кто не успел сделать это во время урока. Остальным заполнить таблицу: различие взглядов на свободное падение Аристотеля, Галилея, Ньютона.
Дополнительная интересная информация по теме «Свободное падение»:
Парижский физик Ленорман, живший в 18 веке, взял обычные дождевые зонты, скрепил их концами спиц и прыгнул с этим устройством с крыши дома. Затем, ободренный успехом, он изготовил уже специальный зонт с прикрепленным сиденьем и кинулся вниз с башни в Монпелье. Внизу его окружили восторженные зрители.
Как называется ваш зонт? Парашют! - ответил Ленорман ( буквальный перевод этого слова с французского - "против падения").

Самое тяжелое тело становится совершенно невесомым в течение всего того времени, пока оно падает. “Весом” тела мы называем силу, с которой тело тянет точку подвеса или давит на свою опору. Если прикрепить гирю к крючку пружинных весов и следить, куда двинется указатель, а весы с гирей быстро опустить вниз, то вы убедитесь, что во время падения указатель показывает не полный вес гири, а гораздо меньше! Сравним рисунки а) и б).
Если бы весы падали свободно и мы могли бы во время падения следить за их указателем, то заметили бы, что гиря при падении не весит, показатель остановился бы на нуле.

Кошка успевает во время падения повернуться так, чтобы упасть на лапки. Почему? Благодаря мускулам, вращающим хвост в нужную сторону, в то же время отталкивающим его от тела. Этим кошка заставляет тело поворачиваться в направлении к земле (закон равенства действия и противодействия). Совершая обороты хвостом, кошка может повернуть свое тело на желаемый угол, как бы она не падала.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики. Колебательное движение, 9 класс Конспект урока физики в 9 классе по теме: Высота, громкость, тембр звука Конспект урока физики в 9 классе. Состав атомного ядра Конспект урока физики для 9 класса

Похожие статьи:

Конспект урока физики 9 класс

Конспект обобщающего урока физики в 9 классе по теме: Законы Ньютона

Внеклассное мероприятие по физике для 9 класса

Технологическая карта урока физики 9 класс по ФГОС

Участник №128 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Символический орнамент | Беседа ко Дню Победы, 8 - 11 класс
Опубликовано: 664 дня назад (15 февраля 2015)
Просмотров: 1964
+9
Голосов: 9
Константин # 15 февраля 2015 в 16:50 +2
Почему вы не мой учитель? Так интересно, тему знаю, хотел быть на месте этих ребят. Только где формулы?
Светлана Анатольевна Савостьянова # 15 февраля 2015 в 18:42 +2
Мария Анатольевна, здравствуйте. Познакомилась с представленным Вами конспектом урока физики в 9 классе на тему «Свободное падение». Из описания я поняла, что это не первый урок по данной теме и ребята уже знакомы с понятием «свободное падение тел». Закрепление материала осуществляется с использованием постановки опыта самими учащимися по группам. Это удачное решение, так как даёт возможность обучающимся самостоятельно добывать знания, оценивать ситуацию, делать выводы. Принцип сотрудничества прослеживается и по схеме ученик-ученик, так как ребята работают в группе и общий результат зависит от каждого, и по схеме ученик – учитель, думаю, учитель выступал в роли консультанта. Цель урока достигнута, активная познавательная деятельность прослеживается на протяжении всего урока. В завершении проведена рефлексия на учебный материал и на эмоциональное состояние учащихся.
Материал оформлен грамотно, правильно поменяли некоторые слайды и добавили новые с ходом работы, я нашла ответы на два возникших вопроса: как строилась работа и результаты сейчас ближе к ускорению свободного падения. Поздравляю с дебютной публикацией в качестве учителя физики! Примите голос +1!
Мария Анатольевна Гановичева # 15 февраля 2015 в 19:12 +1
Здравствуйте, спасибо за положительную оценку! Про свою роль забыла написать: координатор-консультант. Мне очень нравиться наблюдать попытки самостоятельных исследований. Задавала на дом один раз этот эксперимент, такие видеоролики смешные приносили (очень не щадят яйца, дома если выполняют, то все их и выбрасывают из окна), жаль, что сломался компьютер в школе, где были эти работы собраны. А то похвалилась бы.
По программе эта тема в сентябре, тогда еще и окна в классе открыты. У нас кабинет на 3 этаже, так что и для спортивных мальчиков дело находится, бегать на улицу - время фиксировать. Про отчет скажу, что формулируют с трудом, над этим надо работать, развивать научно грамотную письменную речь.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 15 февраля 2015 в 20:56 +3
Добрый вечер Мария Анатольевна! Познакомилась с вашим планом - конспектом урока физики по технологии сотрудничества. Тема:«Свободное падение». Очень интересный и познавательный материал вы подобрали для учащихся на уроках физики. Цель урока достигнута, активная познавательная деятельность прослеживается на протяжении всего урока. Мне понравился ваш план и оформление работы. Примите мой голос.
Светлана Валерьевна Кошелева # 17 февраля 2015 в 21:44 +1
Мария Анатольевна,спасибо за приглашение и интересную разработку! Очень хорошо, что урок построен на самостоятельном эксперименте ребят: школьники учатся выдвигать и проверять гипотезы, оформлять результаты работы. Конечно же, детям на таком уроке интересно, каждый может себя проявить. Мне кажется, можно расширить экспериментальную часть: одна группа проверяет зависимость ускорения свободного падения от массы (им нужно подобрать тела разной массы ,но одинаковой формы), другая группа - зависимость ускорения от формы предмета (они подбирают тела одинаковой массы, но разной формы). Очень хороший урок, примите мой голос!
Мария Анатольевна Гановичева # 18 февраля 2015 в 08:51 +1
Спасибо! Ваш комментарий заставил думать дальше в этом направлении. Согласна и задания теперь изменю, наверное можно и к законам Бернулли подойти? Про обтекание, но в 9 классе это рановато. Значит дам, как тему проекта.
Инна Александровна Егорова # 18 февраля 2015 в 21:01 +1
Мария Анатольевна, спасибо за приглашение и интересную разработку! Данный урок построен на активных методах обучения, что сейчас распространяется по школам. На уроке повторяется основной теоретический материал и решаются задачи только по одной формуле, что соответствует требованиям к таким урокам. На уроке не стремятся объять необъятное, а стараются научить одной конкретной формуле или задаче. Подобран интересный материал для дополнительного изучения. Понравилось как организована работа в группах, подведены итоги, проведена рефлексия. На уроке дети работают с ноутбуками, ведут видео и фотосъемку, что, конечно же, очень интересно. Чтобы я исправила, после актуализации знаний группам раздаются предметы для эксперимента и кто раньше ответил, тот имеет приоритет в выборе. Это как правило учащиеся с хорошими знаниями и мотивацией к учебе, им бы наоборот нужно было бы дать тела "посложнее". На этом этапе урока можно было бы осуществить дифференциацию заданий по уровням А, В и С. Спасибо!Голосую.
Мария Анатольевна Гановичева # 19 февраля 2015 в 06:14 +1
Спасибо за дельный совет, пригодится при планировании других уроков ( можно и на этом использовать). Только у нас отвечал не каждый ученик, а делегат от группы. Деление же производим по желанию (свободному выбору) школьников, по-этому в каждой группе есть и слабые и сильные. Интересно то, что слабые учащиеся проявляют большую заинтересованность, чтобы оказаться в группе с учениками, которые успешны в изучении физики. Приятны комментарии, которые направляют, заставляют задуматься и придумывать новое.
Лилия Александровна Перевозчикова # 24 февраля 2015 в 13:53 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна, спасибо за приглашение.Согласна с коллегами, урок познавательный, методически правильно построен, детям некогда скучать.Есть и групповая работа, и работа с ноутбуком, и предоставлен очень интересный исторический материал.Примите голос.
Наталья Михайловна Мазунина # 24 февраля 2015 в 19:52 +1
Достаточно насыщенный, творческий урок. С девятиклассниками - непросто справляться, но на данном уроке заметен их интерес. Так что все получилось. Молодцы!
Наталья Александровна Ермакова # 29 марта 2015 в 14:52 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Замечательный материал, дети наверно были в восторге от эксперимента,захотелось испробовать на практике, обязательно расскажу об этом детям!+1