Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Повышение мотивации к изучению физики

Приемы работы по повышению мотивации к изучению предмета физика
Описание: Материал содержит опыт работы со слабомотивированными учениками. Мотивация играет решающую роль в эффективности обучения любому виду деятельности. Приемы и формы работы по развитию и повышению мотивации могут быть полезны учителям ЕМЦ в создании условий для успешного обучения.
Цель: создание условий для активной познавательной деятельности школьников на уроках по предмету физика.
Задачи:
1. формировать активную жизненную позицию,
2. научить находить межпредметные связи физики с биологией, химией, географией, геометрией, литературой, физкультурой и т.д.
3. развивать навыки работы с информацией,
4. формировать умения выполнять мыслительные операции (сравнивать, анализировать, структурировать, синтезировать).

Любой учитель стремится в меру возможностей развития каждого ученика обеспечить ему прочные знания и умения выполнять мыслительные операции. Тем не менее в каждом классе есть дети с низкой мотивацией к обучению или низкими возможностями к обучению.
Причиной слабой мотивации и неуспеваемости могут быть возрастные особенности, условия в семье, психологические особенности детей, дефицит внимания, гиперактивность. Наряду с гиперактивностью есть еще и гипоактивность. Такие дети не мешают учителю, они тихо сидят на задней парте, не нарушают дисциплину. Однако успеваемость таких детей не соответствует ожиданиям. Гипоактивные дети стараются, чтобы их не вызывали к доске, не участвуют в учебных дискуссиях, имеют нарушения способности к обучению.
Даже одаренный ребенок может быть по тем или иным причинам негативно настроен к школе, что сказывается на успеваемости.
Для учащихся, имеющих низкие учебные возможности, характерны слабые навыки чтения, счета; слабое владение интеллектуальными умениями абстрактно мыслить, анализировать, быстро обобщать учебный материал. Так как они не справляются с обычными заданиями, то и желание учиться пропадает, потом они просто отказывается посещать школу, прогуливают уроки, грубят, хамят учителю, не выполняют заданий, мешают работать одноклассникам.
Для создания благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся на своих уроках , чтобы все учащиеся усвоили изученный материал, я применяю следующие приемы:
Для поддержания интереса к усвоению темы подбираю примеры, даю для решения задачи, связанные с жизнью подростка. Важно научить находить межпредметные связи физики с биологией, химией, географией, геометрией, литературой, физкультурой и т.д.
Привлекаю неуспевающих в качестве помощников при подготовке наглядных пособий, плакатов, схем.
По возможности стараюсь на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т. е. осуществлять постоянную "обратную связь" - корректировать непонятное или неправильно понятое.
Даю задание на развитие познавательных качеств: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д.
Контролирую усвоение вопросов, обычно вызывающих у учеников наибольшие затруднения.
Поощряю вопросы со стороны учеников при затруднениях в усвоении учебного материала.
Поощряю ребенка даже за незначительный успех. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.
Задаю ненаправленные вопросы.
Сравниваю результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).
Даю дифференцированные задания, отказываюсь от тестов. Максимально использую на уроках визуальную поддержку: интерактивные задания на компьютере, показ демонстраций и моделей, схемы и опорные конспекты.
Обсуждаю заранее с детьми, как будет проходить контрольная или самостоятельная работа.
Учу планировать работу, выполнять ее в должном темпе. Инструктирую учеников о порядке выполнения домашней работы. Слежу за динамикой изменений с последующей корректировкой работы.
Мотивация должна быть не от желания избежать наказания от родителей или страха осуждения. Она должна быть лучиком света, к которому ученик стремится. Здесь важно правильно определить порог, который ученику нужно преодолеть на пути к знаниям.

У любого ученика есть потребность чувствовать свою причастность к жизни класса, ощущать свою значимость в коллективе.
Желание социализироваться, строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками необходимо поддерживать.
Для удобства я решила классифицировать слабо-мотивированных детей следующим образом: «стеснительные и тихие», «клоуны», «доминирующие и разговаривающие».
Тем, кто относится к группе «стеснительные и тихие» стараюсь давать индивидуальные задания, даю дополнительное время на ответ. Стараюсь не создавать ситуации, где они будут сравнивать свои результаты с результатами других ребят. Если узнать интересы такого ребенка, то можно дать ему дополнительное задание, связывающее предмет с его увлечением. При участии таких детей в групповой работе следует давать им посильные, выполнимые роли.
Для «клоунов» важно перенаправить их ироничныю энергию на изучение предмета. Можно предложить роль аналитика: составить вопросы классу, оценить работу одноклассников, разработать критерии для оценивания. Успешно справляются эти ученики с творческими заданиями по предмету, требующими креативного подхода или использования интернета.
Тем, кто «доминирующие и разговаривающие» я предлагаю роль спикера, организатора групповой работы. Можно назначить такого ученика консультантом (убедившись, что он в состоянии давать консультации). Давать задания, требующие письменного ответа или усложненные.
Подростки стремятся к самоутверждению. Ищут круг людей, для которых они будут значимы, среди которых они будут чувствовать себя нужными. Внимание такая же психологическая потребность, как еда и питье. Оказывая им это внимание, можно усилить мотивацию к учению и улучшить учебные результаты.

Рекомендации по работе с учащимися , имеющими слабую мотивацию и низкие учебные возможности.
1. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
2. Спрашивайте ребенка в середине урока.
3. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).
4. Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.
5. Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.
6. Используйте на уроках визуальную поддержку.
7. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
8. Давайте оценку, комментируйте не лично ученика, а его работу.
9. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах, создайте возможность повторного изучения материала.
10. Старайтесь соразмерять основные требования с требованиями других учителей–предметников.
11. Обговаривайте заранее с детьми, как будет проходить контрольная работа, экзамен.
12. Выберите подходящий способ проверки знаний ребенка, удобный для него (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад).
13. Практикуйте работу в парах и группах, когда успевающие и отстающие ученики работают в сотрудничестве.

Желаю всем учеников, которые понимают, зачем они учатся, стремятся добиться успеха, работают с удовольствием.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики в 7 классе по теме: Строение вещества Конспект урока физики для 7 класса по теме: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества

Похожие статьи:

Конспект урока физики 8 класс

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Методическая разработка урока по физике 9 класс

Участник №29 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2019 года
Логические задачи для школьников с решениями и ответами | Конспект урока физики с презентацией, 7 класс. Плотность вещества и единицы измерения плотности
Опубликовано: 676 дней назад (14 ноября 2019)
Просмотров: 1184
Рубрика: Размышления
+4
Голосов: 4
Олег Владимирович Мамаев # 14 ноября 2019 в 17:35 +1
"Подростки стремятся к самоутверждению" - это Вы верно заметили. Плохо то, что самоутверждение их редко проявляется непосредственно в науке. А между тем наглядные примеры такого типично подросткового самоутверждения в научной сфере есть, взять хотя бы советский фильм "Расписание на послезавтра", главные героями которого являются увлеченные физикой учащиеся элитной математической школы. Такие фильмы полезно сегодня показывать в школе.



Мария Анатольевна Гановичева # 14 ноября 2019 в 17:52 +3
Здравствуйте, приятно вспомнить наше советское прошлое. Это я о фильме. Но Вы же понимаете, что ученики сегодня совсем другие. Разработка о работе с теми, кто не справляется с программой. Причины у каждого свои и подходы учитель ищет индивидуально. Универсальных решений нет, но я делюсь своими наработками.
Олег Владимирович Мамаев # 14 ноября 2019 в 17:57 +2
Да, в фильме дети показаны чуть ли не вундеркиндами. Смотреть интересно, но понимаешь, что это скорее - мечта. А с реальными детьми борешься не за мечту, а за то, чтобы они усвоили некий минимум образовательной программы.
Мария Анатольевна Гановичева # 14 ноября 2019 в 18:02 +1
И даже такие дети (с которыми боремся) способны удивить. Только поддержать нужно любой интерес к предмету. Эйнштейну вот математика не давалась и к чему это привело.
Светлана Николаевна Игнатюк # 16 декабря 2019 в 11:04 +2
Здравствуйте, Мария Анатольевна! спасибо за приглашение на свою страничку. Данный материал считаю полезным для любого учителя - предметника, ведь неуспевающие дети есть практически в каждом классе. Ваш опыт возьму на вооружение. От меня примите голос!
Каблучкова Василиса # 16 декабря 2019 в 11:17 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! С интересом познакомилась с вашим опытом работы. Согласна с предыдущим автором, что слабоуспевающие дети есть всегда. Вы пишите о причинах, по которым дети не усваивают программу и предлагаете конкретные шаги, чтобы у слабых в учебе детей появилась мотиващия к учению. Материал полезный, от себя добавлю, что очень многое зависит от характера педагога. Многие дети теряют интерес к предмету из-за сухой, академической подачи материала. Учитель, который предлагает самостоятельные опыты, показывает жизненное применение законов, всегда будет находить отклик в сердцах школьников. Чего Вам и желаю!
Елена Григорьевна Полякова # 16 декабря 2019 в 14:13 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна, примите голос!
Ваша работа очень актуальна и полезна всем без исключения истинным педагогам,
болеющим за дело, стремящимся дать знания всем без исключения ученикам.
Очень понравилась Ваша классификация и систематизация конкретных действий педагога.
Желаю новых творческих удач! С уважением, Е.Г.
Александра Бурунова # 16 декабря 2019 в 15:35 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Успеваемость для старшеклассников - серьезная проблема, они не справляются со многими заданиями по разным предметам. Одни не могут справится с языковыми предметами, другим не даются точные науки: математика, физика. По-этому важно, чтобы те, кто испытывает сложности с учением, не опускали руки и пытались выполнять учебные задания. Для этого учителю следует пользоваться Вашими рекомендациями, которые сформулированы просто и доступно.
Валентина Владимировна Резник # 18 декабря 2019 в 10:55 +1
Добрый день! Каждый учитель, который желает научить детей своему предмету, находит приемы для работы с низкомотивированными учениками. Благодаря Вашей разработке можно увидеть эти приемы и, конечно, они подходят для учителей других предметов. Важно найти стиль общения, который позволит ученикам самоутверждатся за счет знаний, а учителю нести не только готовые знания, но и учить их добывать.