Конкурсы для педагогов и детей

Символический орнамент

Мастер-класс по рисованию кельтского трискеля
"Кельтский трискель" или трехлучевая свастика. Рисование пошагово
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель ИЗО.
Назначение материала: для педагогов изобразительного искусства и МХК, педагогов дополнительного образования, старших школьников и всех, кому интересно изобразительное искусство.
Элементы мастер-класса могут быть использованы на уроках технологии и черчения.

Цель: выполнение рисунка кельтского трискеля.
Задачи:
Познакомить с техникой построения кельтского орнамента, его смысловым значением.
Развивать умения сравнивать, анализировать. Развивать зрительную память, колористические навыки.
Воспитывать интерес к культуре разных стран, активность в познании окружающего мира.
Воспитывать волевые качества: упорство, трудолюбие; повышать уверенность в собственных силах.
Назначение: украшение интерьера, подарок; тема для проектной деятельности на уроках технологии, черчения, МХК.


Трискель (в переводе с греческого «треножник») — это древний символ, который был известен у крито-микенцев, этрусков, кельтов, японцев, обитателей Центральной Азии и народов Гималаев.
Трискелы изображались на доисторических глиняных сосудах. Ими украшали стены мегалитических сооружений бронзового века в Ирландии.

Встречают это изображение на древнегреческих монетах.

Данный символ похож на свастику, но с тремя, а не четырьмя согнутыми лучами, исходящими из одного центра и создающими эффект циклического движения. Один из первых солярных (солнечных) символов.


Трискель часто изображают на ювелирных украшениях.

Формы трискеля встречаются в архитектурном декоре церквей и связаны с символикой триединства.

Трискель иногда изображают как три согнутые в коленях человеческие ноги, таков например, герб острова Мэн с девизом «Stabit quocunque ieceris» (будет стоять прямо, куда бы его ни бросили).

Как символ трискель имеет множество значений:
1. Круг жизни, включающий в себя три этапа жизненного пути: рождение, жизнь и смерть.
2. Три природные составляющие: воздух, небо, земля.
3. Символ движения солнца, показывающий три основных его положения — восход, зенит и закат.
4. Амулет тройной защиты: от пожара, воровства и наводнения.
и так далее...

Нам понадобятся следующие принадлежности для изображения трискеля:
- белая бумага,
- карандаш простой,
- циркуль,
- линейка,
- ластик,
- краски гуашь,
- кисть тонкая №2,
- емкость для воды.

Изображение символа
Изобразим круг, используя циркуль.

Разделим круг на три равные части. Используем радиус окружности. Переворачиваем циркуль наоборот: иглу устанавливаем на пересечение осевой линии с окружностью, а грифель в центр. Очерчиваем дугу, пересекающую окружность.

Проведем прямые из точек пересечения в центр.

Это радиусы окружности. Разделим каждый из них пополам.

Из этих точек проведем дуги полуокружностей, как показано на фото.


Разделим радиусы на четыре равные части (каждую половинку еще пополам).
Нарисуем малые дуги на стороне, противоположной большим дугам, по размеру в одну четверть радиуса.
На этой же стороне рисуем дугу размером в половину радиуса (можно пользоваться циркулем, а можно делать изображение от руки).

Добавляем еще дугу, по размеру в одну четверть радиуса.

Переходим на противоположную сторону. Достраиваем лучи трискеля. Если использовать циркуль, то его ножку ставим в точку (показана зеленым), которая делит три четвертых радиуса пополам.


Добавляем толщину лучам. Для этого проводим самые большие дуги из середин радиусов в точки на окружностях.

В элемент, который я называю «крыло летучей мыши» (обведено синей рамкой) впишем «листочек».

Добавим малые завитки, которые после перейдут в большие.



В центре узора из «крыла летучей мыши» сделаем «трилистник».

Добавляем «листочки» в точки, показанные красным.

Приступаем к раскрашиванию.
В середины завитков наносим краску зеленого цвета (не смешивая, такая, какая есть в баночке).

К внутреннему краю завитка наносим белую краску и растираем. Смешиваясь с зеленой, белая краска меняет цвет и сама станет бледно-зеленого оттенка.

На внешний край завитка наносим черную краску и растираем ее, добиваясь смешивания на границе с зеленой.


Промежуток между завитками закрасим оттенками синего.

С одной стороны будем смешивать голубой цвет с белым, добиваясь его высветления.


С другой стороны добавляем темно-синий и у самого края – черный цвет.


Продолжаем закрашивать внешний круг. По форме нам предстоит закрасить треугольники с дугообразными сторонами. Основание покрасим темно-синим цветом.


Вершину – белым. Между ними - голубой цвет, растирая гуашь кистью для плавных переходов.




Для основных лучей трискеля используем красный цвет.

С одной стороны высветляем красный цвет белой краской, с другой - делаем переход к коричневому.

Таким образом создается имитация объема.
Для того, чтобы усилить этот эффект, расположенные рядом с лучами трискеля треугольники выполним в теплой гамме (оттенки желтого и оранжевого), не забывая разбеливать край.


"Листочки" в середине орнамента сделаем зелеными (можно показать объем и на них, но, так как они мелкие, то это не обязательно).

Средние листочки трилистника красим оранжевым. Промежутки между листочками – насыщенным красным.

Три листочка, которые касаются края орнамента, закрасим желто-зеленым цветом (внутри цвет разбеленный, по краям насыщенный).

Орнамент готов. По желанию можно добавить цветной фон.

Варианты цветового и графического решения этого же орнамента.






Каждый из этих рисунков мне дорог, многие нарисованы старшеклассниками, один – моей дочерью. Я думаю, что по ним опытный психолог может даже определить характер и настроение человека.
А Вам, надеюсь, просмотр МК доставил удовольствие и пользу.

Рекомендуем посмотреть:

Ширма своими руками Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства Художественное слово - основа изобразительной деятельности Организация дистанционного образования в ОУ
Участник №35 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию» декабрь - февраль 2014-2015
Организация коллективной деятельности учащихся 9-11 классов по выпуску стенгазеты «Подвиг Ленинграда» | План - конспект урока физики по технологии сотрудничества, 9 класс. Свободное падение
Опубликовано: 671 день назад (7 февраля 2015)
Просмотров: 4829
+90
Голосов: 92
Ирина Анатольевна Князева # 7 февраля 2015 в 15:49 +6
Мария Анатольевна! Спасибо за приглашение! Провела время у вас в гостях с большой, для себя, пользой! Смотрела затаив дыхание на рождение такого орнамента. Это нечто необыкновенное! Всё понятно, этапы рисования последовательны! Удачи вам! Голос!
Наталья Николаевна Малёванная # 7 февраля 2015 в 15:49 +5
Здравствуйте,Мария Анатольевна!С удовольствием изучила ваш мастер-класс!Он показался мне очень интересным и познавательным!Построение грамотное,дано подробное описание всех этапов работы,есть информация о трискеле,о котором я,честно говоря,услышала впервые smile Спасибо за увлекательный и полезный мастер-класс!Отдаю вам свой голос!Дальнейших вам творческих успехов!
Регина Сириновна Сабирзянова # 7 февраля 2015 в 15:58 +8
Добрый день, Мария Анатольевна! Подробный, последовательный мастер-класс по черчению и рисованию символического орнамента. Думаю, повторить сложно, но можно. Раскрыты все этапы черчения и раскрашивания древнего символа трискеля. Получилось очень красиво! Впервые вижу такой рисунок. Примите голос! Желаю творческих успехов!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 7 февраля 2015 в 16:51 +5
Мария Анатольевна, очень интересный мастер-класс по рисованию кельтского трискеля Вы представили. Заинтересовал и сам орнамент, и название – слово новое, не знакомое. После Вашего подробного вступления запомню данный символ и его использование. МК показывает все этапы подробно: от построения символа карандашом и, включая раскрашивания (там, где смешиваете голубой цвет с белым, по моему, надо разъединить две фотографии пробелом, и выше есть слившиеся фото). Представленные варианты работ поражают воображение, ведь исходный чертёж один, а стили получились разные: у кого-то с зелёной листвой, другие геометрического формата. Посмотрела с удовольствием, спасибо за приглашение, +1!
Наталья Борисовна Щипцова # 7 февраля 2015 в 17:14 +6
Добрый вечер, Мария Анатольевна. Спасибо за приглашение на интересный МК. Яркая работа, мне очень понравилось. Все подробно показано, понятно и четко описаны все этапы. Хорошие фотографии, интересная справочная информация о Трискель. В конце представлены различные варианты, завораживающие своей красотой. Скажите, есть ли определенный диаметр для основного круга, или можно любой? Желаю творческих успехов, голосую +1!
С уважением Н.Б.
Мария Анатольевна Гановичева # 7 февраля 2015 в 17:25 +5
Спасибо за отзыв! Размер я выбирала спонтанно, от размера альбомного листа (чтобы входил круг и поля оставались, сейчас померила линейкой - 9,5 см). Главное - соотношение окружностей. Но даже и от этого деления (половина или четверть окружности) можно отступать, лишь бы сохранялась тройная симметрия. Даже интереснее, когда делая следующую работу по образцу предыдущей, что-нибудь да изменишь. И последняя работа в МК по словам детей даже гипнотизирует. Работы ученики до сих пор несут, но я сюда выбрала самые интересные.
Крылова Екатерина Геннадьевна # 7 февраля 2015 в 17:35 +7
Мария Анатольевна. Запоминающийся, яркий, очень интересный и подробный мастер-класс. Обязательно предложу учащимся 5-7 классов. Думаю, будут в восторге. Огромное вам спасибо! Дальнейших творческих успехов!
Мария Анатольевна Гановичева # 7 февраля 2015 в 17:37 +4
Даже не сомневайтесь, вариантов работ и эмоций будет море! У меня на следующей неделе будут 6 классы, я предложу им, пока рисовала со старшими.
Татьяна Петровна Цуканова # 7 февраля 2015 в 17:42 +7
Мария Анатольевна. Вы представили очень интересный мастер-класс по рисованию кельтского трискеля. Интересен орнамент, его назначение, история. Интригует незнакомое название. После просмотра МК становится интересно его воспроизвести, и ВЫ подробно показываете, как это сделать. Ваш МК интегрирован с черчением, геометрией, МХК. Рисунок интересно будет смотреться в оформлении интерьера, замечательный подарок! Творческих успехов Вам. Мой голос. С уважением Т.П.
Валентина Николаевна Мельникова # 8 февраля 2015 в 16:07 +5
Мария Анатольевна! Спасибо за приглашение! Замечательный МК! Работа яркая, мне понравилась! Все подробно показано, понятно и четко описаны все этапы. Хорошие фотографии, интересная справочная информация о Трискель. Также вами дана вариативность! Спасибо за информацию! Так заинтересовалась этим древним символом, что "выискала" вот такую информацию: Изначально трискеле являлся солнечным символом и отображал движение солнца в его трех основных стадиях (восход, зенит и закат). Трискеле — кольцевая система знака содержит элемент переплетения трех стихий (Огонь, Вода, Воздух), уходящих в Бесконечность. А вам +1!!!
Дарья Сергеевна Тулинцева # 8 февраля 2015 в 20:17 +6
Яркая и интересная работа!Мастер-класс подробно описан.
Ольга Николаевна Гоголинская # 9 февраля 2015 в 16:38 +6
Спасибо за приглашение, здорово, ярко, красочно и необычно .Я для себя открываю новые факты.
Лилия Александровна Перевозчикова # 9 февраля 2015 в 16:45 +8
Какая красота! Даже самой захотелось взять в руки карандаш, циркуль, краски и попробовать сотворить такое чудо. Спасибо за такую прекрасную работу. Творческих вам успехов, и дальше так радовать и удивлять.Примите мой голос.
Мария Анатольевна Гановичева # 9 февраля 2015 в 17:30 +6
Спасибо, обязательно нарисуйте! А если поменять соотношения, может Ваш авторский вариант получиться. Удачи!
Елена Геннадьевна Глушкова # 9 февраля 2015 в 19:12 +9
Очень ярко и красиво, увлекло!
Ирина Юрьевна Ручина # 10 февраля 2015 в 21:40 +10
Мария Анатольевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей работой. Рисование орнамента получилось у Вас очень интересное, красивое, мне понравилось. С Вашего позволения возьму себе работу в закладки. СПАСИБО!!! Мастер-класс подробный и доступный. Творческих Вам успехов и удачи. Примите мой голос. +1!!!
Антонина Михайловна Юмашева # 10 февраля 2015 в 22:17 +8
Добрый вечер, Мария Анатольевна, спасибо за приглашение на очень интересный МК. Такая яркая и завораживающая работа, мне очень и очень понравилось! Все подробно показано, понятно и четко описаны все этапы. Хорошие фотографии, интересная информация о Трискель. В конце представлены различные варианты, завораживающие своей красотой. Я в восторге от такой неземной, просто фантастической красоты! Творческих успехов Вам и мой голос! С уважением А.М.
Лидия Михайловна Головешкина # 10 февраля 2015 в 22:22 +6
Мария Анатольевна, добрый вечер! Огромное спасибо за подробный мастер-класс. Техника интересная и дает поле деятельности для творчества. Вы умница!+5
Ольга Васильевна Яковлева # 10 февраля 2015 в 23:00 +5
Красота необыкновенная! Очень понравился Ваш МК по рисованию. Вы подробно описали каждый этап работы, снабдили отличными фотографиями. Варианты, выполненные в различных цветовых и графических решениях, великолепны!!! Спасибо за увлекательный МК. Творческих успехов! голос
Татьяна Петровна Думлер # 11 февраля 2015 в 05:53 +5
Мария Анатольевна, примите голос за удивительную работу! Такие уроки всегда проходят на "ура" и результат получается превосходный, да и не может быть иначе! Вы представили интересное триединство - истории, искусства, точных наук! Работы детей разные, характерные, по своему милые. Здорово! Творческих успехов!
Мария Анатольевна Гановичева # 11 февраля 2015 в 13:32 +5
Спасибо! Интересный нюанс подмечен Вами - синтез науки, искусства и истории. И снова мистическая цифра три!
Орнамент почему-то очень люблю и думаю, что это - забытый язык, который можно читать, "дешифровать".
Вера Александровна Орехова # 11 февраля 2015 в 08:25 +5
Мария Анатольевна, спасибо за приглашение. Интересный материал, узнала много нового и интересного для себя.
Очень понравились рисунки орнаментов.
Мастер-класс подробно описывает каждый этап рисования, хорошие фотографии, можно смело приступать к работе и нарисовать свой вариант орнамента.
Материал соответствует всем требованиям конкурса.
Желаю удачи!!! Голос +1.
Эльвира Серенкова # 11 февраля 2015 в 11:08 +5
Мария Анатольевна! Вы , как всегда -на высоте! Очень достойный, необычный и интересный мастер-класс Вы представили! Я люблю различные орнаменты, а Ваши чёткие рекомендации, красочные иллюстрации и чертежи дадут возможность не только проследить за рождением трискеля, но и сделать такой рисунок самостоятельно! Интересную справку о появлении, использовании, значении и видах орнамента Вы предлагаете! МК- составлен грамотно, подробно МК - всё соответствует требованиям портала. Радует вариативность орнаментов - чертеж одинаковый, а конечный результат - разнообразный и очень радужный. Такая работа по созданию орнамента дает возможность для воображения, полета фантазии, эксперимента. Посмотрела с удовольствием, спасибо за приглашение, +1000! С уважением, Серенкова Э.
Татьяна Александровна Караева # 11 февраля 2015 в 14:15 +5
Доброго времени суток Мария Анатольевна. Спасибо за приглашение. Для себя узнала очень много интересного. Мастер-класс яркий, красочный и очень интересный. Детские работы -просто прелесть! С удовольствием голосую! С уважением Караева Т.А.
Юлия Тимофеевна Псарева # 11 февраля 2015 в 14:24 +4
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Спасибо за приглашение! С удовольствием посетила Ваш мастер-класс. Интересная информация о трискеле. Хорошо показано использование чертежных инструментов. Описание работы четкое и понятное. Каждый этап хорошо иллюстрирован. Понравились вариации цветового оформления орнамента. Успехов в творчестве. Голос.
Жанна Таранина # 11 февраля 2015 в 14:44 +2
Красиво, необычно, интересно, интригующе. Чем-то орнамент напоминает мандалы, но глаз завораживает. Успехов!!!
Мария Анатольевна Гановичева # 11 февраля 2015 в 14:53 +1
Спасибо! Поняла куда двинемся дальше - впереди рисование мандал. Надо только начитаться о них побольше сначала.
Раиса Владимировна Коломыцева # 11 февраля 2015 в 15:11 +2
Добрый день, Мария Анатольевна! Хорошая работа выполнена в стиле кельтского орнамента, историческая справка помогла расширить кругозор. Здорово, что вы учите не просто раскрашивать, а делать объёмную работу, с удовольствием голосую +1!
Мария Анатольевна Гановичева # 11 февраля 2015 в 15:23 +1
Спасибо, было большое искушение сделать в графике. Остановила только опостылевшая зима и жажда цвета, веселья и весеннего обновления. Сейчас смотрю и думаю, что на главных лучах можно было поменять местами свет и тень, интересно, что выйдет. Лучи могут приподняться, завтра буду пробовать.
Правильно Вы заметили, что я - фанатка кельтики, хотя этот символ наверное общемировой, встречается у многих народов.
Елена Евгеньевна Ревяко # 11 февраля 2015 в 18:15 +2
Мария Анатольевна, восхищена вашим мастер классом!!!Очень красиво,понятно. Каждый этап хорошо иллюстрирован,описание работы четкое и понятное! Творческих вам успехов!
Елена Николаевна Анненкова # 11 февраля 2015 в 18:17 +2
Спасибо, Мария Анатольевна, за приглашение. Получила истинное удовольствие от знакомства с Вашим материалом. В нём чётко прослеживаются межпредметные связи, даны подробные рекомендации по построению орнамента, представлены разнообразные варианты его выполнения. Эта, достаточно сложная, кропотливая композиция орнамента описана очень подробно и при внимательном прочтении может быть выполнена желающими. Примите мой голос!
Рудюк Елена # 11 февраля 2015 в 18:22 +2
Спасибо за приглашение!Очень понравилось Ваше творчество!Просто завораживает!Примите мой голос!
Светлана Николаевна Никишова # 11 февраля 2015 в 18:41 +2
Добрый вечер, Мария Анатольевна. С удовольствием ознакомилась с Вашим МК, очень интересный материал Вы предложили. Работа смотрится объёмно. Примите и мой голос.
Елена Владимировна Мещерякова # 11 февраля 2015 в 18:44 +2
"Кельтский трискель"- для меня все ново! Очень подробный МК. Опираясь на ваши фото и описание можно нарисовать такой орнамент, который будет служить картиной в интерьере. Я люблю такие стили. Спасибо за приглашение. Голосую.
Мария Пучкова # 11 февраля 2015 в 18:56 +2
С удовольствием погрузилась в мир орнамента! Линии, цвет завораживают. Первая мысль - как хочется взять на заметку ваш материал и попробовать выполнить такое чудо в любимой технике "Изонить". Спасибо!+1
Мария Анатольевна Гановичева # 12 февраля 2015 в 05:49 +1
Спасибо, когда я закончила рисовать моя дочь отозвалась о работе "Ну чистый Малевич!", наверное из-за выбора цвета. И пошла рисовать свой вариант.
Если сделаете работу в технике "изонить", обязательно приглашайте, очень интересно будет посмотреть. Это сложнее уровень, надо продумать число точек, как пересекутся линии, цвет и т.д.
Александр Семенович Жбанов # 11 февраля 2015 в 19:34 +2
Мне тоже понравилась Ваша работа, выполнена чисто, смотрится красиво. МК дает знания о смысловом значении кельтского орнамета, совершенствует чертежные навыки, показывает приемы построения орнамета, его цветовое решение. Спасибо! +1
Людмила Ивановна Спицина # 11 февраля 2015 в 20:07 +2
Мария Анатольевна! Спасибо за приглашение! С удовольствием посмотрела Ваш мастер-класс. Я впервые познакомилась с таким орнаментом, обязательно его хочу повторить. Спасибо Вы умничка! +1
Галина Николаевна Долидзе # 11 февраля 2015 в 20:37 +2
Добрый вечер, Мария Анатольевна! Познакомилась с Вашим мастер-классом, очень интересно! Замечательный мастер-класс, интересное, содержательное вступление, фото хорошего качества, пошаговое описание. Техника построения кельтского орнамента, несмотря на определённую трудоёмкость, кропотливость процесса выполнения, привлекает своим прекрасным результатом. Ваш "Кельтский трискель" прямо волшебный, так и притягивает взгляд! Такие уроки дают ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков по черчению и геометрии, развивают у школьников творческие способности, формируют аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска. Мне очень понравилась Ваша работа. Примите мои искренние аплодисменты и голос!
Ирина Вячеславовна Гарькина # 11 февраля 2015 в 21:02 +2
Огромное спасибо за приглашение, Мария Анатольевна! Я в восторге от увиденного!!!Во-первых, "Кельтский трискель" - для меня открытие. Помимо Вашей информации, представленной в работе, захотелось познакомиться с этим понятием еще более глубоко. Во-вторых, замечательно и подробно дано описание этапов работы. Думаю, если выполнять согласно шагам, то получится так же красиво. Ну, и наконец, захватывает дух от такой красоты! Не отрывая глаз, на одном дыхании, просматриваешь в первый раз. И уже раз за разом понимаешь, насколько трудоемко, но завораживающе притягательна эта работа! Отдаю голос с восторгом!
Наталья Александровна Подковырина # 11 февраля 2015 в 21:16 +3
Мария Анатольевна,спасибо за приглашение! Впервые узнала что такое "Кельтский трискель". Очень познавательно и интересно!Результат яркий, насыщенный, сочный и даже какой то завораживающий! Мастеру ГОЛОС!
Альмира Абдурашидовна Эльмурзаева # 12 февраля 2015 в 09:42 +3
Спасибо за приглашение, Мария Анатольевна.Очень Интересная техника. Вы все поэтапно раскрыли, все понятно. Яркая цветовая гамма.
Марина Александровна Чапаева # 12 февраля 2015 в 10:18 +3
Мария Анатольевна,здравствуйте! Большое спасибо за приглашение в сказку! Я не один раз прокрутила ваши пошаговые изображения и как будто побывала в весне - так всё ярко, сочно, завораживающе. Прекрасный мастер класс. Все этапы подробно изложены, в помощь каждому шагу чёткие фото, различные варианты - ребята умнички. Знакомство с новым, использование знаний по черчению, геометрии, развитие фантазии и художественного вкуса - всё нужное, необходимое и так доступно изложено. Спасибо +1.
Тамара Александровна Новичкова # 12 февраля 2015 в 12:18 +4
Мария Анатольевна, интересную технику рисования вы продемонстрировали. Название которой слышу в первые. А вот вспомнила, глядя на ваше творение, что в советские времена купила детям набор для рисования. Был там пластмассовый круг, на нё множество дырочек. Вставляли карандаш, вращали и получались разные узоры. Потом фантазировали и красили карандашами на своё усмотрение. Красиво получалось. Ваш "Кельтский трискель" завораживает взгляд, будоражит ум. Такие уроки дадут детям возможность развивать творческие способности, аналитический ум, воображение. Мне было приятно побывать на вашем мастер-классе. Мой голос вам и вашему творчеству. +1
Светлана Христьяновна Лаптева # 12 февраля 2015 в 13:57 +3
Интересная техника рисования, заинтересовали! Спасибо за прекрасный и подробный мастер-класс, раскрывающий все секреты рисования в данной технике. С удовольствием голосую!1+
Марина Викторовна Алябьева # 12 февраля 2015 в 14:13 +3
Мария Анатольевна, не возможно скрыть чувство восторга, от Вашего МК! На глазах рождается такой, довольно сложный узор, на сколько нужно быть грамотным педагогом, чтобы в доступной, интересной с демонстрацией форме преподнести сложный для восприятия материал, буквално можно сказать - играючи по деловому!
Цель данного МК достигнута, все задачи хорошо прослеживаются и видны в прцессе рисования. Данный способ рисования, отлично подходит для развития внимания, логического мышления, абстрактного видиния и в конце, концов даже математического склада развитя! А познавательный материал, имеет большое значение для изучения истирии, которая является основой для развития здорового поколения! Знание истории - это прекрасное будующее! Примите заслуженый голос! +1
С Вашего позволения, беру к себе в копилочку!
Мария Анатольевна Гановичева # 12 февраля 2015 в 17:49 +3
Спасибо! Как же Вы прочли в одном МК все мои идеи и убеждения?! joke Самым главным считаю логику. И предмет ИЗО позволяет ее отлично развивать. И сложное только кажется сложным, пока не увидишь закономерности.
Ведь нет ничего случайного в мире. И хаоса тоже мало. Все подчиняется порядку либо закономерностям. Орнамент - особенно. Но и в композиции тематической картины гармония там, где учтены правила.
Марина Викторовна Алябьева # 12 февраля 2015 в 18:03 +4
Мария Анатольевна Вы правы и в квадрате и в кубе! Из личных наблюдений, работаю педагогом доп. образования, руковожу т/о "Чудесная лепка", сделала выод, чем раньше приобщаеш ребенка к ИЗО, тем успешнее он учится в школе! ИЗО, шашки, шахматы, наводят порядок в голове, формирую способность думать вне суеты и принимать самостоятельные логические умозаключения! Так, что хвала и уважение, будут уместны вашей работе!
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 12 февраля 2015 в 16:56 +4
Здравствуйте, Мария Анатольевна. Очень увлекательный и познавательный мастер-класс. В ходе работы дети отрабатываю навык работы с циркулем (с отменой предмета черчения многие дети разучились выполнять чертежи). Грамотно подобрана цветовая гамма. В каждом из новых вариантах орнамента чувствуется смена настроение автора. Захотелось самой вспомнить детство и попробовать создать свой орнамент. Примите мой голос! v
Мария Анатольевна Гановичева # 12 февраля 2015 в 17:55 +2
Рада, что Вам понравилось! Может работа на компьютере и заменит изображение чертежей, но это довольно грустно. Любая техника может подвести и основы грамоты чертежной детям нужны, тем более, что геометрию с ее построениями пока не отменили.
Наталья Александровна Бессонова # 12 февраля 2015 в 19:55 +4
Отличная работа! Разработаны динамические таблицы - четко прослеживается последовательность работы. Работа достаточно сложная, но интересная! Материал необходим не только для эстетического, но и этнокультурного воспитания. МОЛОДЦЫ!
Светлана Романовна Костромитина # 12 февраля 2015 в 21:16 +3
Мария Анатольевна! Благодарю за приглашение!C большим удовольствием познакомилась с техникой построения кельтского орнамента, его смысловым значением. Техника достаточно сложная, но результат великолепный! Заслуживает достойной похвалы. Примите голос! Творческих Вам успехов и удачи!
Юлия Васильевна Иванова # 12 февраля 2015 в 21:39 +3
Здорово! Уверена, что детям такая работа понравится. И информация подана не навязчиво с хорошими фотографиями. Если еще во время рисования включить музыку соответствующую, то урок будет просто незабываемый! Голосую!
Татьяна Леонидовна Масюченко # 13 февраля 2015 в 22:04 +2
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Спасибо за приглашение! С удовольствием посетила Ваш мастер-класс. Знаете, встречала этот символ в орнаменте украшений в историческом музее г.Керчи. Но почему-то на него не обратили внимания. Спасибо интересная информация о трискеле. Техника кельтского орнамента, трудоёмка и кропотлива, но какой прекрасный результат. Сама люблю рисовать и обязательно поработаю в этой технике.Спасибо! Удачи и творческих успехов!
Елена Михайловна Беспрозванная # 14 февраля 2015 в 07:04 +3
Мария Анатольевна,спасибо за приглашение! Занимаясь декоративными росписями я интересовалась некоторыми символами, а представленный вами символ часто используется при росписи украинских писанок. Вы увлекли меня своим необычным МК! Пожалуй, работа над подобной композицией будет полезна детям как в качестве учебной, так и в качестве украшения интерьера. Спасибо за идею! Голосую за вас! Елена.
Вероника Геннадьевна Кайтукова # 14 февраля 2015 в 09:46 +2
Марина Анатольевна! С огромным удовольствием ,на одном дыхании я изучила ваш подробный, интересный мастер-класс.Вы меня вдохновили на работу в данной технике, обязательно попробую. Вам хочу пожелать еще большего творческого вдохновения и удачи!Вероника
Ольга Михайловна Штруба # 14 февраля 2015 в 17:51 +2
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Спасибо за приглашение! Несомненно, завораживающая работа, необычная, хотя очень трудоёмкая, кропотливая. Зато учит логическому мышления, развивает интеллект в соторону точных наук, фантазию.
Думаю, с помощью Ваших пошаговых фото, процесс вполне выполним даже для не очень подготовленных ребят. Здорово! Голос!
Светлана Викторовна Иевлева # 14 февраля 2015 в 18:32 +2
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Каждая Ваша работа маленький шедевр, которым хочется любоваться, такое наслаждение получаешь от фото. Спасибо за эту красоту, которая приносит и эстетическое наслаждение и отличные знания в различных областях искусства!
Елена Александровна Беляева # 14 февраля 2015 в 20:57 +1
Здравствуйте Марина Анатольевна, спасибо за приглашение. Очень интересно, ярко, МК пошаговый, всё доступно и понятно. Спасибо, примите голос!
Андрей Валерьевич Мерзляков # 15 февраля 2015 в 11:37 +2
Добрый день! Очень интересный мастер-класс. Выбрана очень интересная и познавательная тема. На тему "орнаменты разных стран и народов" написано много книг, но тема не перестает быть актуальной и интересной. По сути орнамент является неотъемлемым элементом быта человека, он всегда присутствовал в его повседневной жизни и имел большое значение. Был в истории искусства период когда орнамент мало использовали, но последнее время интерес к нему усиливается. Чувствуется что проведена колоссальная подготовительная работа, сам мастер класс очень подробный и понятный. В теоретической части можно еще проводить аналогию между орнаментами разных народов, либо взять эту тему для исследовательской работы. У нас есть похожее задание на уроках компьютерной графики, но плюс вашего мастер-класса в том что работа выполненная руками выглядит более живой и завораживающей, а кроме того развивает у детей аккуратность, усидчивость и мелкую моторику.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 15 февраля 2015 в 12:45 +1
Доброго Вам времени, Марина Анатольевна. Благодарю за приглашение. С удовольствием познакомилась с Вашим МК. Узоры "кельтского трискеля" наполнены какой-то мистикой, таинственностью. Они притягивают, завораживают, будоражат фантазию, дают материал к размышлениям. В них как бы нет ни начала, ни конца, они как круговорот, можно сказать вечность. Спасибо за доставленное удовольствие. Ваша работа действительно колоссальна. С уважением, Ольга Геннадьевна.
Алла Анатольевна Вервекина # 15 февраля 2015 в 13:13 +1
Здравствуйте! очень интересный материал, познавательный, думаю, что Вашим ученикам было не только интересно рисовать, но и знакомиться с таким древним символом. Спасибо за мастер-класс!
Надежда Леонидовна Макарова # 15 февраля 2015 в 14:55 +2
Марина Анатольевна! Спасибо за приглашение! Интересный, познавательный материал. Понятный, пошаговый, красочный мастер-класс! Творческих вам успехов.Примите голос!
Елена Юрьевна Филатова # 15 февраля 2015 в 19:42 +1
Добрый вечер , Мария Анатольевна. Перечитала и пересмотрела нескольно раз, это так не обычно, захватывающий материал.
Мила Кузьмина # 15 февраля 2015 в 23:10 +2
Внимательно познакомилась с техникой построения кельтского орнамента, его смысловым значением.Интересно и познавательно! Данная техника дает возможность сравнивать, анализировать, развивает зрительную память и эстетический вкус.Голосую за творчество и воспитание интереса к культуре разных стран. Удачи и творческого вдохновения!
Лариса Юрьевна Захарова # 16 февраля 2015 в 16:18 +1
Завораживающе! Очень красиво! Трудно, но очень интересно. Класс! Голосую! Удачи и творческих успехов!
Ольга Третьякова # 16 февраля 2015 в 18:18 +2
Символизм не однозначен... но ваша работа покоряет не символизмом, а оригинальностью исполнения, ведь рисуя этот орнамент не обязательно думать о символике, можно рисовать его просто потому - что это красиво))) Узор интересный, цветовые решения выбранные вами заслуживают внимания. Спасибо за приглашение)))
Анна Сугак # 16 февраля 2015 в 18:34 +2
Добрый вечер, ваша грандиозная работа мне очень понравилась! Необычный и интересный мастер-класс. Я по профессии психолог и мня очень заинтересовала данная тема, люблю различные орнаменты, а у вас конкретные рекомендации,иллюстрации, чертежи дадут возможность сотворить самим такой рисунок. Занимательное пояснение вы даете о появлении, использовании, значении и видах орнамента. Вариативность орнаментов радует - чертеж одинаковый, а конечный результат - разнообразный. Такая работа дает возможность для воображения, полета фантазии.
Светлана Васильевна Новоселова # 16 февраля 2015 в 19:08 +2
Марина Анатольевна! Спасибо за приглашение!С удовольствием познакомилась с Вашим МК. Узоры "кельтского трискеля" наполнены какой-то мистикой, таинственностью. Они притягивают, завораживают, будоражат фантазию, дают материал к размышлениям.Спасибо интересная информация о трискеле.Примите мой голос! Спасибо, удачи.
Елена Владиславовна Ромашова # 16 февраля 2015 в 19:12 +3
Люблю разные орнаменты))) А тут древний и мистический! Нарисовать его сложно, как же древние его без циркуля чертили? Ваше цветовое решение контрастно и благозвучно))). Молодец!
Сидорова Зоя Григорьевна # 16 февраля 2015 в 21:19 +3
Марина Анатольевна! Вы учите детей понимать настроение формы и цвета, сочетать цвета, делать эскиз, развивать эстетическое восприятие, желание передавать свои впечатления в орнаменте. Рисование различных орнаментов действительно вызывают у детей большой интерес, замечательно разнообразят занятия, заинтересовывают детей, развивают мелкую моторику рук.Публикация интересная, познавательная. Я думаю, что многим педагогам он пригодится в работе. С большим удовольствием возьму его в закладки. Спасибо за приглашение, удачи Вам. Голос.
Зоя.
Елена Валерьевна Халикова # 16 февраля 2015 в 21:45 +3
ЗДОРОВО!!! Спасибо за приглашение! Я в восторге! Добавлю в закладки. Обязательно попробую повторить. Успехов вам в творчестве!Голос Вам!
Тамара Буланкина # 16 февраля 2015 в 22:42 +3
УХ!!! Заворожили узорами! Красиво! Интересно! Познавательно! Мария Анатольевна, спасибо за интересный материал! С удовольствием рассматривала узоры, этапы рисования! Голосую! Творческого вдохновения и удачи!
Мария Чукмарёва # 16 февраля 2015 в 23:08 +2
Здравствуйте! Давно заметила вашу работу, но никак не находила время написать отзыв! Ваша работа выше всех похвал! Все представлено очень подробно, четко, ярко, последовательно! Орнаменты завораживают своей красотой, необычностью, .Каждый элемент , цвет имеет свое значение - это очень интересно и увлекательно. Здорово, что вы обучаете такому прекрасному виду занятия детей, которые, я думаю, принимаются за дело с увлечением! Голосую! Всех вам благ!
Мария Анатольевна Гановичева # 17 февраля 2015 в 16:57 +1
Спасибо, у нас в разработке есть работа стихотворная о цвете и его значении. Может, покажем, если получится что-то достойное.
Марина Станиславовна Гарастюк # 17 февраля 2015 в 12:18 +1
Марина Анатольевна! Ваш мастер-класс просто удивительный, Вы настоящий творец! Обязательно возьму себе на заметку, потому что сама увлекаюсь живописью. Благодаря таким учителем как вы наши дети могут соприкоснуться с прекрасным, и сами становятся творцами. Спасибо за ваш плодотворный труд!!!
Ирина Николаевна Ступченко # 17 февраля 2015 в 13:07 +1
Это очень необычно и красиво! М.к. подробный и четкий. В целом работа заслуживает большого внимания. Примите голос!
Елена Юрьевна Лопатина # 17 февраля 2015 в 13:08 +2
Здравствуйте, Мария Анатольевна!Посмотрела Вашу работу и ....Это просто волшебство какое-то!Очень трудоемкий, прямо-таки кропотливо-ювелирный процесс, зато и результат превосходит все ожидания!Очень, очень понравилась и сама работа, и история орнамента захватывает, и последовательность выполнения предельно ясна.Спасибо Вам за такой труд, за Ваш талант!Голосую за!Удачи Вам!
Ирина Станиславовна Скок # 17 февраля 2015 в 17:43 +2
Мария Анатольевна, спасибо за приглашение на Ваш удивительный мастер-класс.Я с удовольствием познакомилась с фантастическими узорами "Кельтского трискеля". Узоры и их цветовое решение настолько гармоничны, что приводят в восторг каждого.Творческих Вам успехов! Мой голос!
Наталия Рашитовна Стафеева # 17 февраля 2015 в 18:35 +2
Спасибо за приглашение! Очень волшебно, завораживает! Приемлемо для школьников, но надо попробовать с дошколятами )))))))
Наталья Александровна Ермакова # 18 февраля 2015 в 01:49 +2
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Замечательный материал, МК просто чудо! Ярко, сочно, уникально! Беру в копилку, примите голос!
Валентина Анатольевна Святкина # 18 февраля 2015 в 10:51 +1
Спасибо за приглашение! Здорово!!!!!!! Красочно! Оригинально!
Нина Александровна Цырульникова # 18 февраля 2015 в 13:28 +1
Примите мой голос! Это очень интересно, познавательно,замечательный мастер-класс.Мне очень понравилось и детям старшего возраста тоже будет интересно и понятно. Спасибо за интересный материал.Возьму на заметку.
Анна Викторовна Мисюра # 18 февраля 2015 в 17:42 +1
Очень интересно! Спасибо за приглашение. Попробую включить вашу наработку в уроки ДПИ по программе Неменского Б.М. там много тем связанных с орнаментами... есть над чем подумать... очень кстати. Спасибо, что поделились.Голос.
Надежда Владимировна Столярова # 18 февраля 2015 в 18:31 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Посмотрела Вашу работу. Очень красиво. Я в первый раз узнаю о кельтском трискеле. Работа кропотливая, но очень интересная. Замечательный мастер-класс. Дети многократно используют циркуль, следовательно будут владеть навыками работы с этим инструментом. Видно, что на практике вы применяли этот мастер-класс не однократно. Спасибо за ваш труд он меня впечатлил и вдохновил.
Инна Александровна Миловидова # 18 февраля 2015 в 19:45 +1
Интересный и увлекательный МК. Примите мой голос.
Светлана Анатольевна Скачедуб # 18 февраля 2015 в 23:01 +1
Добрый вечер, Мария Анатольевна! Очень интересный мастер- класс вы продемонстрировали, ни когда не слышала о кельтском трискеле. Орнаменты получились красивые и разнообразные, прекрасное сочетание цветовой гаммы. Примите мой голос.
Тюрина Вероника # 18 февраля 2015 в 23:48 +1
Добрый вечер,Мария Анатольевна! Очень познавательный,интересный МК. Кельтские графические узоры всегда завораживают своей вязью,а трискель просто песподобен в своей цветовой гамме.Спасибо за интересный мастер класс. Взяла себе в копилку. +1
Екатерина Александровна Бурмистрова # 19 февраля 2015 в 15:20 +1
Спасибо за приглашение, Мария Анатольевна!
Мне действительно понравился Ваш МК. Картины получившиеся просто завораживают. Кажется, что повторить подобное невозможно. Но Ваш мастер-класс настолько подробен и нагляден, что подумываю, а не заняться ли и мне на досуге созданием такой красоты smile
Спасибо Вам огромное! Беру на заметку)
Анна Валерьевна Храпова # 20 февраля 2015 в 11:00 +1
Спасибо за приглашение, Мария Анатольевна! Очень понравился Ваш МК. Если бы у меня в школе были такие учителя, то уроки черчения мне бы нравились больше.
Надежда Ивановна Дятлова # 20 февраля 2015 в 17:05 +1
Потрясающе!!!!! Мария Анатольевна, спасибо за историческую справку, очень интересно! И МК - чудо!
Елена Солдатова # 21 февраля 2015 в 20:43 +1
Здравствуйте,Мария Анатольевна!С удовольствием изучила ваш мастер-класс!Он показался мне очень интересным и познавательным! Построение грамотное, дано подробное описание всех этапов работы,есть информация о трискеле,о котором я,честно говоря,услышала впервые. Вы учите детей понимать настроение формы и цвета, сочетать цвета, делать эскиз, развиваете эстетическое восприятие, желание передавать свои впечатления в орнаменте. Рисование различных орнаментов действительно вызывают у детей большой интерес, замечательно разнообразят занятия, заинтересовывают детей, развивают мелкую моторику рук.Техника построения кельтского орнамента, несмотря на определённую трудоёмкость, кропотливость процесса выполнения, привлекает своим прекрасным результатом. Ваш "Кельтский трискель" прямо волшебный, так и притягивает взгляд! А познавательный материал, имеет большое значение для изучения истории, которая является основой для развития здорового поколения! Цель данного МК достигнута, все задачи хорошо прослеживаются и видны в процессе рисования. Публикация интересная, познавательная. Спасибо за увлекательный и полезный мастер-класс!Отдаю вам свой голос!Дальнейших вам творческих успехов!
Тамара Михайловна Простак # 22 февраля 2015 в 12:00 +1
Хотела начать свое сообщение со слов "Потрясающе!" и вижу, что не у меня одной такой восторг после увиденного! Несмотря на сложность всей геометрии в орнаменте, при такой подробной инструкции, можно только получать удовольствие от творчества. Спасибо большое за приглашение. Мария Анатольевна, могу только пожелать творческих успехов и не останавливаться на достигнутом!!!
Нунэ Ивановна Мелкумян # 22 февраля 2015 в 13:18 +1
Шикарно, спасибо за такое удовольствие
Примите голос
Надежда Викторовна Виноградова # 23 февраля 2015 в 11:40 +1
Мария Анатольевна, спасибо за приглашение на МК! получила визуальное удовольствие, а так же вдохновилась на создание подобной красоты ) как я поняла, в данном орнаменте главное "трехлучевая симметрия", так сказать, размещенная в центре круга. орнамент, представленный в вашем МК, достаточно сложный, хоть и подробно описаны этапы создания. для детей помладше я бы его хотела упростить, заодно и познакомить с кельтской культурой. ещё раз спасибо за и нтересный, приятный глазу и понятный МК!
Марина Николаевна Бабчук # 23 февраля 2015 в 14:46 +1
Мария Анатольевна,благодарю за приглашение познакомиться с Вашим замечательным мастер-классом! Я,как человек искушенный разными видами творчества, всегда ищу что-то новое.Ваша продуманная работа меня впечатлила. Хорошо подобранный и иллюстрированный материал пробудил мой интерес к кельтской культуре вцелом и вдохновил повторить Вашу работу самостоятельно.Всегда приятно узнавать что-то новое.Успехов Вам.
Лилия Владимировна Наумова # 23 февраля 2015 в 16:21 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Спасибо за приглашение! Мастер-класс увлекательный, познавательный и не прост в исполнении. Видно, что Вами проведена большая подготовительная работа и результат получился замечательный!Голос+1
Елена Николаевна Пышнограева # 23 февраля 2015 в 17:26 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Спасибо за приглашение! Какая же это красота! Захотельсь повторить это творчество. На первый взгляд серьезная вещь, но такой подробный инструктаж, думаю, принесет мне удовлетворение в собственной работе. Спасибо за Ваше творение. Примите мой голос!
Светлана Евгеньевна Лукьянова # 24 февраля 2015 в 15:18 +1
Мария Анатольевна, спасибо за приглашение. Честно потрясена. Очень красиво, ярко. Очень интересное сочетание цветов. Вы талант. Спасибо. Голос.
Кристина Алексеевна Бульгак # 24 февраля 2015 в 19:36 +1
Я в восторге, внутри заиграло весеннее настроение!Необыкновенно!!!!Нет слов!!!!!!!!!!!!
Татьяна Александровна Короткова # 24 февраля 2015 в 19:50 +1
Это так прекрасно!!! v
Дина Алексеевна Складанная # 24 февраля 2015 в 21:31 +1
Мария Анатольевна, мне как учителю черчения было интересно изучать Ваш чертеж в первую очередь, а потом уже и роспись. Мне это напоминает из черчения построение спирали, но разбивочных и всевозможных переходов здесь больше, что само по себе увлекательно! Попробую с детками выполнить такой вид работы, за что я Вам очень благодарна! Спасибо и получите мой голос!
Мария Анатольевна Гановичева # 25 февраля 2015 в 07:23 0
Спасибо, отзывы учителей черчения очень приятны. Ведь у меня черчение в прошлом, надеюсь, что Вы придумаете или увидите еще закономерности. Ведь на последних дугах я не "заморачивалась", просто нарисовала. А ведь у них есть центры, можно было найти. И можно изображение отштриховать, ведь объем наверное, до сих пор показывают?..
Ваш комментарий вдохновил, чтобы еще покопаться в старых набросках, может и МК новый созреет.
Марина Александровна Капля # 24 февраля 2015 в 21:46 +2
Уважаемая Мария Анатольевна , спасибо вам за такой изумительный ,я сказала бы даже сказочный урок . Я с упоением ознакомилась с таким орнаментом ,как трискель . Вы знаете если ,честно ,я даже не подозревала как много значений имеет такой орнамент. Ещё раз большое спасибо. сначала испробую сама ,а потом с ребятками.
Мария Анатольевна Гановичева # 25 февраля 2015 в 07:28 0
Можно для малышей сделать шаблоны. И, чтобы упростить, остановиться на трех дугообразных лучах. Без завитков и листиков. Пропорции можно поменять, обязательно попробуйте!
Татьяна Галютина # 26 февраля 2015 в 10:00 +1
Просто завораживающий орнамент!Мария Анатольевна,спасибо за приглашение и примите мой голос!
Ольга Валерьевна # 27 февраля 2015 в 10:59 +2
Спасибо за приглашение, с удовольствием просмотрела Ваш мастер-класс. Мне, как психологу, был интересен цветовой выбор и схожесть с буддийским сакральным символом. Раскрашивание трикселя, как и мандал, помогает успокоиться и получить доступ к своим внутренним энергетическим ресурсам, помогает лучше понять себя, расслабиться и почувствовать прилив сил.
Мария Анатольевна Гановичева # 27 февраля 2015 в 15:36 0
Спасибо, очень интересный взгляд. Согласна с вами, что выполнять такие рисунки полезно. Но о том, что они способствуют самореализации внутренней энергии я не задумывалась. Надо самой заняться саморазвитием и почитать литературу на эту тему. Побуждаете к новым поискам. scratch
Ольга Александровна Черноволенко # 2 марта 2015 в 20:35 +1
Здравствуйте, Марина Анатольевна! Спасибо за приглашение! Какой удивительный орнамент! Для меня это новая, необычная информация. Вами проделана огромная работа - подобрана теоретическая информация, представлен подробный мастер-класс. Замечательно!
Лилия Масагутова # 9 марта 2015 в 11:27 +1
Здравствуйте,Мария Анатольевна! Очень красивые орнаменты! Спасибо за интересный, увлекательный и познавательный мастер-класс!Примите мой голос. Творческих Вам успехов!
Наталья Викторовна Борисова # 11 марта 2015 в 11:36 +1
Знакомила детей с солярными знаками на уроках, но о таком знаке не знала. Провести урок по вашей разработке можно легко. Спасибо за Ваш труд!
Ирина Анатольевна Тарасова # 22 апреля 2015 в 06:59 +1
Мария Анатольевна! Шикарная работа, но к сожалению не для начальной школы! Я в восторге!! Настроение поднимается, когда смотришь на это! Наверно эти узоры имеют какую-то магическую силу! Успехов Вам!
Мария Анатольевна Гановичева # 22 апреля 2015 в 18:43 0
Обещаю сделать для начальной школы. Идей много, можно кельтику лепить, можно в технике пейп-арт сделать. Это проще, чем симметрию строить. Можно шаблоны сделать для младших школьников. Обязательно Вас приглашу. Спасибо за комментарий!
Светлана Николаевна Ефименко # 17 августа 2015 в 15:04 +4
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Жаль, что раньше не увидела этот мастер - класс! Как Вы уже поняли, сначала "Кельтский трискель" увидела у Вас в разделе фотографий. Смотрела затаив дыхание на рождение такого орнамента. Это нечто необыкновенное! Всё понятно, этапы рисования последовательны! Но, главное - это те ощущения, которые не покидают во время просмотра.
Примите мой голос!
Марина Александровна Астапова # 17 сентября 2015 в 12:59 +1
Добрый вечер, Мария Анатольевна! Ваша работа мне очень понравилась! Полный и подробный мастер-класс. Занимательное пояснение вы даете о появлении, использовании, значении и видах орнамента. Очень подробно раскрыты этапы рисования! Такая работа, несомненно, развивает воображение.
Фаина Ацамазовнa Кесаева # 27 ноября 2015 в 21:02 +1
Мне очень понравился орнамент. Очень красиво. Доступный мастер класс. Молодец!!!! Голос!!!
Ольга Станиславовна Средина # 30 апреля 2016 в 21:40 0
Марина Анатольевна, очень интересный мастер-класс! Узнала много нового. Работаю с малышами, вряд ли буду воплощать в жизни, а для себя возможно попробую. ГОЛОС.