Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для школьников 4-5 класса с презентацией. Художественная гостиная «Художники о войне»

Сценарий мероприятия к 9 мая для школьников «Художники о войне»

Автор: Шишатова Мария Аркадьевна
Учитель ИЗО МБОУ СОШ№3
Назначение: для детей от 10 лет, педагогов, родителей.
Цель: формирование гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения
Задачи:
1. Расширить знания ребят о Великой Отечественной войне, познакомив с художниками-участниками боевых действий.
2. Раскрыть через картины качества советского народа, которые позволили с честью выйти из тяжелейших испытаний, пережить невероятные лишения и одержать великую Победу.

Материалы: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, мольберт, репродукции картин
Музыкальное сопровождение: фонограммы песен «Священная война», «Легендарный Севастополь», «После боя», «День Победы»

1 ведущий: Каждый год наша страна отмечает великую дату - День Победы в Великой Отечественной войне.. Все дальше в историю уходят события минувшей войны, но подвиг русского народа всегда будет жить в памяти человечества.
2 ведущий: Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения - свидетельства страниц нашей истории. Благодарные потомки свято чтут память героев, воздвигая памятники и мемориалы, создавая художественные полотна, литературные и музыкальные произведения.
1 ведущий: Художник на войне
Художник на войне запомнит краски,
И выложит их позже на мольберт:
Тревожный миг атаки без огласки,
И кем-то неотправленный конверт,
Щетину на щеках и злую стужу,
И кипятка спасительный глоток
Опишет, если Богу будет нужен
Его конкретно праведный итог…
2 ведущий: Тема Великой Отечественной войны занимала особое место в творчестве множества композиторов, поэтов, писателей и художников, многие из которых сами были участники этого кровопролитного противостояния и с оружием в руках защищали свою Родину от немецко-фашистских захватчиков. Даже те, кто оставался в тылу, часто выезжали на фронт, чтобы своими выступлениями поддержать боевой дух солдат, а художники отображали в своих картинах увиденное на полях сражений. В перерывах между боями, артобстрелами и авианалетами они много запоминали, наблюдали солдатский быт и делали зарисовки.


1 ведущий: Во время Великой Отечественной войны наши живописцы отображали героические события в тылу и на фронте, показывали в своих картинах жизнь простых людей на передовой и в тылу. Они стремились как можно полнее раскрыть те качества советского народа, которые позволили с честью выйти из тяжелейших испытаний, пережить невероятные лишения и одержать великую Победу.


2 ведущий: Можно добавить, что художники военного времени, их сердца, не могли оставаться спокойными в то время, когда простые советские люди совершали беспримерные по своей отваге подвиги во имя Родины, когда с небывалой силой проявлялись мужество и героизм. Они работали на своем поприще, не зная сна и отдыха, будучи уверенными, что их творчество является весомым вкладом в дело общей победы над врагом. Главной их целью была цель запечатлеть на своих полотнах образ человека и победителя, раскрыть его простоту и величие, героизм и скромность, бесстрашие и волю к победе, сделать это так, чтобы картины были понятны потомками.
1 ученик:
Нашу выставку открывает работа Александра Александровича Дейнеки
«Оборона Севастополя»


Он вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. Родился в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Он много работает, ездит по стране. Но наступает Великая Отечественная, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы
Фашистские войска уже два месяца находились на подступах к Москве, но художник Александр Александрович Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и напряженном ритме военного времени. Ушедших на фронт отцов на заводах заменили их сыновья-мальчишки, молодые и старые женщины рыли противотанковые рвы. На подступах к столице велись кровопролитные бои, но вопреки всем опасностям на Красной площади, как всегда, 7 ноября состоялся парад, с которого военные части отправлялись прямо на фронт.
В феврале 1942 года А. Дейнека вместе со своим другом художником уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевые роты, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений, глубокие траншеи, зияющие воронки от бомб и снарядов...
По старой привычке Александр Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений. С великой душевной болью заносил он в свой альбом пепелища сожженных деревень, фигуры оставшихся без крова беженцев, замерзшие тела погибших, взорванные железнодорожные составы и мосты... Некоторые наброски были сделаны художником на поле боя - во время или сразу после прорыва вражеских укреплений. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном "Оборона Севастополя".



Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке "Великая Отечественная война", которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: "Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину".
А. Дейнека изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил - жизни и смерти, светлых сынов народа и темно-серых вражеских полчищ.
...На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки. Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины. Эта крупная фигура раненого бойца, бросающего связку гранат, - "нерв" всей картины - была найдена художником уже в первом беглом карандашном наброске. Во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага.
Композиция картины построена так, что зрители будто ощущают себя непосредственными участниками боя, как будто они сами являются участниками рукопашной схватки. Потому что это героическое полотно писал не просто освоивший сюжет и владеющий кистью художник, а мастер, до боли сердечной переживший трагедию города, с которым был связан множеством счастливых воспоминаний.
Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками "мессершмитт" и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба - все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему было нужно для свободного полета связки гранат.
Напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо - все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки.
2 ученик:
Сергей Васильевич Герасимов был уже известным художником, когда началась Великая Отечественная война.

Почти семь лет Герасимов работал над картиной «Мать партизана».

Он начал ее в 1943 году. В то время враг был уже остановлен. На каждом шагу фашистские орды встречали мужественное сопротивление советских людей. Фронт и тыл объединяли отряды народных мстителей — партизан. Ни угрозы, ни пытки не могли сломить патриотов.
Центральная фигура картины Герасимова «Мать партизана» — советская женщина. Её не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, залитая кровью родных и друзей — земля, священная для патриотов.
Великую силу народного гнева испытали фашистские захватчики. Жалким кажется детина-офицер перед русской женщиной — крестьянкой. Всю силу красок и блеск солнца сосредоточил художник на образе матери. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека.
Здоровенный каратель держит в руках нагайку и показывает ей на сына. У фашиста звериное лицо. Это просто откормленный убийца в новеньком мундире и блестящих сапогах.
Мать понимает, что сейчас в нее отнимут самое дорогое – ее сына. Что его будут избивать нагайкой и убьют на ее глазах. Вот юный партизан с трудом стоит, руки его преломили назад германские солдаты. Одежда его порванная в клочья. Но сын не смотрит на фашистов, а только на мать. Он знает, что настало время прощаться сней.
Но в эту ужасную минутку в лице старой женщины нет страха. У нее гордая осанка.в ее взгляде только непокорность и презрение к убийце.
Мать партизана – символ силы духа солдатских матерей, которых невозможно сломить.

В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена Золотой медалью.
3 ученик:
Война – страшная вещь, но постоянно горевать нельзя и на фронте, слишком тяжело на сердце. Драматичные события, ежедневные потери трудно переживались людьми. И когда выпадали недолгие минуты отдыха, люди могли успокоиться, порадоваться тому, что остались живы, вернули очередную пядь своей земли.
Этот момент хорошо отражается в картине
Юрия Михайловича Непринцева «Отдых после боя»


Зимой 1942 года в прифронтовой землянке, еле освещенной самодельным светильником, художник Юрий Михайлович Непринцев впервые познакомился с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как забыв об усталости, смеялись они, слушая это замечательное произведение.
Непринцев хотел изобразить бойцов Советской Армии не в момент каких-то героических свершений, а во время бытового момента между боями
Зритель видит группу солдат на привале, собравшихся вокруг одного из товарищей, который веселит их хорошей шуткой.Вероятно, солдаты недавно вышли из боя: один проголодался и что-то ест, другие курят или просто молча слушают, думая о своем. Центром картины является впечатливший художника литературный персонаж Василий Тёркин. Это находчивый и мужественный солдат, никогда не унывающий и поддерживающий своих товарищей в бою и на привале.
Привалясь к стволу сосны,
Не щадя махорки,
На войне насчет войны
Вёл беседу Тёркин.
Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно
Хорошо, когда кто врёт
Весело и складно.
Непринцев долго работал над его образом, прорабатывая его позу, жесты и взгляд.
Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе — хоть куда.
Он также досконально проработал фигуры остальных солдат, вплоть до мельчайших подробностей, чтобы добиться максимальной реалистичности образов. Для этого Непринцев использовал весь свой опыт на фронте, записки своих товарищей, делал множество набросков с бойцов Советской Армии, изучал их жесты, манеру говорить, старался вжиться в образ каждого из персонажей картины. Он хотел придать каждому из персонажей картины присущую только ему индивидуальность.
Художник намеренно не использует игру света и тени, дабы не привнести в свое произведение ненужную театральность. Его героев освещает свет мягкого весеннего солнца. Окружающий их пейзаж – это лес ранней весной.
Непринцев писал свою картину для людей, нуждавшихся в отдыхе от войны,— они сверх всякой меры насмотрелись крови и разруше¬ний наяву, чтобы созерцать их еще и на полотне художника. Решение Неприн¬цева было гуманно и поэтому оправ¬данно. Он хотел показать, что и на войне продолжалась жизнь. По крайней мере, так считали солдаты,— а кто больше них мог и имел право судить об этом?
Напряжённая работа над картиной продолжалась с 1949 по 1951 год и увенчалась большим успехом автора. Показанная на Всесоюзной художественной выставке в Москве, картина получила высокую оценку зрителей и специалистов. В 1952 году за картину «Отдых после боя» Юрий Непринцев был удостоен Сталинской премии первой степени.
4 ученик:
Когда отгремели последние залпы, настала пора возвращаться домой. Каждый из художников выбирает особенно трогательные моменты возвращения солдат к мирному очагу. Владимир Николаевич Костецкий в картине “Возвращение” показывает радость семьи, когда муж и отец вернулся живым.


Солдат изображен на картине спиной к зрителям, а лицо жены он заслоняет собой. Хорошо видны только ее руки, крепко обвившиеся вокруг шеи мужа. В этом невероятном счастье встречи, в этом крепком объятии растворились все тревоги и горести военных лет. Еще большего драматизма изображенной на полотне сцене придает выразительность жестов и поз изображенных людей, сдержанность самого цвета картины. Видно, что работая над этим полотном, В. Костецкий показал себя как прекрасный знаток человеческих душ.
Картина «Возвращение» была написана в 1947 году, когда еще свежи были воспоминания о той страшной и кровопролитной войне. Кроме двух основных персонажей картины на полотне мы видим застывшую неподалеку мать, которая, чтобы не упасть, ухватилась за косяк двери. А ноги солдата обхватил маленький мальчик, скорее всего сын, который, судя по возрасту, совсем не помнил своего отца, но при первой же встрече почувствовал, что это именно он.
Картина «Возвращение» сегодня размещена в учебниках живописи во всем мире, в свое время была выдвинута на соискание Сталинской премии, но Сталину не понравилось, что солдат на картине изображен со спины.
И действительно, в этой картине нет никакого пафоса. Мы лишь видим пришедшего домой смертельно уставшего человека. Но, глядя на солдата, мы понимаем, через какой ад он прошел, прежде чем освободил Европу и вернулся в родной дом. Картины и плакаты военных лет изображали то, чем жили люди в годы Великой Отечественной войны, призывали на борьбу с врагом.
1 ведущий: С того времени прошло больше семидесяти лет, выросло не одно поколение талантливых художников, в творчестве которых тоже нашлось место теме Великой Отечественной войны. Но картины и другие произведения искусства, созданные в военные годы, не утратили своей важности, а кроме того, как памятники мужеству и героизму советского народа, проявленного в годы Великой Отечественной войны, обрели еще большую историческую ценность.
Презентация на тему: Художники о войне

Рекомендуем посмотреть:

Литературно-музыкальная композиция к 70 - летию победы в 3-5 классах с презентацией Сценарий классного часа ко Дню Великой Победы для 2 - 4 классов Воспитательное мероприятие к 70 летию Победы для 4 классов. Сценарий Концерт ко Дню Великой Победы. Сценарий для 3 класса с презентацией

Похожие статьи:

Устный журнал ко Дню победы, 4 класс

Литературно музыкальная композиция ко Дню Победы для начальных классов

Конкурс чтецов ко Дню Победы в начальной школе, 4 класс

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Дела человека красят

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Инсценировка по рассказу Алексеева «Дедушка»

Участник №113 творческого конкурса для детей и педагогов «Цветущая весна» с 1 марта по 31 мая 2017 года
Рисованию елочек разными способами песком на световом столе. Мастер-класс с пошаговым фото
Опубликовано: 2548 дней назад (27 апреля 2017)
Просмотров: 4953
+6
Голосов: 6
Анна Юрьевна Пархоменко # 27 апреля 2017 в 19:06 +3
Вами проделана огромная работа!Формирование гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения является на сегодня главной задачей педагогов.Расширить знания ребят о Великой Отечественной войне наша цель. разработка раскрывает суть мероприятия! smile
Мария Аркадьевна Шишатова # 28 апреля 2017 в 06:18 0
Спасибо огромное Анна Юрьевна
Ольга Станиславовна Средина # 27 апреля 2017 в 20:09 +3
Мария Аркадьевна! Очень своевременная и нужная работа. Замечательная подборка картин.
Я бы в нее еще добавила Пластова "Фашист пролетел" Более пронзительной вещи о войне не знаю. Казалось бы - ничего героического - один убитый мальчик - пастушок да расстрелянное стадо. Но эта бессмысленная жестокость показывает всю бесчеловечность фашизма.
ГОЛОС.
Мария Аркадьевна Шишатова # 28 апреля 2017 в 06:23 0
Благодарю Ольга Станиславовна за ваш существенный комментарий
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 27 апреля 2017 в 20:52 +2
Здравствуйте, Мария Аркадьевна.
С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией. Художественная гостиная «Художники о войне» - актуальное, интересное мероприятие. Мне понравилось. Такие мероприятия расширяют знания детей о Великой Отечественной войне, знакомят с художниками-участниками боевых действий,воспитывают любовь к Родине, гордость за её защитников, патриотизм.Примите мой голос.
Мария Аркадьевна Шишатова # 28 апреля 2017 в 06:24 +1
Я рада, что вам понравился материал. Спасибо за отзыв
Ольга Сергеевна Дьякова # 28 апреля 2017 в 20:13 +2
Мария Аркадьевна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный,нужный и своевременный материал, уверена будет востребован многими педагогами. В своей школе мы то же проводили подобное мероприятие "Искусство ковало победу"- но мы делали более обзорно: кино, музыка,театр, изобразительное искусство. Спасибо за Вашу разработку, обязательно использую ее в своей работе! Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Наталья Александровна Цуцерова # 30 апреля 2017 в 15:10 0
Добрый день! С интересом познакомилась с материалом. Материал познавательный, на данный момент актуальный, пригодится многим педагогам школьных и дошкольных учреждений. Удачи и творческих успехов.
Александр Семенович Жбанов # 12 мая 2017 в 18:17 0
Достойный внимания материал! Действительно, художники во все времена на передовой. Очень здорово! Спасибо, Мария Аркадьевна! Содержательно и интересно!