Конкурсы для педагогов и детей

Система занятий, направленных на формирование у учащихся 4 класса устойчивого интереса к жизни и творчеству Пушкина

Система занятий, направленных на формирование у учащихся 4 класса устойчивого интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина в процессе изучения «Сказки о царе Салтане…»
Автор: Гладких Мария Сергеевна, учитель начальных классов, ГБОУ Гимназия № 1558 имени Росалии де Кастро, город Москва
Описание:  учебник по литературному чтению «В океане света» (авторы-составители Р.В. Бунеев, Е.В.Бунеева) для 4 класса содержат следующие крупнообъемные произведения:
1. Е. Велтистов «Приключения Электроника» (в сокращении).
2. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (в сокращении).
3. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
4. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (в сокращении).
5. А. Гайдар «Тимур и его команда» (в сокращении).
В методических рекомендациях к учебнику «В океане света» (автор Бунеева Е.В.) описана следующая работа по этим произведениям: чтение вслух, про себя, самостоятельное, выборочное, объяснение трудных слов, разбиение текста на части, пересказ.

На наш взгляд этой работы недостаточно. Она не приносит нужных результатов: произведения и их авторы не вызывают у детей интереса. Поэтому нами была разработана система уроков, направленная на поддержание интереса  к жизни и творчеству А. С. Пушкина в процессе изучения «Сказки о царе Салтане…».
Система занятий, направленных на формирование у учащихся 4 класса устойчивого интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина в процессе изучения «Сказки о царе Салтане…»

Ход работы
1 Урок-путешествие в эпоху А.С. Пушкина. Задание для первой группы детей – «Биографы».
В группе полного дня: дети вместе с учителем идут в библиотеку, ищут книги, в которых описана биография А.С. Пушкина, а затем уже работают с материалом, который нашли.

2   Знакомство с началом  произведения «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Дети разбирают вместе с учителем характеры героев, учатся выразительно читать начало сказки. Задание для второй группы детей – «Театралы».
В группе полного дня: ребята с помощью учителя выбирают отрывок из произведения для заучивания наизусть и дальнейшей театрализации, работают с ним, после чего готовят декорации, репетируют. Костюмы дети готовят дома с помощью родителей. Биографы продолжают работу над газетой.
3   Работа над произведением  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Работа со словами, значение которых дети не знают (при помощи Толкового словаря), беседа о том, что Пушкин писал сказки, основываясь на фольклорные источники. Задание для третьей группы детей – «Лингвисты» и для четвертой – «Литературоведы».
В группе полного дня: «Лингвисты» с помощью учителя отыскивают в тексте сложные слова, ищут в словарях их значение. Группа «Литературоведов» вместе с учителем посещают школьную библиотеку, в которой находят фольклорный источник, опираясь на который Пушкин написал свою сказку, ищут общие черты в сюжетах, героях. Учитель ведет контроль  проектной деятельности «Лингвистов», «Литературоведов», а также «Театралов» и «Биографов», которые продолжают свою работу.
4 Заключительная работа над произведением  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сходства и различия сказок Пушкина А.С. с русскими народными сказками, викторина по «Сказке о царе Салтане…».
В группе полного дня: каждая группа ребят дорабатывает свои проекты, а учитель контролирует работу.
5 Представление результатов проектной деятельности. Каждая группа детей представляет свою работу остальным ребятам, а те вносят свои замечания, если такие имеются, дополнения и т.д.


Опишем фрагменты уроков, которые демонстрируют наиболее показательные стороны нашего обучения.
№1
Урок-путешествие в эпоху А.С. Пушкина. Задание для первой группы детей  – «Биографы»
Так как учебник построен в форме путешествия сквозных героев по страницам книг, соответственно, данный урок мы  тоже решили провести в форме путешествия.

Учитель:  Ребята, сегодня на уроке мы с вами перенесемся в далекий 1831 год. Откройте в учебниках с. 118. Прочитайте подзаголовок.
Никита Г.: «Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание Пушкина и Жуковского.  Исторические рассказы Александры Ишимовой».
Учитель:  Куда мы с вами попадаем во время путешествия?
Ильмира И.: в Царское Село.
Учитель: Что такое бал?
Тони И.: Это вечер, на котором все танцуют.
Учитель: В чем необычность поэтического состязания?
Аня Б.: Это состязание в знании стихов.
Учитель: Ребята, на большинство вопросов мы получим ответы, прочитав рассказ о путешествии. Но, чтобы путешествие наше получилось более ярким, познакомимся с историей Царского Села поближе.
Учитель всех детей разбивает на 3 группы. Одна группа работает с Этимологическим русскоязычным словарем Фасмера М., остальные 2 группы со статьей А. М. Гордина. Спустя приблизительно 10 минут, дети:
1. Объясняют происхождение названия.
2. Рассказывают историю возникновения.
3. Знакомят с сегодняшним днем Царского села.  

Детям такая работа была уже немного знакома. В группах выбрали ребенка, который очень хорошо читает, он озвучивал текст, а остальные ребята слушали. Учитель спустя 10 минут задал ребятам 3 вопроса (см. выше), они поднимали руки и устно на них отвечали. Происхождение названия «Царское село» объясняла Маша З., которая работала с этимологическим словарем, а остальные участники ее группы ей помогали. Историю возникновения царского села рассказывал Тони И., который был во второй группе. Третья группа познакомила ребят с сегодняшним днем Царского села.

Собрав весь материал, у нас с детьми получилось следующее:
«Первоначально село называлось Сарским. Название пришло от наименования деревни, которая называлась Сари Мойс-Верхняя мыза, а потом стала называться Царским Селом. С середины 18 века село было загородной резиденцией русских царей и превратилось в Царское. Расцвет села начался при Елизавете, дочери Петра I, она превратила его в прекрасный архитектурный ансамбль из дворцов, парков, с фонтанами и скульптурами, место отдыха членов царской семьи. С тех пор пошла традиция устраивать балы в Царском Селе.
В 1811 году именно здесь был открыт первый в России лицей – Царско-Сельский. Одним из первых поступивших в него детей стал  А.С. Пушкин. В гостях у него часто бывал В.А. Жуковский. После революции село было переименовании в Датское. В 1937 году, в годовщину смерти великого поэта, Датскому Селу было присвоено имя Пушкино. Сейчас это известный на весь мир город Пушкин».
Чтобы дети немного окунулись в 19 век, почувствовали его атмосферу, учитель предложил им прочитать текст «Путешествия» - с. 118.
Учитель: Почему Игорю и Оле  потребовалось переодеться перед тем, как отправиться в путешествие?
Игорь С.:  Игорю и Оле потребовалось переодеться перед тем, как отправиться в путешествие потому, что они отправлялись в далекий 1831 год, а тогда одевались не так как сейчас. В тот вечер там был бал.

Чтение текста с. 118 – 119 (заканчивая утверждением «Сказка – это для простолюдинов»).
Учитель: Ребята, а вы согласны с утверждением, что «сказка – это для простолюдинов»?
Ученики хором: Нет!
Самостоятельное чтение текста на с. 119 – 121 (разговор писателей).
Учитель: Отличается ли от позиции В.А. Жуковского позиция А.С. Пушкина? Для кого писал он?
Маша З.: В книге написано, что Жуковский писал для детей, а Пушкин и для детей, и для взрослых.

Самостоятельное чтение текста на с. 121 – 122.
Учитель: Что нового вы узнали?
Дети понимают руки и говорят, что нового они узнали. У многих ответы совершенно разные. Это свидетельствует о том, что в целом дети хорошо запомнили материал, представленный на прочитанных страницах.
        
Домашнее задание:  учитель спрашивает у детей, кто хочет найти интересные сведения из жизни А.С. Пушкина, а затем рассказать всему классу. Руки подняли Тони И., Игорь С., Даша Б., Маша З. Учитель объяснил ребятам, что интересные сведения нужно грамотно оформить и уметь рассказать остальным учащимся так, чтобы им запомнился материал и вызвал у них интерес. А также сказал, что группу этих детей мы теперь будем называть «Биографами», т.к. они ищут интересные сведения из биографии писателя.

На протяжении всего урока ребята очень активно работали, каждый вопрос учителя ими был услышан и не оставлен без ответа. Особенно активны были Маша З., и Тони И. По нашим наблюдениям более интересным для них оказалось задание, в котором,  самостоятельно поработав со словарем и статьей, они узнали про историю Царского села и эти сведения донесли до одноклассников в устной форме.

После уроков во второй половине дня мы с группой «Биографов» направились в школьную библиотеку. Нашей целью быль найти книги, в которых наиболее интересно представлен материал о жизни А.С. Пушкина. Детям это было необыкновенно интересно, т.к. они вместе выполняли общую деятельность, по их словам были командой. Интерес их усиливался еще и потому, что все это они делали самостоятельно, без помощи родителей. Задача учителя состояла только в том, чтобы направить их в нужное русло, но это и не потребовалось. Ребята нашли следующие книги:
1. Красухин Г.Г. Пушкин: драматические произведения.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе для 5 класса.
Первая книга для четвероклассников является достаточно сложной, т.к. материал в ней изложен на научном уровне, поэтому с ней они работали меньше, а во второй материал изложен вполне доступным языком для учащихся 4 класса.

После библиотеки по расписанию второй половины дня у всех ребят самоподготовка. «Биографы» постарались быстрее справиться с домашним заданием по другим предметам и приступили к работе. Сами  они разделились на 3 группы. Договорились, что Тони И. и Даша Б. в книгах будут искать интересный материал из жизни писателя (искала в основном Даша, а Тони записывал) – воспоминания о детстве писателя, о его учебе, о женитьбе на Н. Гончаровой, Маша З. будет искать высказывания о нем других писателей, а Игорь – иллюстрации с изображением Пушкина и членов его семьи. Игорь С., когда нашел иллюстрации, побежал на первый этаж и попросил секретаря отксерокопировать их. У нас в классе всегда лежит несколько ватманов. Ребята достали один и стали располагать на нем материал, пока ничего не приклеивая. Остальные учащиеся с интересом за ними наблюдали, пытались советовать, куда лучше поместить какой материал. Но вот наступило 6 часов, и за ними пришли родители. Дети за своим занятием даже не заметили, как пролетело время. Договорившись доделать в другой день, они отложили свою работу в шкаф, и ушли домой.

№2
Знакомство с началом произведения «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Задание для второй группы детей – «Театралы»
Учитель:  На этом уроке нас ждет встреча со сказкой, созданной Александром Сергеевичем Пушкиным. С какой? Не спешите! На нашем уроке все будет как в настоящей сказке. Будьте внимательны, терпеливы, настойчивы.
Как и к каждому из вас, сказка пришла к Александру Сергеевичу Пушкину в детстве. А сказительницей была няня, Арина Родионовна.
Учитель читает: « Няня, сказку! – потребовал трехлетний Саша...
– Обожди, батюшка, будет тебе сказка. Вот братца спать уложим, останемся одни большие, будем сказки сказывать...»
Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. Под присказки, припевки, прибаутки, которые сыпались, как камушки с перестуком, хотелось притопывать, стучать ложкой по столу, повторяя их бойкий лад.
Тень-тень-потетень,
Среди города плетень...
Ай ду-ду, ай ду-ду,
Сидит ворон на дубу...

Под протяжные песни он медленно покачивался, переступая с ноги на ногу или сидя – вместе с креслицем. Под эти песни он засыпал.
Постепенно стал он понимать отдельные слова, что-то представлять, видеть то, о чем пелось. Няня пела про востроносую лодку с гребцами – удалыми молодцами, про душу-девицу – лебедушку, про селезня и серую утицу. Он лежал в кроватке, а песня плыла-текла, текла река песенная, плыли по реке лодки-лебеди малыми утятами... И он сам уплывал в сон...   А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. В сказках Добрые воевали со Злыми. Злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно. Но, в конце концов, побеждали Добрые – они оказывались все-таки сильнее. Он вздыхал с облегчением после всех страхов и волнений – уже во сне.

Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. Одной из таких сказок является «Сказка о царе Салтане».
Учитель: Ребята, откройте учебники на с. 123. Перед вами иллюстрация к сказке. Что вы на ней видите?
Дима А.: В избе сидят 3 девушки, прядут пряжу.
Учитель: А как вы думаете, это было давно или недавно?
Кристина Г.: Давно, потому что у девушек несовременная одежда.
Чтение начала сказки (с.123 – 124) детьми.
Учитель: Ребята, встретились ли вам слова, значение которых вы не знаете?
Кристина Г.: Да, слово светлица.
Тони И.: Светлица – это светлая комната.
Учитель: Верно. Это в старину: светлая парадная комната в доме.
Учитель: Что мы с вами можем сказать о первых двух девицах, об их высказываниях?
Катя Б.: Они хвастаются.
Учитель: С какой интонацией мы будем читать их слова?
Катя Б.: С хвастливой интонацией.
Учитель: А слова их третьей сестры?
Никита Г.: Мы их прочитаем скромно, кротко.
Учитель: Попробуем!
После этих слов учителя в классе появляется много желающих. Почти все дети тянут руки. У Вани П., Кристины С., и Кати Б. передать интонацию получается лучше всех.
Учитель: В чем необычность царя Салтана (стр. 124)? Похож ли он на царя в нашем представлении?
Страница  124 начинается со слов:
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Данил Г.: Нет. Он себя ведет себя  необычно, подслушивает под окном, стоя «позадь забора»; один на улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.
Учитель: А как вы думаете, в сказке он будет положительным или отрицательным героем?
После этого вопроса мнения детей расходятся.
Учитель: Вот прочитав сказку, мы с вами и узнаем ответ на этот вопрос.
Учитель: Дети, а как вы думаете, с какой интонацией автор рассказывает сказку?
Кристина С.: Автор ее рассказывает певуче, мелодично, нараспев, как Ирина Родионовна рассказывала маленькому Пушкину.

Затем учитель дает детям 5 минут потренироваться в выразительном чтении начала сказки от слов «Три девицы под окном…» до слов «Будь одни из вас ткачиха, а другая повариха». После этого спрашивает, корректируя недостатки чтения каждого ученика. Из 15 человек опрошены были только желающие - Ильмира Б., Катя Б., Данил Г., Ваня П., Кристина С., Маша З., Тони И., Саша А., Саша Ж.
Учитель: Ребята, а кто хочет подготовить выразительное чтение сказки наизусть,  костюмы и нам ее в классе проинсценировать – 2 мальчика (автор и царь) и 3 девочки? Кто-то из ребят  стесняется, у кого-то чтение выразительное получилось не совсем хорошо, руки поднимают 5 человек: Ильмира Б., Катя Б., Данил Г., Ваня П., Кристина С. Трех девиц было выбрать труднее всего, т.к. дети волновались, что не найдут русские народные сарафаны, но Кристина С. занимается танцами и имеет возможность принести в класс 3 костюма.
      
Во второй половине дня после самоподготовки «Театралы» стали работать над проектной деятельностью.  Сначала отрывок из сказки заучили наизусть, после чего стали репетировать. Активнее всех были Ильмира Б. и Кристина С. Девочки придумали позиции всех участников, продумали, откуда, кому лучше появляться. Ребята не просили помощи учителя, они сами с удовольствием все делали. Корону царю склеивали все вместе, также вместе продумали одежду каждого участника. В группе полного дня дети успели подготовиться полностью, «автору» осталось еще доучить свой текст (см. Приложение №3). Когда Тони И. и Даша Б. из группы «Биографов» пришли домой и рассказали родителям о газете, над которой работают, то те помогли им найти дополнение к ней: Тони вместе с мамой нашел иллюстрацию с изображением мамы поэта, папы, кабинета и иллюстрацию с изображением дуэли. А у Дашиного папы была иллюстрация письменного стола А. С. Пушкина. Он ее отдал дочери.

№3
Работа над произведением  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Задание для третьей группы детей – «Лингвисты» и для четвертой – «Литературоведы»
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над «Сказкой о царе Салтане…». Откройте учебники на с.135.
Самостоятельное чтение текста со с.135 по с.141.
Учитель: Когда вы будете читать текст, наверняка вам встретятся незнакомые слова. Подчеркните их простым карандашам.

В течение работы было видно, что у таких детей, как Саша Ж., Саша А. многие слова вызвали затруднения. Тони И., Ильмира Б., Маша З. справились с заданием быстро. Было видно и, впоследствии выяснилось, что у них данное задание не вызвало затруднений.
Учитель: Итак, ребята. Сейчас вы мне будете называть слова, которые подчеркнули, а я буду записывать их на доске.
Выяснилось, что практически у всех детей одни и те же слова вызвали затруднения следующие слова: престол, венец, спуд, удел, витязь, чета, дозор и у Саши Ж. – слово богатырь.
Учитель: У каждого на парте лежит школьный толковый словарь (автор Воронкова Л.М.). Ваша задача найти в словаре значение данных слов, а затем нам рассказать.

Дети с удовольствием стали выполнять это задание. Как показывает практика, им нравится работать с различными источниками на уроках.
После проделанной детьми работы, учитель называл слово, а тот ребенок, который нашел и запомнил его значение, поднимал руку и отвечал.
Саша А.: «Престол – то же, что и трон. Свергнуть с престола».
Дима А.: «Венец – драгоценный головной убор, корона. Царский венец».
Кристина Г.: «Спуд – скрытое тайное место. Хранить запасы под спудом».
Саша Ж.: «Удел – отдельно управляемая часть княжества, земля. Царский удел».
Никита Г.: «Чета – два предмета, пара. Идут витязи четами».
Маша З.: «Дозор – обход для осмотра, наблюдения. Обходить дозором».
Затем учитель показал детям 2 иллюстрации.
Учитель: Ребята, на одной из этих иллюстраций изображен богатырь, а на другой витязь. Догадайтесь, на какой кто и объясните, почему.
Саша А.: На первой богатырь, а на второй – витязь, т.к. «богатырь» в первом значении это человек большой силы, а во втором -  герой русских былин, «Витязь» же – это обязательно воин, отважный и доблестный.
Обычно на всех уроках Саша А. неактивна, но такая работа со словарем ей очень понравилась. Даже одноклассники заметили перемены, которые с ней произошли.
Учитель: Нам нужно два человека, которые отыщут в сказке слова, значение которых не знают и подготовят сообщение, в котором будет толковаться их значение. Эти ребята будут «Лингвистами».

Мы предложили это задание  выполнить Саше А. и Саше Ж., т.к. при выполнении предыдущего задания они были очень активны, хотя любой учебный материал этим детям дается тяжело. Ребята согласились.

Учитель: Ребята, я вам уже говорила, что, став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. Например, когда Александр Сергеевич писал всем вам известную «Сказку о рыбаке и рыбке», то основывался на русской народной сказке «Жадная старуха» (см. Приложение №5). А кто-нибудь из вас хочет найти ту русскую народную сказку, которая является фольклорным источником «Сказки о царе Салтане…» и доказать нам, почему?
     Сначала ребята не совсем поняли, что нужно сделать, но  учитель объяснил, что нужно найти такую сказку и сравнить по следующим пунктам:
1) сюжет;  
2) герои;
3) магические цифры.

После объяснения руки подняли Никита Г., Аня Б., Кристина Г., Дима А.
Учитель:  Вы у нас будете группой «Литературоведов».

По нашим наблюдениям этот урок для детей был наиболее сложным из всех предыдущих. Ребята на нем поднимали руки не так активно, но каждое задание стремились выполнить быстро и верно.

Во время группы полного дня после самоподготовки ребята приступили к проектной деятельности. «Лингвисты» работали полностью самостоятельно. Положили перед собой школьный толковый словарь (автор Воронкова Л.М.), стали читать произведение и выискивать трудные для них слова. В процессе работы у ребят получилось так, что большую часть слов находил Саша Ж., а Саша А. записывала их на бумаге. Свою проектную деятельность они решили оформить в виде доклада (см. Приложение №6).

Саша А. и Саша Ж. в тексте нашли следующие трудные слова:  
Светлица - в старину: светлая парадная комната в доме.
Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м.
Снурок – то же, что и шнурок.
Чародей – то же, что волшебник.
Корабельщик – 1. владелец корабля, моряк (устар.); 2. то же, что кораблестроитель (разг.).
Застава – 1. место въезда в город, пункт контроля привозимых грузов и приезжающих.
Палата -  большое богатое здание, помещение.
Престол – то же, что трон.
Терем – в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.
Сватья – мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
Венец - драгоценный головной убор, корона.
Дьяк – должностное лицо на Руси в государственных учреждениях.
Спуд – скрытое место.
Удел – имущество, земля, принадлежащая царское семье.
Богатырь – 1. герой русских былин, свершающий воинские подвиги; 2. человек очень большой силы, стойкости, отваги.
Витязь – в Древней Руси: отважный доблестный воин.
Чета – два предмета или два лица.
Дозор – обход для осмотра.
Корма – задняя часть судна, лодки и некоторых других транспортных средств.
Очи – глаза.
Княгиня – жена князя.
Флот – крупное соединение военно-морских судов.
Латы – в старину: металлические доспехи, броня.
Ретивое – сердце в народной словесности.

Группе «Литературоведов» мы дали 4 сказки:  
1. «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре»
2. «Чудесные сыновья»
3. «Краденым сыт не будешь»
4. «Волшебная водица»

Только 2 из данных сказок являются фольклорными источниками «Сказки о царе Салтане…». Ребятам нужно было прочитать сказки и определить, какие. Мы предложили детям сравнить их со «Сказкой о царе Салтане…» по признакам, указанным выше.
Когда учащиеся стали выполнять задание, то сразу разделились на 4 группы по одному человеку. Первую сказку читал Никита Г., вторую – Аня Б. , третью – Кристина Г., четвертую – Дима А. Никита Г. И Аня Б. прочитав меньше половины в своих сказках, поняли, что именно они являются фольклорными источниками «Сказки о царе Салтане…», т.к. уже с самого начала в них прослеживается похожий сюжет (см. Данные таблицы № 3),  сказали об этом ребятам. Кристина Г. И Дима А., дочитав свои сказки до середины, не нашли ничего общего. Дети решили начертить таблицу. У них возникли затруднения в том, как лучше расположить надписи в столбцах. Мы им в этом помогли, подсказали, и ребята начали работу. В столбцах по горизонтали дети расположили названия сказок, а по вертикали – признаки, по которым они должны их сравнить. По очереди читали сказку и заносили в нее данные.

Ребята над сказками и таблицей работали примерно 2 часа. Вопросов у них не возникало. Когда работа была закончена, дети стали думать, в виде чего они будут представлять свою работу. Мы подсказали, что его можно представить в виде презентации или публикации. «Лингвисты» решили, что оформлять результаты будут в виде презентации с помощью учителя. К сожалению, в этот же день ребята не успели закончить работу, решили, что все доделают позже.
«Театралы» в это время доучивали текст, репетировали, а «Биографы» продолжали оформлять газету. У них возникали небольшие разногласия по поводу того, как разместить материал, тогда мы им в этом немного помогали.
№4
Заключительная работа над произведением  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Дома все ребята дочитали произведение до конца. В этот день был заключительный урок работы над ним.
Учитель: Ребята, найдите самое главное отличие «Сказки о царе Салтане…» и русских народных сказок.
Тони И.: «Сказка о царе Салтане…» написана стихами, а русские народные сказки – прозой.
Учитель: А в чем состоит самое главное сходство этих сказок?
Аня Б.: И в сказке Пушкина А.С., и в русских народных добро побеждает зло.
Учитель: Действительно, сказку Пушкина и народные сказки объединяет вера в торжество добра и справедливости, прославление душевной красоты и любви, неприятие злобы и зависти.
Учитель: На какого героя вы хотели бы быть похожи и почему?

Большинство мальчиков ответили, что на князя Гвидона Салтановича, потому что он сильный, смелый, умный, мужественный, а все девочки сказали, что на прекрасную царевну Лебедь за то, сто она красивая, добрая и мудрая.
Учитель: А как вы думаете, почему в этой сказке злых героев не наказывают, а отпускают?
Никита Г.: Если добрые герои накажут злых, значит, они и сами станут такими же, а они поступили благородно.
Учитель: Сейчас я вам буду задавать вопросы по сказке и за правильные ответа давать жетоны. Победит тот из вас, кто наберет большее количество жетонов.
Цель такого задания заключается в том, чтобы сделать заключительную работу над сказкой более увлекательной, вызвав интерес, как к выполнению задания, так и к сказке, потому что детям очень нравятся различные викторины, конкурсы и т.п.

1. Что обещала сделать первая девица? (приготовить пир)
2. В каком месяце третья девица родила сына царю Салтану? (в конце сентября)
3. Назовите "профессии" двух сестер-завистниц жены царя Салтана (повариха, ткачиха).
4. От какой птицы царевич спас царевну Лебедь? (от коршуна)
5. Кем на самом деле был коршун? (чародеем)
6. Каким именем нарекся царевич, когда стал княжить? (князь Гвидон)
7. Какое имя пропущено в этих строчках?
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь... (Салтан)
8.  Как зовут героя, который превращался то в комара, то в муху, то в шмеля? (Гвидон)
9. Какую песенку пела белочка? (Во саду ли, в огороде…)
10. Из какого металла была скорлупа  орешек? (из золота)
11.  Под каким деревом булка грызла орешки? (под елью)
12.  Сколько в сказке богатырей? (33)

На большее количество вопросов ответил Тони И. Он заработал 4 жетона. Дети на все вопросы отвечали активно, а это говорит о том, что работа им была интересна, и  содержание сказки они хорошо запомнили.

Сразу после уроков наш класс пригласили в районную библиотеку № 47, которая находится недалеко от школы, на концерт. Его готовили ребята из Детского дома творчества. В библиотеке после концерта дети 4 «А» класса стали брать книги. Игорь С. Из группы «Биографов», готовясь к завтрашнему уроку, взял из сказки Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Руслан и Людмила».  После библиотеки ребята доделывали все, что не успели: «Биографы» дружно стали доделывать газету, украшать ее. Данил Г. Из группы «Театралов» доучил слова автора, и ребята продолжили репетировать. Саша А. и Саша Ж. («Лингвисты) рисовали иллюстрации к на трудным словам, заканчивали оформление своего словарика. Мы с группой «Литературоведов» отправились в кабинет информатики, чтобы выполнить презентацию на основе собранного  материала. По словам воспитателя группы полного дня, все дети работали шумно, но заинтересованно. Группы друг на друга даже не обращали внимания, так были заняты своими проектами.
Быстрее всех справились «Биографы», которые подготовили газету и краткое выступление, включающее в себя сообщение о биографии Пушкина А.С.
По истечении времени все ребята подготовили проекты. Довольные, но немного волнующиеся за самый последний урок над произведением, отправились по домам.

№5
Представление результатов проектной деятельности
Ребята давно ждали этого урока и некоторые, не стерпев, уже на перемене  стали показывать одноклассникам свои работы. Выступление начали «Биографы». Они сделали газету, в которую поместили иллюстрации с изображением А.С. Пушкина, с изображением его жены, родителей, кабинета. Здесь и некоторые стихи поэта и некоторые факты из биографии.
Тони И.: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в старинной дворянской семье. Любовь к поэзии у него появилась еще в детстве. Няня, Арина Радионовна, рассказывала ему много пословиц, поговорок, стихов. Сначала Пушкин учился плохо, не любил арифметику.
Даша Б.: В 12 лет его отдали в лицей, где он встретил много друзей. Впоследствии Александр Сергеевич женился на Наталье Гончаровой, которую очень любил. В 37 лет на дуэли с французом Дантесом, жестоко оскорбившим его жену, Пушкин был тяжело ранен и умер.
Маша З.: Скончался великий поэт в Санкт Петербурге. Перед смертью его последние слова были обращены к книгам: «Прощайте, мои друзья! Больше мы не увидимся». Жизнь великого поэта оборвалась, а книги остались.
Игорь С. перечисляет несколько произведений, написанных А.С. Пушкиным, и показывал книги, которые за день до этого взял в библиотеке: «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Капитанская дочка», «Дубровский», великое множество стихов и т. д.
Остальные дети с интересом слушали, а Катя Б. подняла руку и попросила разрешения дополнить. Она назвала еще несколько произведений Пушкина А.С.: «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Я вас любил».

Затем свой проект представляют «Театралы».
Ильмира Б.: Сейчас мы вам хотим показать театральную постановку на отрывок из «Сказки о царе Салтане».

Ребята показали отрывок из «Сказки о царе Салтане» («Три девицы под окном…»).  
Дети ничего не забывали, текст рассказывали выразительно, без запинок. Костюмы были ими подобраны очень удачно. Все остальные с большим интересом и восторгом наблюдали за происходящим, а потом громко хлопали.

После «Театралов» проект представляли «Лингвисты». Ребята своим одноклассникам называли трудное слово из словарика, а те должны были объяснить его значение. Если возникала запинка, то они сами его объясняли. Например, дети не знали, что обозначают слова: корма, латы, ретивое, сватья. Для некоторых слов Саша А. и Саша Ж. заготовили иллюстрации: престол, терем, венец, очи, латы, чтобы ребятам было понятнее.
      
«Литературоведы» представляли свой проект при помощи компьютера в виде презентации. Учитель им в этом помогал. Всему классу выступление этой группы показалось наиболее ярким, потому что у них на уроке компьютер использовался первый раз. Красочная, интересная презентация у всех вызвала очень много положительных эмоций.
Учитель: Вот и подошел к концу наш с вами урок. Вы все подготовили замечательные проекты и узнали много нового как о жизни А.С. Пушкина, так и о его произведении «Сказка о царе Салтане…».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и искусству в 4 классе Кроссворд по сказкам Пушкина для 3-7 классов Иллюстрированные загадки-шутки про сказочных героев по лирике Пушкина Фанфик сказок Пушкина

Похожие статьи:

Викторина с ответами для школьников 6-7 класса по теме: Мой Пушкин

Сценарий мероприятия в летнем лагере. Пушкинский день России

Сценарий мероприятия к Пушкинскому дню

Викторина по сказкам А. С. Пушкина в начальной школе

Конспект урока литературного чтения в 4 классе (Школа 2100)

Поддержание интереса детей 3 класса к русским народным сказкам | Дидактический материал по русскому языку 3 класс
Опубликовано: 989 дней назад (23 марта 2014)
Просмотров: 2236
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!