Конкурсы для педагогов и детей

Нетрадиционное рисование в начальной школе

Формирование творческих способностей обучающихся посредством нетрадиционных техник рисования.
Автор: Пучкова Мария Владимировна,
учитель ИЗО и МХК МОУ «Гимназия №19» го Саранск Республики Мордовия.

Целевая аудитория: учителя ИЗО, педагоги дополнительного образования, родители, дети от 7 лет.
Назначение: материал статьи (или отдельные фрагменты) может быть применен на уроках ИЗО и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе.
Цель: распространение педагогического опыта среди учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, детей, родителей.
Задачи:познакомить с новым видом художественной деятельности, формировать умение использовать полученные знания в изобразительной и трудовой деятельности, воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" В. А. Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития общества. Решение ее начинается уже в младшем школьном возрасте. Наиболее эффективным средством развития творческого потенциала является изобразительная деятельность обучающихся. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей обучающихся. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Почти каждый ребенок знаком с техникой фроттаж, кто из нас в детстве не переводил на лист бумаги отпечатки монет? Но это не только детская забава. Фроттаж сегодня – это современная техника рисования на бумаге.
Фроттаж – техника нанесения рисунка на бумагу, ткань. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани), эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша).
Слово происходит от французского глагола frotter, что переводится как «тереть». Авторство техники фроттаж приписывают немецкому сюрреалисту Максу Эрнсту, он создавал большое количество своих работ этим методом. Эрнст был одним из ведущих художников, которые стремились передавать реальность подсознательно посредством свободных ассоциаций. Для создания своих образов он использовал фактуру различных предметов (ржавой консервной банки, ткани, перьев, ракушек, кожи, наждачной бумаги, засохшего хлеба).
Для педагогов и родителей фроттаж может стать настоящей находкой. Этой техникой очень легко увлечь ребенка, а также сделать ошибку практически невозможно, результат всегда получается качественным.

Одними из самых популярных объектов являются листья деревьев.
Для работы подходят и свежие листья, и сухие. Следует определиться с формой, размером листьев и собрать композицию. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.
Плотный материал не подходит для фроттажа. Мы работаем с писчей бумагой. Лучше применять карандаши различной мягкости или восковые мелки, пастель. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее – тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении – эффекты могут значительно отличаться. Растирание делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Второй вариант: чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины), а затем прорисовывать мелками разного цвета. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.
Полученную композицию следует кадрировать, а затем оформить в раму или паспарту.
Процедура возникновения орнамента подобна проявлению фотопленки – увлекательное зрелище! Ребята выполняют композицию со словами: «Мы – волшебники!»
Представляем вашему вниманию творческие работы учащихся 2-ых классов МОУ «Гимназия №19» го Саранск на темы:
«Ковер из осенних листьев»



«Сентябрьский букет»



«Веселый ежик»









«Портрет осени»




«Графика зимнего леса»











Не менее увлекательна для детей работа с красками. Будем рады, если у вас возникнет желание познакомиться с мастер-классом на тему:
"Ежик. Урок нетрадиционного рисования"

http://ped-kopilka.ru/blogs/marija-puchkova/ezhik-urok-netradicionogo-risovanija.html

Рекомендуем посмотреть:

Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для младших школьников Новогодняя овечка. Нетрадиционное рисование в технике набрызг Нетрадиционное рисование ладошками для 1-2 класса Нетрадиционное рисование в начальной школе для детей 9-10 лет (4 класс). Мастер-класс с фото
Пластилинография Деревья. Мастер-класс с фото для детей от 7 лет | Елочная гирлянда на основе компакт-дисков своими руками. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 423 дня назад (12 октября 2015)
Просмотров: 1400
+24
Голосов: 26
Ольга Павловна Шевченко # 12 октября 2015 в 17:43 +1
Очень интересная и простая техника. Возьму на заметку. Думаю деткам понравиться. Спасибо за интересную идею.
Елена Горбунова # 12 октября 2015 в 17:57 +1
Добрый вечер, Мария! Согласна с Ольгой Павловной - интересная нетрадиционная техника - фроттаж. Рисунок проявляется на белом листе, как волшебство, детям такое очень нравится. Работы Ваших воспитанников это еще раз доказывают. Принимайте голос восхищения! С уважением, Елена.
Лариса Антонова # 12 октября 2015 в 18:59 +1
Понравилась необычная техника рисования!!!! Желаю удачи!!!!
Руслана Павловна Маркова # 12 октября 2015 в 20:48 +2
Прелестные осенние композиции. Очень просто, а все гениальное .... да да, все гениальное - просто! Просто полет фантазии, браво!!! Все интересное пробуем с дочерью, ваша идея уже на вооружении v
Ольга Васильевна Яковлева # 12 октября 2015 в 21:05 +2
Здравствуйте, Мария. Очень интересная техника рисования. Рисунки детей получились красивые, необычные. Спасибо за МК, беру в закладки. Дальнейших творческих успехов! голос
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 12 октября 2015 в 22:26 +2
Здравствуйте, Мария Владимировна!
Век живи - век учись! Спасибо за новое слово фроттаж. Помню, в детстве мы любили денежки рисовать: положишь монетку под тетрадный листок, и карандашом чиркаешь... Оказывается, и у этой техники есть иностранное название.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Спасибо за занятие! Голос!
марина николаевна антуфьева # 12 октября 2015 в 22:37 +1
это очень интересно.Я тоже про монетки помню,а про листья даже не думала.Попробуем с ребятами тоже такое изобразить,думаю им понравится.А еще что-нибудь кроме листьев вы использовали?Если да,то очень бы хотелось узнать подробнее.
Мария Пучкова # 13 октября 2015 в 06:24 0
Марина Николаевна, это удивительная техника! Мы готовим серию работ на основе применения других фактур (кружево, срез дерева и др) Надеюсь, немного позже Вас познакомить с новым материалом.
Татьяна Ивановна Дуплихина # 12 октября 2015 в 23:14 +1
Спасибо за мастер-класс. Такие уроки помогают развивать в детях креативность и творчество. Дети, знакомясь с такой новой техникой рисования, действительно почувствуют себя волшебниками. Это вдохновит их на создание своего, никем не повторимого творческого продукта.
Любовь Зайцева # 12 октября 2015 в 23:32 +1
Мария, прекрасные работы! Особенно - любимые с детства ежи! Хорошая техника, выразительные пейзажи, и зимние, и осенние. Спасибо! +1!
Екатерина Aлексеевна Изикеева # 13 октября 2015 в 14:19 +1
сама очень сильно люблю нетрадиционные техники рисования и вот как раз эту технику не так давно нашла в интернете но не как не хватало времени попробовать вот сейчас после вашего блога обязательно опробую
Евгения Авенировна Геворгян # 15 октября 2015 в 00:54 +1
Интересная техника рисования. Получается очень красиво. Благодарю!
Надежда Юрьевна Горбова # 17 октября 2015 в 17:11 +1
Мария, очень хорошая статья. Дети с интересом откликаются на новые интересные изобразительные техники. В младшем возрасте одна из задач учителя развивать творческое мышление, навыки ребенка. Для этого очень подходят нетрадиционные техники рисования. Дети плохо еще рисуют в этом возрасте, поэтому акцент должен быть на эмоции, эффекты.....Название работы можно было бы конкретизировать (так как описывается только одна техника).
Спасибо!
Любовь Михайловна Верхотурова # 17 октября 2015 в 17:58 +1
Шикарная работа, я на внеурочной деятельности повторила вашу разработку. детям очень понравилось.
Татьяна Валентиновна Марчук # 17 октября 2015 в 18:30 +1
Очень интересная техника рисования. Получаются очень красивые работы. Такую работу можно применять только в начальной школе? Или можно в детском саду?
Мария Пучкова # 18 октября 2015 в 04:50 +1
Мне кажется, что и малыши отлично справятся. Практика показывает, что и старшие по возрасту ребята не прочь поэкспериментировать с различными техниками!
Людмила Анатольевна Корякова # 17 октября 2015 в 21:23 +4
Такие картины - просто прелесть! Прекрасные работы!
Ирина Анатольевна Климова # 18 октября 2015 в 04:10 +4
Думаю и в детском саду можно применять данную технику. Очень интересная разработка. А какие работы у Ваших деток! Им всегда нравится творить что - либо в нетрадиционном стиле.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 18 октября 2015 в 09:13 +4
Мария, благодарю вас за приглашение!
Для меня это очень познавательная публикация. Уверена, что педагоги, не только работающие в начальной школе позаимствуют ваш материал. Нетрадиционное рисования на 90% интересна многим детишкам, 10% оставляю на умение педагога увлечь, заинтересовать. Желаю вам успехов! Голос!
С уважением, Т.Н.
Светлана Александровна Турышева # 18 октября 2015 в 11:37 +7
Здравствуйте! Благодарю за приглашение, Мария! Очень интересный материал. Яркий и увлекательный. Спасибо!Голос!
Ирина Юрьевна Ручина # 18 октября 2015 в 15:30 +7
Мария Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Нетрадиционное рисование в начальной школе очень интересное, мне понравилось. Очень интересная техника рисования. Получаются очень красивые работы. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Татьяна Николаевна Кубанцева # 19 октября 2015 в 17:27 +7
Спасибо за приглашение. Вы нас познакомили с очень интересной техникой. Ребёнок на таких занятиях учиться творить, заинтересован в продукте своего труда. Я обязательно предложу своим детишкам заняться таким увлекательным рисованием. Примите мой голос!
Татьяна Александровна Караева # 21 октября 2015 в 11:18 +7
Доброго времени суток Мария Владимировна. Очень интересная техника. Голос. С уважением Караева Т.А.
Галина Александровна Лопаева # 22 октября 2015 в 12:35 +6
Здравствуйте, Мария Владимировна! Очеень красивые пейзажные картины получаются в этой технике! Спасибо за представление своего педагогического опыта, хочется попробовать с детьми-дошкольниками на занятиях так порисовать. Мы изображали в этой технике, которую мы называли иначе - "тиснение", листопад и осенний ковёр. Оказывается есть более точное красивое название этой графичной техники. Ещё раз убеждаюсь в информативности и профессионализме данного сайта. Пейзажи в холодных тонах очень впечатлили - нежно, торжественно и поэтично - настоящая зимняя сказка! Спасибо!
Зоя Рамисовна Ахмедова # 27 октября 2015 в 19:18 +3
Мария Владимировна, спасибо за приглашение. Необычная техника рисования. Получается интересно. Детям очень нравится. Спасибо! Примите голос!
Наталья Александровна Ермакова # 20 ноября 2015 в 11:30 +2
Здравствуйте, Мария Владимировна! Очень красивые, яркие и сочные работы получились у Ваших воспитанников. Огромное разнообразие композиций и сюжетов создаёт иллюзию праздника и осеннего карнавала. С удовольствием голосую!
Вера Валерьевна Ляпина # 22 ноября 2015 в 06:56 +1
Добрый день! Привлекло внимание название техники! Интересно! Нужно обязательно попробовать! Рисунки получились просто замечательные! Особенно понравился ежик! Здорово! ПРИМИТЕ ГОЛОС! УДАЧИ!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 29 ноября 2015 в 13:31 +1
Мария Владимировна, рада тому, что случайно открыла Ваш блог. Ещё одна Ваша творческая публикация. С дошколятами мы штриховали каждую осень листочки, закрывая их сверху чистым листом тонкой белой бумаги, я и не знала, что техника эта называется фроттаж, называла "штриховка". Благодарю Вас за новые знания, эстетическое удовольствие! Отличная идея создания зимнего пейзажа, используя штриховочный материал холодных оттенков! Благодарю! Желаю всего самого доброго! Голос №21.
Любовь Николаевна Филимонова # 21 сентября 2016 в 18:51 +1
Замечательная техника, интересные работы. Спасибо за прекрасный материал.