Конкурсы для педагогов и детей

Библейские сюжеты как источник вдохновения

Из опыта работы учителя ИЗО и МХК. Библейские сюжеты как источник вдохновения.
Автор: Пучкова Мария Владимировна,
учитель ИЗО и МХК МОУ «Гимназия №19» го Саранск Республики Мордовия.
Статья:"Художественный конкурс как средство формирования нравственных отношений у школьников".
Целевая аудитория: учителя ИЗО и МХК, педагоги дополнительного образования.
Описание материала: Конкурсная деятельность — это сложное социокультурное взаимодействие, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта, способствующий активному культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации личности.
В художественном конкурсе нравственные ценности служат ориентиром деятельности, так как с их помощью конкурсная деятельность становится мотивированной и целенаправленной. В процессе подготовки к конкурсу учащиеся осмысливают, принимают культурно значимую для них лично информацию и выстраивают собственные ценности и нормы.
Цель: распространение педагогического опыта среди учителей ИЗО, МХК, педагогов дополнительного образования, детей, родителей.
Задачи:
- проанализировать эффективность организации художественного творчества учащихся при подготовке к художественному конкурсу;
- охарактеризовать виды деятельности учащихся относительно темы конкурса;
- обозначить нравственный аспект участия в художественном конкурсе на православную тематику.

В 2014 году мы впервые приняли участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира».

Рисунки ребят отражают тему Православия, хотя мы не задавались целью выполнить тематические композиции по библейским сюжетам в соответствии строгим законам этого жанра изобразительного искусства. На взгляд учителя, детям необходимо знать, откуда мы пришли как народ, как государство, поскольку православие лежит в основе русского самосознания, а значит и восприятия мира. Сегодня нельзя не согласиться с тем, что без соотношения с православием невозможно понять и оценить ни нашу культуру, ни историю Отечества.

Те ценности, которые мы считаем общечеловеческими, свое начало берут в христианской культуре. Библия относится не к какому-то определенному народу, а ко всем нам. Это модель человеческой истории в целом. Библия – религиозная книга, но прочитать ее должны все культурные люди. Нельзя грамотному человеку не знать Вечной Книги, которую уже тысячу лет читают и перечитывают люди, черпая из нее сокровища мудрости, нравственные ценности.

Как помочь ученикам раскрыть тему конкурса?
Одна из самых сложных тем для преподавания, безусловно, является библейская тема. Связано это с тем, что учителя сами мало могут рассказать о Библии и не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять то или иное задание. В результате обсуждения этой темы на занятиях внеурочной деятельности, ребята знакомятся с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии в искусстве Западной Европы и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейские темы. В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель-наставник при подготовке к конкурсу не может ограничиться только интересным показом и рассказом, а должен научить ребенка создавать самостоятельно композицию на предложенную тему.

Библейские темы могут быть сложны для современных детей, так как они не всегда понимают сюжет картины. Многие дети не настолько воцерковлены, чтобы владеть такими знаниями. Но отметим, что им поставленная задача действительно интересна. Ребята не пытаются ничего перепроверять, интересуются, задают вопросы. Они относятся к любой теме – будь то Ветхий или Новый завет, прежде всего, с профессиональной точки зрения – как это сделать?!

Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами те события, которые выбраны для иллюстрации, а рассказать о Библии помогут такие интересные науки, как история, археология, география.

Объединяет работы требования к композиции: работы должны быть насыщенными, обладать гармонией цветов, картина должна быть яркой, запоминающейся.
Останавливаясь на законах композиции, отмечаем следующие этапы:
1.работа над композиционными поисками;
2.перенос рисунка на основной лист;
3.первоначальная прорисовка цветом (подмалевок);
4.передача цветом пространства.

В результате, выполненные работы можно условно разделить на несколько групп.
Предлагаем их Вашему вниманию.
1. Сюжеты ветхого Завета.
«В начале сотворил Бог небо и землю…» До сих пор эти первые строки Библии волнуют наше воображение, приглашая образно представить картину сотворения мира и жизни на Земле.

«Мир Божий»
Автор: Дарья Лесь, 8 класс

…Ною предстояло спасти небольшую часть людей и животных, пережить в ковчеге страшный потоп… Глядя на гору Арарат, вспомнил он о земном рае, где жили его предки – Адам и Ева. Но это был иной рай, где ему предстояло трудиться «в поте лица своего…»

«У подножия горы Арарат»
Автор: Николаев Антон, 10 класс

2. Сюжеты Нового Завета.
...нарекли ее Марией, что означает «госпожа», «надежда». Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм. Там Мария много молилась, занималась рукоделием, ткала пряжу и шила одежду…

«Детство Марии»
Автор: Макарова Анна, 8 класс

На Руси Богородицу почитали особо. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории.

«Богородица»
Автор: Исаева Серафима

В работах детей есть и образ Ангела Хранителя, который, по православному вероучению, даётся и человеку, и городу, и государству для помощи в добрых делах. У большинства детей это имя вызывает представление о чём-то необыкновенно-светлом, чистом, совершенном, святом, прекрасном, неземном.

«Рождественский ангел»
Автор: Савина Дарья, 5 класс

«Радость»
Автор: Макарова Анна, 8 класс

3.Образ окружающего мира глазами детей.
Образ Родины формируется у наших детей так же, как и у всех детей мира во все времена: из образов жизни семьи, детских игр, прогулок и поездок с родителями, привычных пейзажей, из детских книг и школьных уроков.

«Красота родного края»
Автор: Горбунова Анна, 3 класс

«Русское поле»
Автор: Горбунова Мария, 1 класс

В определенный момент наступает время символического освоения понятия «моя страна»: на листах бумаги «появляются» храм как символ России.

«Храм Покрова на Нерли»
Автор: Горбунова Анастасия, 5 класс

«Храмы России»
Автор: Кутовая Юлия, 10 класс

4. Роль православной веры в жизни человека.
И только потом появляются рисунки, связанные с размышлением над поступками и судьбами людей.

«Слезы Ангела»
Автор: Щукина Анастасия, 9 класс

«Сила материнской молитвы. Исцеление»
Автор: Пучкова Елизавета, 5 класс.

При всем многообразии работ есть нечто, что их объединяет: они выполнены детьми, которые воспринимают этот мир ярким, добрым, светлым; детьми, которые любят своих родителей и друзей, свой край и страну, имя которой – Россия. И об этом убедительно свидетельствует их творчество. Согласны?!

Учитель при подготовке к конкурсу ставит нравственную задачу: через восприятие произведений живописи, скульптуры, графики при создании собственных композиций на библейские сюжеты, закрепить в сознании, душе учащихся важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.

Формирование нравственных отношений у учащихся реализуется в индивидуальной творческой деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно – чувственного восприятия произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования различных техник и приемов изобразительного искусства.

Участие в творческом конкурсе мобилизуют на неожиданное открытие учеником в себе тех сторон и способностей, качеств, о которых он еще не знал. Кроме того, обозначенная тематика конкурса оживляет в восприятии содержание таких предметов как история, мировая художественная культура, изобразительное искусство и помогает ощутить движение культуры как реализацию творческих сил человека в любые времена, как реализацию собственных творческих сил.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Аппликация. Портрет человека

Участник №13 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 10 ноября по 23 января 2015 года
Роспись компакт - дисков витражными красками. Бабочки | Заполнение угла в технике «Изонить». Курс для начинающих
Опубликовано: 764 дня назад (6 ноября 2014)
Просмотров: 4559
+26
Голосов: 28
Любовь Мефодьевна Потапова # 6 ноября 2014 в 18:37 +2
Замечательный материал для уроков ОРКСЭ.Очень наглядный, доступный.
Мария Пучкова # 6 ноября 2014 в 18:41 +1
Спасибо за комментарий, Любовь Мефодьевна!
Татьяна Волкова # 6 ноября 2014 в 18:50 +3
Доброго времени суток, замечательные работы у ваших детей, «Храм Покрова на Нерли»
Автор: Горбунова Анастасия, 5 класс - просто шедеврально. Голос.
Мария Пучкова # 6 ноября 2014 в 19:45 +1
Благодарю!
Светлана Владимировна Бузмакова # 27 ноября 2014 в 16:31 +3
Добрый день, Мария! С удовольствием познакомилась с очередной Вашей работой. Доступный материал, хорошо оформлен. Мне понравились работы детей. Какое-то тепло идет от них. Спасибо за возможность познакомиться с творчеством детей. Удачи в конкурсе.
Мария Пучкова # 27 ноября 2014 в 16:32 +1
Спасибо, Светлана Владимировна, за добрый отзыв!
Светлана Владимировна Бузмакова # 27 ноября 2014 в 16:31 +3
Добрый день, Мария! С удовольствием познакомилась с очередной Вашей работой. Доступный материал, хорошо оформлен. Мне понравились работы детей. Какое-то тепло идет от них. Спасибо за возможность познакомиться с творчеством детей. Удачи в конкурсе.
Татьяна Владимировна Мельникова # 27 ноября 2014 в 20:02 +2
Мария Владимировна, спасибо за приглашение, с удовольствием почитала вашу статью.Действительно библейские сюжеты нас вдохновляют. У вас хорошо и доступно изложен материал, наверняка ребята хорошо восприняли его,что мы с могли увидеть в рисунках. Они очень нежные, душевные, добрые. Спасибо вам,что вы раскрываете такие темы. Удачи и победы в конкурсе! Голос
Елена Викторовна Багрова # 30 ноября 2014 в 13:07 +3
Мария Владимировна, спасибо за приглашение на чудесную выставку творческих работ Ваших учеников. Смотрела и наслаждалась увиденным. Написать такую работу - это надо иметь богатый внутренний мир, суметь прочувствовать и понять историю Православной культуры! Примите с благодарностью мой голос!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 30 ноября 2014 в 13:12 +3
Мария Владимировна, спасибо за приглашение с вашим творчеством и работами ваших ребят! Получила огромное удовольствие от просмотра и знакомства. В работах чувствуется душевная красота и чистота каждого, их безграничная доброта, отношение к окружающему миру. Примите голос. желаю Вам творческих успехов и ребятам успешного роста в их творчестве!
С уважением. Ирина
Елена Николаевна Анненкова # 30 ноября 2014 в 13:18 +6
Здравствуйте, Мария Владимировна! Очень интересный материал! Уверена, что он будет востребован многими педагогами. Для учителя ИЗО очень важно умение грамотно и проникновенно донести до детской души духовные ценности, помочь детям найти оригинальные сюжеты. В наивно-реалистических рисунках Ваших школьников оживают события из истории православия, библейские сюжеты. Их работы отличаются отсутствием штампа, собственными сюжетами, стремлением передать реальность через ассоциации и фантазию. Работы не просто грамотно выполнены. Они несут смысловую нагрузку, иллюстрируют духовные качества Ваших учащихся. Во многом здесь заслуга педагога. С удовольствием отдаю свой голос и желаю Вам профессиональных успехов!
Ирина Владимировна Шахова # 30 ноября 2014 в 13:32 +7
Спасибо за вашу работу по духовно-нравственному воспитанию детей.Вы помогаете людям осознать начало их пути,многовековую историю преподносите в доступной форме .В вашей работе идет четкое разделение на группы сюжетов для лучшего понимания "Библейских рассказов". Интересные продуманные работы детей разных возрастов, свидетельствуют о том, что они действительно знают и понимают смысл рассказов и самого происхождения человека, его историю развития. Успехов вам в вашем интересном труде!
Ирина Юрьевна Ручина # 30 ноября 2014 в 14:27 +7
Мария Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Материал у Вас получился очень интересный, доступный, хорошо оформлен, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. С большим удовольствием отдаю свой голос. +1!!!
Елена Дмитриевна Тулинова # 30 ноября 2014 в 15:29 +7
Добрый день, Мария! С удовольствием познакомилась с очередной Вашей работой.Очень понравились работы детей. Они очень нежные, душевные, добрые. С удовольствием отдаю свой голос и желаю Вам профессиональных успехов!+1.
Лейла Гамдуллаева # 30 ноября 2014 в 18:19 +7
Ваши работы вызывают симпатию! Чудесные работы получились! Желаю Вам творческих успехов! Голосую!
Эльвира Серенкова # 2 декабря 2014 в 17:14 +6
Мария! Очень сложную, необычную тему для своей разработки Вы выбрали! Чтобы написать такие шедевры, надо знать свою историю, любить героев, и быть чистым душой! И ваши дети превосходно справились- их вел Бог и Учитель! Мне очень понравилось! +1
Надежда Владимировна Рябиченко # 2 декабря 2014 в 21:06 +5
Здорово! Молодцы Ваши дети!!! У них получились настоящие ШЕДЕВРЫ!!! Спасибо Вам за приглашение ознакомиться с чудесной выставкой детских работ на тему Православия. Мне очень понравилось! Успехов Вам и Вашим ученикам! Примите мой голос!
Динара Ахметовна Демеуова # 3 декабря 2014 в 15:18 +3
библейска тема - слжная тема, особенно в понимании детей. Сложно донести до них правильную суть. национальное воспитание очень важно, будь то Христианство, Мусульманство, Буддизм и т.д. Довольно сложную тему Вы взяли. Похвально. И детки молодцы!
Мария Алексеевна Елизарова # 3 декабря 2014 в 18:15 +2
Очень полезный и интересный материал представлен в вашем блоге. Такие работы способствуют не только навыкам художественного рисования, но и формирует нравственную сторону ребенка. По работам детей заметно, что их учит профессионал, красивые работы smile +1
Светлана Николаевна Крючкова # 4 декабря 2014 в 12:39 +2
Мария Владимировна, спасибо за интересный поучительный материал. Прочитала и заинтересовалась. Материал представлен доступно, просто для восприятия и осознания. Просмотрела работы учащихся- очень красиво.Молодцы, что даете детям представления на библейскую тему, воспитываете нравственные чувства. Примите мой голос!
Валентина Леонидовна Сухорукова # 4 декабря 2014 в 14:14 +2
Да... тема сложная, но интересная! Работы детей очень понравились! Такие душевные! Спасибо Вам!
Ирина Николаевна Ступченко # 4 декабря 2014 в 16:12 +2
Вы-молодец, что выбрали данную тему. Приобщение детей к чему-то правильному и ценному, духовному - это главное в жизни. Ведь современная молодёжь мало что ценит. А Ваш урок учит и направляет детей на понимание национальной культуры, на этику взаимоотношений. Удачи и голос!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 4 декабря 2014 в 19:41 +2
Мария Владимировна, познакомилась с Вашей статьёй "Художественный конкурс как средство формирования нравственных отношений у школьников". Понравилось как Вы на примере конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» проанализировали эффективность организации художественного творчества учащихся и охарактеризовали виды деятельности учащихся. Для того чтобы изобразить какой-то библейский сюжет ребёнку сначала его нужно осмыслить, постичь смысл происходящего, поэтому проводиться огромная работа прежде чем приступить к самому рисунку. Человек становится духовно богаче, соприкоснувшись с такой темой. Такие конкурсы не только показывают творческие навыки, но и способствуют нравственному росту. Текст Вашей статьи проиллюстрирован работами ребят, оригинальные и светлые работы. Они играют роль и пояснения к статье и являются маленькой выставкой работ учащихся. Спасибо за приглашение, было интересно, +1!
Вера Борисовна Егорова # 5 января 2015 в 11:06 +1
Россия – страна великой культуры и духовности. Детство – время интенсивного развития человека, накопление социально значимого опыта, формирование отношений к окружающему миру. Замечательно, когда у ребят есть возможность обретать нравственный опыт под руководством грамотных учителей.
«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».
Свят. Тихон Задонский.
Мария Аркадьевна Шишатова # 18 января 2015 в 21:24 +1
Мария Владимировна, рисунки ваших учеников поражают! Композиция, цвет, сюжет!Библейская тема требует от учителя достаточно серьезной подготовки.Действительно мало просто рассказать и проиллюстрировать сюжет, педагогу по изобразительной деятельности надо еще и научить как это сделать, как практически осуществить задумку. Браво! Мой голос вам!
Екатерина Юрьевна Ларкина # 30 мая 2015 в 09:42 +1
Прекрасная подборка рисунков! В них сочетается чистота детской души и многогранность библейских сюжетов! Сразу же захотелось со своими воспитанниками сделать что-нибудь подобное! Обязательно организуем свой конкурс изобразительного мастерства в преддверии великого православного праздника!