Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное воспитательное мероприятие по литературе, приуроченное к 70-летию Великой Победы

Новикова Мария Васильевна, учитель русского и литературы, МОУ СОШ №24, г. Саранск, р. Мордовия
«Поэзия и война. Строки пламенного сердца…»
Тип: внеклассное воспитательное мероприятие, приуроченное к 70 –летию победы в Великой Отечественной Войне.
Класс: 5.
Цели:
• актуализировать знания учащихся о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны, о знаменательной дате – 70 –летии Великой Победы и её значении в истории человечества;
• способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою страну, уважительного отношения к ветеранам войны.
• Развитие интереса к русской литературе и русской поэзии.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, тексты стихотворений, сообщения учащихся.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя

Учитель: Литература и жизнь всегда были тесно переплетены друг с другом. Собственно говоря, литература черпает идеи из жизни. Но литература отражает не только радостные события, но и трудные переломные события истории. Великая Отечественная война, несомненно, тоже оставила свой след в литературе. Ее отголоски и по сю пору звучат со страниц литературных произведений. Забыть память о войне мы не вправе. Сегодня мы с вами прикоснемся к тем впечатлениям, которые Великая Отечественная оставила в поэзии, в душах особенных людей – поэтов (Слайд № 1).
II. Cимволы победы и памяти о ней.
Велика память о нашей славной победе. Война оставила нам много символов, много напоминаний о себе, много свидетельств горечи и радости этой победы. Ведь даже радость победы, как говорится в известной песне, «со слезами на глазах».

1. Старые фотографии.
Одним из ярких напоминаний о войне нам служат старые фотографии, фотографии военных лет, фронтовые фотографии.
(Слайд №2)
Стихотворение по этому поводу нам прочитает_____________ (стихотворения необходимо заранее раздать детям для заучивания наизусть либо для подготовки выразительного чтения).

Римма Казакова
На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем –
В обнимку четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый,
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва,
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли,
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
2. Кинохроника
Еще более красноречиво войну нам зарисовывает кинохроника
(Слайд №3)
Во время просмотра кинохроники военных лет предлагаю вам послушать стихотворение «Помни» в исполнении____________(Слайд №4).
Помни

Помни, как гремели орудий раскаты,
Как в огне умирали солдаты
В сорок первом,
Сорок пятом –
Шли солдаты за правду на бой.

Помни, как земля содрогалась и слепла,
Как заря поднималась из пепла,
Гром орудий
Не забудем
Мы с тобой.

Помни: грозный смерч над землей в небе синем –
Это черная смерть в Хиросиме,
В Хиросиме,
В небе синем –
Черный пепел в сердцах навсегда.

Помни, не забудь обожженные лица –
Это может опять повториться.
Не забудем
Это, люди,
Никогда.

Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,
Мы за счастье и слезы в ответе,
На планете
Наши дети –
Поколение юных живет...

Помни, чтоб шумели весенние всходы, –
Не забудь эти грозные годы!
Путь наш труден,
Встаньте, люди,
Жизнь зовет!

3. Памятник советскому солдату в Берлине
Одним из негласных символов нашей победы выступает и знаменитый памятник советскому солдату, который стоит в Берлине. По легенде наш солдат спас девочку во время штурма Рейхстага.
Стихотворение, посвященное этому событию и памятнику зачитает нам_____________________________ (Слайд № 5).
Георгий Львович Рублев
Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

4. Минута молчания
Один из главных атрибутов нашей памяти и скорби, дани памяти павшим воинам – это минута молчания (Слайд № 6).
Стихотворение об этом символе нам прочитает__________________________________
Петр Давыдов

Минута величья и славы,
Минута признанья и слез…
Пусть будут ушедшие правы,
Пусть хватит им праздничных звезд!

В молчании много печали.
У каждого счеты свои.
Мы помнить о Вас не устали!
Примите признанья в любви…

Мудрее на новом этапе
Смирились с далекой войной.
И я вспоминаю о папе,
Который вернулся домой.

С годами все кажется ближе,
Все стало ценнее вдвойне.
Спасибо за то, что ты выжил
На той беспощадной войне.

Учитель:
Неугасима память поколений,
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте ж встанем на мгновенье,
И в скорби постоим, и помолчим.
Тише, ребята, минутой молчания, память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали, По утрам они солнце встречали,
Сверстники ваши почти.
После прочтения стихотворения можно продемонстрировать видео с минуты молчания в День Победы, в ходе которой дети, встав, молчаливо отдают последние почести павшим в нелегкой схватке с фашизмом (слайд №7).



5. Георгиевская ленточка
Несомненно, одним из главных символов нашей памяти о Великой Отечественной Войне является георгиевская ленточка (Слайд №8).
Сообщение учащегося
Георгиевская ленточка – один из негласных символов нашей Победы.
Георгиевская ленточка по внешнему виду и сочетанию цветов соответствует ленточке, которой обтянута орденская колодка к медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Именно поэтому георгиевская ленточка в начале XXI века стала символом победы над нацизмом. Появилась Георгиевская лента при Екатерине II вместе с орденом Святого Георгия — высшей воинской наградой Российской империи.
Конечно же, георгиевской ленточке, как одному из символов победы, посвящено немало пламенных поэтических строк. Одно из таких стихотворений зачитает нам_________________________________.
Николай Самоний
Георгиевская лента

Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость от победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.

Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог...
Не просто символ – памяти наследство.

Георгиевская лента – двухцвет простых полос –
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос...
И злом исполосОванное знамя.

Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.



6. Вечный огонь

Одним из символов победы выступает Вечный огонь (Слайд №9). Сообщение об этом символе нам подготовил____________________________
Вечный огонь - постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо. Непрерывное горение достигается путём подачи газа к определённому месту сжигания. Обычно входит в мемориальный комплекс. Первым по-настоящему Вечным (никогда не прекращавшем свое горение) огнем стал в СССР огонь на Марсовом поле в Ленинграде (6 ноября 1957 года). 8 мая 1967 года был зажжён Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.
А теперь заслушаем стихотворение, посвященное этому незыблемому и величественному символу победы, которое подготовила нам________ (на мероприятии при прочтении данного стихотворения демонстрировалось видео Вечного огня у Кремлевской стены) (слайд №10).
Юрий Шмидт
Вечный огонь

Вечный огонь. Александровский сад.
Вечная память героям.
Кто же он был, неизвестный солдат,
Чтимый Великой страною.

Может, он был, еще юный курсант,
Или простой ополченец.
Может, убит потому, что не встал
Перед врагом на колени.

Может, в атаку он шел в полный рост,
Пуля в излете достала.
Или он был неизвестный матрос,
Тот, что погиб у штурвала.

Может, был летчик, а может танкист;
Это сегодня не важно.
Мы никогда не прочтем этот лист,
Тот треугольник бумажный.

Вечный огонь. Александровский сад.
Памятник тысячам жизней.
Вечный огонь, это память солдат,
Честно служивших отчизне.

7. Могила неизвестного солдата
Тесно с вечным огнем в нашем сознании переплетен и такой символ, как могила неизвестного солдата (Слайд №11).
Стихотворение, посвященное этому символу победы зачитает нам_______.
Михаил Светлов

Неизвестному солдату

Он умер от семьи своей вдали,
И гибели его нам неизвестна дата...
К могиле неизвестного солдата
Известные солдаты подошли...
Мы этот образ до сих пор храним –
Истерзанный свинцом лежал парнишка,
И не было при нем военной книжки –
Она в бою погибла вместе с ним.
Пусть мы его фамилии не знаем, –
Он был – мы знаем – верным до конца.
И мы в молчанье головы склоняем
Перед бессмертным подвигом бойца.
И дружба воинов неколебима свята,
Она не умирает никогда!
Мы по оружию родному брату
Воздвигли памятник на долгие года!
Соединим же верные сердца
И скажем, как ни велика утрата, –
Пусть нет фамилии у нашего бойца, –
Есть звание российского солдата!



8. Ветераны
Ну и конечно же живым напоминанием о войне остаются ветераны. Их осталось в живых не так уж и много, считанные единицы, но и они достойны нашей памяти, любви, уважения.
Стихотворение, посвященное памяти ветеранам прочитает нам_______ (слайд №12).
Влад Снегирев

Ветераны

Немного осталось из тех, кто в боях
Прошли до Берлина полсвета –
В мороз и пургу, через горе и страх.
Пусть вспомнят живые про это.

Так было: внезапно настала война,
Пришли небывалые беды.
И всё, что могла, отдавала страна
Для фронта, для славной победы.

И каждую пядь нашей русской земли
Омыли мы кровью и потом.
Но правду враги здесь сломить не смогли,
Не справились с гордым народом.

Все дальше и дальше, на Запад – вперед
Идут и идут батальоны.
Нас Родина наша к победе зовет:
"Огонь, – не жалея патроны!"

Но вот и Рейхстаг, день фашистский померк
И фрицы кричат: "Рус, сдаемся!"
Мы эту войну будем помнить вовек.
Клянемся... Клянемся... Клянемся!

Нельзя про такое забыть никогда.
Что может быть лучше на свете,
Чем мирное небо, в огнях города
И наши прекрасные дети?
……………………………………

Солдат, вспоминая свой путь до конца,
Заплачет скупыми слезами.
А павшие живы все в наших сердцах, –
Безмолвно стоят рядом с нами
III. Итоги. Рефлексия.
Разыгрывание речевой ситуации: «А если бы вы встретили ветерана, какие слова вы бы ему сказали» (слайд №13)
IV. Заключительное слово учителя
Ваша подготовка к мероприятию и то, как вы прониклись этими строками, свидетельствует о том, что память войне и о подвиге русского народа жива, она хранится и передается из поколение в поколение, подтверждая слова о том, что никто не забыт и ничто не забыто, ведь, как говорится, пока мы помним прошлое - у нас есть будущее (слайд №14).
Презентация на тему: Литература и война

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему 9 мая День Победы Сценарий концерта к 9 мая Дню Победы. Начальная школа День Победы в детском саду Проект для школьников. Родной край

Похожие статьи:

День Победы. Сценарий 9 мая для детского сада

9 мая. Сценарий праздничного концерта для школы

Разработка классного часа для учащихся 10-11 класса и студентов колледжа, посвященного празднику День Победы. Классный час

Детские стихи к празднику День Победы

День победы 9 мая. Сценарий праздника для школы

Опубликовано: 587 дней назад (27 апреля 2015)
Просмотров: 1760
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Натали Самоний # 28 апреля 2015 в 00:15 +1
Здравствуйте, Мария Васильевна! Спасибо за использование моего стихотворения "Георгиевская лента". Только меня зовут Наталья - Натали Самоний.))) С уважением, Самоний Н.А.
Мария Васильевна Новикова # 28 апреля 2015 в 06:23 +1
День добрый. Извините....) Просто я взяла данные с какого-то сайта... Фото я перешлю Вам сегодня-завтра.
Натали Самоний # 28 апреля 2015 в 00:21 +1
Если у Вас есть пару фото с этого мероприятия, буду рада получить их в свою поэтическую творческую копилку. nata-samonij@yandex.ru С уважением, Натали Самоний.
Алена Сергеевна Чернова # 12 мая 2015 в 15:20 0
Здравствуйте. Очень интересная и полезная информация благодаря которой отталкиваясь можно творить большее. Данный материал затрагивает самое важное для понятия учащихся о скорби. Они должны знать и понимать для чего это все-Ведь это служит не просто так и сделано со смыслом.Стихи подобраны отлично: все в тему, без излишеств и без преукраси.Спасибо за вашу работу.)))