Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе с презентацией «Путь к истинной человечности» (по сказке Вильгельма Гауфа «Холодное сердце»)

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока внеклассного чтения в 6 классе на тему:
«Путь к истинной человечности» (по сказке Вильгельма Гауфа «Холодное сердце»)
В ходе урока реализовывались принципы интерактивного обучения. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.
Урок разработала: Скопина Мария Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Школа № 2048», г. Москва
Задачи урока:
Образовательные:
- провести анализ идейных особенностей сказки.
Развивающие:
- развитие способности к анализу информации;
- Развитие ассоциативного и творческого мышления;
- Формирование коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- реализовать связь темы урока с жизнью;
- повышение коммуникативной активности и эмоциональной включенности.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Оргмомент
- Добрый день ребята! Сегодняшний урок внеклассного чтения посвящен удивительной сказке «Холодное сердце». А написал её немецкий писатель Вильгельм Гауф.

Слайд 1

- Знакомы ли вы с какими-либо ещё сказками Гауфа.
- «Карлик Нос», «История о калифе-аисте», «История о маленьком Муке».

2. Просмотр видеофайла и работа по нему
- Давайте познакомимся с видеорассказом о жизни и творчества Гауфа. Но предварительно откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.
Посмотрите на доску — перед вам вопросы, на которые вам предстоит найти ответы в видео.

Слайд 2

Видеофайл «Бибигон-ЖЗЛ. Серия 65. Вильгельм Гауф» (6 мин. 56 сек.)




- Итак, давайте ответим на заданные вопросы.
Учащиеся зачитывают записанные ответы:
1) Вильгельм Гауф прожил всего 24 года.
2) сказки, романы о рыцарях и разбойниках, арабские сказки 1001 ночи, сказки братьев Гримм, произведения Вальтера Скотта, Шиллера и Гёте, сборники шотландских, французских, немецких народных сказаний.
3) пародийный роман «Человек на Луне», альманахи сказок, роман «Лихтенштейн», «Дневник для дам».

Слайд 3

3. Работа с литературоведческим термином
- Мы с вами узнали, что Вильгельм Гауф был выдающимся писателем своего времени, а созданные им сказки популярны и в наши дни. Кстати, а как вы понимаете термин «сказка»?
Варианты учащихся.
- Давайте посмотрим в литературоведческий словарь. Прочитайте словарную статью.

Слайд 4

- Как вы понимаете выражение «ориентированное на вымысел»?
Варианты учащихся.
- Итак, сказка — это литературное произведение, в котором всегда присутствует вымысел (вымышленные события, персонажи).

4. Анализ текста
- К сегодняшнему уроку вы прочитали сказку «Холодное сердце». Кто является её главным героем?
- угольщик Петер Мунк.
- Перескажите сжато сказку.
Сжатый пересказ выполняют несколько учащихся.

Слайды 5-7




5. Физкультминутка
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей,
И быстрей, быстрей, быстрей!
(Бег на месте.)
 
Делаем вперед наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять.
(Наклоны.)
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
(Вращение прямыми руками.)

Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
(Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно, не лениться.
(Дети садятся за парты.)

6. Работа с таблицей
- Ребята, давайте обсудим, каково же оно — холодное сердце.
- Холодное сердце не умеет любить, не умеет сострадать, не умеет радоваться, не умеет всего того, что делает человека счастливым.
- А что побуждает Петера вернуть свое сердце?
- Любовь жены, раскаяние.
Нарисуйте в тетрадях таблицу и самостоятельно заполните её прилагательными, характеризующими холодное сердце и сердце человеческое.

Слайд 8

Зачитывают свои варианты (холодное сердце — равнодушное, безразличное, злое, скупое, жестокое, ленивое, трусливое; человеческое сердце — отзывчивое, доброе, любящее, внимательное, щедрое, трудолюбивое).
- Вспомните, как называются прилагательные, противоположные по значению?
- Антонимы.

7. Рефлексия
- Как вы считаете, зачем главный герой сказки — Петер Мунк — рассказывает свою историю?
- Чтобы другие не повторяли его ошибку.
- А можно ли встретить человека с холодным сердцем в наше время? Каков он?
- Это тот, кто глух к бедам других, ленится, скупится, думает только о себе.
- Чему же учит нас сказка Гауфа?
- Для того, чтобы быть счастливым, нужно иметь любимое дело и трудиться. Нужно заботиться о своих родных и близких людях, помогать по возможности другим.
- Верно. Счастливым может быть только тот, у кого в груди горячее сердце. У сказки счастливый финал, и она вселяет в каждого веру в собственные силы и силы добра, тому подтверждение — стук ваших горячих сердец!
Презентация на тему: Путь к истинной человечности

Рекомендуем посмотреть:

Игра-путешествие по сказке Колобок в средней группе Конспект игрового занятия по математике в подготовительной группе Как Мышонок учился безопасному поведению в сети Интернет Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи:

Иван - крестьянский сын и чудо-юдо

Несмеяна-царевна. Сказка

Марья Моревна. Сказка. Читать

Морской царь и Василиса Премудрая. Читать

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Открытка к 8 марта "Мимоза" в технике пейп-арт для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 294 дня назад (14 февраля 2016)
Просмотров: 1123
Рубрика: Учительское
+2
Голосов: 2
Аметхан Эдемович Нуриев # 14 февраля 2016 в 13:24 +1
Хорошая презентация,фильм познавательный,работа востребованная)
Светлана Александровна Барбашина # 25 марта 2016 в 09:38 +1
Здравствуйте, Мария Васильевна. С удовольствием познакомилась с Вашим увлекательным путешествием в мир творчества и жизни В. Гауфа. Очень понравился Ваш урок! Вами использована интересная форма проведения занятия, которая обеспечила большую его интерактивность. Подобрана очень интересная физкульт минутка, что очень важно для данного возраста детей. Цель урока достигнута: ребята соприкоснулись с главной идеей сказки, и проявили свои способности.Обязательно использую эту сказку В. Гауфа в своей работе, ведь так важно в наше время воспитывать в детях отзывчивость, доброжелательность. Примите мой голос. Удачи!
Ольга Владимировна Перковская # 31 октября 2016 в 19:03 0
Мария Васильевна, молодчина! Такая огромная подготовка. На лицо куча форм, методов и приёмов за один урок. Тема и приёмы учителя вызывают интерес к учению и воспитывают потребность в знаниях. Считаю, что урок подготовлен на высоком методическом уровне, при использовании современных технологий. Голосую!