Конкурсы для педагогов и детей

Дидактическая игра по обучению грамоте для дошкольников

Дидактическая игра по обучению грамоте «Помоги найти вагончик»
Овчинникова Мария Владимировна - Воспитатель, МАДОУ д/с № 17, г.Мелеуз Республика Башкортостан
Цели:
- учить детей определять наличие указанного звука в словах.
- упражнять в определении количества звуков в словах.
- упражнять в определении количества слогов в словах.
Игровой материал:
1. Длинное панно с изображением паровоза и трёх вагонов.
В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками внизу, на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количество звуков в словах (от 3 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3, а также таблички с буквами для определения наличия звука в словах .
2. Предметные картинки такого размера, как окна с изображением животных (зверей, птиц) .
Картинки на один заданный звук:
-с: слон, лось, рысь, собака, сова.
-з: заяц, зебра, коза, обезьяна.
-ш: кошка, мышка, лошадь.
-ж: жираф, журавль, ёжик, жаба.
-л: лиса, лев, волк, верблюд.
-р: ворона, воробей, курица, крокодил.
Картинки на 3 заданных звука: жук, рак, сом, бык ; на 4 звука: слон, лиса, волк, жаба ; на 5 :кошка, мышка, баран, зебра.
Картинки на односложные слова: лось, рысь, бык, слон, лев, волк; на двухсложные слова: жираф, кошка, жаба, коза, заяц, баран; на трёхсложные: ворона, курица, собака, воробей, крокодил.
Ход игры
1 вариант.
Воспитатель показывает детям паровоз и 9 картинок с изображением животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть звук «с» и т. д.
Педагог вызывает троих детей и предлагает одному ребёнку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с, другому – для второго вагона
(звук ж) и следующему - для третьего вагона (звук р) .
Затем он приглашает троих детей-контролёров, которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры. Далее воспитатель меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками : з, ш, л.
2 вариант.
Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Вызывает ребёнка, даёт картинку с изображением животного. Ребёнок отчётливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове бык три звука: б, ы, к. » и т. д.
3 вариант.
Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых не делятся на части (односложные слова) ; те животные, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т. д.
Можно назначить на роль кассира ребёнка и дать ему числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками. К нему поочерёдно будут подходить дети с картинками и рассказывать: «Я волк. Дайте мне билет на поезд». Кассир определяет количество слогов и даёт числовую карточку: «Волк, ты поедешь в первом вагоне»; «Лиса, ты поедешь во втором вагоне» и т.д.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

Похожие статьи:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Опубликовано: 272 дня назад (6 марта 2016)
Просмотров: 467
Рубрика: Без рубрики
+7
Голосов: 7
Светлана Олеговна Часовских # 7 марта 2016 в 06:54 +2
Очень рада отдать первый голос за Вашу очень полезную игру. Обязательно воспользуюсь. Спасибо за идею.
Елена Витальевна Дидык # 7 марта 2016 в 09:43 +1
Согласна, интересная идея. У меня уже есть такой паровозик с вагончиками для сортировки по цветам и форме. Теперь использую его ещё в новом качестве. Спасибо.
Мария Владимировна Овчинникова # 8 марта 2016 в 19:46 +1
Спасибо за комментарии.
Тамара Борисовна Вершинина # 9 марта 2016 в 20:01 +2
Мария Владимировна! Очень понравилась ваша игра! Я тоже попробую её использовать на работе, только с музыкой. В голове завертелись разные варианты. А вашу идею возьму в закладки для внучки, будем с ней летом играть. Я что-то не поняла вариант с количеством звуков в слове. Может, букв? Или детям не даются пока такие слова, как Заяц, Обезьяна? Наверно, позже можно использовать Мягкие и твёрдые звуки?. Вариантов много! Очень хорошее пособие! Надо подумать как сделать и из чего вагончики. Спасибо большое! Примите мой голос.
Тамара Борисовна Вершинина # 9 марта 2016 в 20:23 +2
Мария Владимировна! Мне очень понравилась ваша дидактическая игра! Думаю, что её можно использовать на работе и в музыкальной школе. В голове завертелись разные варианты. Вашу идею возьму в закладки для внучки. Будем летом играть. Я что-то не поняла вариант со звуками. Может, с буквами? Или пока детям не даются слова Заяц, Обезьяна? Ваше пособие замечательное! Спасибо большое! Надо теперь подумать, как его сделать и из чего.Примите мой голос.
Тамара Борисовна Вершинина # 9 марта 2016 в 20:26 +1
Мне показалось, что первый комментарий исчез.
Любовь Зайцева # 9 марта 2016 в 20:31 +3
Мария Владимировна!
Интереснейшая игра, которую я когда-либо встречала!
Разные варианты говорят о ее функциональности (включая наглядность).
В игре развивается интерес ребенка к звучащему слову, а это - залог будущей грамотности на письме.
Позвольте некоторые уточнения по поводу формы Вашей публикации: то, что прописано в цели, является задачами.
Цель же можно сформулировать следующим образом: создание игровых ситуаций в д/игре "Помоги найти вагончик", либо подобное, на Ваше усмотрение.
Спасибо.
+1! Успехов!
Ольга Валерьевна Прохорова # 9 марта 2016 в 20:37 +1
Мария Владимировна! Замечательная игра!Множество вариантов работы, красочность. Детям будет интересно участвовать в ней. Можно использовать неоднократно. Примите мой голос. С вашего разрешения беру себе в заметки.