Конкурсы для педагогов и детей

Формирование экологической культуры школьника

Формирование экологической культуры школьника на уроках во внеклассной работе.
Экология (от греч. “ойкос” - жилище, “логос” - наука) - наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.

Природа неслышно уходит от нас.
Уходит, как девочка с праздника взрослых.
Уходит. Никто ей вдогонку не послан
Стыдливо и молча уходит от нас.
В. Шефнер


В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальных наук современности.
Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация природы.
Человечество подходит к пределу, угрожающему его выживанию.
К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе, как и во многих других не изучается.
Учащиеся должны знать, что каждый организм занимает определенное место в природе, является ее частью, и потеря его — это путь к разрушению, уничтожению биосферы.
Одной из главных задач в преподовании географии и биологии - формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания.
Начальным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка цели.
И этой целью на уроках биологии и географии является -
«Формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции — повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений» .
Из нее вытекают задачи:
воспитывать умение понимать и ценить красоту и богатство природы;
способствовать осуществлять экологически грамотные действия;
занимать активную жизненную позицию;
выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
формировать потребность участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
В настоящее время очень важна «экологизация» преподавания биологии. Практически во всех разделах программы по биологии и географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.
На уроках биологии и географии — целенаправленно, планомерно, последовательно осуществляю экологическое образование и воспитание.
А чтобы вопросы экологии вызывали интерес у учащихся на уроках и лучше усваивались можно решать их в игровой форме, с помощью решения проблемных ситуаций, задач.
На уроках естествознания в 5 классе — использую экологические сказки. Например, тема «Дикорастущие и культурные растения». Сказка «Почему нельзя рвать ландыши?»
- Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали целые охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать.
Зачем, — сердится, — ландышей нарвали? Нельзя же! И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту ночную фиалку, желтые купальницы — тоже нельзя!
— Но почему? — чуть не плачут ребята. Они же такие красивые. — Вот-вот, красота их и губит. Кто не увидит — всяк сорвет. Оттого цветов этих стало так мало. Теперь их взяли под охрану.
Что же получается? Люди, жадничая, отбирают у природы самое красивое, крупное, яркое, душистое — а в результате себя же и грабят.
«..Земля умирает, если ее убивать. Земля оживает, если ее возрождать». Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать Земле посильные нагрузки. Беря от нее давать ей. Нанося раны, лечить. К такому выводу я подвожу ребят в конце урока. Таким образом экологические сказки не только повышают интерес к предмету, но и помогают проникнуть в суть некоторых сложных природных явлений.
Экологические задачи. Перед учащимися ставится экологическая проблема, которую необходимо решить. Учащиеся самостоятельно решают.
Приведу пример. Так при изучении темы в 9 классе «Развитие сельского хозяйства в России». Перед учащимися в конце изучения темы обозначаю проблему в связи с развитием сельского хозяйства.- это эрозия почв и негативное влияние на почву сельхозмашин. С учащимися на уроке стараемся сделать вывод: возможно ли избежать этих негативных последствий при развитии сельского хозяйства.
Другой пример. При изучении лесной зоны по географии в 7 классе или при изучении на уроках биологии «Растений» большое внимание уделяется сохранению лесов. На этих уроках осуществляется межпредметная связь с трудовым обучением. (столяре дело, швейное дело).
Со школьниками более младшего возраста на уроках решаем задачи-рассказы по экологическому воспитанию, которые могут служить дополнительным материалом к урокам по ознакомлению с природным миром. Решение этих задач способствуют установлению детьми фактов того или иного отношения человека к природе. Рассказы-задачи помогают школьникам приобрести навыки выявления элементарных природных противоречий, встречающихся в окружающем мире, умения разрешать найденные и сформулированные противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов. Рассказы-задачи помогут в воспитании у детей активной жизненной позиции, целостно-ориентированного отношения к окружающему природному миру. Все мы знаем, что заинтересовать ребенка можно не готовыми знаниями, а загадками и задачами. В окружающей природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. Мы не задумываемся над тем, как задачу своего выживания решает человек, то или иное животное и даже растение. Рассказы-задачи позволяют дать детям правильное понятие «почему и как все происходит в природе», как животные и растения удовлетворяют свои отребности, решают те жизненные задачи, которые постоянно стоят у них на пути. .Решать любые задачи можно по разному. Можно гадать – так в природе или нет. Можно послушать взрослого, как они решают эту природную задачу. А можно призвать на помощь фантазию и придумать как это могло бы быть. Я стараюсь учит детей решать экологические задачи с помощью приемов выявления и разрешения экологических противоречий. Выявление противоречий решает проблему позволяет ребенку выявить самую суть проблемы , поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу так, чтобы не навредить окружающим. Этот подход позволяет глубже понять системность окружающего природного мира, а исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-синтетической деятельности
Рассказ-задача «Деревья в жаркую погоду» ( дерево в жаркую погоду сбрасывает листья. Вопрос: Как спасти дерево в жаркую сухую погоду, если нет возможности их постоянно поливать. С детьми обсуждается,что дерево само решает свою проблему приемом «Обратить вред в пользу». Из сказанного делаем вывод: «деревья сбрасывают листья, чтобы избежать обезвоживания. Решаем можно ли использовать еще приемы. «Все сам» «заранее» « без перерыва». Приводятся жизненные примеры и советы по использованию приемов по уничтожению вредного фактора.
Рассказы-задачи не только по теме «Растения» но и по «Животным».
Решение экологических проблем и задач поможет детям разобраться в причинно-следственных связях между явлениями и процессами в природе: «все всязано со всем» - понятие единства мира, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Считаю, если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже не приходят потом. В воспитании ребенка первую роль должно играть прекрасное и что стремление к одной только пользе оборачивается для государства большими потерями, а для отдельного человека — невоспитанностью по отношению к окружающему миру.
Для обогащения учащихся эстетическими впечатлениями стараюсь использовать различные средства обучения имеющиеся в кабинете; обилие цветов, они не только украшают кабинет, но и используются при выполнении практических и лабораторных работ. Особенно при изучении курса «Растения» в 7 классе и по природоведению в 5 классе.
Уверенна, что применение наглядности различных объектов природы, особенно если наглядность в виде красочной иллюстрации или с помощью компьютера развивает у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще и прекрасному в природе.
Оформление кабинета способствует формированию экологической культуры у учащихся. Содержание стендов на стенах кабинета направлено на охрану окружающей среды. Не только тексты, но и сама иллюстрация вызывает у учащихся любовь к природе, желание сохранять ее.
Широкой возможностью формирования экологической культуры являются внеклассные мероприятия. Неоднократно совместно со С.Б. Поповой в предыдущие годы проводились «Праздники птиц», «Домашние животные», «Дикие животные» и т. д. раскрывали взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой, затрагивали вопросы заботливого отношения к природе.
Мероприятия из цикла «Саратов на карте России» такие как «Животный и растительный мир Волги», «Саратов в прошлом, настоящем, будущем» носят экологическое воспитание.
Таким образом, все это позволяет работать по формированию экологической культуры учащихся, на уроках биологии, географии, естествознания, и внеклассных мероприятий.
Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек — часть природы, ее дитя.
Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.

Рекомендуем посмотреть:

Стихотворение на экологическую тему для учащихся начальной школы Интеграция гуманитарного и экологического воспитания и образования Сказка на экологическую тему для школьников 11-14 лет Конспект занятия по экологии для детей с ОВЗ, 8-9 класс

Похожие статьи:

Сюжетно ролевая игра по экологии для 6 класса

Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов

Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. Экология и война

Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. Охрана окружающей среды

Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов с презентацией. Озеро Байкал
Опубликовано: 126 дней назад (31 июля 2016)
Просмотров: 214
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ольга Михайловна Подгорных # 11 сентября 2016 в 07:50 0
интересный материал, актуален в наше время!+1