Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование у дошкольников 4-7 лет интереса к малой Родине

Использование практико-ориентированной модели взаимодействий воспитателя с детьми, родителями и социальными партнерами при формировании у детей 4-7 лет интереса к малой Родине.
Автор: Коржева Марина Александровна, воспитатель МАДОУ "Детский сад №172" г.о.Самара, Самарская область
Данный материал будет интересен воспитателям,старшим воспитателям и методистам дошкольных образовательных организаций, заинтересованных в воспитании достойных граждан своей страны.Материал содержит практико-ориентированную образовательную модель, которую можно использовать в любой возрастной группе, начиная со средней группы
Цель: Поиск новых методов и приемов патриотического воспитания детей дошкольного возраста при сотрудничестве с родителями и социальными партнерами.
«Использование практико-ориентированной модели взаимодействий воспитателя с детьми, родителями и социальными партнерами при формировании у детей 4-7 лет интереса к малой Родине.»
В современном обществе важной задачей является формирование у детей культурных ценностей, духовно-нравственных основ личности, патриотизма, развитие эмоциональности, чувств, мышления. Дошкольный период жизни детей самый благоприятный период для эмоционально-психологического взаимодействия с ребенком. Все образы восприятия действительности очень яркие, сильные, остаются в памяти не на день-два, а на всю жизнь. Воспитание патриотизма – одна из главных задач в работе с дошкольниками.
Ориентируясь на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, необходимо организовать процесс развития детей так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации воспитания и обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса воспитанников, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволяет детям адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.
Мы желаем воспитать у наших детей любовь к Родине, а оказывается, не можем воспитать у ребенка любовь к самому близкому к родному дому, семье, детскому саду. А это является основой основ нравственно-патриотического воспитания и самая важная ступень в развитии личности. Ребенок дошкольного возраста должен осознать себя членом семьи, важной частью малой Родины, затем Гражданином своей страны, а только потом – жителем нашей планеты. Решать эту проблему надо от простого к сложному.
Наряду с этим мы должны учитывать, что в современных семьях складывается неоднозначная ситуация в семье: родители, обеспечивая семью материальными благами, всё меньше времени проводят со своими детьми. Растет количество неполных семей. Детский сад становится для родителей решением всех проблем. В этой ситуации детям всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому жизненно необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционального образа отчего дома, детского сада, малой Родины. Необходимо научить детей не только брать от окружающего мира, но и отдавать ему часть своего душевного тепла.
Я в своей работе использую метод проектов как практико – ориентированный подход к образовательной системе в целом. Придерживаясь китайской народной пословицы «Расскажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь." Я всерьёз задумалась над качеством работы по направлению познавательное развитие в контексте формирования у дошкольников гражданской позиции, приобщение к традициям, истории родного края.
Для этого была разработана система взаимодействия с социальными партнёрами, с представленными учреждениями были заключены договора о социальном партнерстве на учебный год. Разработан план совместных мероприятий.
С января 2014 года наш детский сад является городской проектной площадкой по теме «Конструирование образовательных ситуаций для формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий». Нас это заинтересовало, и мы решили использовать элементы для работы в средней группе.
Цель: формирование духовно-нравственного отношения и интереса к малой Родине.
Реализация задач начинается с 4-х летнего возраста, когда у ребёнка образ Родины ассоциируется с образом дома, мамы, близких родных. Ежегодно задачи усложняются, новыми понятиями и представлениями.
Были поставлены следующие задачи
*Формировать у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
*Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
*Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
*Воспитывать чувство любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
*Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
*Формировать чувство художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
*Защищать и соблюдать права детей на игру, досуг, уважать право на собственность и свою территорию.
*Способствовать активному взаимодействию семей воспитанников, социальных партнеров в совместную работу с ребенком и детским садом.
*Воспитывать у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Был разработан календарно – тематический план работы, согласно которому ежемесячно проходит неделя краеведения, темы представлены в таблице.
Месяц Тема
Сентябрь «Улицы моего города»
Октябрь «Знаменитые люди нашего города»
Ноябрь «Трудовые будни Самары»
Декабрь «Самара театральная»
Январь «Народы Поволжья»
Февраль «Защитники отечества»
Март «Писатели детям о Родине»
Апрель «Самара космическая»
Май «В Самаре тыл был фронтом
Июнь «Красная книга Жигулей»
Июль «Живу на Волге»
Август «Самарская ярмарка»

Работа над темой ведётся через практико - ориентированное взаимодействие: информационные, исследовательские, игровые.
Мы ожидали получить следующие результаты:
• Расширение знаний детей и родителей о родном городе, его культуре, формирование на этой основе духовно-нравственного и личностного отношения к окружающей действительности.
• Расширение связей детского сада с социальным пространством.
• Улучшение качества работы по взаимодействию с родителями, активизация роли родителей как участников педагогического процесса воспитания детей.
Работу мы начали со среднего возраста. Детям и родителям мы предложили совместно изготовить альбомы:
•Наша семья
•Мой питомец
•Мой дом
•Улицы нашего города, на которых мы живем
•Наш любимый детский сад
•Праздники в детском саду и дома
Для информирования родителей и детей были подготовлены папки-передвижки, презентации, видеофильмы:
•Природа родного города
•Растительный и животный мир Самарской области
Также были проведена выставка:
•Игрушки народов Поволжья
Все собранные материалы мы поместили в наш мини-музей. Ребята с огромным интересом занимаются, играют в нем.
Родителям рекомендовали больше времени уделять в вопросах образования рассказам, беседам о родном крае, городе, семье. Предложили им вместе с детьми посетить детскую библиотеку, где ознакомиться с литературой о нашем городе, области.
Дети были активно включены в совместную деятельность, так как задания им давались на дом, чтобы вместе с родителями они подготовили информацию: полезную и интересную. Детям очень нравились наши занятия. Они с удовольствием делились информацией о своих родителях, семейных традициях, о домашних животных. С увлечением рассказывали и слушали об улицах, на которых живут. В беседах о детском саде узнали, что являются равноправными членами коллектива, вносящими каждый день свою частичку тепла, радости. Стали понимать, что необходимо уважать труд взрослых. Особенно детям нравились мультимедийные игры, видеофильмы.
С целью выявления результатов нашей совместной работы детям был предложен ряд вопросов. Дети знают ФИО, название города, улицы, дом. Правильно называют членов семьи, с любовью о них отзываются, любят детский сад и с удовольствием в него идут.
Работа в старшем возрасте продолжается.
Цель: формирование духовно-нравственного отношения и интереса детей к малой Родине через включение социальных партнёров
Задачи:
- сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
- спроектировать культурно – образовательную среду в ДОУ;
- ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями
Пути Реализации :
1. Занятия;
2. создание мини-музея;
3. дидактические игры, строительные, сюжетно-ролевые;
4. Чтение художественной литературы, фольклора. Знакомство с писателями Самарской области;
5. рассматривание буклетов, иллюстраций, фотографий, изделий, предметов быта, труда, одежды;
6. конструирование макетов, схем;
7. просмотр д/фильмов, слайдов;
8. Виртуальные экскурсии согласно теме.

Были предложены к изготовлению
1.Альбомы
•«Наш город»
•«Родословное древо»
•«Народы Поволжья»
•«Россия» (города и народы)
•«Мой второй дом-детский сад»
•«Самара космическая»
•«Самара театральная»
•«Самара – ковала победу»
Папки-передвижки:
*Достопримечательности нашего города
*Праздники нашего города
*Заповедник и национальный парк Самарской области
Изготавливали макеты:
*Детский сад
*Мой дом
*Монумент Славы
Создаем коллекцию рисунков, творческих работ детей и родителей
Оформляем стенды, газеты, используя фотографии, иллюстрации

Разрабатываем электронные пособия:
*Народные традиции
*Декоративно-прикладное искусство
*Достопримечательности города
*Сельская жизнь
Результаты работы
*Дети знакомы с памятными местами и датами города
*Дети знают почетных жителей Самары
*Дети могут отвечать на вопросы: «Почему так названа улица?», «Какие знаменитые писатели жили в нашем городе?»
Вашему вниманию представлена небольшая часть нашей работы…..
Работа по данному направлению позволяет:
* Сделать процесс формирования гражданской позиции дошкольника в рамках практико-ориентированного подхода познавательным творческим процессом, в котором образовательная деятельность для воспитанников является успешной, а знания - востребованными.
* Повышать педагогическую компетентность родителей, готовность к тесному сотрудничеству.
* Педагогам ДОУ транслировать опыт работы на районных и городских семинарах, опубликовывать опыт работы в печатных сборниках СИПКРО, ЦРО, на сайтах информационной системы интернет, создавать авторские программы.
Краеведение очень тесно связано с патриотическим воспитанием детей в ДОУ и желательно проводить занятия по краеведению параллельно с занятиями по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию. Но не стоит акцентировать внимание детей на каких-то сюиминутных событиях и явлениях, направляя их внимание на вечные ценности и устоявшиеся трактовки событий. Результаты подобной целенаправленной работы с детьми видны уже сейчас и мы надеемся, что они пронесут любовь к родному краю через всю свою жизнь.
Ознакомление детей с родным краем – большая долговременная работа по всестороннему развитию детей. Системный, творческий, современный( с использованием ИКТ) подход к воспитанию, позволяет провести через все разделы образовательной деятельности детей. Чувство любви к своему родному краю будет расти на примере родителей, других социальных институтов. Со временем эти чувства будут сохраняться и преумножаться, формируя духовно-нравственную, любящую Отчизну личность.

Рекомендуем посмотреть:

Welcome to Annovka! Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..." Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Беседа о Конституции для старших дошкольников

Беседа о Президенте России в старшей группе

Об учителях духовных для детей

Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»

Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия

Участник №148 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Игры и упражнения для детей 6-7 лет на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков | Перспективное планирование для старшей группы детского сада. День Земли
Опубликовано: 2914 дня назад (6 апреля 2016)
Просмотров: 7690
Рубрика: Без рубрики
+9
Голосов: 9
Оксана Сергеевна Панфутова # 6 апреля 2016 в 02:35 +4
Здравствуйте, Марина Александровна. Ваш материал очень глубокий, емкий. Самое главное, что это действительно готовая модель для работы по краеведению. При этом,по вашей модели можно начать работу с любого возраста. Спасибо за качественный материал. Вам голос
Марина Александровна Коржева # 6 апреля 2016 в 02:36 +1
Большое спасибо за первый комментарий. Буду рада, если мой опыт пригодится Вам
Ольга Владимровна Попко # 6 апреля 2016 в 23:41 +3
Актуальная тема. В этом году мы тоже работали в этом направлении. В марте прошел педсовет с похожей тематикой, поэтому особенно интересно, как это делают коллеги в других ДОУ. Очень понравился Ваш материал. Ваш опыт можно рекомендовать к распространению в вашем регионе.
Марина Александровна Коржева # 7 апреля 2016 в 21:32 +1
Спасибо большое.
Екатерина Николаевна Демидова # 9 апреля 2016 в 12:39 +2
Марина Александровна ознакомилась с вашей публикацией. Статья составлена грамотно, отвечает всем требованиям сайта. Хотелось бы отметить, что вы прописали не только среднюю возрастную группу, но и старшую. Очень подробно прописаны цели, задачи для каждого возраста, пути их решения. Активно вовлекаете в образовательный процесс родителей. Голос!
Елена Юрьевна Деришева # 9 апреля 2016 в 14:31 +2
Марина Александровна, спасибо за приглашение. Материал публикации интересный, содержательный. Голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 9 апреля 2016 в 20:19 +2
Марина Александровна!
Вы приобщаете детей к истории родного края.
Я уверена, что каждый ребёнок должен быть воспитан так,
чтобы гордился всю жизнь своей семьёй, близкими,
родным городом, своей малой родиной.
Именно такая любовь потом перерастает в настоящую осознанную любовь
и гордость за Россию.
Материал публикации подробный, интересный,
отражает большую работу, проведённую Вами.
Спасибо,обязательно использую в работе.
Голос!
Зоя.
Наталья # 12 апреля 2016 в 18:38 +2
Здравствуйте, Марина, так сложилось, что тема краеведения для меня очень актуальна, поскольку работаю над конспектом занятия по краеведению. Ваш материал мне понравился: глубокий, небезразличный, незаштампованный.Думаю, что наша работа - работа педагогов по этому вопросу нужна, необходима и очень актуальна для современных детей, и наши совместные усилия по этому вопросу дадут свои плоды в будущем. Спасибо за интересный материал.
Светлана Ильнуровна Шамгунова # 13 апреля 2016 в 10:04 +2
Здравствуйте! Всегда сложная и многообразная тема воспитания любви к малой родине. Ваш проект по реализации данного направления большой и емкий. Планирование работы составлено очень скрупулезно и последовательно. Стоит ли указывать что мы еще и соседи по регионам, то есть можно смело брать вашу основную информацию.
Валентина Александровна Ткаченко # 20 апреля 2016 в 06:48 +2
Здравствуйте, Марина Александровна!Спасибо вам за приглашение!с большим интересом и удовольствием читала ваш материал.Материал очень хорошо продуман и логически правильно выстроен.Читаешь и чувствуется, что сделан он был с душой.Прекрасно прописаны цели,задачи.Интересно,полезно,понятно.Вы молодец!Вами проведена огромная работа!
Ольга Васильевна Яковлева # 23 апреля 2016 в 15:00 +2
Здравствуйте, Марина Александровна. Спасибо за приглашение. Прекрасный материал! Грамотно и логично составлен, прописаны цели и задачи для каждого возраста, мероприятия. Большое спасибо за то, что делитесь опытом работы! Дальнейших творческих успехов! голос