Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы, 5 класс. Художественный мир сказки

Урок литературы в 5 классе на тему «Художественный мир народной волшебной сказки»
Автор:Павлычева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «сош №23 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Дзержинск
Аннотация: разработка урока литературы для 5 класса на тему «Художественный мир народной волшебной сказки». Данный материал может быть полезен учителям и учащимся общеобразовательных школ.
Конспект урока литературы в 5 классе «Художественный мир народной волшебной сказки»
Цель:
1. Повторить классификацию русской народной сказки, определить место волшебной сказки в сказочной системе.
2. Познакомиться с понятием «художественный мир сказки» и его компонентами.
3. Научиться анализировать русские фольклорные сказки на примере сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», делать самостоятельные выводы и обобщения с опорой на текст произведения.
4. Проанализировать типичные черты характера русского народа на примере сказок.
5. Воспитывать уважение к родному слову, русским сказкам как отражению русского менталитета. Воспитывать чувство патриотизма. Научиться видеть в каждом человеке положительные черты.
Оборудование: Листы формата А4, циркули, цветные ручки и карандаши, учебник-хрестоматия под редакцией В.Я. Коровиной, видео эпизод из фильма «Тёмный мир».
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: смешанный
Внутрипредметные связи: с историей русской литературы, с литературоведением, с искусством кино.
Методы и приёмы: репродуктивный метод (слово учителя, чтение статьи), пропедевтическая беседа, эвристический метод (аналитическая беседа, эвристическая беседа), метод творческого чтения (комментированное чтение).
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент.
2.
Подведение к теме урока.
Ребята, на прошлых уроках мы с вами знакомились с устным народным творчеством, другими словами, с фольклором.
Что же такое фольклор? (Ученики: фольклор – это коллективное творчество народа).
Какие бывают формы устного народного творчества (малые и большие).
Какие фольклорные жанры мы можем назвать малыми жанрами устного народного творчества? (колыбельные, пословицы, поговорки, частушки, потешки, пестушки, скороговорки, загадки).
А какие произведения мы относим к крупным фольклорным формам? (сказку).
Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, сказки о животных).
Совершенно верно!
3.
Постановка целей урока.
Ребята, сегодня на уроке мы должны определить место волшебной сказки в сказочной системе, познакомиться с понятием «художественный мир сказки» и его компонентами, научиться анализировать русские фольклорные сказки.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Художественный мир фольклорной волшебной сказки»). Запишем тему в тетрадь.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему нам с вами так важно знать наши сказки, ведь они родились так давно? (потому что в русской сказке отражены нравственные идеалы всего русского народа, которыми мы должны дорожить).
Правильно! Кроме того, мотивы и элементы народной сказки часто используются в других областях творчества, кроме литературы – в кино, театре, а образованный человек обязательно должен понимать современное искусство. Согласны?
Изучать данную тему мы будем на пример сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».
4.
Выявление первичного восприятия
1. Все ли прочитали сказку? О чём в ней рассказывается?
2. Понравилась ли вам она? Что именно вам понравилось в сказке?
3. Каков сюжет сказки? Расскажите кратко о событиях, произошедших в этом произведении?
4. Как называется человек, который борется с врагами, защищает свою Родину, любит свой край? (патриот).
5.
Изучение новой темы. Работа с текстом.
Что же такое художественный мир произведения? (это вымышленный мир, который включает в себя время, сюжет, пространство, героев). Запишем это определение в тетрадь.
Давайте вспомним, как строится любая сказка? (она начинается с зачина, экспозиции, затем следует завязка, высший момент – кульминация, здесь происходит накал страстей, за кульминацией наступает развязка, постпозиция и исход).
Давайте нарисуем схему сюжета себе в тетрадь (рисунок 1).
Давайте нарисуем круг на листочках и разделим его на 2 равные части (рисунок 2).
Кто является главным героем русских сказок? (человек, ущемлённый в чём-то – третий сын, глупый сын, крестьянский сын). В выборе народом главного героя своих сказок можно проследить веру русского человека в торжество добра над злом, веру в победу над несправедливостью, ведь именно ущемленные герои в итоге оказываются на победителями.
Скажите, какие персонажи бывают в сказке? (положительные и отрицательные).
Верно, в сказках герои одноплановы, их характер показан однозначно, с одной стороны – хорошей или плохой.
А в жизни мы тоже можем разделить на плохих или хороших? (нет, в обычной жизни в каждом человеке есть что-то хорошее).
В сказке и люди, и весь мир делится четко на две половины. Хорошие герои живут в мире героев, а все чудовища – в чуждом герою мире.
Что же заставило Ивана-крестьянского сына покинуть родной мир и пойти в чужой? (весть о том, что на Русь напали).
Правильно! Ребята, в любой сказке есть толчок, который заставляет героя сдвинуться с места и пуститься в опасное путешествие. Давайте теперь проследим маршрут трех братьев.
С кем встречаются в пути главные герои? (с дедушкой, который показывает им путь в пещеру с оружием). Этот персонаж в сказке называется «помощник». Давайте отметим его на нашем круге.
Кого еще встретили братья? (бабу-Ягу). Рядом с чем живет баба-Яга? (рядом с Калиновым мостом).
Калинов мост – это граница, которую нужно пересечь, чтобы попасть в мир антигероя, то есть в мир злых персонажей. Но чтобы пройти через эту границу, обязательно нужно встретиться с пограничником, вот этим пограничником и является обычно баба-Яга.
Помните, в российском фильме «Тёмный мир» баба-Яга говорит: «А я здесь, милок, границу стерегу»? Давайте посмотрим этот фрагмент (видео 1). А теперь давайте отметим на нашем кружочке пограничника.
Что дальше ждало Ивана-крестьянского сына? (три битвы на Калиновом мосту). Отметим эти битвы звёздочками прямо на границе, то есть на мосту.
Расскажите кратко о каждой битве Ивана. Как называется приём усиления чувств в литературоведении? (приём градации). Запишем определение в тетрадь. Несмотря на то, что Ивану-крестьянскому сыну с каждым боем все страшнее, он не сдается, тем почетнее становится его подвиг во имя Родины. Найдите в тексте доказательства, что Ивану страшно.
Цифра 3 имеет магический смысл, поэтому упоминание ее мы встречаем в сказке постоянно. Это называется «закон троичности». Найдите в тексте упоминание о цифре 3 (три брата, три битвы, зачин всегда начинается со слов «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», цифра 9 – это 3 раза по 3).
После победы над Чудом-Юдом вернулись ли домой герои? (нет, их ждало 3 испытания – колодец, яблоня, свинья). Отметим эти препятствия на нашей схеме.
Как вы думаете, зачем нужны эти испытания? Почему бы не создать сказку, в которой герои сразу возвращаются домой? (чтобы показать, что враг побеждён полностью, людям нечего больше бояться).
Молодцы!
Теперь давайте посмотрим, как течёт время в сказке, как происходят события. Для этого вспомним, могут ли герои повестей, романов предаваться воспоминаниям? Приведите примеры из недавно прочитанных по внеклассному чтению книг. Действительно, герои иногда вспоминают прошлые события, или может даваться предыстория, тогда время поворачивается вспять, назад. В сказке же действие происходит последовательно, давайте отразим это в схеме стрелочками. Кроме того, герои выходят из одной точки и возвращаются в нее же. Этот прием называется «цикличность».
Итак, герой достиг главной цели – победил зло. А что же ему в этом помогло? Только ли сила? (нет, еще хитрость).
Хитрость всегда присуща главному герою русской народной сказки, это отражает мировоззрение русского народа. Значимость этой черты характера также отражена и в русских пословицах, например «Хочешь жить – умей вертеться», «Хитрость города берет». При этом если мы взглянем на пословицы других народов, то увидим, что хитрость у них не всегда в чести. Турки говорят: «Хитрость приводит к глупости», таджки считают, что «хитрость меньше ума».
Но всё же хитрость не главное, что помогло герою одержать победу над злом. Что же это? (взаимопомощь, ведь в третьем бою братья всё-таки пришли на помощь Ивану). Взаимопомощь, умение действовать сообща, сплочаться в минуты опасности всегда являлись гордостью нашего народа, силой русского народа.
Каково ваше мнение, почему братья присоединяются к Ивану только в последней битве? (это отражает типичную черту русского народа, которую можно описать пословицей «Долго запрягает, да быстро едет»).
А почему русский человек привык делать все в последнюю минуту, а не планомерно, постепенно? С чем это связано? Это связано с погодными условиями в России, с природным циклом. Зимой русский крестьянин лежал на печи, работы было немного. Потом начинался посев, полевые работы, а осенью нужно было очень быстро мобилизоваться и снять урожай. Таким образом, расслабление сменялось интенсивной, то есть напряжённой деятельность, поэтому русские люди до сих пор делают всё в последний момент.
6.
Рефлексия.
Ребята, что мы сегодня узнали на уроке? Какая главная идея сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»? Какие особенности художественного мира сказки мы узнали?
7.
Запись выводов в тетрадь.
8.
Домашнее задание.
Прочитайте 5 французских, 5 немецких сказок и найдите отличия их главных героев от персонажей русских фольклорных произведений.
видео 1
(рисунок 1)
(рисунок 2)

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра по сказкам для детского сада Страшилки братьев Гримм Кроссворд по сказкам К.И. Чуковского. Литературная викторина с ответами для дошкольников 6-7 лет. Русские народные сказки

Похожие статьи:

Викторина для начальной школы. Викторина по сказкам Андерсена

Викторины для школьников. Викторины про сказки

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

Личностные качества современного педагога
Опубликовано: 830 дней назад (28 августа 2014)
Просмотров: 12150
+5
Голосов: 5
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 30 августа 2014 в 17:27 0
В школьном курсе есть предметы, которые больше, чем предметы, поскольку от них зависит жизнь конкретного человека, поколения, страны в целом. Это русский язык, литература и история. В последнее время государство и общество усилили внимание к их изучению. Возвращается выпускное сочинение в школу. Это поручение Президента В. В. Путина, прозвучавшее также и в Послании Федеральному Собранию. Возвращение школьного сочинения в качестве одного из итоговых испытаний будет способствовать тому, чтобы учащиеся прочитали классику, входящую в курс литературы. Мы должны прививать прививать детям любовь к книге, нашему литературному наследию, понимая его воспитательные, эстетические и нравственные ценности. Тем более, что следующий год объявлен Годом литературы.
Татьяна Волкова # 10 сентября 2014 в 20:48 0
Доброго времени суток, очень интересный конспект, очень интересная интерпретации поведения русского человека в определенные моменты, голос.
Валерий Григорьевич Вершинин # 13 февраля 2015 в 16:54 0
Уважаемая Марина Александровна! Мне понравились многие моменты вашего урока: повторение изученного материала, рисование сюжетной линии сказки. Но хочу поспорить вот в чём:
а) такой ли «ущербный» герой русской сказки? Его называют дураком, но « судьи кто»? Вот где можно поговорить с детьми о воспитании и уважении!
б) как-то режет слух ваше утверждение «хитрость отражает мировоззрение русского народа». Какая же здесь ХИТРОСТЬ Ивана, если он проявил смекалку разведчика, которая спасла им жизнь? Это прямая аналогия с ВОВ.
в) типичные черты русского характера по сказке выражаются в доброте, любви к Родине (патриотизме), взаимопомощи.
Но голос мой примите.