Конкурсы для педагогов и детей

Теория по русскому языку для 5 класса к программе Баранова

Теоретическая тетрадь для 5 класса. Пособие для 5 класса.
Теория по русскому языку для 5 класса к программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., Тростенцовой Л.А.
Пособие по русскому языку для учащихся 5 класса.
Автор: Павлычева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «сош №23 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Дзержинск
Аннотация: в данной работе собраны все необходимые материалы по русскому языку по программе 5 класса. Теоретическая тетрадь по русскому языку для 5 класса может быть полезна учащимся общеобразовательных школ при подготовке к занятиям, а также учителям при проведении уроков русского языка в 5 классе.
Теоретическая тетрадь по русскому языку для 5 класса.
Цель: помочь учащимся 5 класса овладеть необходимыми ЗУН по общеобразовательной программе русского языка.
Задачи: К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Теоретические сведения по русскому языку для учащихся 5 класса.
1. Лингвистика – это наука о языке, языкознании, языковедении.
Лингвистический – это языковедческий, связанный с языком.

2. Морфема – это значимая часть слова.
Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, то есть выделение частей, из которых состоит слово.
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.
Корень слова – это главная морфема в слове, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Бегать, звонок, отвар, просмотр.
Приставка – это морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это морфема в слове, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это изменяемая морфема слова, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова.
Нулевое окончание – это такое окончание, которое не обозначено звуками речи.
Дом, лес, перелет.
Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным лексическим значением.
Лес, лесной, лесник; роса, росинка, росистый.
Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить.
Отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться.
Формы одного и того же слова – это слова с одним и тем же корнем, у которых одинаковое лексическое значение.
Вода, воде, воды.
Вывод: при образовании слова появляются однокоренные слова, а при изменении слова появляются формы слова.
Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово.
Старик, рыбачил, рыбка, золотую.
Состав слова – это соединение морфем в единое целое, в слово с определенным значением.
По – ы – ход; походы

3.Орфография – это раздел науки о языке, в котором изучается правильное написание слов.
Орфограмма – это трудная для написания буква в слове, требующая применения определённого орфографического правила.
Есть ещё орфограммы:
Орфограмма-пробел (раздельное написание): к реке.
Орфограмма-дефис (чёрточка): кто-то, жёлто-зелёный.
Орфограмма - слитное написание: небольшой домик.

4. Орфограмма №1.
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Деревья (дерево), косить (косит), лесной (лес), колосок (колос).
Порядок ответа по орфограмме №1.
В корне слова «река» (рек) пишу безударную гласную е,так как она проверяемая ударением в слове реки.

5. Орфограмма №2
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить.
Велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник.

6. Орфограмма №3.
Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная.

Дуб (дубы), дорожка (дороженька), близкий (близок).
Порядок ответа по орфограмме №3.
В корне слова «берёзка» (берёза) пишу проверяемую согласную з, так как она отчётливо произносится в проверочном слове берёза перед гласной а.
Примеры: плод, луг, прут, плот, рот, лук, молод, пруд, молот, низкий, скользкий, жуткий, лёгкий, мягкий, чуткий.
Честный
Известный
Местный
Счастливый
Прелестный
Устный
Интересный (интересен)
Вкусный (вкусен)
Чудесный (чудесен)
Опасный (опасен)
Прекрасный (прекрасен)
Ужасный (ужасен)
Примеры: окрестность, радостный, грустный, вкусный, чудесный, вестник, прекрасный, интересный, участник, неизвестный.

8. Орфограмма № 5.
После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а, не пишутся ы, ю, я.
Исключения: жюри, брошюра, парашют.
Примеры: чудеса, шиповник, начальный, овчарка, жирный, щавель, животное, в нашу рощу, широкий, чужой, щупальце, стучать, пищать, сшить, чувствовать, прыгать с парашютом, строгое жюри.

9. Орфограмма № 6.
Разделительный Ъ пишется перед буквами ё, е, ю, я только после приставок. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный Ь.
Примеры: объяснение, пью, семья, соловьи.
Порядок ответа по орфограмме № 6
Идёт объяснение урока.
В слове «объяснение» я пишу Ъ разделительный знак, так как он употребляется после приставки на согласную букву перед гласной я.
Примеры: объединиться, подъехать, письмо, съедобный, взъерошенный, серьёзная, друзья, мальчик, косьба, вьются.

10. Орфограмма № 7.
Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят.
Коля подбежал под дерево.
Вывод:
1. Предлог – слово, а приставка – часть слова.
2. Перед глаголом предлогов не бывает, у глаголов есть только приставки, которые пишутся слитно.
3. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово.
Порядок ответа по орфограмме № 7.
На солнышке. Это орфограмма-пробел. На – предлог, пишу с существительным раздельно, так как между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово.
Нашёл. Это глагол. На – приставка, так как у глаголов предлогов не бывает.
Запомнить!
Из-за
Из-под
Васька вылез из-под сарая. Из-за дач видны верхушки сосен.
11. Предложение – это грамматическая единица речи, выражающая законченную речь.

12. Текст – это ряд (группа) предложений, связанных по смыслу, для выражения развёрнутой мысли.
Признаки текста:
1. Наличие группы предложений.
2. Смысловая связь.
3. Единство темы, предмета речи.
4. Наличие идеи (основной мысли) и её развитие.
У текста может быть заглавие.
Тема – это то, о чём говорится в тексте (в сочинении, в сказке, в рассказе и т.д.).
Идея текста – это главная (основная) мысль текста, это то, о чём хотел сказать автор читателю.

13. Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения (то есть подлежащее и сказуемое).

14. Часть речи – это большая группа слов, которая имеет определённое лексическое значение (это самостоятельные части речи) или для чего-то служит (это служебные части речи), имея какие-то особенные морфологические признаки.

15. Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.

16. План – это последовательно расположенные, кратко озаглавленные части текста.

17. –Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Пишется ться (с буквой ь).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает? (что сделает?) что делают (что сделают?) пишется -тся.
Пошли (что делать?) купаться (неопр. форма)
Он (что делает?) купается (3-е лицо)
Порядок ответа по орфограмме № 23
Дело мастера (что делает?) боится. Ставлю вопрос к глаголу. Дело (что делает?) боится. В вопросе нет Ь. Это форма 3-его лица ед. числа глагола. Перед суффиксом –ся в окончании глагола Ь не ставится.
Надо улыбаться. Ставлю к глаголу вопрос. Надо (что делать?) улыбаться. В вопросе есть Ь, поэтому это начальная форма. Пишу –ть перед –ся-.
18. Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени
Личные окончания глаголов (орфограмма № 25).
К I-ому спряжению относятся все глаголы, начальная форма которых оканчивается на –ать, -ять, -оть, -еть.
Ко II-ому спряжению относятся все глаголы –ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть; 4 глагола на –ать: дышать, гнать, держать, бежать.
Порядок ответа по орфограмме № 25.
Работает. Ставлю ударение. Окончание безударное. Образую начальную форму глагола. Начальная форма – работать, она заканчивается на –ать. Значит, это глагол I-го спряжения, поэтому в безударном личном окончании глагола пишется гласная е.
19. Имя существительное –это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Море, бег, красавица, дело, жар, люди.
Порядок ответа по склонениям имён существительных
Шкаф – это существительное IIсклонения, так как оно м.р., с нулевым окончанием, в И.п., в ед. числе.
Шляпа – это существительное Iсклонения, так как оно женского рода, окончание –а в И.п., ед. числа.
Склонение – это изменение существительных по падежам.
Окончания Е и И у существительных в ед. ч.
Падежи I скл. II скл. III скл.
Родительный п. -и (-ы) - -и
Дательный п. -е - -и
Предложный п. -е -е -и
Порядок ответа по правописанию окончаний Е и И у существительных в единственном числе
В корзине. У существительного «в корзине» пишу окончание Е, так как это существительное Iскл. в П.п.
20. Орфограмма №8.
Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только IIIсклонения. У других существительных на конце после шипящих мягкий знак не пишется.
Рожь (IIIскл.), грач (не IIIскл.), туч (не IIIскл.).
21. Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие? и обозначает признак предмета.
Прилагательное согласуется с существительным, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.
Я любуюсь красивым клёном (м.р., ед. ч., Т.п.).
Из-под жёлтого листочка; в дальнем походе; к раскидистой ели; на могучем дубе.
22. Стиль речи – это разновидность речи, выраженная в каких-то особенных признаках.
Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, чувствами, мы пользуемся разговорным стилем речи.
Сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле.
Если рисуем словами образно, выразительно какую-то картину, то пользуемся художественным стилем.
23. Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения.
24. Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания в предложении. В русском языке их 10:
. , ; ? ! : « » - ( ) …
25. Словосочетание - это соединение двух, реже трех слов, связанных по смыслу и грамматически.
В отличие от слова, словосочетания более точно, более конкретно называют предметы, признаки, действия. Словосочетания состоят из главной и зависимой части.
Главное слово – это слово, от которого ставится вопрос в словосочетании. Осенний день.
Слово, к которому ставится вопрос, называется зависимым.Зависимое слово связывается с главным по смыслу, смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.
Праздник ветеранов, дробь барабанов, слышится давно.
Глагольное словосочетание – это такое словосочетание, в котором главным словом является глагол.
Именное словосочетание – это такое словосочетание, в котором главным словом является имя прилагательное или существительное.
Внимание!!!
Он учится. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются, так как это целое предложение, выражающее законченную мысль.
26. Разбор словосочетания.
Порядок разбора.
1. Назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос.
2. Определить, какой частью речи является главное слово.
3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
4. Определить тип словосочетания (глагольное или именное).
иду быстро (глагольное)
яркое солнце (именное)
27. Предложение (см. №11).
28. Грамматика – это совокупность (= общее количество правил) об изменении слов и объединении слов в предложения. Морфология и синтаксис – основные части грамматики.
Пунктограмма – это то место в предложении, где нужно решить пунктуационную задачу, применив в пунктуационное правило.
Выполнить пунктуационный разбор – это значит объяснить, какие знаки и препинания надо поставить в предложении и почему.
Признаки предложения.
1. Предложение выражает законченную мысль.
2. В предложении есть интонация конца предложения.
3. Наличие смысловой и грамматической связи слов в предложении.
29. Виды предложения по цели высказывания.
По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Повествовательные предложения – это такие предложения, в которых о чём-то сообщается, повествуется.
Вопросительные предложения – это такие предложения, в которых содержится вопрос.
Побудительные предложения – это такие предложения, в которых есть побуждение чего-либо к действию.
30. Восклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся с особой выразительной интонацией, выражающей сильные чувства.
Невосклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных чувств.
31. Второстепенные члены предложения – это такие члены предложения, которые поясняют, дополняют главные или другие второстепенные.
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы или падежи кто? что?; обозначает предмет речи и выражено существительным или местоимением в И.П.
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится о предмете речи и отвечает на вопросы что делает предмет? какой предмет?что такое предмет?
Девочка любит брата.
Девочка опрятная.
Девочка – это ребёнок.
Сказуемое выражается глаголом, именем существительным, прилагательным в полной и краткой формах.
Если сказуемое выражено глаголом, то оно обозначается действие предмета, а если сказуемое выражено существительным или прилагательным, то оно обозначает качество предмета.
32. Нераспространённые предложения – это такие предложения, которые состоят только из главных членов.
Распространённые предложения – это такие предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные члены.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет или лицо. Дополнения обычно выражаются существительными или местоимениями в косвенном падеже.
Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражается прилагательным.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? зачем? куда? откуда? почему? когда? и как? Обстоятельства обозначают место, время и способ действия.
Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах.
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки и соловьи осенью улетают в тёплые края.
Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления.Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
Колхозница работала на холодном поле, на чёрной земле, на бескрайних русских просторах.
Порядок ответа по второстепенным членам предложения.
Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи – это однородные члены предложения, так как они относятся к одному и тому же сказуемому, отвечают на один и тот же вопрос (кто?), обозначают предмет речи и выражены именем существительным в И.п.
33. Синтаксическая роль слова – это то, каким членом предложения слово является.
Простое предложение – это такое предложение, в котором только одна грамматическая основа.
Я читаю интересную книгу. (простое)
Сложное предложение – это такое предложение, в котором две или более грамматических основ.
Я читаю книгу, а Наташа делает уроки (сложное).
Синтаксический разбор предложения – это характеристика предложения в целом.
Порядок синтаксического разбора простого предложения.
1. Вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное).
2. Вид предложения по цели высказывания.
3. Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.
5. Второстепенные члены (если есть).
6. Однородные члены (если есть).
7. Обращения (если есть).
Я иду в кино. (простое, повествоват., невосклиц., распростран., ничем не осложнено)
Птицы и звери готовятся к зиме (простое, повествовательное, не восклицательное, распространённое, осложнено однородными членами).
34. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.
Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Основные средства связи простых предложений в составе сложного: 1. Интонация. 2. Союзы.
В русском языке сложные предложения делятся на 3 группы:
1. Сложносочинённые.
2. Сложноподчинённые.
3. Бессоюзные сложные.
Признаки сложносочинённого предложения
1. Простые предложения в составе такого сложного предложения равноправны по смыслу, самостоятельны, они не зависят друг от друга, они легко употребляются друг без друга (одно без другого).
Всю зиму провела ласточка в подземелье, а девочка ухаживала за ней (сложносочинённое предложение).
2. От одного простого предложения в составе такого сложного предложения нельзя поставить вопрос к другому простому предложению.
3. Сочинительные союзы, используемые в сложносочинённом предложении, употребляются и для связи однородных членов предложения в простом предложении. Это союзы а, но, да, и.
Девочка смотрела на улетающую ласточку, и слёзы закапали у неё из глаз (сложносочинённое предложение).
Дюймовочка плакала и жалела ласточку (простое предложение).
а, но, да (=но) – перед ними всегда ставим запятую (если союзы соединяют однородные члены или простые предложения в составе сложного (сложносочинённого).
Перед союзом и в сложносочинённом предложении ставим запятую, если этот союз соединяет два простых предложения в составе сложного.
Признаки сложноподчинённого предложения.
1. В сложноподчинённом предложении есть главное и придаточное (зависимое) предложение.
2. От главного предложения к придаточному можно задать вопрос, так как одно простое предложение в таком сложном предложении подчинено по смыслу другому.
Ласточка рассказала Дюймовочке, что она поранила крыло о терновый куст (сложноподчин. предлож.).
3. Союз или союзное слово находятся в придаточном предложении.
4. Союзы и союзные слова сложноподчинённого предложения никогда не используются при однородных членах предложений.
Союзы и союзные слова, которые чаще всего используются в сложноподчинённых предложениях, - это подчинительные союзы. Перед ними всегда ставим запятую:
…., что…… …., чтобы…. …..,как будто……
…., если… …., как…. …., потому что….. …., оттого что…. ...,где… …, когда…. ..., который
5. Вопрос к придаточному предложению ставится от всего главного предложения или от одного слова в главном предложении.
6. Одно и то же придаточное предложение может стоять перед ними после главного предложения.
Если светит солнце, то на улице тепло (сложноподчинённое предложение).
На улице тепло, если светит солнце (сложноподчинённое предложение).
В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных предложений.
Я живу в доме, который находится на улице Урицкого, где много зелёных насаждений.
35. Синтаксический разбор сложного предложения.
Порядок разбора.
1. Вид предложения по цели высказывания.
2. Простые предложения в составе сложного, их основы.
3. Как связаны простые предложения в составе сложного.
4. Знаки препинания.
Образец разбора
Солнышко садится, потухает день, медленно ложится на дорогу тень. (повествовательное, сложносочинён. предл.)
Устный разбор
Предложение повествовательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений. В первом предложении основа – солнышко садится, во втором – потухает день, а в третьем – ложится тень. Простые предложения связаны в сложном при помощи интонации, разделены запятыми.
36. Прямая речь – это чужая речь, переданная дословно, без изменения.
Автор – это тот предмет или лицо, кому принадлежит чужая речь.
Слова автора – это слова, которые указывают на того, кто произносит речь, кому принадлежит речь.
Слова автора нужны, чтобы указать, кому принадлежит чужая речь.
И сказала скалка: «Мне Федору жалко».
Если вначале стоят слова автора, а потом прямая речь, то после слов автора ставится двоеточие, а если вначале стоит прямая речь, то после неё мы ставим тире. В этом случае, если предложение носит повествовательный характер, то после прямой речи ставится запятая.
Порядок ответа по прямой речи
«Мне Федору жалко» - это прямая речь, так как это чужая речь, переданная дословно, без изменения.
И сказала скалка: - это слова автора, так как в них указывается, кому принадлежит прямая речь.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Реплика – это слова какого-либо лица. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.
37. Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаю звуки речи.
Фонема – это звук речи.
Графика – это способ обозначения звуков речи на письме.
Звуки речи – самые маленькие звуки.
Орфоэпия – это раздел науки о языке, в котором изучается правильное произношение. Произносим и слышим мы звуки, а пишем буквы.
- звук речи (обозначение)
Гласные звуки: а, о, у, ы, э, и – состоят только из голоса
Гласные воздух проходит свободно,
слышен только голос
Звуки речи
Согласные воздух встречает препятствие
Согласных звуков в языке 37.
Гласных звуков в языке 6.
Всего в русском языке 43 звука и 33 буквы.
Согласные бывают твёрдые и мягкие. Большинство твёрдых и мягких образуют пару.
б в г д з к л м н п р с т ф х
б в г д з к л м н п р с т ф х
Всегда твёрдые и согласные звуки ж, ш, ц (они не имеют парных мягких звуков). Всегда мягкие согласные звуки ч, щ, й (они не имеют парных твёрдых звуков).
Транскрипция – это точная передача тонкостей произношения в каком-либо языке, независимо от его графических и орфографических норм.
- знак мягкости.
Способы обозначения мягкости на письме:
1. С помощью мягкого знака – Ь (конь, моль).
2. Перед гласными буквами е, ё, ю, я, и происходит смягчение звуков (речь, синий, мяч).
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Большинство звонких и глухих образуют пары.
б б в в г г д д ж з з
п п ф ф к к т т ш с с
Фока, хочешь поесть щец? (в этом предложении согласные все глухие). Всегда глухие согласные звуки (они не имеют парных звонких звуков): х, х, ц, ч, щ. Всегда звонкие согласные (они не имеют парных глухих звуков) это: й, м, м, л, л, р, р.
38. Абзац – это
1. Красная строка, 2. Отступ в начале, 3. Это текст между двумя такими. 4. Это единица текста, состоящая из нескольких предложений.
Алфавит – это буквы, расположенные в определённые порядке.Буквы – это знаки для обозначения звуков речи на письме.
Этимология – это раздел науки о языке, в котором изучается происхождение слов.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
39. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь и без него.
Сочетания бузв без Ь:
чк щн рщ зд
чн нщ ст
чт нч нт
В этих сочетаниях нет и не должен стоять Ь.
Три функции Ь в русском языке
1. Ь как показатель мягкости согласного.
Сидеть, тоньше.
2. Ь как формоуказательный знак.
Печь (начальная форма глагола), отрежь (повелительное наклонение), сидишь (2 л., ед. ч. глагола).
3. Ь как разделительный знак.
Воробья
40. Двойная роль букв е, ё, ю, я.
I. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать сочетания звуков
й + о; й + у; й + а.
II. Эти же буквы е, ё, ю, я после согласной буквы обозначают один гласный звук э, о, у, а и мягкость предыдущего согласного.
Вес вэс.
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
1. Если они стоят в начале слова.
яблоко юла
й а й у
2. Если они стоят после гласной буквы.
поём каюта
й о й у
3. Если они стоят после разделительного
Ъ или Ь.
съёмка семья
й о й а
Вывод:
Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь обозначают 2 звука – й э, й у, й о, й а.
Буквы е, ё, ю, я после согласной обозначают один гласный звук э, о, у, а и мягкость предыдущего согласного.
Звуков ю, я, е, ё нет, есть у, а, э, о.
Слог – это часть слова, произносимая одним выдыханием, толчком.
Ударение – это произнесение какого-либо слога с наибольшей силой голоса.яблоко, день.
У русского ударения разноместный характер.
Фонетический разбор слова – это характеристика в слове звуков речи.
Порядок фонетического разбора.
1. Слоги, ударение.
2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
3. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, какими буквами обозначены.
4. Количество звуков и букв.
40. Лексика – это словарный состав того или иного языка, то есть слова языка.
Лексикология – это раздел науки о языке, в которых изучается лексика.
Слово – это основная единица языка, которая изучается в лексикологии.
Звуки, слово, предложение – это основные единицы языка. Слова служат в языке для названия предметов, действий, количества, признаков предмета.
Лексикон – это запас слов и выражений у одного и того же человека.
Лексическое значение слова – это его смысл, значение, это то, что слово обозначает.
У слова есть 2 значения: лексическое и грамматическое.
Полисимия – это многозначность слова.
Однозначные слова – это такие слова, у которых одно лексическое значение.
Многозначные слова – это такие слова, у которых несколько лексических значений. Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия в чём-либо сходные.
41. Прямое и переносное значение слова.
Прямое лексическое значение – это значение, которое имеет слово при своём возникновении, это первоначальное значение слова.
Переносное значение (лексическое) – это такое значение слова, которое появляется у слова при перенесении значения с одного предмета, признака, действия на другой предмет, признак, действие, если между ними есть сходство.
Переносное значение – это одно из переносных лексических значений многозначного слова.
золотое кольцо, золотое слово
Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначаю одно и то же, но по-разному, отличаясь только оттенками лексического значения и употребления в речи.
Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению.
Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но они совпадают или близкие по лексическому значению, имея общее лексическое значение и обозначая один предмет, признак, действие.
Отличия синонимов друг от друга.
1. Оттенками лексического значения.
2. Употреблением в разных стилях речи.
3. Эмоциональной окраской.
Конь, лошадь, кляча – синонимы.
Илья Муромец сел на вороного коня. Сильная лошадь пахала поле. Старая кляча везла сани.
Синонимы объединяются в ряды, которые называются синонимическими.
Конь, лошадь, кляча – синонимический ряд.
Синонимы используются:
1. Для более точного выражения мысли: глаза – очи.
2. Для выражения нашего отношения к чему-либо.
3. Для того, чтобы неоправданно не повторять одно и то же.
4. Служат средством связи слов в языке.
Антонимы – это слова одной и то же части речи, различные по звучанию и написанию, с противоположным лексическим значениям.
Чёрный – белый, горячо – холодно.
Антонимы используются для контраста (=противопоставления) предмета, признака, действия.
42. Словообразование – это раздел науки о языке, где изучаются образование и изменение слов.
Различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова
друг, дружный – однокоренные слова
друг, друга, другу – формы слова
1. Однокоренные слова появляются при образовании нового слова, другой части речи и лексического значения.
2. Формы слова появляются при изменении одного слова.
3. У однокоренных слов – разное лексическое значение. У формы слова – одно лексическое значение.
Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. Неизменяемые слова состоят только из основы (сегодня). В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание – это изменяемая морфема в слове, которая служит для связи слов в предложении или словосочетании и образуют разные формы одного и того же слова.
Основные функции (назначения) окончания в языке.
1. Образуют разные формы одного и тог же слова.
2. Служит для связи слов в словосочетании и предложении
Нулевое окончание – это такое окончание, которое не выражено звуками речи (лес, стоял).
Об изменяемых словах надо говорить «имеет окончание», о неизменяемых – «оканчивается на…», например, наречие «сегодня» оканчивается на букву я; сегодняшний имеет окончание -ий.
43. Чередование звуков – это замена при образовании и изменении одного звука другим в одной и той же морфеме.
Друг, дружный – однокоренные слова, чередующиеся г//ж.
Чередование звуков в языке необходимо, чтобы заменять слова и образовывать новые.
Пишу, писать – формы слова, чередуются с//ш.
г//ж//з подруга – дружный – друзья
к//ч//ц кликать – клич – восклицать
д//ж//жд ходоки – хожу - хождение
т//ч//щ светит – свеча – освещать
Ск//ст//щ блеск – блестеть – блещет
х//ш воздух – воздушный; колыхать – колышет
з//ж сказать – скажу; возразить – возражу
с//ш писать – пишу; носить – ноша
б//бл гребёт – гребля
п//пл насыпать – сыплю
м//мл кормить – кормлю
в//вл ловить – ловлю
ф//фл разграфить – разграфлю
о//а спор – оспаривать
е//а влезть - лазить
Беглые гласные (о, е) – это такие гласные, которые чередуются с нулём звука.
Сон, сна о//с с нулём звука
Морфемный разбор слова. Порядок разбора.
Голубоватый дымок виднелся в небе.
1. Нахожу основу слова. Это часть изменяемого слова без окончания, значит, основа – голубоват, так как окончание –ый. Окончание обозначает, что прилагательное стоит в мужском роде, единственном числе, И.п.
2. Подбираю однокоренные слова: голубой, голубенький, голубизна. Значит корень голуб-.
3. Нахожу суффикс –оват-. Он образует имена прилагательные «не совсем, чуть-чуть». Голубоватый, то есть не совсем голубой.
4. Нахожу приставку. Она стоит перед корнем. Приставки в слове нет.
44. Правописание гласных и согласных в приставках.
Буквы з и с на конце приставок.
Порядок ответа по орфограмме № 11.
Бесшумно. В приставке бес- глухая согласная с, так как приставка стоит перед глухой согласной ш.
Приставки на з и с: Раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), вз- (вс-), воз- (вос-), низ- (нис-).
В русском языке нет приставки з, а есть приставка с-, которая пишется одинаково и перед звонкими согласными, и перед глухими сочетаниями.
Сбил, спилил.
Но есть в русском языке слова, в которых буква з не является приставкой, а является частью корня. В этих словах пишем букву з: здесь, здание, здоровье, здравствуйте, ни зги не видно. И во всех словах, производных от них, тоже пишем букву з: здешний, здоровье, здравие (во всех однокоренных словах и их формах).
45. Типы речи.
1. Описание.
2. Повествование.
3. Рассуждение.
Композиция (=построение) сочинения-рассуждения:
1. Вступление (тезис).
2. Основная часть (аргументы-доказательства) к тезису:
а)…..; в)…..; д)…..; ж)…..;
б)……; г)…..; е)…..; з)…... .
3. Заключение (вывод).
46. Орфограмма № 12.
В корнях –лаг-/-лож- буква а пишется, если за корнем есть суффикс –а-.
Излагать, прилагательное, изложить, приложение.
Порядок ответа по орфограмме № 12.
Предположил. В корне слова предложил -лож- я пишу в безударном положении гласную –о-, так как она стоит перед –ж-.
Вывод:
Перед буквой ж всегда пишем в корне с чередованием гласной о, а перед буквой г пишем гласную а.
Орфограмма № 13.
В корне –раст-/ращ-/-рос- буква а пишется перед ст и щ, в остальных случаях пишется о.
Расти, растение, выращенный, заросли, росли, поросль.
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль. И во всех однокоренных и формах слова пишем эти слова-исключения так же, как и однокоренные: росточек, росточка, отраслевой и т.п.
Порядок ответа по орфограмме №13.
Расти. В корне с чередованием –раст- в безударном положении пишу гласную а, так как она стоит перед ст.
47. Порядок ответа по орфограмме №14.
Чёрный. В корне слова «чёрный» (чёрн) после шипящей ч под ударением пишу гласную ё, так как можно подобрать однокоренное слово с гласной е, обычно в безударном положении (чернеть).
Коля шёпотом сказал Вере: «На жёрдочке сидят пчёлы» (шептать, жердь, пчела).
Исключения: шов, шорох, крыжовник, капюшон, обжора, трущоба, чопорный, чокнутый (Наизусть!!!)
После шипящих пишем О и в заимствованных словах (иноязычных) под ударением и без ударения.
Шорты, жонглёр, шоссе, шофёр, шоколад, Шотландия, шотландец, жокей.
Вывод:
Таким образом, в некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется буква о. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить (орфограмма №2). В иноязычных словах после шипящих тоже пишем о (смотреть их выше).
48. Буквы ы-и после ц (орфограмма №15).
I. После буквы ц пишем гласную и.
1. В корне слова (во всех однокоренных словах и формах одного и того же слова). Цифра, циркуль.
2. Во всех словах (однокоренных и формах слова), которые оканчиваются на –ция. Станция, станционный, лекция, не было лекции, секция, секций.
II. После согласной ц пишем гласную ы.
1. В окончаниях существительных (мн. ч.) и в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, мн. число которых заканчивается на –ы. Сестрицын (костюм), синицын (хвост), спицы.
2. В словах-исключениях (и во всех однокоренных словах и формах слова): цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнуть, цыц, цыбуля (лук на Украине).
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»
Порядок ответа по орфограмме №15.
1. Цирк. После ц пишу и, так как это слово на –ция.
2. Станция. После ц пишу гласную ы, так как это окончание.
3. Цыкнуть. После ц пишу ы, так как это исключение.
4. Куницын. После ц пишу ы, так как она в суффиксе.
49. Самостоятельные и служебные части речи.
В русском языке 9 частей речи + междометия (особая группа слов). Части речи:
1. Самостоятельные.
2. Служебные.
3. Междометия.
Самостоятельные части речи:
1. Имя существительное.
2. Имя прилагательное.
3. Имя числительное.
4. Местоимение.
5. Глагол.
6. Наречие.
Служебные части речи:
1. Предлог.
2. Союз.
3. Частицы.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество, качество. В предложении они являются членами предложения.
Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.
Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, то есть они что-то обозначают. А служебные части речи не имеют лексического значения.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Порядок ответа по имени существительному
Солнце – это имя существительное, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.
Имя существительное обозначает предмет, это и есть его лексическое значение. Имена существительные в предложении выступают подлежащими, сказуемыми, дополнениями и обстоятельствами.
На поляне отдыхал пушистый заяц. Трусливого зайца догоняет лиса. Лиса – хитрый зверь.
Склонение имён существительных – это изменение существительных по падежам.
Поляна – она моя; заяц – он мой; окно – оно моё.
Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду и изменяются по падежам и числам.
Лексическое значение части речи – это то, что часть речи обозначает.
50. Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Одушевлённые существительные – это такие существительные, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают живой предмет.
Неодушевлённые существительные – это такие существительные, которые отвечают на вопрос что? и обозначают неживой предмет, неодушевлённый.
Нарицательные существительные – это такие существительные, которые обозначают все предметы одного вида, то есть называют однородные предметы.
Собственные существительные – это такие существительные, которые обозначают названия единичных предметов среди однородных.
Белая берёза опустила пушистые веточки к земле. Девочка Катя подошла к берёзке.
Морфологический разбор слова – это характеристика слова как часть речи.
Схема морфологического разбора любой самостоятельной части речи.
1. Лексическое значение части речи.
2. Морфологические признаки части речи (постоянные и непостоянные).
3. Синтаксическая роль слова в предложении.
План разбора имени существительного.
1. Часть речи. Общее значение.
2. Морфологические признаки: постоянные (собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение) и непостоянные (падеж, число).
3. Синтаксическая роль в предложении.
51. Правописание гласных в безударных падежных окончаниях имён прилагательных
Падеж Мужской род Средний род Женский род
И.п. -ый, -ий -ое, -ее -ая, -яя
Р.п. -ого, -его -ого, -его -ой, -ей
Д.п. -ому, -ему -ому, -ему -ой, -ей
В.п. -ый, -ий, -ой -ое, -ее -ая, -яя
Т.п. -ым, -им -ым, -им -ой, -ей
П.п. -ом, -ем -ом, -ем -ой, -ей
Порядок ответа по орфограмме №19.
Сосна – хвойное дерево. Прилагательное «хвойное» относится к существительному среднего рода «дерево», которое стоит в И.п., ед.ч., значит и прилагательное «хвойное», согласуясь с существительным, стоит в среднем роде, И.п., ед.ч. В этом падеже у прилагательного должно быть окончание –ое (по таблице). Дерево (какое?) хвойное.
Полные прилагательные – это такие прилагательные, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Краткие прилагательные – это такие прилагательные, которые отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы?
Белый – бел ; белая – бела; белое – бело; белые – белы.
Краткие имена прилагательные не склоняются, то есть не изменяются по падежам, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам. В предложении краткое прилагательное обычно является сказуемым.
Красивый цветок; подснежник очень красив
Отличие полных прилагательных от кратких.
1. Они различаются по вопросам.
2. У них разные окончания.
3. Синтаксической ролью в предложении (краткие прилагательные всегда являются сказуемыми, а полные могут быть или .
Цветок был красив (составное именное сказуемое).
4. Есть различие в морфологических признаках.
Морфологический разбор имени прилагательного.
План разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: начальная форма (И.п., ед. ч., м.р.); краткая или полная форма, род, число, падеж.
III. Синтаксическая роль.
53. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам, бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам в единственном числе и по числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим в роде, числе.
Глагол согласуется с подлежащим в числе, если глагол стоит в настоящем времени. Глагол согласуется с подлежащим в числе и роде, если глагол прошедшего времени.
Трава позеленела.
Не с глаголом пишется раздельно по основному правилу (орфограмма №21), но в русском языке есть глаголы, которые пишутся с не слитно, так как не в них является частью корня. Эти глаголы без не не употребляются (недомогать, ненавидеть, неволить, негодовать, недоумевать, неистовствовать, невзлюбить, нездоровится).
Неопределённая форма глагола является начальной формой глагола.
Начальная форма глагола – это такая его форма, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и у которой нельзя определить ни время, ни лицо, ни число, ни род. Показателями начальной формы являются окончания –ть, -ти, .
Работать (что делать?), нести (что делать?), сберечь (что сделать?).
Вид глагола – это отношение действия глагола к действительности, указание на его независимость или завершённость.
Глаголы несовершенного вида – это такие глаголы, которые обозначают незаконченное действие и отвечают на вопросы что делать? что буду делать? что делал? что делаю?
Глаголы совершенного вида – это такие глаголы, которые обозначают законченное действие и отвечают на вопросы что сделать? что сделаю? что сделал? Показателем глагола совершенного вида является приставка с- к вопросам этих глаголов.
Он прочитал книгу; он читает; дети играют в песочнице; они сыграют в шахматы.
Порядок ответа по глаголам совершенного и несовершенного вида
Я собралась в школу. Глагол «собралась» совершенного вида, потому что он отвечает на вопрос что сделала? и обозначает законченное действие.
Видовые пары – это два глагола разных видов (совершенного и несовершенного) с близким лексическим значением: решил – решал.
54.Буквы –е- и –и- в корнях с чередованием
-бер-, -бира-, -пер-, -пира-, -мер-, -мира-, -дер-, -дира-, -тер-, -тира-, -стел-, -стила-, -жег-, -жига-, -блест-, -блиста-.
Порядок ответа по орфограмме №24.
Забираю. В корне с чередованием –бир- пишу гласную и, так как после корня стоит суффикс –а-.
55. Настоящее время глагола – это такое время глагола, которое обозначает действие, происходящее в момент речи.
Будущее время глагола – это такое время глагола, которое обозначает действие, совершившееся после момента речи.
Будущее время глагола имеет две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного вида образуется будущее простое, а от глаголов несовершенного вида – будущее сложное.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –л-.
В прошедшем времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределённое форме.
Посеять, посеял.
56. Морфологический разбор глагола. Порядок разбора.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки (начальная форма, вид, спряжение, число, время, лицо, род).
III.Синтаксическая роль.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Упражнения и задания для работы по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Конспект урока-игры русского языка для 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Конспект урока русского языка в 7 классе. Степени сравнения наречий | Конспект урока литературы в 5 классе. Короленко "В дурном обществе"
Опубликовано: 691 день назад (18 января 2015)
Просмотров: 3117
0
Голосов: 0
Лилия Алексеевна Ахмадиева # 18 января 2015 в 21:54 0
Проделана очень хорошая работа. Вы прописали все основные правила пунктуации и орфографии, а также правила разбора слов и предложений. Желаю вам, чтобы ваша разработка была востребована. А также, чтобы все умели грамотно и без ошибок излагать свои мысли! Спасибо. Успехов в работе!