Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Устаревшие слова и неологизмы»

Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Устаревшие слова и неологизмы»
Автор: Савельева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№3 г. Сызрани
Описание работы: Конспект урока будет полезен учителям русского языка и литературы. Для детей 6 класса. Конспект можно использовать для внеклассной работы учителя. Этот конспект направлен на систематизацию знаний по теме: «Неологизмы», воспитывает интерес к родному языку.
Ход урока:
Тема нашего занятия: «Устаревшие слова и неологизмы».
И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Лексики.
Прежде чем, мы отправимся в путешествие, вы должны запомнить несколько правил: быть активными и внимательными, отвечать на поставленные вопросы, а самое главное – соблюдать дисциплину! А поможет нам в этом «Правило левой руки». Если нарушается правило поведения, я поднимаю левую руку – это означает, что, в классе должно стать тише. Если правило не соблюдается, то с команды снимается 1 балл.[/i]

А сейчас мы с вами немного поговорим об устаревших словах и словах неологизмах.
И первый пункт в нашем путешествии называется «Станция устаревшие слова».
Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает.


Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кольчуга и т.п. вместе с ним уходит и слово. Такие слова называются неологизмы.
Историзмы представляют собой слова пассивного словарного запаса, служащие единственным выражением соответствующих понятий.


Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмы. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое, с тем же значением, например:
перст – палец, ланита - щека, чело – лоб, воитель – воин, денница – правая рука, шуйца – левая рука.

Таким образом, в отличие от историзмов архаизмы являются обозначениями веще и явлений, существующих и ныне, но имеющих иные наименования.

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках устойчивых выражениях, беречь как зеницу ока, быть притчей во языцах, гроша медного не стоит и др.

Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества.
Наши фамилии могут многое рассказать о старых словах. Древние славяне пахали землю, ловили рыбу, собирали мед диких пчел. Человек, который собирал мед, назывался бортник. Отсюда и пошла фамилия Бортников. Фамилия Струнников происходит от слова струнник – человек, изготовляющий тонкие веревки.
А знаете ли вы, что означают и откуда произошли название этих денег?[/i]

Вот, например, грош – полкопейки. Гривенник – 10 копеек. Слово гривенник происходит от слова гривна, которое когда-то обозначало украшение на шею (на гривну), а потом монету. Двугривенник – 20 копеек.
Рубль. В старые времена у славян вместо денег были золотые или серебряные бруски, которые, если требовалось, рубили: отсюда и слово рубль (отрубок).
Алтын – старинная русская монета в 3 копейки.
Так же как и деньги, в старину на Руси имели свои названия месяца года. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года, так январь в древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли» деревья на участке леса.

В марте подсохшие за февраль деревья сжигали и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол».
Апрель называли «цветень».
Май – «травень»
Октябрь – «листопад» или «грязник».
Декабрь – «студень» или «снежень».
С развитием науки, техники, промышленности, культуры, с развитием общественных отношений язык постоянно пополняется новыми словами, которые служат названиями новых предметов, явлений, понятий.
Новое слово может возникнуть для названия уже существующего предмета, если возникнет необходимость дать ему новое название. Так, летательный аппарат на заре авиации назывался аэропланом, затем слово было вытеснено словом самолет, вместо слова пилот стали употреблять летчик; словом вратарь заменили пришедшее из английского языка голкипер и т.п.
Новые слова имеют свое название – неологизмы.
Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.
Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход.
Создатель новых слов – народ. Лишь в некоторых случаях точно установлено, кто сказал то или иное слово впервые.

А теперь, мы переходим к следующему этапу нашего путешествия по стране слов.
Для этого мы должны утвердить 2 команды во главе с капитаном, который будут нести ответственность за свою команду.
- Капитанов команд прошу подойти ко мне. Вам первое задание – выбрать название команды (листочки с названиями: «устаревшие слова» и «неологизмы».)
Вот, вы выбрали название, а точнее тему, по которой, вам необходимо со своей командой придумать свое название. Та, команда, которая выбрала листочек с «устаревшими словами» необходимо придумать название каким-либо устаревшим словом, а та команда, которая выбрала «неологизмы», необходимо придумать какое-нибудь свое название. На это вам 1 минута.

Следующее задание, выбрать из множество слов старые и новые. Кто быстрее и правильнее разберет слова, тот и будет первый ходить в следующем этапе нашего путешествия.

Теперь, мы дальше будем двигаться по карте. Но обратите внимание, карта у нас не простая, она разделена на разноцветные квадратики, каждый квадратик означает свою категорию заданий и вопросов.
А так же у нас есть кубик, сколько на нем выпадет кружочков, столько и получает команда очков за правильный ответ.
Итак первая команда вы начинаете, ваш ход. (Каждая команда бросает кубик и за правильный ответ получает балы).[/i]

Вопросы по неологизмам.
(красный)


1. Как называется универсальное устройство ввода информации? (клавиатура)
2. Как называется устройство, предназначенное для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации? (принтер)
3. Как называется универсальное устройство вывода информации, которое подключается к видеокарте, установленной в компьютере? (монитор)
4. Как называется специальные устройства, для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей, электронных схем)? (плоттер)
5. Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде чего? (файлов)
6. Какая самая минимальная единица измерения количества информации? (Бит)
7. Как называется строгая последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное. Есть как в математике, так и информатике. (Алгоритм)
8. Обязательные платежи, которые взимаются со всех граждан (от их доходов) и предприятий (от их прибыли) в пользу государства. (Налоги)
9. Какое устройство используется для оптического ввода в компьютер? (сканер)
10. Это слово происходит от английского слова «market» (рынок) и означает деятельность людей, связанную с изучением и формированием рынка? (маркетинг)
11. Это человек, который выполняет обязанности по управлению, но не является наемным работником? (менеджер)
12. Это одновременный рост цен всех или почти всех товаров, связанный с падением ценности денег? (инфляция)
13. Как называется структура доходов и расходов семьи. В переводе означает «денежная сумка». В эту «сумку» ежемесячно «складывается» определенная сумма денег. (з/п, доходы, платежи) (бюджет)
14. Как называют человека, который поступает в высшее или специальное учебное заведение? (абитуриент)
15. Как по другому называют наклонный типографический шрифт, подобный рукописному подчерку? (курсив)
16. Электронная вычислительная машина? (компьютер)
17. Это ссудный капитал, предоставляемый в долг на определенный период с уплатой % за использование ссуды? (кредит)
18. Устройство для обмена информации с другими компьютерами, соединяя компьютер с телефонной линией? (Модем)


Вопросы по устаревшим словам.
(синий)

1. Почему мы так говорим? - Грош цена. (Грош – это полкопейки, т.е. самая маленькая цена)
2. Назовите старое название месяца апреля? (Цветень)
3. Знаете ли вы, как в старину назвали рубль? (рубль – отрубок)
4. Загадка. Рубашку такую не вяжут не шьют, ее из колечек железных плетут. (кольчуга)
5. Почему мы так говорим? – Беречь как зеницу ока? (т.е. беречь как глаза)
6. назовите старинное название месяца мая? (травень)
7. Знаете ли вы, что означает двугривенник? (20 копеек)
8. Загадка. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем)
9. Почему мы так говорим? – Гроша медного не стоит. (полкопейки, самого малого)
10. Как называли людей, собиравших мед. Образуте от этого слова фамилию (Бортник - Бортников)
11. Назовите устаревшее название зимнего месяца – январь (Сечень)
12. Знаете ли вы, что обозначает гривенник? (10 копеек)
13. Загадка. Оружие это не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же….. (меч)
14. Почему мы так говорим? Сам с вершок, а голова с аршок. (т.е. сам маленький, а голова большая)
15. Назовите, что означает «березозол»? (месяц – март)
16. Знаете ли вы, что такое алтын ? (3 копейки)
17. Загадка. Чтоб грудь защищать от удара врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий и кругленький…
(щит)
18. Почему мы так говорим – ни кола, ни двора? (кол - это небольшой участок земли)
19. Какой это месяц – «студень», «снежень» (декабрь)
20. Как в старину называли боевой топорик с длинной рукоятью? (секира)
21. Почему мы так говорим? – мерить на свой аршин. (судить о вещах по – своему)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Опубликовано: 968 дней назад (18 апреля 2014)
Просмотров: 14018
+2
Голосов: 2
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 18 апреля 2014 в 20:16 +1
Марина Александровна, интересный конспект урока. Дети редко задумываются об этимологии слов. Думаю, что этот урок даст много нового ученикам. Спасибо.
Марина Александровна Савельева # 18 апреля 2014 в 20:36 0
Спасибо, Татьяна Анатольевна. Этот конспект собирался по частичкам из массы литературы по этимологии слов.
Татьяна Николаевна Даниленко # 19 апреля 2014 в 18:44 +1
Очень интересно и поучительно, не только для детей но и для нас - взрослых. Марина Александровна, вы большая умница и труженица! Спасибо.
Екатерина Петровна Беликова # 21 апреля 2014 в 12:47 +1
Марина Александровна, интересный урок, сама провожу часто уроки нетрадиционной формы. Очень ценный материал, занимательно все представлено, после подобного урока учащиеся, думаю, будут все время задумываться над тем или иным словом, его происхождением, его историей, или, как минимум, хотя бы захотят узнать о истории и происхождении своего имени, фамилии. Я в класс на урок приносила книгу Происхождение русских фамилий, к сожалению, не помню автора (брала в библиотеке), так у меня ее "отобрали" - долго она "гуляла" от одного ученика к другому.
Ваш урок понравился. Только не понятно - присутствует ли на уроке письменная работа, пишут дети что-нибудь; я бы добавила это. Спасибо за познавательный материал. Возьму себе на вооружение.