Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для родителей от логопеда в детском саду

Справочное бюро для родителей
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: информирование родителей по интересующим их темам.

Задачи:
1. Создать мини консультации для родителей по интересующим их темам.
2. Способствовать развитию педагогической грамотности родителей.
3. Сделать сотрудничество с родителями более продуктивным.

Описание: Работая в логопедической группе мне пришла идея создания стенда "Справочное бюро для родителей". Выясняя на родительских собраниях, какие вопросы в область логопедии, педагогики и психологии интересуют родителей, я составляю мини консультации, которые периодически вывешиваю на этом стенде. Данная информация будет полезна родителям, логопедам, воспитателям.

Содержание.
Два языка
- Отец, решивший обучать свою дочь английскому языку уже с годовалого возраста, спрашивает: «Не повредит ли девочке, если родители будут разговаривать с ней то по-русски, то по-английски?»
- Ребенок в раннем возрасте легко усваивает два языка, при условии нормального психомоторного и речевого развития. Однако овладение вторым языком не тягостно для малыша только тогда, когда оно происходит без принуждения, как бы само собой.

Чем может быть вызвано отставание ребенка в речевом развитии?
Нередко задержка речевого развития может быть результатом повреждения центральной нервной системы. На нее могут оказывать неблагоприятное влияние различные факторы, действующие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде, во время родов или в первые годы жизни. Такими факторами, вызывающими повреждения центральной нервной системы, могут быть различные травмы, ушибы, инфекции, поражающие головной мозг.
В подобных случаях консультация и лечение у детского невропатолога или психоневролога просто необходимы. Только врач сможет в процессе беседы с родителями и при полном обследовании малыша определить причины и характер отставания в развитии. В дальнейшем дефектологи, логопеды помогут в организации обучения и воспитания вашего малыша.

«Детские слова»
«Детские слова» могут препятствовать развитию нормальной речи ребенка.
При общении с малышом необходимо соблюдать одно важное правило: не заменяйте часто употребляемые слова на детские упрощенные варианты. Исключите из своего лексикона такие слова, как «бибика» (машина), «коко» (яйцо), «бака-бака» (собака), «ня» (на, возьми). Помните, что если окружающие взрослые будут использовать «сюсюкающие» детские слова, то в будущем вашему малышу будет очень трудно овладеть полноценной речью.

Полезно ли рассказывать сказки?
Спорят родители: папа любит рассказывать пятилетней дочери страшные сказки, мама же опасается, что они могут вызвать у девочки невроз. К сожалению, родители не задумываются о том, как относится к сказкам сама девочка. Если она сильно пугается и волнуется, от таких сказок придется пока отказаться. Если же девочка слушает их с интересом и любопытством, нет оснований лишать ее удовольствия. К тому же приключения злого волка, беспечных козлят, хитрой лисы, коварной Бабы-яги знакомят ребенка с такими понятиями, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Не только увеличивается словарный запас малышки, но и обогащается ее фантазия, формируется мир эмоций.

С чем может быть связано агрессивное поведение в раннем возрасте?
«Моему Вите два года; недавно у него появилась странная привычка — он стал кусаться, драться. Почему?» Такие вопросы нередко приходится слышать от беспокоящихся родителей. Психологи считают, что в агрессивности ребенка чаще всего «виновны» родители, допустившие ошибки в процессе его воспитания. Когда еще в младенческом возрасте, сидя на руках у матери, он хлопал ее по лицу или стаскивал с нее очки, все вокруг смеялись; малышу позволяли рвать книги, бросать разные вещи. Этот список можно было бы продолжить.
Агрессивное поведение иногда возникает, наоборот, как процесс против слишком больших ограничений. Оно может свидетельствовать о повышенной нервной возбудимости ребенка.

Как оценить звукопроизношение ребенка (начиная с четырехлетнего возраста)?
Часто, для того чтобы определить, правильно ли ребенок произносит звуки речи, взрослые предлагают ему повторить за ними отдельные слова и звуки. Такая методика не всегда дает возможность получить четкое представление о произношении звуков в самостоятельной детской речи. Подражая взрослому, малыш нередко произносит звуки лучше, чем без посторонней помощи.
Опыт показывает, что нецелесообразно также оценивать звукопроизношение, ограничиваясь прослушиванием чтения наизусть, так как в заученном со слов взрослого стихотворении ребенок произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать нужные для проверки звуки. Поэтому лучше всего предложить ребенку специальный материал в форме картинок.
Попросите вашего малыша назвать то, что нарисовано на картинке. Внимательно слушайте, как он произносит тот или иной звук речи. Каждый конкретный звук в названиях изображенных предметов должен быть в начале, середине или конце слова.

Что такое «полное отсутствие того или иного звука в речи ребенка»?
Это такой своеобразный внешний дефект в произношении звуков речи, например, отсутствие звука р или л (в этом случае ребенок говорит абота вместо работа и апа вместо лапа). Этот вид нарушений звукопроизношения внешне похож на «возрастное косноязычие», но, в отличие от последнего, встречается в более позднем возрасте (после пяти-шести лет).

Чему именно следует, прежде всего, уделить внимание в повседневной жизни, развивая речь ребенка?
Чем бы вы ни занимались с ребенком, разговаривайте с ним, не оставляйте незамеченной каждую его попытку поговорить, обратиться к взрослому, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения.
Старайтесь расширять круг впечатлений ребенка, говорить ему о занятиях взрослых, играх детей, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы.
В ходе беседы малыш должен научиться отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?».
Очень полезны занятия с использованием картинок. Например, на картинке изображена чашка, ребенок произнес нужное слово. Сразу же предложите ему: «Посмотри, есть ли на столе чашка. Покажи мне ее». Или назовите и покажите какой-то предмет обстановки, а затем попросите ребенка отыскать его на картинке. У ребенка, который вообще не говорит, такое упражнение развивает способность понимать чужую речь, а это очень важно. А ребенку, освоившему элементарную речь, подберите простые сюжетные картинки типа «мальчик читает книгу», «мальчик моет посуду», «дети спят» и попросите рассказать, что на них нарисовано. Помогите малышу, задавая наводящие вопросы. Вопросы по картинке должны быть короткими и ясными.
Следующий этап — занятия с серией картинок, связанных между собой несложным сюжетом. Дайте ребенку две, три или четыре картинки и попросите разложить их в соответствии с развертыванием сюжета, а потом составить рассказ. Например, «Нашли ежа». 1) Мальчики пришли в лес. Под кустом они нашли ежа. 2) Дети положили ежа в шапку и понесли домой. 3) Дома они напоили ежика молоком.
Это задание ребенку, возможно, будет сложно выполнить. Несколько раз разложите перед ним картинки в определенной последовательности. Напомните еще и еще раз название рассказа. Затем помогите составить рассказ, рассматривая при этом по очереди все картинки. Особенно трудно малышу рассказывать. Дети часто ограничиваются перечислением отдельных предметов или названий действий, не связывая их между собой. Но если вы проявите настойчивость и выдержку, от занятия к занятию речь будет становиться все более связной.
Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало говорят. Это происходит по разным причинам. Нередко взрослые не побуждают детей к высказываниям, слаб интерес к окружающему. Для того, чтобы активизировать речь ребенка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чем-то или попросить что-либо. Например, у малыша может возникнуть необходимость попросить убранную вами игрушку, причем объясниться не с помощью жестов, а словами. Наберитесь терпения и учите ребенка, опираясь на характерную для детей склонность к подражанию.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей в ДОУ. Динамические паузы Консультация для родителей старших дошкольников. Ручной труд Консультация для родителей в детском саду. Ребёнок - ябеда Консультация для родителей группы раннего возраста. Музыкальное воспитание
Сценарий утренника ко Дню Матери в подготовительной логопедической группе | Речедвигательные упражнения для дошкольников с элементами психогимнастики
Опубликовано: 2700 дней назад (6 ноября 2016)
Просмотров: 4371
+3
Голосов: 3
Елена Александровна Самонкина # 6 ноября 2016 в 04:34 0
Здравствуйте Марина Алексеевна! Очень интересный и полезный материал. В своей работе вы освятили вопросы часто задаваемые и нашими родителями. Нередко взрослые не исправляют речь ребенка,сюсюкают (старшая группа), не побуждают его произносить слова четко, ссылаясь на то, что он еще маленький. Родители должны научиться видеть в своем ребенке не только любимого малыша, а развивающуюся личность, которой надо научиться быть полноправным участником социума. Это трудно если имеются отставания в речевом развитии, поведении. Отличная идея -создание стенда "Справочное бюро для родителей".
Оксана Анатольевна Данильченко # 11 ноября 2016 в 16:17 +1
Спасибо за приглашение!
Ваш материал очень полезный как для родителей, так и для педагогов. Удачи! Голос!
Снежана Анатольевна Колесникова # 11 ноября 2016 в 18:01 0
Получились отличные мини консультации. Вы затронули самые популярные вопросы родителей и дали на них исчерпывающие ответы.
Голос