Конкурсы для педагогов и детей

Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий

Дидактические игры для формирования лексико-грамматических категорий
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников лексико-грамматические категории с помощью дидактических игр.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над предложением, заинтересовать детей.

Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию лексико-грамматических категорий. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
1. Работа над предложением. Именительный падеж.
Игра «Больница для игрушек»
Оборудование: поломанные игрушки.
Ход игры: Дети разбирают поломанные игрушки и идут с ними к «доктору»: «У меня мишка без уха», «У меня кукла без руки», «У меня заяц без хвоста», «У меня машина без колеса», «У меня самолёт без крыла» и т. д.

Игра «Для чего эта посуда?»
Оборудование: предметные картинки с изображением посуды.
Ход игры: Логопед поочерёдно показывает детям предметные картинки и задает один вопрос: «Скажите, для чего нужна эта посуда?» Дети отвечают: «Это кастрюля для супа», «Это бидон для молока», «Это кувшин для воды» и т. д. Игра заканчивается определением последней карточки, а выигрывает тот, у кого карточек окажется больше.

Игра «Посмотри и скажи»
Оборудование: коробка с мелкими предметам, пенал с ручками, карандашами и фломастерами, шкатулка с набором для рукоделия (нитки, пуговицы, булавки и т. п.), набор акварельных красок, набор карандашей и т. п.
Ход игры: Логопед поочерёдно берёт и открывает коробки, шкатулки и т. п. и предлагает детям посмотреть и сказать: «Чего много в ___ пенале (коробке, шкатулке и т. п.)?». Игра заканчивается, когда все коробки будут раскрыты.

2. Управление дательным падежом.
Игра «Закончи предложение»
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: Логопед задаёт вопрос, а ребёнок должен дать ответ:
Девочка дает сено кому? (корове, козе, овце)
Собака дает лапу кому? (мальчику)
Мальчик сыплет зерно кому? (цыплятам)
Нина несет очки кому? (бабушке)
Мама дарит куклу кому? (дочке)
Папа подарил велосипед кому? (сыну)
Задание усложняют подбором однородных членов.

Игра «Кому что нужно для работы»
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: Логопед задаёт вопрос, а ребёнок должен дать ответ (используя картинки):
а) Удочка нужна кому? — Рыбаку.
Указка нужна кому? — Учителю.
Кисточка нужна кому? — Художнику.
Лекарство нужно кому? — Врачу, больному.
Ружье нужно кому? — Охотнику.
Ножницы нужны кому? — Портнихе.
б) Кому нужен для работы градусник?
Кому нужна расчёска?
Кому нужен огнетушитель?
Кому нужен для работы рубанок?
Кому нужны для работы весы?
Кому нужна поварёшка?
Кому нужна швейная машина?
в) Игле – нитка, забору – калитка,
Супу – картошка, а книжке – обложка.
Мышке – норка, братишке – сестра.
Улитке – пруд, а лентяйке – труд.

Игра «Подумай и ответь, кому что дать на обед».
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: Логопед задаёт вопрос, а ребёнок должен дать ответ (используя картинки):
Сена пучок (корове с телёнком).
Молочка на блюдечке (кошке с котёнком).
Зёрнышек немножко (петушку с цыплёнком).
А себе возьму ………

3. Управление винительным падежом существительных.

Игра «Назови своё любимое занятие»
Я люблю играть (в футбол).
Я люблю ходить в (парк).
Я люблю читать _____
Я люблю смотреть ___
Я люблю слушать ___

Игра «Дополни предложение»
Полотёр натирает что? (пол)
Пылесос собирает что? (пыль)
Утюг гладит что? ___
Швейная машина шьет что? _____
Хлеборезка режет что? ___
Картофелечистка чистит что? ___
Мясорубка мелет что? _____

Игра «Что перепутал Буратино?»
Буратино говорит детям: «Я ходил на лес. Там я увидел белка. Белка прыгнула на дупло». Необходимо исправить его ошибки.

4. Управление творительным падежом существительных.

Игра «Кто за кем?»
Оборудование: фишки.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Водящие стоят впереди команды, спиной к детям. Их задача: вспомнить и сказать, кто за кем стоит? Правильпый ответ поощряется фишкой.

Игра: «Определи место игрушки!»
Оборудование: игрушки.
Ход игры: дети отправляются в игровой уголок и определяют, где стоят игрушки. Рядом с кем? Рядом с чем? Например: Кукла стоит рядом с миш-кой. Машина стоит рядом с кубиками и т. д.

Игра «Кто с кем?»
Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей.
Ход игры: Логопед говорит: «Вышли па полянку разные животные. Разбрелись, разошлись, по всей полянке. Стали мамы своих детей к себе подзывать... Помогите мамам, найдите их детенышей и скажите: кто с кем вышел гулять?» Дети выполняют инструкцию и отвечают «Лиса вышла с лисятами, белка вышла с бельчатами» и т. д.

5. Предложно-падежные конструкции.

Упражнения на уточнение семантического значения предлога в предложении:

1. Выполнение действий с предметами. Конкретно-пространственные значения предлогов.
— Возьмите ручки. Откуда взяли ручки (из ящика).
— Положите ручки в стол. Где они сейчас? (в столе).
— Спрячьте ручки под стол. Где они? (под столом) и т. д.
2. Определение местоположения предметов, игрушек в комнате (без вопроса), показать на предмет:
Стул стоит между столом и шкафом. На столе лежат книги. Лампа висит над столом.
3. Построение друг за другом по указанию логопеда:
Вова встанет за Светой. Алеша за Вовой. Вова перед Алешей. Ира за Вовой и т. д.
— За кем ты стоишь? Впереди кого ты стоишь?
— Между кем ты стоишь? Позади кого ты стоишь?
— Рядом с кем ты стоишь?

6. Управление предложным падежом.

Игра «Угадай, что изменилось»
Оборудование: игрушки.
Ход игры: Ребёнок определяет изменение в расположении предметов игрушек: мишка сидел на столе, сейчас под столом.

Игра «Скажи, куда мы положили»
(предлоги: на, за, под)
Оборудование: игрушки, мелкие предметы.
Ход игры: Один ребёнок выходит из комнаты, остальные прячут игрушку или предмет. Ребёнок возвращается и ищет. Дети подсказывают: мяч под, мишка за.

Игра «Что нужно медвежонку»
Оборудование: игрушка мишки, предметные картинки.
Ход игры: Логопед раздаёт картинки: мыло, шарф, тарелка, зубная щётка, носки, шапочка, книги.
Логопед: «Медвежонок проснулся, встал, надел ___, хотел умыться. Он взял ___. Чем он чист зубы? Чем вытирался? Мишка умылся и пошёл! завтракать. Что ему дала мама? Пора идти в детский сад. Что он надел?»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект игры-путешествия в старшей группе «Математические острова» Логопедическая игра для детского сада про животных Логопедические игры для детского сада Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками

Похожие статьи:

Логопедическая игра для дошкольников

Дидактическая игра «Автоматизация звука Р с Рыжиком»

Логопедическая игра для детей 5-7 лет «Яблоня-загадка»

Логопедические дидактические игры для детей 4 – 7 лет

Игра – путешествие в старшей группе «Цирк. В гостях у клоуна»

Коррекция звукопроизношения при ринолалии | Осеннее развлечение в детском саду. Сценарий для старшей логопедической группы
Опубликовано: 49 дней назад (22 октября 2016)
Просмотров: 202
+2
Голосов: 2
Ольга Сергеевна Дьякова # 29 октября 2016 в 18:23 0
Марина Алексеевна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересные развивающие речь игры, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 ноября 2016 в 19:37 +1
Спасибо за приглашение. Ваша публикация мне очень понравилась. Я считаю ИГРУ главной в становлении человека. Какие игры в детстве, такой и человек в жизни. Ваши игры не только обучающие, еще они учат ребят дружить. Голос. Удачи!