Конкурсы для педагогов и детей

Использование здоровьесберегающих технологий для реабилитации несовершеннолетних в социозащитном учреждении

Использование здоровьесберегающих технологий для реабилитации несовершеннолетних в условиях социозащитного учреждения
В стационарное отделение центра «Семья» поступают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты. Для них характерно расстройство эмоционально-волевой сферы, поведенческие нарушения, задержка психического развития, интеллектуальное недоразвитие, ослабленное здоровье, а также большие пробелы в знаниях. Как правило, эти несовершеннолетние склонны к самовольным уходам, имеют опыт бродяжничества, правонарушений, длительный опыт курения, употребления спиртных напитков. Работа с этой категорией детей требует особого подхода.
Одной из главных задач реабилитации является сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних. Все технологии, используемые в процессе коррекционно-реабилитационной работы, являются здоровьесберегающими. В комплексе они создают в группе воспитанников среду, обеспечивающую сохранение и укрепление психического и физического здоровья несовершеннолетних.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в реабилитационном процессе, можно разделить на пять основных групп мероприятий.
1. Организационно-педагогические мероприятия. К ним относятся мероприятия, которые определяют структуру реабилитационного процесса на основании СанПиНов и способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других негативных явлений.
2. Психолого-педагогические мероприятия. Это группа мероприятий, связанных с воздействием, которое педагог оказывает на детей в ходе коррекционно - развивающих занятий.
3. Учебно-воспитательные. Все программы, которые реализуются в социозащитном учреждении, направлены на обучение и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.
4. Социально адаптирующие и личностно-развивающие мероприятия. Это группа мероприятий, направленных на формирование и укрепление психологической адаптации воспитанников.
5. Лечебно-оздоровительные мероприятия. Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся, профилактические мероприятия относящихся к компетенции медицинской службы.

Таким образом, главными задачами здоровьесберегающих технологий в социозащитных учреждениях для несовершеннолетних, являются:
- воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;
- организация реабилитационного процесса, который не навредит здоровью ребенка;
- использование доступных средств охраны здоровья и развития воспитанника.
Такие технологии, как личностно-ориентированные, технология сотрудничества эффективно сказываются на эмоциональном состоянии воспитанников, формирование у них позитивного отношения к реабилитационному процессу, усвоении задач индивидуальной реабилитационной программы.
Использование медико-профилактических технологий позволяет обогатить представление воспитанников о культурно-гигиенических нормах, закрепить навыки самообслуживания, сформировать представление о личной гигиене и профилактики различных заболеваний. Используются такие медико-профилактические технологии как закаливание, контроль за развитием осанки, формирование представлений и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм. В период вирусно-инфекционных заболеваний осуществляется профилактика гриппа, ОРВИ.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на развитие физических качеств, организацию двигательной активности, воспитание привычки повседневной физической активности. В соответствии с режимом дня организуется утренняя гимнастика, прогулки, игры на свежем воздухе, физкультминутки, подвижные игры.
Следующий компонент здорового образа жизни - это недопущение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Психологи считают, что вредная привычка – это склонность, которая превратилась у ребенка в потребность. И происходит это постепенно и в течение довольно продолжительного времени.
Причины появления вредных привычек у детей могут быть разные:
- недостаток внимания к ребенку со стороны родителей или учителей;
- желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;
- психологические или физические проблемы у ребенка;
- стремление избавиться от скуки или успокоиться;
- особенности характера ребенка и методы его воспитания в детстве;
- подражание старшим или своим сверстникам.
Наличие привычки курить, употреблять спиртное и наркотики – одна из самых тревожных и беспокойных для родителей и педагогов. Эти привычки получили в последние годы широкое распространение среди школьников, причем к курению дети приобщаются нередко уже в младшем школьном возрасте, а тяга к спиртным напиткам и наркотикам появляется в старших классах. Иногда простое любопытство, желание «все попробовать» со временем приводит к трагическим последствиям. Выход из ситуации – изменение образа жизни, занятия спортом, ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Искоренение перечисленных привычек – дело не простое. Оно требует терпения, последовательности, системы и выдержки. Любую из вредных привычек трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю.
Одним из главных направлений работы педагогов нашего учреждения является формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения. В рамках коррекционно-развивающей программы «Неболейка» воспитанники учатся ответственно относиться к своему здоровью, участвуют в занятиях, направленных на формирование культурно – гигиенических навыков таких как «Чистота – залог здоровья», «Режим дня – наш помощник», «Здоровая улыбка». Воспитанники регулярно принимают участие в различных акциях и конкурсах «Новое поколение выбирает ЗОЖ!», выставках детского творчества «Жизнь без сигарет!», «У наркомана жизнь коротка».

Рекомендуем посмотреть:

Программы физической культуры по профилактике и коррекции различных заболеваний у обучающихся Физкультминутки на уроках в школе Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания Здоровьесбережение детей в дополнительном образовании

Похожие статьи:

Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Педагогические методики для реабилитации несовершеннолетних в социозащитном учреждении
Опубликовано: 82 дня назад (12 сентября 2016)
Просмотров: 208
Рубрика: методика
0
Голосов: 0
Ирина Владимировна Пастухова # 13 сентября 2016 в 07:35 0
Добрый день!Очень интересный материал по использованию здоровьесберегающих технологий для реабилитации несовершеннолетних. Самое главное доступно, познавательно и можно использовать в практической деятельности
Марина Анатольевна Карасева # 13 сентября 2016 в 16:46 0
Спасибо большое за комментарий!
Ирина Анатольевна Гавриленко # 13 сентября 2016 в 14:35 0
Добрый день, Марина Анатольевна! Как жаль, что проблема с ребятишками из неблагополучных семей является по сей день актуальна. Как раз в детстве и юности, родителям необходимо направить все силы и время на воспитание детей, но увы этого не происходит. Ваш материал очень полезен и уверена, что поставлены задачи будут выполнены, Спасибо!
Марина Анатольевна Карасева # 13 сентября 2016 в 16:48 0
Добрый день ,Ирина Анатольевна! Спасибо за положительный комментарий.