Конкурсы для педагогов и детей

Развитие творческих способностей дошкольников средствами изодеятельности

Развитие творческого потенциала дошкольников через стилизацию дымковской росписи в жанровом решении: пейзаж, портрет, натюрморт.
Автор: Попцова Марина Анатольевна, Воспитатель, МКДОУ №148 «Калинка", г.Киров, Кировская область

В соответствии с ФГОС одной из задач образовательной области «Художественное развитие» является формирование эмоциональной, эстетической ориентации детей дошкольного возраста к различным видам и жанрам искусства, активизации творческого начала в процессе продуктивной деятельности. Совершенствуя в детях художественное восприятие, эстетический вкус, развивая способность анализировать и понимать средства выразительности (цвет, композиция, стилистика и т.п.), на основе изучения предметов народного декоративно-прикладного искусства малой Родины, ее уникальности и самобытности, дает возможность воспитать грамотную художественно — творческую личность будущего школьника.
У детей в продуктивной деятельности наблюдается заинтересованность к занятиям по декоративно-орнаментальной деятельности, но низкий уровень владения навыками создания декоративных композиций, отсутствие умения использовать средства выразительности дымковской росписи и незнание основ стилизации не позволяет детям воплотить задуманное в собственных работах.
Через блок НОД, самостоятельную и кружковую деятельность, изучение основ стилизации, рассматривание иллюстрированного материала, индивидуальную работу, использование дидактических игр, нетрадиционных способов изображения, посещение выставок и музеев города.
Процессу формирования успешного развития детского декоративного творчества необходимо создать следующие условия:
· поэтапное формирование у детей начальных представлений об истории и особенностях дымковской росписи;
· взаимосвязь восприятия жанров живописи и детского продуктивного творчества;
· спланировать серию творческих заданий, направленных на создание декоративных композиций, свободно располагающихся на плоскости листа;
· придать творческим заданиям игровой характер, используя сказочные образы.
Отбор диагностик и критерий: Педагогическая диагностика проводится с детьми в начале и в конце года с целью сравнения результата познавательного и эстетического развития, а также с целью выявления уровня знаний, практических умений и навыков. В работе используется следующие виды диагностик: «Декор» и «Цветоведение» (Кибишева Г.Б.)
Цель: Приобщение дошкольников через изобразительное творчество к искусству малой Родины, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.

Задачи:

Воспитательная: формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству Вятского края через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества — как основу приобретения личностного опыта.
Художественно-творческая: развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и декоративного узора, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
Техническая: освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом НОД, совместная деятельность ребенка и педагога, сотворчество и занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Задачи блока:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства Вятского края — дымки
2. Формирование эстетического отношения к окружающей действительности через жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Понимание их содержания и средства выразительности.
3. Формирование обобщённых знаний и умений:
— понимание детьми характерных особенностей изделий народных мастеров дымки;
— освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;
— умение создавать выразительные узоры в стиле дымки, воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Ознакомление детей с основами стилизации и декорирования.
5. Предоставление детям возможности свободного выбора содержания работ в продуктивной деятельности, используя ранее полученные знания, умения и навыки в применении коллажирования, нетрадиционных способов через сказочные образы.
6. Развитие творчества, фантазии, ассоциативного мышления и воображения
7. Воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров; национальной гордости за мастеров Вятского края.

Предполагаемые результаты в период работы над темой:

У детей:
· Получение ЗУН в разделе «Декор» и » Цветоведение«, расширение и обогащение уровня художественно-изобразительных способностей;
· умение составлять узоры и декоративные композиции, используя элементы дымковской росписи;
· приобретение представления о разновидностях стилей изображения пейзажа, портрета, натюрморта;
· пополнение словарного запаса (традиция, роспись, стиль, стилизация, мастер-художник, художественная мастерская, промысел, ярмарка и т. д.) ;
· понимание того, что такое линейная и воздушная перспективы, главное, второстепенное, композиционный центр, эскиз, пространство, дальний план;
· умение передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим — изменения размеров, а также умение выполнять декоративные работы на заданные темы.
У педагога пополнится:
· методическая и практическая подготовленность к проведению НОД и кружковой работы по ознакомлению детей с искусством Вятского края, в частности умение применять дымковскую роспись для стилизации натюрморта, пейзажа и портрета;
· наглядно-методическое обеспечение (предметы местного народного искусства, иллюстрированный и демонстрационный материалы, педагогические эскизы, дидактические игры, трафареты и силуэты, методические разработки НОД, бесед, экскурсий, консультации для родителей, информационных картотек и т.д.)
· предметно-развивающая среда (галерея работ местных художников, музей дымковской игрушки, полочка красоты с предметами местного прикладного искусства и т.д.)
· специально-технический комплекс обучающих средств (интернет, презентации, слайды, видеофильмы и т.д.)

Примерный блок мероприятий по теме: «В гостях у сказки»


Жанр живописи: пейзаж

1. Погружение в сказку
иллюстрации к сказкам, раскраски, шаблоны и трафареты персонажей,
лист А-3, гуашь, акварель, кисти
Обсуждение выбора сказки; определение изображения фрагмента, подбор героев и условий по содержанию (время года, суток) выбранной сказки. Упражнение по цветоведению, подбор гармоничного решения выбранного времени суток. Умение взаимодействовать.
2. Здравствуй, дымка!
Таблицы элементов дымковской росписи, таблицы по цветоведению на гармонизацию, народные дымковские игрушки, силуэты выбранных персонажей сказки, гуашь, кисти, нетрадиционные материалы
Рассматривание таблиц элементов росписи, иллюстрации дымковских игрушек и самих произведений промысла. Упражнение на выполнение отдельных декоративных элементов росписи на выбранном силуэте персонажа сказки с учетом соблюдения композиционного построения (симметричность и ритм), а также подбор цветового решения дымковской росписи.
Использование нетрадиционных способов выполнения декора. Умение взаимодействовать в продуктивном сотрудничестве.

3. Художники-сказочники
Лист А-3 с готовым фоном, готовые силуэты персонажей, гуашь, кисти, дополнительная бумага.
Упражнение по композиционному и цветовому решению создания пейзажа путем коллажирования отдельных силуэтов, придерживаясь содержания сказки. Детализация картины переднего и заднего плана. Умение взаимодействовать в продуктивном сотрудничестве.
4. Оформление пейзажа
Бумага, цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, степлеры с рисунком, специальные ножницы.
Создание рамочки для пейзажа. Выбор декоративного орнамента и цветового решения, путем чередования элементов геометрического рисунка или аппликации.
Умение взаимодействовать в продуктивном сотрудничестве.

5. Презентация сказки
Создание выставки, выбор места, расположение работ. Умение составить рассказ по проделанной работе по плану, предложенному воспитателем или используя мнемотаблицы и мнемодорожки.
Можно предложить детям отгадать сказку, выбрать наиболее удачно стилизованные пейзажи.


Жанр живописи: натюрморт
1. Вхождение в картину
Иллюстрации картин-натюрмортов, шаблоны, трафареты, раскраски объектов натюрмортов
Рассматривание иллюстраций натюрмортов, определение и выбор вида будущего натюрморта (одновидовой, смешанный или сюжетный). Подбор необходимых плоскостных объектов, элементов натюрморта
2. Работа с фоном
Модели различных фонов, карты-схемы, выбранные объекты натюрморта для коллажирования.
Принятие решения о расположении натюрморта (горизонтальное или вертикальное). Разделение листа бумаги и определение места, где будут расположены объекты натюрморта, используя карты-схемы с вертикальной и горизонтальной линиями размещения объектов. Коллажирование всех элементов натюрморта, учитывая композиционные задачи (равновесие, заслоняемость и частичное изображение предмета). Намечаем, какую часть фона и объекта будем стилизовать «под дымку».
Пути стилизации натюрморта:
· Изначально выполняется зарисовка объектов, а затем декорируется
· Сразу выполняется стилизованная декорированная заготовка

3. Игра с цветом
Демонстрационный материал по цветоведению (цветовой круг, контрастность, сочетание и гармонизация цвета).
Таблицы с элементами дымковской росписи. Нетрадиционный материал — штампы и печатки.
Определение с цветовым колоритом фона (в теплых, холодных, нейтральных, спектральных или смешанных, контрастных тонах). Эксперименторование с краской — получение новых оттенков путем разбеливания или затемнения, если это необходимо. Упражнение — декорирование намеченных объектов элементами дымковской росписи. Напоминаем детям, что рисование узоров следует начинать с крупных элементов, в работе можно использовать разные по форме штампы, печатку-тычок для рисования маленьких кружков и точек.
4. Составление натюрморта
Готовый фон листа А-3, клеящий карандаш, клей ПВА, краски, кисти.
Фиксирование элементов коллажа, доработка необходимыми деталями.
5. Заключительный этап в работе по стилизации натюрморта.
Дополнительный оформительский, природный либо бросовый материал, инструменты, клей ПВА.
Презентация работы.
Выбор решения оформления рамочки для натюрморта (аппликативно, декоративным рисунком или другими материалами).
Составление рассказа о путях работы над натюрмортом о том, что наиболее удачно получилось.


Жанр живописи: портрет

1. Сказочные персонажи
Сюжеты сказок, раскраски с образами сказочных персонажей: принцы и принцессы, короли и королевы, клоуны, петрушки, Аленушка и Иван-дурак, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Кикимора, морской царь Нептун и его подданные, русалки или герои сказок представители животного мира.
Беседа о положительных и отрицательных героях сказок. С кого из них художник может написать портрет и почему некоторых героев можно изменить? Принятие решения по выбору персонажа, подбор необходимых материалов, трафаретов, шаблонов. Проговаривание этапов работы по созданию портрета и его вида (простое рисование, коллажирование, выполнение портрета в объеме и т.д.)
2. Погружение в композицию портрета
Бумага формата А-3, раскраски, шаблоны и трафареты формы лица, ножницы, простые карандаши и ластики, гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, кисти разных размеров.
Принятие решения по необходимому формату будущего портрета (вертикаль, горизонталь), выбор вида портрета в полный рост или оплечный; изображение в профиль или фас. При необходимости — выполнение эскиза с помощью трафаретов и шаблонов или предварительное размещение предполагаемых деталей, решение по стилизации данных элементов объекта. Работа по цветовой гамме фона и выбор изобразительного материала.
3. Работа над образом персонажа
Схемы элементов дымковской росписи, гуашь, кисти, ножницы
Цветовая стилизация выбранных деталей или заготовка «дымковской ткани» (роспись необходимого материала) и затем вырезывание нужных элементов для стилизации объекта.
4. Преобразование героев
Д/и: «Определи эмоции», схемы по изображению формы глаз, рта, носа,
художественные материалы
Работа по передаче эмоций сказочного персонажа. Декорирование, стилизация частей одежды и окружающих героя предметов.
5. Завершение работы
Выбор стилизованной рамочки для завершения образа портрета сказочного героя. Подбор необходимого материала.

Вывод: работа по развитию творческого потенциала дошкольников через стилизацию дымковской росписи в жанровом решении: пейзаж, портрет, натюрморт позволяет реализовать требования, заложенные в области «художественно — эстетическое развитие» ФГОС, активизирует познавательную и творческую деятельность дошколят, формирует у них эстетическое восприятие и дизайнерский подход к окружающему миру; формирует будущее человека, как целостную личность и неповторимую творческую индивидуальность, его социализацию в современном мире.
Все мероприятия по стилизации и декоративному изображению пейзажа, портрета, натюрморта составлены с учетом логики внутри предметных связей, формирования у дошкольников эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала детей на материале народного декоративно-прикладного изобразительного искусства Вятского края. Содержание выстроено по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученных ранее, их постоянного углубления и более широкого раскрытия. Объекты стилизованного изображения дают возможность находить новые оригинальные способы отображения действительности и превращение этой действительности в сказку. При создании продукта изобразительного творчества дети учатся планировать свои действия и действовать поэтапно. Они создают работы по схеме, алгоритму и замыслу; анализируют собственное готовое изделие, выделяя достоинства и недостатки, презентуют свою работу и работу коллектива. И самое главное, дети приобретают уверенность в своих силах и получают радость творчества.








Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Способы развития творческих способностей дошкольников О роли изобразительного творчества для детей дошкольного возраста Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
Сценарии мероприятий тематического блока для старших дошкольников
Опубликовано: 694 дня назад (10 января 2015)
Просмотров: 4573
+6
Голосов: 6
Александра Валентиновна Ефимова # 10 января 2015 в 23:21 +2
Какое необычное использование дымковской живописи! очень интересно использовать ее не только в украшении привычных игрушек.
Гульназ Талгатовна Гильманова # 10 января 2015 в 23:24 +2
Марина Анатольевна, очень интересный материал. Спасибо smile Хочу заметить, что большинство работ желательно бы перевернуть...смотреть неудобно.
Марина Анатольевна Попцова # 10 января 2015 в 23:30 0
Спасибо за отзыв, но фото повернуть не знаю как.Сама вижу, что неудачно загрузила фото. smile
Гульназ Талгатовна Гильманова # 10 января 2015 в 23:35 +1
У вас на все час для исправления. Я в своём МК , к сожалению, исправлять что либо опоздала... cry
Марина Анатольевна Попцова # 10 января 2015 в 23:40 +1
Вы не знаете как исправить положение фото?
Гульназ Талгатовна Гильманова # 10 января 2015 в 23:44 +1
На вашем комьютере измените положение фото и загрузите заново.
Марина Анатольевна Попцова # 10 января 2015 в 23:53 +1
На моем ноутбуке расположение фотографий правильное, поэтому я удивилась загрузке в неправильном виде. sad
Гульназ Талгатовна Гильманова # 10 января 2015 в 23:57 0
look Жалко
Наталия Михайловна Попова # 10 января 2015 в 23:44 0
Интересный вариант использования дымковской росписи. Баба Яга просто красавица в таком наряде. Голос!!
Елена Викторовна Масалова # 10 января 2015 в 23:46 +2
Марина Анатольевна! Как умело вы отошли от традиционных методов обучения росписи и дымка заиграла по новому. Объединили сказку и дымковскую роспись. Как подробно и понятно вы расписали всю работу по жанрам. Можно сразу использовать в работе. Готовые работы получаются жизнерадостные, яркие. Примите мой голос с пожеланием творческих успехов.
Марина Анатольевна Попцова # 11 января 2015 в 00:01 +2
Спасибо! Очень люблю нетрадиционный подход, коллажирование и стилизацию в работе с дошкольниками. Когда знаешь с чего начать, то все становится просто, да и детки креативные, молодцы! Я вхожу в творческую группу города педагогов - изошников, у нас замечательный творчески мыслящий руководитель, она подает идеи, а мы придумываем как их воплотить в работу с детьми. Получается вот то, что вы видите.
Ольга Ивановна Молчанова # 11 января 2015 в 16:09 0
Здравствуйте, Марина Анатольевна! Сама увлекаюсь декоративно-прикладным творчеством, поэтому пришла в восторг от ваших работ, от необычного применения дымковской росписи, что показывает вашу фантазию, голосую!
Галина Фёдоровна Бабина # 11 января 2015 в 17:59 +1
Здравствуйте, Марина Анатольевна, очень интересное решение подачи детям знаний о росписи. Обязательно воспользуюсь в своей работе. Голос!
Марина Анатольевна Попцова # 13 января 2015 в 00:08 +1
Спасибо всем, кто заинтересовался моей работой, приятно.
Татьяна Александровна Чепелева # 29 января 2015 в 19:43 0
А говорят, что колесо второй раз не изобретешь!! Марина, Вы, умничка!! Так разнообразили и оживили, знакомство с промыслами. Вдохнули свежую струю! Спасибо за идею, надеюсь продолжите делиться и впредь! готова подписаться на Ваш блог. Постоянно ищу нестандартные методы в ИЗО, дети любят рисовать, а с помощью новых приёмов их любовь, из количества, перерастает в качество и креатив!!! Беру в копилку!