Конкурсы для педагогов и детей

Физкультурно - речевые занятия в ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий

СТАТЬЯ «ФИЗКУЛЬТУРНО - РЕЧЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДОУ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ» (взаимодействие инструктора по физкультуре и учителя-логопеда)
Автор: Солодова Марина Дмитриевна; инструктор по физкультуре,
МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина» г. Анива, Сахалинской области.

На современном этапе развития образования особо актуален вопрос о резком росте и тяжести психоречевых нарушений у детей дошкольного возраста. Самую многочисленную группу – 60 - 80% от всего количества дошкольников - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии (см. О.В. Бачина, В.А. Калягин, О.А. Степанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др.).
Сравнение данных о состоянии недоразвития речи у дошкольников, прошедших и не прошедших специального обучения в детском саду, устанавливает факторы, препятствующие нормальному становлению речевых функций в дошкольном возрасте. Это позволяет своевременно выявлять таких детей с целью обеспечения адекватных условий для развития и формирования полноценной речевой среды для каждого ребёнка.
Раннее диагностирование речевых и сопутствующих им проблем, комплексная коррекция, активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОО (учителем- логопедом, инструктором по физкультуре, психологом) - обязательные условия организации системы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Как известно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с нарушениями речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением ловкости и скорости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с (ОНР) общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе.
В рамках ОЭП (областной экспериментальной площадки) в нашем ДОУ была организована деятельность по взаимодействию учителя-логопеда и инструктора по физкультуре.
Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, скорости реакций; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.
Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса, обеспечение интегрированного подхода на всех ступенях обучения позволит наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребенка.
Обновление содержания и форм педагогической работы в образовательных учреждениях всех уровней – закономерное явление нашего времени со всеми свойственные новому явлению положительными и негативными характеристиками.
Происходящие изменения касаются как содержательных, так и организационных аспектов педагогической работы в их неразрывном единстве и взаимосвязи. Актуальным становится соответствие программно-методического обеспечения логопедической и физкультурной работы в ДОО приоритетам государственной политики в сфере образования, ФГОС начального общего образования, требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим возникает необходимость разработки вариативных моделей и форм логопедической помощи, обеспечивающих её доступность и высокое качество для возможно большего количества детей. Инновации в данном аспекта способствуют возможности объединить как можно больше специалистов дошкольного учреждения в работе по преодолению нарушений речи у детей; моделировать педагогический процесс (содержание, образования, формы и методы обучения) и улучшения его ресурсного обеспечения(интеллектуального,материально-технического, организационно-педагогического).
Особое значение в работе с детьми мы уделяем упражнениям на координацию речи с движениями, т.к. двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют не только движения определенных групп мышц, но и развивают чувство ритма, выразительность речи, проработать слоговую структуру слова, а в конечном счете - совершенствовать фонетическую сторону речи. Также внимание уделяется лексико-грамматическим играм и упражнениям, которые направлены на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте. Формирование грамматически правильной, лексически богатой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОО и семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной, систематической работы (лексико-грамматические игры: «Посчитай», «Подскажи словечко», «Назови много», «Скажи ласково» и др.)
Проведения интегративной деятельности позволил сделать вывод о том, что интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным. Интегрированная деятельность даёт возможность гибко реализовать разные виды деятельности на одном мероприятии; интегрированный подход позволяет детям увидеть и понять любое явление целостно, поскольку объединяет несколько видов деятельности. Построенная на основе тематического принципа, она более результативна, так как дети проявляют повышенный интерес к содержанию задач, решаемых на данных занятиях.

Рекомендуем посмотреть:

Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа Дорожка здоровья для ребёнка своими руками Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Семейные спортивные игры в детском саду для старших дошкольников (5 - 7 лет) и родителей воспитанников | Физкультурно-речевой досуг для детей старшей - подготовительной группы
Опубликовано: 517 дней назад (12 июля 2015)
Просмотров: 1255
+14
Голосов: 14
Светлана Анатольевна Калиуллина # 12 июля 2015 в 16:57 +3
Добрый вечер,Марина Дмитриевна.В своей работе я также сталкиваюсь с подобными нарушениями у детей. Но в процессе длительного пребывания в ДОУ (5-6 лет) эти "гадкие утята" все-таки превращаются в лебедей.Но, каким трудом!!! Вы правы, что физические упражнения играют неоценимую роль в полноценном развитии. Вкупе, конечно, с психологами, логопедами и добавьте еще музыкальные занятия.На музыкальных занятиях, дети не замечая этого, принимают целый комплекс лечебной процедуры: вокалотерапия, сказкотерапия, арт -терапия, логоритмика, пальчиковая гимнастика...
Спасибо за очень актуальную статью. Голос!!!
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 08:52 0
Спасибо Светлана Анатольевна за Ваш отзыв!
Ольга Васильевна Яковлева # 12 июля 2015 в 17:15 +3
Здравствуйте, Марина Дмитриевна. Спасибо за приглашение. Прекрасная, грамотно составленная статья. Несомненно, в дошкольных учреждениях, необходима тесная взаимосвязь всех специалистов для более успешного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач, повышения качества образования. Из Вашей статьи видно, что у Вас данная работа ведется успешно и приносит положительные результаты. Молодцы, так держать! Дальнейших творческих успехов! голос
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 08:53 0
Спасибо Ольга Васильевна за Ваш отзыв!
Татьяна Александровна Толстикова # 12 июля 2015 в 18:26 +4
Марина Дмитриевна, добрый вечер! Спасибо за приглашение, с интересом познакомилась с Вашим материалом. Ваш опыт, несомненно, будет интересен педагогам, сталкивающимся в своей работе с категорией детей с нарушениями речевого развития. Успехов вам! Примите мой голос.
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 08:54 0
Спасибо Татьяна Александровна за Ваш отзыв и поддержку!
Мария Юрьевна Жиличкина # 13 июля 2015 в 10:57 +2
Здравствуйте, Марина Дмитриевна! Вы затронули очень важную тему взаимодействия специалистов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Чтобы ребенок стал успешным в жизни таким детям часто необходима помощь не только логопеда. От качества коррекционной работы, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 08:54 0
Спасибо Мария Юрьевна за Ваш отзыв и поддержку!
Ирина Николаевна Ступченко # 13 июля 2015 в 15:37 +3
Добрый день! Читая подобные статьи, понимаешь, сколько силы и труда вкладывают в свою работу педагоги и специалисты определённого направления. Ведь дети с ограничениями здоровья имеют своё восприятие действительности и к ним нужен определённый подход и терпение. Вы - молодец! Статья великолепная! Всё отлично! голос!
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 08:55 0
Спасибо Ирина Николаевна за Вашу поддержку!
Ольга Владимировна Гудым # 13 июля 2015 в 22:21 +1
Марина Дмитриевна, добрый вечер! Спасибо за приглашение, с интересом познакомилась с Вашим материалом. Действительно, для работы с детьми, имеющими нарушение речи, нужна совместная работа педагогов и специалистов разных направлений. Вы молодец! Успехов вам! Удачи! Примите мой голос.
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 08:56 0
Спасибо Ольга Владимировна за Вашу поддержку!
Ольга Николаевна Францева # 15 июля 2015 в 12:04 +2
Здравствуйте, Марина Дмитриевна. Спасибо за Ваш труд и предоставленный опыт, который, несомненно, будет полезен коллегам, поскольку физкультурно-речевые занятия позволяют более эффективно решать оздоровительные, воспитательно-образовательные и коррекционные задачи в организации двигательной деятельности детей с речевыми нарушениями.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов и удачи!
С удовольствие голосую за вашу статью!
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 08:56 0
Спасибо Ольга Николаевна за Вашу поддержку!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 15 июля 2015 в 12:49 +1
Спасибо, что делитесь полезным опытом работы. Он заслуживает внимания и реализации.
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 08:58 0
Спасибо Алла Абдулмеджидовна за Вашу оценку!
Елена Горбунова # 15 июля 2015 в 19:55 0
Марина Дмитриевна, добрый вечер! Спасибо за приглашение! Полностью согласна с Вашим мнением о том, что взаимосвязь педагогов и всех специалистов детского сада способствует более эффективной коррекции проблем детского развития. Голос.
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 08:58 0
Спасибо Елена за Вашу поддержку и внимание!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 17 июля 2015 в 18:46 +1
Марина Дмитриевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей статьёй «Физкультурно - речевые занятия в ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий». Полезный опыт работы инструктора по физкультуре и учителя-логопеда представлен в статье. По оформлению материала маленький совет: не забывайте прописывать Описание - о чём ваша статья и кому будет полезна. Голосую +1
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 08:59 0
Спасибо Светлана Анатольевна за Ваше внимание!
Светлана Владимировна Иванова # 17 июля 2015 в 23:36 +1
Здравствуйте, Марина Дмитриевна! Ваша статья «Физкультурно - речевые занятия в ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий» актуальна и Ваш опыт, которым Вы щедро делитесь с коллегами, будет, несомненно, востребован. Удачи Вам и успехов! Примите мой голос.
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 09:00 0
Спасибо Светлана Владимировна за Ваше внимание!
Вера Александровна Орехова # 19 июля 2015 в 11:01 +1
Марина Дмитриевна, спасибо за приглашение. Полезная и нужная разработка представлена Вами, думаю многие педагоги возьмут на вооружение информацию из статьи и будут использовать в работе с детьми.
Голос +1.
Желаю успехов!
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 09:00 0
Спасибо Вера Александровна за Ваше внимание!
Елена Викторовна Багрова # 19 июля 2015 в 19:29 0
Марина Дмитриевна, спасибо за нужный и полезный для многих материал, за опыт! голос! Удачи!
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 09:00 0
Спасибо Елена Викторовна за Ваше внимание!
Татьяна Александровна Дергилёва # 24 июля 2015 в 13:15 0
Здравствуйте.Да ,согласна с вами много детей с нарушениями речи.Хорошая статья,можно сказать жизненная.Голос.
Марина Дмитриевна Солодова # 1 августа 2015 в 09:01 0
Спасибо Татьяна Александровна за Ваше Внимание!