Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Способы организации нравственного и правового воспитания детей, проживающих в детском доме

Колосова Марина Геннадьевна, воспитатель, ГБОУ РХ “Детский дом «Ласточка»
Способы организации нравственного и правового воспитания детей, проживающих в детском доме
Ни у кого не возникает сомнений в том, что будущее человечества – это мирное сотрудничество разных стран и народов. Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества закладывается с детства. Поэтому задача педагогов нашего детского дома сосредоточить усилия на развитии в детях способности к самореализации, умения служить людям и быть счастливыми в этом служении.
Воспитательный процесс, осуществляемый в детском доме, является системообразующим фактором организации жизнедеятельности воспитанников. Этическое и правовое воспитание является его органической и составной частью. Все рабочие программы, которые разрабатывают педагоги детского дома, разработаны на основе Федеральной целевой программы А.Куган «Дети – сироты. Становление». Для правового воспитания разработана программа «Ты и закон», основной целью которой является изучение основ правовых знаний. Данная программа рассчитана на формирование у детей элементарных правовых знаний, которые позволят им решить многие проблемы, встречающиеся в повседневной жизни, например: как создать в группе атмосферу равноправия и уважения; как пережить ситуацию, когда нарушены твои права, как устроено наше государство и какова роль человека в этом сложном механизме; кто такие судьи и адвокаты и в каких случаях нужно к ним обращаться; какие права имеют дети; что надо знать, если вы попали в милицию и так далее. Каждый ребенок обязательно знакомится со своими правами и обязанностями. Наша жизнь настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать с раннего детства. Программа «Становление» рассчитана на детей от семи до восемнадцати лет и разбита на три возрастные группы, что позволяет давать материал детям в соответствии с их возрастом. Для воспитанников старшей возрастной группы дополнительно организованы занятия в «Клубе правовых знаний», где с детьми общаются работники милиции, юристы, адвокаты и подростки могут получить ответы на все интересующие их вопросы от специалистов – профессионалов в данной области.
Обучение нравственности является основой любой системы воспитания и образования. Современное общество ставит перед педагогами задачу воспитания не только высокообразованного, но и хорошо воспитанного молодого человека, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Воспитание национальных культур предполагает формирование у каждого человека понимания универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут ему жить в мире и согласии с самим собой, природой и обществом. Очень актуальна проблема нравственного воспитания для детей, воспитывающихся в детском доме, т.к. данная категория детей имеет дезадаптивное, отклоняющееся поведение по причине отсутствия благополучной семьи, эмоциональной нестабильности. Эти дети перегружены отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения. Для решения данных проблем необходимо серьезно подходить к вопросу нравственного воспитания. В детском доме разработана программа «Этикет», целью которой является повышение уровня воспитанности детей, их культуры общения, освоения ими социальных навыков, помогающих успешной, бесконфликтной интеграции в самостоятельную жизнь. Воспитательный процесс, осуществляемый в детском доме, является системообразующим фактором организации жизнедеятельности воспитанников, и нравственное воспитание является его органической составной частью.
Еще один раздел программы «Становление способствует нравственно – правовому воспитанию наших детей. Это раздел «Учись общению». Развитие ребенка – сироты, воспитывающегося в условиях интернатного учреждения, отличается от развития ребенка в семье. Существуют причины, которые трудно преодолеть в системе общественного воспитания. Материнская и другие виды депривации, дефицит общения со значимым взрослым, коллективные методы воспитания и другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению и нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой, препятствуют его успешной интеграции в современное общество. Своеобразный характер имеют и отношения, складывающиеся между собой у детей детских домов. В этих учреждениях воспитанник имеет общение с одной и той же достаточно узкой группой сверстников. Вместе с тем, он не может быть и исключен из своей группы. Эта фиксированность обуславливает и то, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Эта особенность взаимоотношений тормозит развитие навыка общения со сверстниками, умение налаживать равноправные контакты с незнакомыми детьми. Целью программы «Учись общению» является повышение уровня коммуникативной компетентности воспитанников детского дома. Занятия в данном направлении помогают формированию у воспитанников умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей; формировать умение конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими; способствовать сплочению ребят, формированию взаимного доверия.
Существует много средств нравственно – патриотического воспитания детей, которые мы используем в своей практике. Можно выделить некоторые из них. В группу художественных средств входят: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино. Наши воспитанники являются активными участниками выставок декоративно – прикладного творчества, конкурсов, концертов, как городского уровня, так и проходящих в республике. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств. Еще одним средством нравственно – патриотического воспитания является природа родного края. Воспитанники нашего детского дома имеют возможность ходить в походы, ездить на экскурсии, посещать самые интересные уголки Хакасии. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка ребенку. Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
Главным критерием эффективности работы по нравственно-правовому воспитанию стало снижение правонарушений, совершенных нашими детьми.

Похожие записи:

Духовно-нравственное воспитание в детском саду. Консультация для родителей План работы региональной Инновационой площадки на базе ДОУ Нравственное воспитание детей дошкольного возраста Формы работы с родителями в ДОУ
Внеклассное занятие для старшеклассников по теме: Правильное питание | Внеклассное занятие для подростков. Конфликты в нашей жизни
Опубликовано: 3238 дней назад (17 мая 2015)
Просмотров: 2768
Рубрика: Статья
+1
Голосов: 1
Светлана Ивановна # 21 мая 2015 в 13:04 0
Я тоже работаю в детском доме и на своем опыте знаю, как важно правильно организовать воспитательный процесс с нашими детьми. Мне понравились формы работы в вашем учреждении и кое-что я взяла себе на заметку. Особенно важно в наше сложное время уделять внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Марина Геннадьевна Колосова # 21 мая 2015 в 13:49 0
Спасибо!
Анна Геннадьевна Удовик # 16 ноября 2016 в 21:32 0
Статья интересная актуальная. Я тоже работаю воспитателем в детском доме и считаю вашу деятельность очень продуктивной. Считаю, что в работе с детьми-сиротами нужно больше уделять внимания вопросам социализации и адаптации в современном мире. Так как они выходя из стен детского дома имеют иждивенческие заблуждения. И по вашим мероприятиям и статьям, Марина Геннадьевна можно сказать, что вы работаете в этом направлении.