Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие для подростков. Конфликты в нашей жизни

Занятие для детей подросткового возраста по теме «Конфликты в нашей жизни»
Колосова Марина Геннадьевна, воспитатель, ГБОУ РХ “Детский дом «Ласточка»
Описание материала: данный материал может быть полезен как воспитателям детских домов, классным руководителям, так и родителям для формирования у детей толерантности, умения жить в ладу с окружающими, учить бесконфликтному общению.
Цель: формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.
Задачи:
• познакомить детей с понятиями “конфликт” и “конфликтная ситуация”, со способами предупреждения конфликтов;
• рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны;
• познакомить воспитанников с методами выхода из конфликтной ситуации;
• вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу;
• побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию;
• развивать умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.
Оборудование: карточки, мультимедийный проектор, мультфильм “Конфликт ”; отрывки из произведений художественной литературы; презентация.

Методы: проблемно-эвристический, дискуссионный.

Эпиграф: Те, кто не может варить суп, заваривают кашу.
В. Домиль.

1. Орг. Момент.
2. Обсуждение эпиграфа.
Вопросы дня беседы:
• Какое отношение имеет данное высказывание к теме нашего занятия?
• в чём заключается смысл этого высказывания?
• приходилось ли вам “заваривать кашу?
• делали ли вы что-то такое, что потом еле-еле распутывали?
• приходилось ли вам привлекать к разрешению конфликтной ситуации взрослых?
• попадали ли вы в трудное положение, из которого не могли найти выхода?
• была ли ситуация, когда “заваривали кашу” вы, а исправлять пришлось другим?

ВЫВОД:
– те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации;
– кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других;
– если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

3. Введение в тему.
Что такое конфликт?
Воспитанникам предлагается на листочках написать слова, с которыми ассоциируется у них данное понятие. Затем все листочки крепятся на магнитную доску и вместе с педагогом проходит обсуждение.

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ:
– Ссора, драка, размолвка, недопонимание, нежелание понять, отстаивание своего права, разногласие, страх, враждебность, ненависть, столкновение, противоречие, агрессия, проблема, нападение, отстаивание, трудность, недружелюбие, сложная ситуация.
4. Основная часть.
1) Знакомство с понятиями «конфликт», «конфликтная ситуация».
Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

А можно ли жить без конфликтов? (Ответы детей)

Высказывание Ф.Энгельса
«Жизнь…есть существующее в самих вещах и процессах, беспрерывно само себя порождающее противоречие, и как только это противоречие прекращается, прекращается и жизнь, наступает смерть».

2) Виды конфликтов.
1. Внутренний конфликт или внутриличностный.
Его можно назвать – холодная напряжённость (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди в поликлинике, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает своё удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
2. Межличностный конфликт.
Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт. Существует даже наука – конфликтология, которая изучает конфликты и помогает людям избегать конфликтов. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Другой и очень распространенный – неуправляемый конфликт. На улице прохожий случайно толкнул вас, и вы возмутились: “Вот, нахал, даже не извинился!” Теперь уже тот вынужден нападать: “Смотреть надо!” В результате можно дойти и до драки.
Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

3. Межгрупповой конфликт.
4. Политический конфликт.
5) Просмотр и обсуждение мультфильма «Конфликт».
Вопросы для беседы.
– о чём этот мультфильм?
– может ли обычный конфликт дорасти до вооружённого?
– с какими событиями из жизни нашей страны можно связать этот м/ф?


6) Беседа о причинах и вреде конфликтов.
Конфликты возникали по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Как вы думаете, какие же бывают причины конфликтов? (Ответы детей)

Причины конфликтов:
• несовпадение целей и желаний;
• неуважение к другим людям;
• неумение общаться;
• разница чувств и состояний;
• незнания правил и норм поведения, законов.
В чём же вред конфликтов? Во-первых, от конфликта страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
7) Практическая работа.
Дети делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе предлагается выработать свой проект по методам выхода из конфликта. На работу в группе отводится 5-7 минут. Затем каждая группа выступает с защитой своего проекта.

Методы выхода из конфликта:
2. найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию, выйти из конфликта первым;
3. найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
4. найти компромисс спорного вопроса;
5. подчиниться, принять правила или точку зрения противника;
6. понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры.
8) Способы предупреждения конфликтов.
Как болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных.
Первый способ предупреждения конфликта – это мягкое противостояние. Мягкое противостояние – это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется “конструктивное предложение”. Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации

МЯГКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте намекнуть ему на это.

КОНСТУКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

У вас очень хорошо получилось мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?

Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
5. Заключительная часть.
9) Притча о гвоздях
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

10)Памятка для подростков (выдает воспитатель).
Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
Критикуя, чаще улыбайтесь.
Будьте справедливы и терпимы к людям.
Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
Умейте вовремя остановиться!
Рефлексия.
Перед вами на столах лежат бумажные цветы. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих листов.

Перед вами на рисунке 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос: “Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?”.
1 - Интересно, полезно.
2 - Сложно, не интересно.
3 - Бесполезно, безразлично.
Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый. Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова.

“Гляжу свысока на обиду, теряю обиду из виду”.
Спасибо за внимание. До новых встреч.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия. Культурные традиции и обычаи Белгородчины Внеклассное мероприятие 7-8 класс. Виртуальная экскурсия на промышленное предприятие Сценарий игры по станциям для 6 - 7 классов Класный час для студентов колледжа. Конфликты в нашей жизни
Способы организации нравственного и правового воспитания детей, проживающих в детском доме | Классный час о вреде курения для школьников 8-9 класса
Опубликовано: 552 дня назад (3 июня 2015)
Просмотров: 3138
+2
Голосов: 2
Мокрушина Наталья Николаевна # 3 июня 2015 в 20:31 0
Большое спасибо за полезный материал! обязательно буду использовать его на классных часах. Еще думаю, если слегка переработать. то можно и на родительском собрании применить. Я бы еще добавила раздел "решение конфликтов", то есть, что делать, если ты уже попал в конфликтную ситуацию.
Анастасия Павловна Байдовлетова # 4 июня 2015 в 11:53 0
Познавательная интересная информация.Большая помощь при работе с подростками.
Наталья Васильевна Скосарева # 4 июня 2015 в 12:56 0
Здравствуйте. Актуальная тема для наших детей. Применяется много различных методов, разнообразные виды деятельности.Это помогает детям в интересной форме научиться избегать и разрешать конфликты.Примите мой голос.
Галина Викторовна Нечаева # 13 июня 2015 в 09:33 0
Марина Геннадьевна! Спасибо большое за данную разработку. Обязательно использую ее на классном часе. Тема актуальна во все времена и с детьми разного возраста. Можно добавить побольше практических заданий.
Ольга Валентиновна Полежаева # 5 августа 2015 в 17:40 0
Спасибо, Марина Геннадьевна, за прекрасную разработку занятия! Очень важная,актуальная тема, интересный материал. Обязательно воспользуюсь им в своей работе! Вам мой голос!
Светлана Васильевна Третьякова # 3 апреля 2016 в 11:38 0
Марина Геннадьевна, большое спасибо за интересный и содержательный материал. Отличные показатели касаемые вреда конфликта, интересно, где взяли данную статистику. Понимаю, что методика работы над проектом детей требует более детальной доработки, но за идею спасибо. Согласна с комментарием Натальи Николаевны, но думаю, что данная тема не может быть рассмотрена только на одном занятии. Скорее всего представленное занятие является частью целого цикла. Спасибо!
Анна Геннадьевна Удовик # 16 ноября 2016 в 21:40 0
Марина Геннадьевна! Читаю уже не первый ваш материал - и говорю вы Воспитатель с большой буквы! Великолепная разработка, согласна с комментарием, что это мероприятие из какого то цикла, очень интересный материал, разные методы и формы работ. Актуальна для детей из детского дома, которые очень конфликтны и не умеют с этим справляться! Спасибо за вашу деятельность!