Конкурсы для педагогов и детей

Народное творчество в реабилитации людей с ограниченными возможностями

О роли народного творчества
Автор: Акулова Марина Ивановна, работаю педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД «Устьянский ДЮЦ» п. Октябрьский. Устьянского района Архангельской области.
Описание материала: Данная статья будет интересна педагогам, которые работают в интернатах для людей с ограниченными возможностями.
Цель: Формирование представления о значимости народного творчества в реабилитации людей с ограниченными возможностями
Содержание: Отработав более 21 года в доме интернате для умственно- отсталых детей, мне захотелось поделиться своим опытом, рассказать немного о увлечениях и быте людей, у которых жизнь немного иная. А так же показать как благоприятно влияет народное творчество на реабилитацию молодых инвалидов

Народное творчество в реабилитации людей с ограниченными возможностями.
В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить.
Сократ

Довольно длительное время наше общество старалось не замечать инвалидов и связанных с их жизнью сложностей. Однако в последние годы отношение общественности к этой проблеме изменяется в лучшую сторону. Обычные люди начинают понимать, что каждый инвалид – это не просто стереотипное понятие «человек с ограниченными возможностями», а, в первую очередь, это личность с такими же желаниями и потребностями, как и у всех остальных людей, но удовлетворение этих потребностей и достижение желаний у них дополнительно затруднено физическими или умственными проблемами.
Чтобы каждый человек с ограниченными возможностями мог стать максимально развитой личностью, не остался никому ненужной обузой, ему необходима помощь, Особую роль в этом государственные специализированные учреждения, в которых инвалиды могут получить квалифицированную помощь психологов, специально обученных педагогов, творческих работников и других специалистов. И одним из них является наш интернат.
И это правильно, ведь реабилитация людей с ограниченными возможностями – это целый комплекс медицинских, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, развитие необходимых социально-бытовых и трудовых навыков, обучение творчеству.
В этом процессе нет незначительных деталей, каждое достижение, каждая маленькая победа значима и для самого инвалида, и для его близких.
Октябрьский психоневрологический интернат
Был основан в 1971 году и по сегодняшний день в Октябрьском доме-интернате находятся молодые люди с ограниченными физическими и психическими возможностями – 180 человек
Это люди, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке. Многие имеют сложный диагноз заболевания, некоторые определены в группы реабилитации, где они закрепляют социально-бытовые, трудовые навыки, учатся элементарным профессиям.
К глубокому сожалению тяжесть заболевания некоторых обеспечиваемых настолько велика, что работать или учиться в обычных коллективах они не могут и обречены на бездействие и вынужденную изоляцию от общества.
В нашем интернате мы постарались создать для них такие условия, которые помогают им быть в определенной степени социально адаптированными и приносить пользу обществу.
Интернат находится в одном из самых замечательных мест в Архангельской области в Устьянах – здесь природа постаралась превзойти саму себя и на ограниченном пространстве раскинула свои красоты.
Светлая спокойная река Устья катит свои воды в величавую Вагу среди высоких холмов, покрытых вековыми лесами да цветущими лугами.
Нетронутая тайга, чистый воздух, целебные родники, ширь лугов, близость небес взрастили замечательный, стойкий народ с чистой широкой душой.
Уникальная история, сохранившиеся культурные традиции, щедрая на красоту природа наложила большой отпечаток на жизнь и быт людей, которые живут и работают в Устьянском районе.
Сотрудники, работающие в нашем доме-интернате люди творческие и вся их работа с обеспечиваемыми тесно переплетается с жизнью всего района. Они сами чтят традиции своего края и учат этому своих подопечных.
Большое внимание в нашем доме уделяется развитию творческих способностей людей с ограниченными возможностями.
Творчество, как показывает опыт, – одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Именно творчество, является огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для людей с особыми потребностями – это еще и возможность (подчас единственная) заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей.
А приобщение их к народным промыслам и ремеслам через собственную практику является способом привития тяги к творчеству, формирования творческого отношения к жизни. Поэтому уже несколько лет наш педагогический коллектив работает над оформлением исторической выставки « Наше прошлое », в данное время у нас собрано такое количество предметов старого быта, что нам сможет позавидовать не один краеведческий музей.

С помощью наших воспитанников обыкновенный холл мы превратили в прекрасную сказку со старинными столом и стульями, самоварами,

деревянной утварью,

детской люлькой с шикарным старинным буфетом, с множеством прялок и других предметов быта.
Здесь можно посмотреть иконы, книги, которые были выпущены в 19 веке, а также посмотреть на самотканую одежду.

Выставка пользуется большим интересом у самих девушек, к нам приходят музейные работники, много рассказывают о народных промыслах, воспитатели проводят экскурсии и соответствующие занятия.
В ходе занятий у наших девушек формируется заинтересованность и почтительное отношение к культурным традициям, уважение к мудрости мастерства, понимание того, что вещи, которые создаёт человек, не могут появляться в его жизни просто так.
Русская народная кукла

Народное искусство в силу своей доступности обладает особыми возможностями. Являясь национальным достоянием, заложенным в генетический код человека, оно способствует формированию исторической памяти, творческого мышления, нравственных воззрений, эстетического идеала, тем самым, являясь духовной ценностью, источником истины, добра и красоты. Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему оказывают позитивное влияние на эмоциональную и нравственную сферы личности.
Игрушка - самобытное явление материальной и духовной культуры народа, она служит важнейшим средством связи поколений. Народная игрушка многофункциональна. Это синтез магического, бытового и эстетического.
В содержании, форме и отделке игрушки отражаются народные представления о добре, красоте и мире в целом.
Изучение символики, традиций и обрядов, связанных с русской народной куклой, освоение многообразных приемов ее изготовления помогает осмыслить и понять ее уникальность, образность и многофункциональность.
Изготовление кукол - это и возможность самовыражения, изготавливая свою куклу, каждая воспитанница вкладывает в нее свою душу, куклы получаются разные, особенные.
Нашим девушкам очень нравиться заниматься таким видом творчества.
Ткачество.
В старые добрые времена почти в каждом деревенском доме стоял ткацкий станок. Женщины ткали необходимые вещи для семьи от простого полотна до узорного. Из этого полотна создавалась одежда простая и праздничная, обустраивался быт каждой семьи.

В интернате более 4 лет работает кабинет «ткачества», он создан в целях изучения и восстановления приемов ткачества и плетения в традициях ремесла. Отсюда следуют и его основные задачи:
- организация процесса обучения на образцах произведений народного искусства, представленных в музее.
- изготовление изделия в понравившейся технике, на основе полученных практических знаний и навыков.

- использование разнообразия техник, фактур и форм, работа со всевозможными материалами.

Ручное ткачество способствует развитию эстетического и художественного вкуса, цветовосприятия, глазомера, моторики пальцев обеих рук.
Само ткачество - творческий акт рождения художественного полотна, возможность стать художником, даже если ты не умеешь рисовать,
Хочется отметить, что в кабинете стоят настоящие станки 19 века, которые собирали по окрестным деревням сами педагоги с обеспечиваемыми.
В кабинете занимаются девушки разных возрастов, их работа самая разнообразная, они режут ткань. Скручивают нарезанные полоски ткани в клубочки, вместе с педагогом заправляют станки, ткут на них, оформляют готовые изделия.
Творческие задания носят вариативный характер, учитывая индивидуальные особенности каждого инвалида: стиль мышления, творческое развитие, усердие и исполнительность, уровень ручного труда. Главное, чтобы каждый обязательно справился с задуманным. Нельзя допустить разочарования, огорчения, уныния.

Береста.
Береста – один из самых поэтических материалов народно-прикладного искусства. Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве. На бересте писали, из нее делали обувь, посуду, различные предметы быта.
Предметы из бересты легко вошли в современный интерьер, и ныне благодаря своей
красоте, целесообразности и высоким художественным качеством они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного творчества.
Освоение этого вида творчества занимает много времени и требует определенных умений и навыков, по ряду причин в данное время наши девушки не могут в полном объеме освоить полную технологию обработки и заготовки бересты, но уже постигают навыки изготовления самих изделий, заменяя бересту другим доступным материалом. В данном случае для плетения корзин мы применяем обычные пластмассовые бутылки.


Педагоги, работающие в специализированных интернатах знают, что у наших воспитанников сравнительно легко удается вызвать желание трудиться, но это желание не всегда бывает устойчивым. Желание трудиться развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям.
Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенство координации движений, неустойчивость интереса и внимания приводят к тому, что эти люди быстро утомляются и в результате начинают плохо трудиться.

Здесь работают подростки с различной патологией.

Эта работа требует незначительного физического напряжения и доступна даже слабым людям
Изготовление изделий требует тщательности, точности и поэтому способствует развитию аккуратности и глазомера.
Параллельно наши девушки знакомятся с историей осваивают историю возникновения и развития, художественной обработки бересты; о видах декорирования бересты, чтобы в дальнейшем осваивать новые виды декоративно-прикладного искусства.
Вот такие изделия получаются у наших девушек.

Декоративно – прикладное творчество.
Хочется немного подробнее рассказать об кабинете «декоративно-прикладное творчество» Он был организован в 2008 году. В кабинете занимаются девушки разного возраста, с диагнозом олигофрения в различной степени тяжести, синдром Дауна
Целью работы кабинета является помощь молодым людям с ограниченными способностями лучше развиваться и чувствовать себя полноценной частью общества.Через творчество, постигая практические основы мастерства наряду с его духовной сущностью, наши воспитанницы приобщаются к человеческой культуре.
Одно из направлений кабинета – лоскутное шитье
Лоскутное шитье корнями уходит в глубь веков и тесно переплетается со всеми видами народного искусства. Разнообразные приемы сборки и сшивания тканей, аппликация, стежка, вышивка присущи практически всем культурам. В наши дни интерес к лоскутной технике не только ослабевает, но и постоянно растет. Лоскутное шитье кажется простым только на первый взгляд. На самом деле эта работа требует большой точности, аккуратности, безукоризненного чувства цвета, знания законов композиции, чувствования материала и владения многочисленными техниками шитья.
Лоскутная техника дает возможность создавать безграничные цветовые и конструкторские комбинации, развивает творческую фантазию, художественный вкус и «умные руки».

Девушки знакомятся с особенностями художественного языка в декоративно-прикладном творчестве, учится законам красоты, логике и гармонии цвета, правилам тек¬стильной композиции, способам передачи изображения в пространстве, приемам преобразо¬вания и стилизации природных форм.
Древняя мудрость гласит, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветы. Природа – бесконечный источник творческих идей. Она открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное и ощутить себя искусным мастером. Красота окружающего мира действует на воображение, вызывает творческое чувство. Без красоты жизнь беднее.
Природа дает человеку возможность ощутить полноту жизни. Кудесница-природа создает праздник для глаз в образе очаровательных цветов. Изящество и очарование окружающего мира смягчает сердца, раскрывает лучшие стороны человеческого характера и способствует душевному подъему. Идя от простых идей и технологий к более сложным, девушки учатся с помощью вязального крючка и спиц, а так же с помощью вспомогательных материалов создавать свои неповторимые композиции, которые могут украсить любой стильный интерьер или послужить прекрасным подарком.

Природный мир служит основой для декоративно-прикладного искусства. Занятие творчеством – чудодейственное лекарство. Овладев секретами декоративно-прикладного искусства (вышивки, вязания, бисероплетения, флористики и т.д.),

Можно творить шедевры буквально из ничего (что мы и делаем) – природа щедра на подарки, нужно только искусно распорядиться ее дарами. Как основа для творчества подойдет буквально любая вещь: бумага, стекло, бутылка, посуда, керамическая плитка, сухие цветы и ветки, кора деревьев, перья, лоскуты ткани, бисер, тесто, глина и т.д. Природный материал многообразен, живописен и подходит для сочетания с любой изобразительной техникой. Успех зависит от наблюдательности и творческого видения мира.
Девушкам очень нравится создавать маленькие и большие панно, вязать разнообразные цветы с помощью крючка или спиц, создавать различные цветочные композиции,
Аппликации – это очень увлекательно. Здесь пригодится все – старые ситцы, гладкошерстные ткани, нитки, шерсть, бусины, ракушки, кора деревьев,
Эти работы интересны тем, что в них сочетаются разные текстильные материалы и цветовые композиции. Цвет влияет на психологическое и эмоциональное состояние даже здорового человека, а для ребят с разными патологиями в развитии это еще и улучшение настроения и самочувствия. Чувство цвета – явление многоплановое и неоднозначное, и каждый исполнитель творческой работы по мере становления своих творческих способностей дополняет и углубляет собственные представления о колорите и связанных с ними ассоциациях.
Знакомясь с разнообразными материалами, наши воспитанницы узнают их декоративно – художественные и конструктивные возможности, учатся использовать их в творческой работе, самостоятельно изготавливают изделия, которые часто становятся не только неожиданным и приятным подарком для близких и знакомых людей, но и применяются для украшения интерьера, одежды. Доступность их изготовления для воспитанниц разных способностей, возможность применения современных материалов позволяют выполнять изделия в соответствии со своими личными предпочтениями и требованиями моды.

Большой интерес наши девушки проявляют и к такому виду творчества, как вышивка крестиком, гладью, бисером
.
Лентами

Потихоньку начали осваивать валяние, но работ еще не много.
Все работы наших воспитанниц привлекательны тем, что они неповторимы и индивидуальны. Применяя на практике полученные знания, они самостоятельно создают оригинальные работы, разрабатывая свои композиции, придумывая необычные фактуры, используя цветовые решения. Это придает их изделиям особый колорит, и самостоятельный творческий опыт венчается успехом. Прилагая в процессе работы фантазию, терпение, упорство, творческое вдохновение, каждое изделие становится уникальным. А главное, изучая все новые и новые технологии, ребята приобретают новое увлечение и, возможно, свою дорогу в жизнь.
Наши девушки принимают активное участие в разнообразных творческих фестивалях и конкурсах. выставляют свои работы в краеведческом музее, участвуют в районных, областных, межрегиональных выставках творческих работ,
каждый год участвуют в проведении праздников «Устьянская ссыпчина», «Медовый спас» и других.
Девушки, которые достигли высокого уровня мастерства в тех или иных видах прикладного искусства. сами проводят мастер-классы для гостей праздников.
За участия в районных, областных выставках наши воспитанницы награждены грамотами и дипломами.
Многие девушки являются неоднократными лауреатами районных, областных межрегиональных фестивалей, таких как «Надежда», «Крылья души», «Радуга жизни».
Каждый год наши девушки посещают места, богатые народными традициями северно-русской культуры, сохранившими уклад жизни, постройки и планировку деревень, производство изделий народных промыслов и фольклор, знакомятся с бытом наших предков, познают и на мастер-классах осваивают народные ремесла.
У нас стало традицией ежегодно посещать родину Деда Мороза – Великий Устюг, прекрасные старинные города Каргополь, Вельск, заповедное место нашего района «Белое озеро»,

Участие в таких мероприятиях и поездках - это положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться и делиться своими достижениями с другими людьми. расширение социальных контактов, повышение самооценки, это один из способов улучшения эмоционального состояния и укрепления эмоционально-волевой сферы человека, а главное – это получение позитивных эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях.
Подводя итог всего вышесказанного необходимо выделить то, что занятия творчеством для людей с ограниченными возможностями несомненно полезны и рекомендуются как составляющая социальной реабилитации практически при любом диагнозе и состоянии человека.
Участие в художественном творчестве
• помогает инвалидам значительно расширить круг своих интересов и общения,
• полноправно участвовать в жизни общества,
• приобщаться к миру культуры,
• делает их жизнь духовно богатой и содержательной.
• Это один из способов смягчить состояние обособленности от других и убедить себя в принадлежности к жизни не только своей социальной группы, но и общества в целом.

Народное творчество формирует положительную мотивацию жизнедеятельности, психологический фон самоутверждения и в итоге выполняет реабилитирующие и адаптирующие функции.
Именно поэтому возможность творческого развития необходима каждому человеку с особыми потребностями.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине Работа дефектолога в специализированном детском саду
Опубликовано: 757 дней назад (14 ноября 2014)
Просмотров: 3294
+8
Голосов: 8
Мила Кузьмина # 14 ноября 2014 в 01:25 +1
Дорогая Марина Ивановна! Спасибо вам за такой насыщенный материал, который дает возможность восхититься результатом вашей работы и задуматься о многом... Работая с такими детьми, вы делаете великое дело! Участие детей в творчестве - это положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться и делиться своими достижениями с другими людьми!
Марина Ивановна Акулова # 14 ноября 2014 в 13:18 0
Мила, Спасибо вам за поддержку и за комментарий!Всего Вам наилучшего!
Тюрина Вероника # 14 ноября 2014 в 02:44 +2
Марина Ивановна! С удовольствием просчитала статью о вашем интернате. Работа с такими подростками сложная, столько терпения нужно для обучения даже элементарным навыкам последовательности действий. Прикладное искусство действительно очень применим для детей с ОВЗ . Особенно ткачество и плетение. Более сохранные дети могли зарабатывать деньги своим трудом. Для них это такой стимул. Мне очень близка эта тема, так как сама работаю с детьми с умственной отсталостью . Вашему музею можно позавидовать , такие экспонаты, да еще действующие. Спасибо вам и удачи. +1
Марина Ивановна Акулова # 14 ноября 2014 в 15:53 0
Вероника. добрый день! Приятно получить комментарий от коллеги. Спасибо большое!
Галина Васильевна Егорова # 14 ноября 2014 в 05:12 +1
Познакомилась с вашей работой. Просто здорово! Сколько заботы, труда и души вы вложили в этих детей!Именно благодаря таким людям, как вы, дети с отклонениями в здоровье получают всю любовь, внимание и ласку, которую им не смогли дать их родители. Вы создали условия для полноценной жизни больных детей. Все ваши занятия направлены на коррекцию и развитие моторики рук, внимания, сосредоточенности, памяти детей. Использование народной культуры, как основного метода воспитания и развития, правильный и результативный выбор. Хочу дать совет только при оформлении публикации. Вы забыли прописать задачи к работе. И используйте, пожалуйста, разные шрифты при записи и пробелы между фотографиями, когда они идут серией. А за ваш труд и данный материал я, конечно, голосую.
Марина Ивановна Акулова # 14 ноября 2014 в 13:48 +1
Галина Васильевна, большое спасибо за комментарий! Я обязательно учту все замечания.Я еще не совсем разобралась-Опыт придет!
Людмила Петровна Измоденова # 14 ноября 2014 в 09:24 +2
Добрый день, Марина Ивановна.
Ознакомилась с вашей работой "Народное творчество в реабилитации людей с ограниченными возможностями".
Голосую! Вы представили материалы за многие годы, и всему педагогическому коллективу спасибо за огромный и эффективный труд. Разрешите высказать некоторые замечания по оформлению работы. К работе не прописаны задачи, содержание работы не совсем понятно. Я бы в содержании под цифрой 1 прописала - оформление выставки для украшения зала, 2. Изготовление русской народной куклы., 3.Роль ткачества ...., 4.Роль бересты...., 5. Изготовление ... из пластиковых бутылок, 6. Кабинет декоративно-прикладного творчества, 7. Лоскутное шитье ..., 8. Украшение интерьеров ..., 9. Аппликации.... Фотографий очень много, но некоторые не подписаны. Из каждого пункта можно сделать отдельные методические разработки с пошаговым мастер-классом, это будет полезно другим людям для изготовления подобных маленьких шедевров.
Марина Ивановна Акулова # 14 ноября 2014 в 13:10 0
Людмила Петровна, добрый день!Большое спасибо за разбор данной статьи. Это моя первая публикация на сайте. Я вчера очень долго думала как ее напечатать, соблюдая все правила. Задачи я сначала прописала, но потом подумала, что раз я описываю данный материал, как статью из опыта работы, а не методическую разработку-задачи не нужны и убрала их. Для меня была одна цель показать как занятия декоративно-прикладным творчеством влияет на реабилитацию и адаптацию людей с проблемами в развитии.
Как подписать фотографии в самом тексте я не знаю(, фото я вставила, как продолжение текста. Мастер-классы я оформлю и выложу в отдельной рубрике. С уважением Марина Ивановна.
Галина Васильевна Егорова # 14 ноября 2014 в 14:25 +1
Ничего страшного в том, что что-то не получилось нет. Все с чего-то начинали, учились на своих ошибках, прислушивались к советам в комментариях.Про цель и задачи даже не задумывайтесь - надо или нет. Их всегда надо к любой работе. А фотографии, мне кажется, просто так и писать, что на этой фотографии дети плетут корзины, здесь вышивают и т. д.Меня очень заинтересовали корзины, плетеные из пластиковых бутылок. Вы, как-нибудь, сделайте и по ним МК, пожалуйста. Будет отличной идеей для рукоделия многим.
Марина Ивановна Акулова # 14 ноября 2014 в 18:33 +1
Галина Васильевна я попробую его оформить и выставить, я знаю, что он заинтересует многих. Спасибо большое за рекомендации к публикации. Я учту и в следующий раз постараюсь грамотно предоставить свои работы. С уважением.
Елена Александровна Семёнова # 14 ноября 2014 в 13:08 +1
Марина Ивановна! Очень понравилась статья о вашем интернате. Занятия народным творчеством имеют огромное значение в становлении личности . Они способствуют раскрытию творческого потенциала в реабилитации людей с ограниченными возможностями, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры людей с ограниченными возможностями, их эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, они получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками, что потом пригодится им в жизни. Спасибо вам и удачи. +1
Марина Ивановна Акулова # 14 ноября 2014 в 13:14 0
Елена Александровна! Спасибо за комментарий. творческих Вам успехов!
Светлана Валерьевна Аржанова # 14 ноября 2014 в 13:42 +1
большое уважение к работе пед.коллектива , что такие люди есть у нас. а , молодцыведь некоторые работы довольно сложные, молодцы!
Марина Ивановна Акулова # 14 ноября 2014 в 15:44 0
Педколлектив действительно достоен уважения, девочки все творческие, легкие на подъем. Спасибо за добрый комментарий.
Ирина Вячеславовна Дерендяева # 14 ноября 2014 в 17:54 +1
Марина Ивановна! С удовольствием просчитала статью о вашем интернате. Земной поклон Вам и вашим коллегам за Ваш труд.Вы помогаете инвалидам почувствовать себя полноценными людьми, поверить им что они личности. Вы нашли правильный подход к своим воспитанниками.Использование народно-прикладного искусства, как основного метода воспитания и развития, это правильный и результативный выбор. А у Вас нет в планах, попробовать со своими воспитанниками поставить спектакль? Сшить самим костюмы, сделать декорации к спектаклю?
Марина Ивановна Акулова # 14 ноября 2014 в 18:23 0
Ирина Вячеславовна! К сожалению я сейчас не работаю в этом интернате-вышло так, что он сейчас не детский дом интернат, а психоневрологический женский интернат, детей в нем не осталось, и нам (педагогам) пришлось найти новую работу. Я в свое время сделала яркую презентацию с фотографиями и мне жалко. что она нигде никому не пригодилась, вот я и решила ее опубликовать. Думаю, что этот материал сможет кому-нибудь пригодиться. Спасибо за Вашу высокую оценку нашей работы. С уважением!
Ольга Ивановна Турбина # 14 ноября 2014 в 21:55 +1
Марина Ивановна! Очень понравилась статья о вашем интернате. Занятия народным творчеством имеют огромное значение в становлении личности . Низкий вам поклон.
Светлана Леонидовна Герасименко # 14 ноября 2014 в 23:07 0
Понравилась Ваша статья, я работаю с умственно отсталыми детьми, веду кружок "Вязание на спицах". Знаю, что такие дети очень настойчивы, у них не получается, но они делают и добиваются результатов. У меня одна девочка только через полгода занятий - упорных - смогла выполнить лицевую петлю самостоятельно. А сколько радости в глазах, гордости, что получилось! У вас замечательные работы, сколько труда. А музей - слов нет. Молодцы! Спасибо! Голос!
А Вы приглашаете на выставки кого-нибудь?