Конкурсы для педагогов и детей

Приёмы целеполагания для детей дошкольного возраста

Статья по педагогике: Приёмы целеполагания для детей дошкольного возраста
Автор: Сидорова Марина Ивановна,педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой описываются приёмы целеполагания, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, педагогов школ.Педагоги могут использовать статью для выступлений на заседаниях МО, педагогических советах.

Цель: Ознакомление педагогов с приёмами целеполагания для детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить педагогов со специальными знаниями и практическими умениями в области определения темы и постановки цели занятия совместно с обучающимися;
- научить использовать в практике приёмы целеполагания;
- повысить уровень мастерства педагогов.

Традиционно педагог в начале занятия называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний. Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой).
Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу педагогу в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная педагогом форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.
На сегодняшний день разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются и внедряются в практику образовательной деятельности новые средства.
Первая задача - развить ребенка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания, мог приобрести умения и навыки”. “Что такое развитие? Это не только приращение знаний, умений, навыков, но и превращение ребенка в обновленного человека, превращение знаний и умений в способности, в возможности свободной деятельности… Развивающее занятие – это не занятие готовых истин, а занятие поиска истины. Его признак – сомнение обучающегося в своих знаниях и даже в том, что говорит педагог. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнение вызывает интерес и показывает зарождение интереса… Обычное занятие учит отвечать. Занятие развития учит спрашивать” (Давыдов В. В.)
Формирование познавательных умений и навыков возможно только в процессе игровой деятельности, которая является основой развития обучающегося. Игровая деятельность понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Иными словами ребенок должен научиться учиться. Умение учиться, формируемое в игровой деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда всех умений. “Появление этого умения знаменует революционное событие в психическом развитии: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно”. (Эльконин Д. Б.)
Переориентация детского мышления с результатов на способы действия возможна лишь в процессе решения цели и учебных задач. Но что значит поставить перед ребенком цель или задачу? Их недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная педагогом, должна быть принята обучающимся, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на занятии, должен стать собственным вопросом обучающегося, иначе он получит от педагога ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, может быть, “пропустит мимо ушей”.
Постановка темы и учебной цели связана с двумя принципиально важными “открытиями” обучающихся:
1) они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи);
2) они должны хотеть решить эту цель, стремиться к ее решению.
Цели должны быть:
- Диагностируемые.
- Конкретные.
- Понятные.
- Описывающие желаемый результат.
- Реальные.
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные.
- Личностно значимыми для воспитанников.
Рассмотрим принципы постановки темы и цели:
1) Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы.
2) Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.
3) Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
4) Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Некоторые приемы целеполагания
Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели занятия.
Например, тема "Число и цифра 6".

2 4 1 6 3 5 0

Исключение
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид.Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема "Дикие животные".

Второй вид.Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, по теме "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешниепризнаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей занятия.
Тема: "Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака"
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто правильно назовёт месяц
- Первый месяц года (январь)
- Первый месяц весны (март)
- Месяц перед маем (апрель)
- Месяц после мая (июнь)
- Последний месяц лета (август)
- Самый короткий месяц (февраль)
- Год кончает, зиму начинает (декабрь)
- Середина лета (июль)
2.Этап постановки цели. Актуализация знаний. Теоретическое обоснование данного умения.
- Определите, какой последний звук в слова?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
- Что общего в звучании названий месяцев 2 группы? (В конце названий месяцев слышится мягкий согласный звук)
- Какую букву будете писать в конце каждого названия месяца? (Букву Ь)
- Почему? (Так как она обозначает мягкость согласного звука)
- Чем сегодня будем заниматься на занятии? (Обозначать мягкость согласных при помощи буквы Ь)
Домысливание
Например: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»
I.Организационный момент.
II. Введение в тему занятия.
- Мы с вами уже многое умеем и знаем. Поэтому именно к нам обратился за помощью один очень известный сказочный герой. Он очень не любит учиться. Говорит, что умеет кушать, на улице играть. А больше ему ничего не надо.
Он не знает ничего…
А вы знаете его…
Мне ответьте без утайки-
Кто в гостях у нас? (Незнайка)
- Незнайка на занятии писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил.
- Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки. Подумайте, какой материал не усвоил Незнайка? Чего он не знает?
ё
Лодка плывот по реке.
ё
Летит быстрый самолот.
ю я
Луба и Рая лепат снеговика.
- Незнайка не научился использовать гласные буквы для смягчения согласных звуков. Поможем Незнайке?
- Мы должны заработать 5 баллов для Незнайки, выполнив 5 сложных заданий.
- Итак, тема занятия «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами».
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели занятия.
Например, « Звуки [х-х,] и буква «Ха».
Цель: познакомить обучающихся со звуками [х-х,] и буквой «Ха».
Ход занятия
І Организационный момент.
Педагог: Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Педагог предлагает детям присесть, удобно расположиться и послушать одну историю.
ІІ Сообщение темы и цели занятия
Педагог: Сегодня мы должны познакомиться с новой буквой и звуком. А с какой, догадайтесь.
Педагог: эта история произошла в одном сказочном лесу, в котором, жил озорной весёлый хомячок. Он всё хотел знать, и прилежно учился, как и вы (на экране появляется образ Хомячка). Но в соседнем лесу жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этого животного. Разозлилась она, и заколдовала его, забрав имя. Но оставила такой наказ: (появляется образ злой волшебницы, звучит голос за кадром) «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания, выполнив все задания. За правильное выполнение, вы получите буквы, из которых составите имя Хомячка. Найти задания помогут цветы с цифрами, которые я у вас рассыпала».
Педагог: что сделала злая волшебница?
Дети: заколдовала имя.
Педагог: А чьё имя она заколдовала?
Дети: Хомячка.
Педагог: Какой первый звук в слове «хомячок?
Дети: Звук [х].
Педагог: А знакомились ли мы со звуком [х] и буквой «Ха»?
Дети: Нет.
Педагог: Какова тема нашего занятия?
Дети: Звуки [х-х,]; и буква «Ха».
Педагог: Да, верно. Что мы должны узнать о звуках [х-х,] и букве «Ха»?
Дети: (Высказывания детей педагог корректирует).
Педагог: Мы сегодня дадим характеристику звуков [х-х,], узнаем какой буквой они обозначаются, но для этого нам нужно выполнить все указания злой Феи и вернуть имя хомячку.
Обобщая материал на данную тему, необходимо отметить, что приемы целеполагания могут быть разными. Это зависит от ряда факторов: типа занятия в цикле занятий по данной теме, возрастных особенностей обучающихся и их уровня владения предметом и т.д.
Но всегда нужно помнить, что обязательными условиями использования приемов целеполагания являются:
- учет уровня знаний и опыта детей;
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
На занятиях организовать постановку темы и цели и решения учебной задачи довольно сложно, но это возможно. Педагогу необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы цель стала
“собственной” целью для детей, чтобы дети понимали значимость этой цели и необходимость ее решения.

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Как развивать логическое мышление у дошкольников Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Участник №128 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Конспект занятия по этикету для детей старшей группы в детском саду с презентацией | Сценарий выпускного праздника для дошкольников
Опубликовано: 277 дней назад (7 марта 2016)
Просмотров: 1070
Рубрика: Без рубрики
+12
Голосов: 12
Елена Аркадьевна Вересова # 7 марта 2016 в 11:55 +3
Спасибо за материал. Хоть сегодня бери в работу - не только грамотная подача теоретического материала, но и конкретные примеры. Как методист сейчас работаю именно над этой проблемой - как научить педагогов дошкольного образования выстраивать образовательную деятельность так, чтобы дети стали её субъектами. Мне Ваш материал - подарок.
Марина Ивановна Сидорова # 7 марта 2016 в 12:12 +1
Большое спасибо за отзыв! Рада, что мои материалы пригодятся в вашей работе.
Светлана Гаврилюк # 7 марта 2016 в 16:02 +4
Действительно, с мотивацией все справляются, а вот с целеполаганием у многих проблемы возникают, посоветую старшему воспитателю взять Ваш материал на заметку.ГОЛОС! и приглашаю оценить сою работу http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-gavrilyuk/doklad-na-temu-razvitie-melkoi-motoriki-kak-sredstvo-razvitija-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
Марина Ивановна Сидорова # 7 марта 2016 в 17:54 +1
Светлана, спасибо!
Ирина Юрьевна Ручина # 8 марта 2016 в 13:22 +4
Марина Ивановна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Статья по педагогике: "Приёмы целеполагания для детей дошкольного возраста" очень интересная, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:19 +1
Ирина, спасибо!
Лариса Владимировна Валитова # 8 марта 2016 в 17:08 +3
Здравствуйте, Марина Ивановна. Очень интересная и познавательная статья. Каждый педагог должен знать, как правильно ставить цели, как их достигать в условиях ФГОС. Эта статья помогает именно в этом. Спасибо.
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:20 +1
Лариса Владимировна, спасибо за отзыв!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 8 марта 2016 в 22:09 +3
Здравствуйте, Марина Ивановна!
Теория, подкреплённая примерами - замечательная публикация, которая будет полезна многим педагогам сайта в воспитании и образовании детей! Голос!
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:20 0
Спасибо за отзыв и голос!
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:20 0
Спасибо за отзыв и голос!
Вера Георгиевна Яковлева # 8 марта 2016 в 22:37 +2
потрясающе умная статья!марина ивановна,дорогая!очень нужная и очень важная информация!просто расцеловать вас готова за такой умный и бесценный материал!буду с нетерпением ждать ваших публикаций! чувствуется-настоящий профессионал!!!! мой голос!!!!!!
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:23 0
Вера Георгиевна, спасибо! Очень приятно за такую оценку моей работы!
Раиса Владимировна Коломыцева # 9 марта 2016 в 11:16 +1
Добрый день, Марина Ивановна! Материал достоин внимания и носит познавательный характер,очень хорошие примеры, голосую!
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:24 0
Раиса Владимировна, спасибо за отзыв!
Алена Викторовна Крюкова # 9 марта 2016 в 18:11 +1
С иллюстрациями, занятие очень интересное, увлекательное. Заинтересует воспитанников.
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:24 0
Спасибо!
Юлия Валентиновна Редькина # 9 марта 2016 в 22:51 0
Статья, мне понравилась, тема актуальная и хорошие и интересные примеры.
Как начинающий педагог, возьму себе в копилку интересные приемы целеполагания.
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:23 0
Спасибо, Юлия Валентиновна!
Татьяна Викторовна Сорокина # 10 марта 2016 в 21:37 0
Добрый вечер. Мне очень понравилась. Спасибо за приглашение.
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:23 0
Спасибо!
Мария Чукмарёва # 11 марта 2016 в 06:39 0
Спасибо за приглашение!Познакомилась с вашей публикацией с интересом, так как у многих педагогов возникают проблемы в постановке целей. А на ваших достаточно простых и наглядных примерах видно и понятно , как можно добиться правильной постановки цели в различных ситуациях. Материал будет полезен молодым педагогам, а также педагогам профессионалам для своего саморазвития! Примите голос!
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:22 0
Мария, спасибо большое!
Сидорова Зоя Григорьевна # 11 марта 2016 в 23:31 0
Марина Ивановна!
Ознакомление педагогов с приёмами целеполагания для детей дошкольного возраста - актуальная, нужная, интересная тема. Ваша публикация позволяет познакомить педагогов со специальными знаниями и умениями в области определения темы и постановки цели занятия совместно с обучающимися, повысить уровень мастерства педагогов.
С удовольствием буду использовать Ваши наработки.
Спасибо, всего Вам доброго!
Голос!
Зоя.
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:21 0
Зоя Григорьевна, спасибо за отзыв и голос!
Валентина Николаевна Мельникова # 12 марта 2016 в 00:46 +1
Добрый вечер, Марина Ивановна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией, статья по педагогике: "Приёмы целеполагания для детей дошкольного возраста", очень познавательна и интересна! Желаю вам творческих успехов! +1!!!
Марина Ивановна Сидорова # 12 марта 2016 в 08:20 0
Спасибо большое!
Елена Владимировна Орлова # 13 марта 2016 в 01:47 0
Любопытная попытка применить такую "взрослую" тему как целеполагание в контексте работы с детьми дошкольного возраста. Мне думается, что если захотите и дальше развивать свою работу в этом направлении, то вам поможет техника из НЛП под названием "Хорошо сформулированный результат", её легко найти в интернете. Голосую за!
Марина Ивановна Сидорова # 13 марта 2016 в 17:23 0
Спасибо за отзыв! Обязательно познакомлюсь с предложенной Вами техникой!
Наталия Ивановна Маркова # 17 марта 2016 в 18:28 0
Марина Ивановна!Спасибо за такой интересный и познавательный материал! Возьму себе в копилку! Удачи вам! Голос!
Юлия Ефремова # 8 июля 2016 в 18:38 0
Марина, здравствуйте. С интересом прочитала Ваш материал. Это очень сложно сразу перестроиться на работу по-новому (по ФГОСу), тем более когда, все новое - это, как правило, хорошо забытое старое. Мне кажется, что ни одно поколение педагогов спорило о том, нужно ли ставить детям конкретную цель занятия или лучше пусть она будет только в игровой форме. И, наверное, однозначного ответа здесь быть не может. Ваша статья о целеполагании как раз помогает педагогам подумать, как лучше это сделать. Спасибо, за приведенные примеры и задания, все пригодится в работе.