Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическая сказка для детей 6-8 лет

Авторская сказка по экологии «Лесная девочка и медведи». Вступительная беседа к теме «Знакомство с Красной книгой России».
Автор: Княжева Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ № 12 «Березка», город Киржач, Владимирская область.
Описание: Мир сказок…Он одновременно и прост, и сложен. Как горят глаза детей, когда они слушают сказки! Сказка учит, сказка лечит, сказка воспитывает. А еще сказка помогает ввести детей в сложную для их понимания тему, помогает увлечь и заставляет задуматься. Именно поэтому я придумала сказку для вступительной беседы о Красной книге. Сказка помогла мне сосредоточить внимание детей и перейти к рассматриванию материала. Надеюсь, моя сказка поможет и педагогам начать с детьми обсуждение такой важной и актуальной во все времена темы сохранения наших природных ресурсов. Сказка моя может быть понятна детям 6-8 лет.
Цель: Знакомство детей с Красной книгой России.

Задачи: Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и ее ресурсам. Познакомить детей с исчезающими видами животных или растений, с понятием «редкое животное или растение».
«Лесная девочка и медведи»
-А хочешь, я расскажу тебе сказку?
Кудрявая девчушка улыбнулась, и ее веснушки весело заиграли на лице.
-Дима, а она страшная?
-Кто?
-Ну, эта сказка.
-Да нет, может совсем немножечко. Ну, слушай.
Дети прижались друг к другу, задумчивые глаза малышки оживились.
-Давно это было. Рассказывают, что в одном дремучем лесу жила семья медведей: медведица-мама и медвежонок-сын. И вот однажды, когда медведица возвращалась с охоты в свою берлогу, она вдруг увидела корзину. Ей стало интересно, что же там внутри, может это будет игрушкой для ее сынишки-медвежонка, а может это что-то съестное? Когда медведица развернула сверток, то увидела там маленькую девочку. Волосы у девочки были совершенно белые, как снег. Она улыбнулась медведице, протянула к ней ручки, схватила медведицу за ухо, весело что-то защебетала, ей понравилась мягкая и пушистая шкура медведицы. Медведица пожалела девочку, ведь она была МАМОЙ.
Так в медвежьей берлоге появилась маленькая девочка. Медведица полюбила девочку, да и медвежонок теперь не скучал, когда она была на охоте. Девочка и медвежонок подрастали.
Однажды, когда девочка гуляла в лесу, ее увидели люди. Им стало жалко девочку, которая живет в лесу совсем одна и они забрали ее с собой. Стала лесная девочка жить с людьми. Люди научили ее разговаривать, шить себе одежду и готовить еду.
Но с каждым днем девочка становилась все грустнее и печальнее. Селение, где жили люди, было недалеко от леса, и девочка видела, как люди нещадно губили все то, что есть в лесу. Они беспощадно убивали зверей: белок, зайцев, лисиц, медведей, горностаев и продавали другим людям их шкуры и мясо. Они вырубали деревья и жгли костры.
-Что же вы делаете? Ведь вы так погубите лес!- говорила им девочка.
-Ты еще маленькая, - говорили ей люди. - Мы получаем за это деньги. На них можно купить все, что нам захочется. А лес вырастет еще.
-Ну, уж нет! Не бывать этому!
И девочка ушла снова в лес от этих жадных и ненасытных людей. Она отправилась искать медведицу и медвежонка, с которым так подружилась в детстве. Долго бродила девочка по лесу пока не наткнулась на берлогу. Берлога была пуста, а в кустах сидел перепуганный медвежонок.
-Где же твоя мама, малыш? – спросила девочка.
-Ее убили люди, - прошептал медвежонок.
-Знаешь что, милый медвежонок, мы больше не останемся здесь. Мы…- девочка посмотрела на небо, - мы уйдем вон туда, видишь? Девочка подняла руки к небу. - Мы накажем этих злых людей.
Тогда девочка превратилась в медведицу, и они с медвежонком поднялись вверх, в небо. С тех пор, по небу ходят всегда вместе большая медведица и маленький медвежонок.

А в том лесу больше нет медведей, ни одного, да и людей там больше нет. Злые люди превратились в деревья, они протягивают свои длинные ветви-руки к небу и просят прощения у большой медведицы.
-Какая грустная сказка, - вздохнула Светланка, так звали эту кучерявую, веснушчатую девочку. - Дима, а правда, что в этом лесу не осталось ни одного медведя?
-Не знаю, ведь это сказка, но люди истребили столько животных ради своей наживы, что, наверное, это правда. На земле уже никогда не появятся многие виды животных. Все они: редкие, исчезающие или истребленные, записаны в Красную книгу.
-Красная книга, а что такое?

-Это такая книга. В ней собраны животные, которых или уже нет на земле или их осталось очень-очень мало. Да и не только животные, но и растения: цветы, ягоды, деревья, травы.

Далее педагог раскрывает ту тему, ради которой и затевался этот рассказ: это просмотр иллюстраций с редкими видами животных или растений, слушаются и обсуждаются вопросы детей, небольшие рассказы из опыта детей.
-А знаешь, Дима, я вот что решила, - весело проговорила Светлана.
Что же могла придумать Светлана? Необходимо выслушать варианты ответов детей.
-Это ты хорошо придумала. А я тебе буду помогать. Я расскажу тебе еще много сказок, и ты увидишь, что нет ничего лучше и краше нашей Земли.
Послесловие: Да, сюжет моей сказки наивен и прост, и нам, взрослым, очень трудно, да и страшно представить себе ситуацию жизни ребенка в лесу среди медведей. Но я думаю, что дети не будут углубляться в проблему детей-маугли, и представят себе такой сказочно-наивный сюжет, ведь фантазия детей безгранична.
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая беседа для детей подготовительной группы Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы ДОУ Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии

Похожие статьи:

Конспект занятия – сказки в подготовительной группе детского сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения на территории детского сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения огорода

Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы

Участник №124 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 августа по 5 ноября 2015 года
Тематическое планирование в средней группе детского сада. Сентябрь. 3 неделя | Обучающее игровое пособие по театрализованной деятельности для старших дошкольников. Тема: ПДД
Опубликовано: 3068 дней назад (4 ноября 2015)
Просмотров: 8727
+20
Голосов: 20
Любовь Зайцева # 4 ноября 2015 в 22:10 +1
Замечательное смысловое предисловие к Красной Книге Голос№3!
Марина Викторовна Княжева # 4 ноября 2015 в 22:13 0
Любовь, спасибо за комментарий. Рада стараться, надеюсь, что пригодится.
Любовь Петровна Питерская # 4 ноября 2015 в 22:16 +1
Добрый вечер, Марина Викторовна! Такая грустная и вместе с тем добрая сказка. Прослушав ее дети будут готовы сострадать и защищать.Хорошая подача материала - просто и в доступной для детей форме.Творческих успехов! Голос!
Марина Викторовна Княжева # 4 ноября 2015 в 22:21 0
Любовь Петровна, огромное спасибо, что заглянули и оценили.
Наша планета

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Тамара Буланкина # 4 ноября 2015 в 22:47 +1
Марина Викторовна, благодарю за приглашение! Мне понравилась Ваша сказка, которая учит детей сострадать и знакомит с Красной книгой! Увлекли детей сюжетом сказки и доступно познакомили с Красной книгой России. Примите мой голос! Творческих успехов и удачи!
Марина Викторовна Княжева # 4 ноября 2015 в 22:54 0
Тамара, спасибо за комментарий. Сказка - это чудо, и очень здорово, что она у нас есть.
Ирина Ивановна Гончарова # 4 ноября 2015 в 23:25 +1
Добрый вечер, Марина Леонидовна! Ваша сказка мне понравилась, хоть она и грустная. Но, думаю, что именно эта деталь будет способствовать формированию таких чувств, как сострадание, сопереживание; воспитанию бережного и созидательного отношения к природе. Свой замысел - знакомство с Красной книгой России, Вы в полной мере воплощаете на этом мероприятии. Материал изложен доступно, лаконично. Интересные фото. Спасибо за приглашение. Примите голос.
Марина Викторовна Княжева # 4 ноября 2015 в 23:40 0
Ирина Ивановна, спасибо за положительный комментарий. (только я Викторовна)
Сидорова Зоя Григорьевна # 5 ноября 2015 в 00:20 +1
Марина Викторовна!
Экологическое воспитание неотделимо от эстетического. Больше того, мне кажется, что с эстетической ценности природы начинается воспитание человека. С этого и начинается воспитание любви к природе, воспитание экологически грамотной личности, патриотизма, доброты. Я люблю сказки, да и дети тоже, когда добро побеждает зло. Я бы не стала читать сказку, где убивают... Эту правду жизни пусть они узнают (а лучше, может, не узнают) позже. Мне кажется, в дошкольном возрасте более мягко можно объяснить, что природу надо беречь!
Хорошо, что вы подняли тему бережного отношения к природе, животным. Спасибо, что рассказали о Красной книге.
Голос.
Зоя.
Марина Викторовна Княжева # 5 ноября 2015 в 00:35 0
Зоя Григорьевна, полностью согласна с Вами, что добро должно побеждать зло. Но ведь Красная книга - это КРИК, крик о помощи. Ведь существуют еще и черные страницы. Туда занесены животные и растения,которые уже никогда не будут существовать на планете Земля (эти виды уже вымерли). Согласна, грустно, но молчать нельзя.
Марина Викторовна Княжева # 5 ноября 2015 в 00:46 0
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Юлия Яковлева # 5 ноября 2015 в 00:49 +1
Зоя Григорьевна! Очень интересный и увлекательный материал. Красочно оформлен, уверена, что дети были в восторге и ушли с занятия с массой положительных эмоций.
Сын в третьем классе, завтра же почитаю ему.
Вам дарю голос и удачи.
Марина Викторовна Княжева # 5 ноября 2015 в 01:01 0
Юлечка, спасибо, что заглянули на огонек в столь позднее время (спишем на поздний час ошибку с именем: я Марина Викторовна). Благодарю за комментарий. Насчет положительных эмоций не уверена, но с желанием помочь - это точно. Ведь важно зажечь детские души, направить и не дать остыть. Спасибо.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 5 ноября 2015 в 05:36 +1
Марина Викторовна, здравствуйте! Прочитала Вашу сказку, грустно стало, что на маленьких детей выворачиваем проблемы общества. Ведь они их не решат. А в детские сердца закрадётся боль, отчаяние и другие проблемы – дети слишком впечатлительны. Пожалуй, соглашусь с точкой зрения Зои Григорьевны. Рановато. Мой педагогический опыт более 30 лет. Дети и без таких жестоких сказок любят всё живое: комаров, бабочек, собак и кошек. Они посещают зоопарк, и им жалко животных в клетке. Если прочитать первые сказки про Красную шапочку, Спящую принцессу, они были тоже жестокими. Но людская мудрость убрала эту жестокость и сделала сказки волшебными. Возможно, её читать можно в подростковом возрасте, когда у детей более менее сформирована психика. Или родителям, на родительском собрании. Вот они пусть слушают и без того, горькую правду жизни. Они способны что-то сделать, поучаствовать в каких-либо акциях, или ещё что-либо. Не знаю. Торгаши в современном мире уничтожают леса, озёра – ведь никто им не противостоит, всем всё равно. А путь от 6-летнего ребёнка до взрослого юноши долог, тем более, до дяденьки, который решает: существовать этому лесу, и жителям лесным, или нет. А легенд о Созвездии Большой и Малой медведицы предостаточно. Творческих Вам успехов! Голос.
Марина Викторовна Княжева # 6 ноября 2015 в 22:45 0
Алёна Дмитриевна, огромное спасибо за Вашу точку зрения. Рада, что мнения коллег столь противоречивы. По хорошему, я с Вами немного солидарна: может стоит такую сказку прочесть чуть позже в 8-9 лет. Насчет комаров и бабочек не согласна: дети - экспериментаторы. А что произойдет с живым объектом, если экспериментируют дети? Но если в раннем возрасте не говорить о проблемах экологического характера, то когда? Когда бросать зерно сомнений о том, правильно ли я поступаю или окружающие меня люди? А вот о создании очередной легенды о созвездии, даже и не было в мыслях. Все равно очень приятно, что Вы заглянули и поделились мнением. Критика, здоровая критика - необходима. Спасибо!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 5 ноября 2015 в 09:18 +1
Марина Викторовна, огромное спасибо за приглашение!
Экологическому воспитанию сейчас необходимо уделять максимум внимания, ваш материал просто необходим многим педагогам. Отличная разработка. Солидарна со всеми положительными отзывами в адрес работы. Голосую!
С уважением, Т.Н.
Марина Викторовна Княжева # 6 ноября 2015 в 22:48 0
Татьяна Николаевна, спасибо.
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Альмира Идрисовна Хамидулина # 5 ноября 2015 в 13:42 +1
Добрый вечер, Марина Викторовна! Благодарю за приглашение! В нашей жизни всегда присутствует добро и зло.Конечно. хочется, чтобы положительных эмоций было больше. Но...Красная книга ведь и создана для того, чтоб показать проблемы,а они есть,к сожалению,потому и есть Красная книга.Ваш материал по сути преподнес детям правду жизни.Голосую.
Марина Викторовна Княжева # 6 ноября 2015 в 22:51 0
"Красная книга" - для редких растений,
"Красная книга" - для редких животных.
Всем, кому в мире грозит истребленье,
Дарит спасенье запрет на охоту.

В "Красную книгу" - лохнесское диво,
В "Красную книгу" - енотов и тигров!
"Красная книга" ко всем справедлива,
Всех малочисленных - в "Красную книгу"!
Ирина Анатольевна Князева # 5 ноября 2015 в 16:04 +1
Марина Викторовна! Я полностью согласна с комментариями коллег, материал интересный и увлекательный! С удовольствием голосую! +1
Марина Викторовна Княжева # 6 ноября 2015 в 22:52 0
Ирина Анатольевна, спасибо.
Ильмира Шавкатовна Файзуллина # 5 ноября 2015 в 20:59 +1
Марина Викторовна, хорошая сказка!Очень актуальная тема в нынешнее время!Думаю деткам тоже понравилась!Голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 8 ноября 2015 в 13:47 +1
Марина Викторовна, благодарю за приглашение! Мне понравилась Ваша сказка, которая учит детей сострадать и знакомит с Красной книгой! Увлекли детей сюжетом сказки и доступно познакомили с Красной книгой России. Примите мой голос! Творческих успехов и удачи!
Марина Викторовна Княжева # 10 ноября 2015 в 22:08 0
Ирина Николаевна, спасибо за положительный комментарий. А прием заинтересованности: этот прием активизирует детей, повышает мотивацию и результат занятий.
Евгения Игоревна Салимова # 10 ноября 2015 в 15:40 +1
Спасибо за приглашение. Возьму на заметку вашу сказку. Голосую
Марина Викторовна Княжева # 10 ноября 2015 в 22:09 0
Евгения Игоревна, спасибо, что заглянули. Буду только рада, если сказочка "вылетит из гнезда".
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 15 ноября 2015 в 21:28 +3
Добрый вечер, Марина Викторовна!Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей авторской сказкой по экологии «Лесная девочка и медведи». И вступительной беседой к теме «Знакомство с Красной книгой России". Мне понравилась Ваша сказка, которая учит детей сострадать и знакомит с Красной книгой! Думаю, что деткам понравилась сказка и им было интересно. Желаю вам дальнейших творческих успехов. Примите мой голос.
Марина Викторовна Княжева # 15 ноября 2015 в 22:04 +1
Галина Евгеньевна, спасибо за комментарий. Сказка как раз и являлась вступительной беседой к знакомству с Красной книгой, была как бы ниточкой, за которой и потянулась вся беседа. Еще раз спасибо и заглядывайте почаще.
Ермакова Наталья Александровна # 28 декабря 2015 в 23:51 +1
Здравствуйте, Марина Викторовна! Чудесная и трогательная сказка, замечательная вступительная беседа к знакомству с Красной книгой! +1
Игорь Владимирович Грушевский # 2 января 2016 в 21:34 +1
Марина Викторовна! Спасибо за интересную сказку! Очень понравилась! Замечательный сюжет! А так же сказка очень поучительная. Ваша сказка, как легенда! smile Никогда ничего подобного не слышал о созвездии Малой и Большой Медведицы. Знал, что есть такие созвездия, а ещё, что у Малой Медведицы Полярная звезда (мне это мама в раннем детстве рассказывала). Даже сейчас, прочитав Вашу сказку, вспомнил, как мы шли в тёмный зимний вечер и рассматривали небо, мама рассказывала о созвездиях, в особенности о Медведицах и мы с ней их искали на небе. Как раз в мороз очень здорово смотреть на небо, звёзды тогда выглядят какими то особенными. Голос!
Марина Викторовна Княжева # 11 января 2016 в 22:32 +1
Игорь Владимирович, очень приятно слышать от Вас такие слова. Эту сказку я нашла разбираясь в старых тетрадях, тогда не было достаточно, как сейчас на любой вкус литературы, и к занятиям готовились тщательнее, придумывая и воображая. Сейчас немного обленились, ведь есть готовые занятия, бери, читай и проводи. Спасибо.
Валентина Николаевна Мельникова # 19 марта 2016 в 22:54 +1
Здравствуйте, Марина Викторовна!
Замечательная авторская сказка по экологии «Лесная девочка и медведи».
Несомненно, детей необходимо знакомить с проблемами экологии,
проблемами вымирания животных и растений.
Прочитала все комментарии, чувство двоякое!
У каждого "своя правда"!
Трудно быть объективной в такой ситуации!
Главное, проблема, поднятая Мариной Викторовной, не оставила никого равнодушным!
И каждый решит, как он будет доносить до детей эту проблему!
А вам мой голос! Вы творческий человек!
Ирина Викторовна Родионова # 20 апреля 2016 в 14:10 +1
Марина Викторовна, здравствуйте! Замечательная сказка. Возможно дети примут сказку намного проще, чем мы взрослые. Мы, взрослые, смотрим гораздо глубже ( с высоты своего жизненного опыта). Для детей - это красивая сказка о дружбе девочки и медвежонка. Творческих успехов!
Пасынкова Ирина Викторовна # 11 ноября 2016 в 01:24 +1
Марина Викторовна, очень понравилась интересная, поучительная сказка!Обязательно познакомлю детей с вашим произведением. Голосую с удовольствием!!!
Татьяна Александровна Маслова # 12 декабря 2016 в 01:48 0
Хорошая экологическая сказка для младших школьников. В ней раскрываются важные экологические взаимосвязи в природе, затрагиваются некоторые причины, последствия экологических проблем, поднимается вопрос о способах решения этих проблем. Через диалог детей и содержание сказки прививается любовь к природе, животным, Земле.